Урок биологии в 11 классе по теме "Происхождение человека"
презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему
Урок биологии в 11 классе по теме "Происхождение человека"
Цель:
Создать условия для формирования представлений учащихся о предках человека, их развитии и становлении вида – человек разумный.
Задачи:
Образовательные:
1. Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни;
2.Знать усложнения в строении и поведении предков человека в процессе исторического развития;
3. Знать основные этапы в развитии человека.
Развивающие:
1. Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, коллекциями), извлекая из них нужную информацию;
2. Уметь сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы;
3. Уметь составлять ленту времени.
Воспитательные:
1) Развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы;
2) Способствовать формированию толерантного отношения друг к другу.
Формы работы:
1) индивидуально- групповая
2) самостоятельная
3) работа с учебником
Оборудование: коллекция «Происхождение человека», мультимедийная презентация «Происхождение человека».
Структура урока
1. Организационный момент
2. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель: Когда и как появилась наша планета?
Ученик: Наша планета возникла одновременно с Солнцем из межзвездного вещества частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько сгустков. Один, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество сжималось и разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Примерно это было 4,5-5 млрд. лет назад. (Современная гипотеза)
Учитель: Когда на Земле появилась жизнь?
Ученик: Учёные считают, что развитие жизни на Земле началось 3,5 млрд. лет назад.
Учитель: Как прекрасна Земля. И на ней человек. Эти строки принадлежат русскому поэту С. Есенину. А когда и как на Земле появился человек? Вы знаете?
Ученики: …..
Учитель: Хотите узнать?
Ученики: Да!
Учитель: Тогда тема нашего урока « Происхождение человека» (сформулировать вместе). Но прежде чем начать изучение темы я попрошу вас заполнить первую колонку таблицы
Я хочу узнать |
Я узнал |
… |
… |
Учитель: Спасибо. Итак, о чем мы будем сегодня говорить?
Ученик: Сегодня мы будем говорить, как и когда появился человек.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Существует несколько гипотез появления человека на Земле. Кто-нибудь знает, что такое гипотеза, и какие существуют гипотезы по поводу появления человека на Земле?
Ученики: Обсуждение…..
Учитель: Рассмотрим две гипотезы появления человека на Земле
А) Библейская
Согласно этой гипотезе – творцом человека был Бог. Отрывок из детской Библии: « И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
Существуют легенды:
а) вавилоняне верили в то, что человек был слеплен из глины, смешенной с кровью бога Бела;
б) греки – язычники считали, что царь богов Зевс сделал фигуру человека из глины, которую оживило дыхание богини Афины. Кроме того, они считают, что бог пользовался различными сортами глины: будто из белой глины и песка был сотворен белый человек, из египетской – красный и коричневый, а из черной – негр.
Б) Научная
Человек происходит от животных предков – обезьяны. Сторонником этой гипотезы был английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (портрет). В своем труде «Происхождение человека », он на основе фактов доказал, что человек находится в родстве с обезьянами. Что человек и человекообразные обезьяны происходят от общих предков, живших в далекие времена. Эта гипотеза подтверждается многочисленными находками костных остатков древних человекообразных обезьян, первобытных людей.
Учитель: А какой точки зрения придерживаетесь вы? И почему?
Ученики: Момент обсуждения…….
Учитель: Да, учение о естественном происхождении человека из животного мира сейчас доказано и общепризнанно. Тогда давайте, и мы познакомимся более тесно с этой теорией. Согласны.
Ученики: Да.
Учитель: Согласно этой теории человек произошел от обезьяны. Так.
Ученики: Так.
Учитель: И что была обезьяна и сразу человек. Что – то я не поняла!
Ученики: Человек развивался.
Учитель: Человек прошёл путь развития. Этот путь был трудным, сложным, долгим и запутанным. Это был путь нужды и лишений, требовавший быть твердым и стойким, на нем были и страдания и достижения. Этот путь привел человечество из тьмы веков в солнечное сегодня. Вы хотите отправиться по этому пути?
Ученики: Да.
Учитель: Проходя этот путь, мы не будем останавливаться на всех перекрестках и не будем подробно его описывать. Иногда он будет теряться, как бы занесенный песком, или, наоборот, будет виден очень ясно далеко вперед, как будто залитый солнечным светом. Многие участки этого пути и по сегодняшний день являются предметом научных дискуссий, другие же, наоборот, не вызывают никаких сомнений. Одно для нас является совершенно ясным: если кто-нибудь изучит этот путь, хотя бы даже мимолетно, он, конечно, не будет огорчаться своим животным происхождением. Напротив, он будет гордиться, что принадлежит к тем, кому ничего не досталось даром, и кто от начала своего существования должен был добиваться всего сам, благодаря своей приспособляемости, труду и способности мыслить. Итак, отправляемся в путь.
4. Работа в группах.
Каждой группе дается задание изучить одного предка человека по план:
а) Когда жили;
б) где жили;
в) как выглядели;
г) какие прогрессивные черты имели;
д) какие причины привели к появлению прогрессивных черт.
Для работы учащиеся используют текст учебника на стр. 132-133 и дополнительную информацию.
5. Обсуждение и анализ работы в группах.
Представитель от каждой группы выходит к доске и отчитывается по данному плану (вывешивает на доску картинку предка человека и время когда он жил).
В результате обсуждения на доске получается лента времени и таблица.
Предок |
Когда и где |
Прогрессивные |
Орудия |
Дриопитек |
30 – 25 млн. лет |
Рост 110 см, жили |
отсутствуют |
Австралопитек |
5 млн. лет, |
Рост 120 – 150 см, |
Камни, палки, кости крупных животных |
Человек |
2,5 млн. лет, |
Рост 109 – 152 см, |
Скребло, каменный молоток, рубило |
Человек |
Европа, Азия |
Рост 150 – 170 см, |
Рубило, деревянное копьё |
Неандерталец |
Европа, Азия |
Развитие членораздельной речи, огонь, охота на крупных животных |
Нож, деревянное копьё |
Кроманьонец |
Европа, Азия Менее 40 тыс. лет |
Строили хижины, шили одежду, украшения, рост до 180 см, объем головного мозга 1600 см3 |
После обсуждения вопрос к классу: В связи, с чем происходит увеличение головного мозга?
Ученики: На увеличение головного мозга повлияло следующее:
а) усложнялись трудовые процессы изготовления орудий труда и предметов быта; в результате трудовой деятельности взаимоподдержка и взаимопомощь.
б) от мимики и жестов к речи.
Учитель: А теперь перечислите прогрессивные черты на пути от обезьяны к человеку?
Ученики: Перечисляют прогрессивные черты:
а) членораздельная речь;
б) труд;
в) сознание и мышление;
г) прямохождение.
Учитель: Эти прогрессивные черты привели к появлению вида – человек разумный, который расселился по всей планете примерно 10 тысяч лет назад и живет, по сей день.
6. Закрепление материала
Построить ленту времени.
7. Рефлексия
Заполнить вторую колонку таблицы (я узнал). Затем обсудить добились ли мы поставленной цели.
8. Домашнее задание:
Вопросы к статье на стр. 132 – 133 учебника «Биология. 10-11 класс» В.Б.Захарова; создать мультимедийную презентацию по теме (задание по выбору)
9. Оценивание работы и благодарность за работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этапы происхождения человека | 640.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эволюционное древо гоминид
Схематическое изображение дифференциально окрашеных хромосом человека и шимпанзе (расположены попарно): в каждой паре слева - хромосома человека, справа - гомологичная ей хромосома шимпанзе. Обратите внимание на пару2: видно, что человеческая хромосома - продукт слияния двух обезьяньих и поперечная исчерченность всех хромосом у обоих видов очень близка. Такие ничтожные различия в структуре кариотипа обычно характеризуют чрезвычайно близкие виды-двойники
Можно оценить генетическую близость человека и, например, шимпанзе количественно. Для этого нужно определить так называемое генетическое сходство и генетическое расстояние (дистанцию) . Допустим, имеются две генетические группировки (популяции, близкие виды) А и В. В обеих имеется ген, представленный несколькими аллелями,— соответственно частоты аллелей у А и В обозначим как а1, а2, а3... и b1, b2, Ь3... Тогда генетическое сходство Обычно считают по нескольким (чем больше, тем лучше) генам и получают среднее значение. Натуральный логарифм J , взятый с обратным знаком, дает нам генетическое расстояние (дистанцию) D:
Как видно из этого рисунка люди делятся на Пралюдей (австролопитеки) Древнейших людей (питекантроп, синантроп) Древних людей (неандертальцы) Люди современного типа (homo sapiens)
Кроманьонец Неандерталец прямоходящий АфараАвстролопитек Австролопитек африканский Австролопитек могучий Автролопитек Бойса Человек умелый Этапы развития человека
Ряд ученых полагают, что только 14 млн лет назад на нашей планете появилась обезьяна, которую можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек. Обитал он на территории современных Индии, Восточ-ной Европы, России. В отличие от первых человекообразных обезьян, задние зубы рамапитека были более широкими и плоскими, а между задними и передними зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину. Рамапитек.
На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки. Многочисленные их остатки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст остатков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120—130см, масса 25—45 кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см3 (что несколько больше, чем у современных человеко - образных обезьян). Однако считать австралопитека предком человека нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда — один из основных признаков человека). Австралопитек.
В этот же исторический период существовало животное, внешне очень входное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше — до 650— 1100см3. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т. е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец был противопоставлен указательному. Значит, он мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе. Действительно, ученым удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Ученые дали этому гоминиду название Человек умелый. Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей. Человек умелый.
Остатки древнейших людей найдены в Азии, Европе, Африке.. Они жили от 1 млн до 300 тыс. лет тому назад. Это было существо среднего роста (160 см) с объемом головного мозга до 1100 см3. Тело человека прямоходящего мало чем отличалось от тела современного человека. Древнейшие люди вели активный образ жизни: охотились, изготавливали примитивные орудия, помогающие им резать растения, мясо. Жили они группами — так легче было защищаться от врагов, находить пищу, охотиться, строить жилища. древнейшие люди могли пользоваться и огнем. Основными эволюционными приобретениями человека прямоходящего были изготовление каменных орудий, появление абстрактного мышления и речи. Человек прямоходящий.
Стадия древних людей пред-ставлена большим числом находок (свыше 100) в Европе, Азии, Африке. Жили древние люди 300—400 тыс. лет тому назад. Все они относились к одному виду — Человек неандертальский, названному так в честь долины Неандерталь (Германия). Череп неандертальца был более куполообразным и вмещал мозг объемом до 1600 см3. Несмотря на это, во внешнем облике неандертальца было еще много примитивных черт.. Рост неандертальцев достигал 1м 70 см; они имели крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой, недюжинной физической силой. Неандертальцам выпало жить на Земле в суровое время — в ледниковый период. Спасаясь от холода, они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду. Неандерталец.
Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами (в честь местности Кро-Маньон, Франция). Это были высокие, рослые люди (до 180см), объем их мозга достигал 1800см3. Кроманьонцы обла-дали всеми признаками современного человека: высокий свод черепа, развитый подбородочный выступ. За последние 40 тыс. лет внешний облик человека почти не изменился. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду - Человек разумный Кроманьонец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"
Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...
Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""
Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....
Контрольная работа по обществознанию для 11-го класса по теме "Человек и экономика"
Контрольная работа содержит тесты и задания по теме "Человек и экономика"...
Разработка урока обществознания в 8 классе. Повторение темы "Человек"к
Урок разработан с использованием слайдов....
Презентация к уроку для 8 класса "Что делает человека человеком"
Презентация к уроку для 8 класса "Что делает человека человеком" соотвествует аналогичной теме в учебнике по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н. К презентации прикреплена технологич...
Презентация коррекционно-развивающего занятия в 5"Б" классе на тему "Человек" - 5Б класс для обучающихся ГБОУ ТРОЦ "Солнышко" (дети с ТМНР)
С помощью потешек, веселых стихов и песенок-потешек учащиеся знакомятся с частями тела человека....
5 класс Тест №1 «Человек, среда обитания, безопасность человека»
Тест для 5 класса по теме «Человек, среда обитания, безопасность человека»...