Методическая разработка урока биологии для 5 класса по теме «Группы животных по типам питания»
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Данная тема изучается ранее в курсе «окружающий мир», поэтому обеспечивается преемственность в изучении биологии в начальной и средней школе; происходит интеграция знаний из различных предметов (биологии, географии, химии); кроме этого, изучение данной темы способствует осознанию биологического разнообразия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии для 5 класса по теме «Группы животных по типам питания»
Автор материала: П.В. Абдуллина, учитель биологии ГБОУ СОШ № 77 с углубленным изучением химии Петроградского района Санкт-Петербурга
1. Пояснительная записка
Целевая аудитория: ученики общеобразовательных школ 5 класса.
Используемый учебник: Биология: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 144 с. : ил. – (Живая природа).
Актуальность темы: данная тема изучается ранее в курсе «окружающий мир», поэтому обеспечивается преемственность в изучении биологии в начальной и средней школе; происходит интеграция знаний из различных предметов (биологии, географии, химии); кроме этого, изучение данной темы способствует осознанию биологического разнообразия.
Цели урока: способствовать овладению учащимися навыками продуктивного чтения и применять полученные знания и навыки в конкретной жизненной ситуации; создать условия для осознания и осмысления новой информации по теме.
Задачи урока:
Предметные:
способствовать усвоению понятий и терминов: питание, травоядные животные, хищники, плотоядные, паразиты, цепь питания;
раскрыть особенности питания животных. Расширить знания учащихся о разнообразии способов получения пищи животными.
Метапредметные:
развитие коммуникативных способностей школьника;
овладение способами самоорганизации учебной деятельности;
овладение навыками продуктивного чтения и использование полученной информации для классификации животных по типам питания;
Личностные:
проявление эмоционально-ценностного и гуманистического отношения к объектам живой природы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями питания животных, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.
Метапредметные: учащиеся осваивают умение классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации
Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Педагогические технологии и методы обучения:
Для реализации поставленных целей и задач на уроке используются элементы различных технологий: продуктивного чтения, проблемного обучения, игровые; используемые методы: словесные, наглядные, поисковые.
Формы обучения:
Индивидуальные, фронтальные, групповые.
Методы оценки и самооценки:
Промежуточная самооценка по ходу уроку и в конце урока
Материально-технические средства:
На уроке используются средства ИКТ (компьютер, проектор), компьютерная презентация. Раздаточный дидактический материал.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
2. Основные этапы урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемая технология, прием, метод | Средства обучения | Планируемый результат (УУД, ЗУНы) |
Организационный | Организация всех участников урока на совместную деятельность. Создание благоприятной атмосферы сотрудничества | Эмоциональная «настройка», мобилизация на урок | |||
I. Актуализация имеющихся знаний. | Постановка перед учащимися проблемного вопроса: «Что изображено на слайде, какой процесс?» , «Что такое питание?», «Организмы каких царств должны питаться?», «Что объединяет 4 рисунка?», | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Проблемные вопросы, беседа | Компьютерная презентация | Предметные: |
Формулирование темы урока и определение задач урока учащимися. | Учитель совместно с учащимися определяет тему урока и план урока | Учащиеся формулируют тему урока «Питание животных», обсуждают план урока | Диалог, фронтальная беседа | Компьютерная презентация | Регулятивные УУД: Умение формулировать цели. Коммуникативные УУД: Готовность вступать в диалог, участвовать в обсуждении вопроса. |
II. Основная часть урока. 1. Изучение нового материала | Организует работу учащихся с изображением на карточках, организует диалог о питании данного животного Организует работу учащихся с маршрутным листом (работа с текстом и таблицей). | Рассматривают животное, изображенное на карточке, определяют, чем питается это животное Учащиеся записывают тему урока в маршрутном листе. Делают первые два задания: читают текст, выполняют задание после текста, заполняют один столбик из таблицы . | Работа с изображением, диалог Продуктивное чтение, работа с таблицей | Дидактический материал, подготовленный учителем заранее Дидактический материал, подготовленный учителем заранее | Метапредметные (УУД): Коммуникативные УУД: Готовность вступать в диалог, участвовать в обсуждении вопроса, слушать собеседника.
Знать, среду обитания, примеры животных, чем питается конкретная группа животных ( по типу питания). Метапредметные (УУД): Познавательные УУД: Выделение необходимой информации из текста. Смысловое чтение. Регулятивные УУД: Поиск информации в тексте. |
Промежуточная самооценка | Учитель побуждает учащихся к анализу своей деятельности и самооценке. | Проводят самооценку в маршрутном листе по итогам выполнения второго задания. | Самооценка | Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля и самооценка | |
2. Продолжение изучения нового материала | Организует работу по продолжению изучения групп животных по типу питания. Организует работу групп учащихся (в зависимости от типа питания, записанного в маршрутном листе). | Выходят к доске группами (по очереди), представляют самостоятельно изученную информацию остальным учащимся для записи таблицы. Остальные ученики заполняют таблицу. | Работа с таблицей | Предметные: Знать типы питания животных, их среду обитания, чем питается животное, знать примеры животных. Уметь классифицировать животных по типам питания. Метапредметные (УУД): Регулятивные УУД: Поиск информации. Коммуникативные УУД: Участвовать в обсуждении вопроса, умение задавать вопросы. | |
Промежуточная самооценка | Учитель побуждает учащихся к анализу своей деятельности и самооценке. | Проводят самооценку в маршрутном листе по итогам выполнения третьего задания. | Самооценка | Дидактический материал, подготовленный учителем заранее | Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля и самооценка |
3. Продолжение изучения нового материала | Учитель задает вопросы: «связаны ли данные животные между собой?», «Что такое цепь питания&». Осуществляет работу учащихся с пятым заданием из маршрутного листа. Проверяет правильность выполнения задания | Отвечают о взаимосвязи животных в процессе питания. Формулируют, что такое цепь питания. Составляют цепь питания в маршрутном листе. | Предметные: Знать и уметь применять понятие «цепь питания». Уметь составлять цепи питания. Метапредметные (УУД): Коммуникативные УУД: Участвовать в обсуждении вопроса, умение задавать вопросы | ||
4. Оценочная деятельность | Помощь в организации оценочной деятельности учащихся. | Учащиеся осуществляют пересчет баллов в отметку по критериям. Делают вывод о значимости своей работы | Беседа | Регулятивные УУД: осуществление самооценка | |
5. Рефлексия | Итоги изученного на уроке предлагает подвести учащимся. Отмечает работу учащихся на уроке. Игра «Верю – не верю». Учитель зачитывает утверждения о питании животных. Объясняет верные или не верные утверждения. | Учащиеся определяют, достигли или нет поставленных целей. Отмечают, чему научились, с какими трудностями столкнулись, где может пригодиться полученный на уроке опыт деятельности. Ученики соглашаются с утверждением (должны встать), или не соглашаются (сидят на месте). | Диалог Игровая | Личностные УУД: проявление ценностного отношения к объектам живой природы | |
III. Домашнее задание | Учитель предлагает творческое домашнее задание по выбору. 1. Составить 5 утверждений верных/неверных про питание животных. 2. Составить цепь питания из 5 живых организмов. | Учащиеся выбирают домашнее задание | Творческие | Компьютерная презентация |
Предварительный просмотр:
Приложения
Маршрутный лист урока
Тема ________________________________________ Дата _________________
Ученика(цы) ______________________________________ класса __________
Задание 1. Прочитайте текст о растительноядных животных.
Ответьте на вопрос после текста.
Растительноядные (травоядные)
Растительноядные животные едят исключительно пищу растительного происхождения. Эту группу условно можно разделить на зерноядных (питаются в основном семенами), листоядных и плодоядных животных. кроме этого, некоторые животные употребляют в пищу цветы, корни или кору дерева.
Так как растительная пища очень трудно переваривается, они имеют сложное строение желудка, что помогает справиться с пищеварением. Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д..
Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.
Подумайте и отметьте, чем питаются растительноядные животные, какими частями растений?
Трупами животных Семенами, листьями, плодами
Растительной и животной пищей Тканями других животных
Задание 2. Заполните колонку таблицы о растительноядных животных
Таблица. Группы животных по типу питания
Черты сравнения | Растительно-ядные | ||||
Чем питаются | |||||
Особенности строения | |||||
Среда обитания | |||||
Примеры |
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс
Если были какие-то затруднения, поставь галочку
Задание 3. Вам необходимо выступить с сообщением о питании травоядных животных.
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без помощи учителя и одноклассников,
поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с помощью учителя или одноклассников, поставь 1 плюс
Если были затруднения и не смог ответить, поставь галочку
Задание 4. Заполни остальные колонки после сообщений учеников о других типах питания.
Задание 5. Составь цепь питания с животным на карточке, полученной в начале урока.
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс
Если были какие-то затруднения, поставь галочку
Оцени свою работу на уроке:
6 плюсов – «5»
4-5 плюса – «4»
2-3 плюса – «3»
1-2 плюса – Надеюсь, на следующем уроке у тебя все получится
Дополнительные баллы * Отметка за урок:
*Каждые 2 дополнительные балла повышают на 1 балл отметку за урок
Маршрутный лист урока
Тема ________________________________________ Дата _________________
Ученика(цы) ______________________________________ класса __________
Задание 1. Прочитайте текст о падальщиках
Ответьте на вопрос после текста.
Трупоеды (падальщики)
Животные падальщики ‒ это плотоядные животные, которые питаются падалью (мёртвыми животными), а не охотятся, как многие другие плотоядные животные. Некоторые падальщики, такие как африканские грифы, полностью полагаются на такой способ питания. Другие, такие как львы или волки, только частично являются падальщиками и в основном предпочитают охотиться на свою собственную добычу.
Среди хорошо известных животных падальщиков находятся грифы, шакалы, гиены, жуки-могильщики, еноты, аисты марабу, пираньи.
Все животные падальщики имеют свои собственные приспособления для поглощения падали: крепкие клювы и зубы, а их желудочный сок насыщен специальными ферментами, что позволяют убивать бактерии, которые быстро размножаются в падали, вызывая гниение. Конечно, все это кажется мало приятным, но эти животные играют в природе очень важную роль, уничтожая и используя мертвую материю.
Жуки-могильщики также питаются падалью. Благодаря развитым рецепторам на концах усиков, они издалека чуют падаль и способны слетаться к ней за сотни метров.
Каковы особенности строения тела, пищеварительной системы животных-падальщиков?
Покровы тела, позволяющие животным обитать в теле хозяина
Есть признаки растительноядных и хищных животных
Крепкие клювы и зубы
Есть крючки и присоски для прикрепления к телу хозяина
Задание 2. Заполните колонку таблицы о падальщиках
Таблица. Группы животных по типу питания
Черты сравнения | Падальщики | ||||
Чем питаются | |||||
Особенности строения | |||||
Среда обитания | |||||
Примеры |
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс
Если были какие-то затруднения, поставь галочку
Задание 3. Вам необходимо выступить с сообщением о питании падальщиков.
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без помощи учителя и одноклассников,
поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с помощью учителя или одноклассников, поставь 1 плюс
Если были затруднения и не смог ответить, поставь галочку
Задание 4. Заполни остальные колонки после сообщений учеников о других типах питания.
Задание 5. Составь цепь питания с животным на карточке, полученной в начале урока.
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс
Если были какие-то затруднения, поставь галочку
Оцени свою работу на уроке:
6 плюсов – «5»
4-5 плюса – «4»
2-3 плюса – «3»
1-2 плюса – Надеюсь, на следующем уроке у тебя все получится
Дополнительные баллы * Отметка за урок:
*Каждые 2 дополнительные балла повышают на 1 балл отметку за урок
Маршрутный лист урока
Тема ________________________________________ Дата _________________
Ученика(цы) ______________________________________ класса __________
1. Прочитайте текст о всеядных животных.
Ответьте устно на вопрос после текста.
Всеядные
Питаются пищей как растительного, так и животного происхождения. Всеядность означает способность животных употреблять в пищу наиболее широкий спектр продуктов и организмов: растения, грибы, других животных. Всеядные животные живут преимущественно в холодных и умеренных поясах северного полушария. Суровые условия природы вынудили этих животных в процессе эволюции изменять свой тип питания таким образом, чтобы приспосабливаться к выживанию в холоде, условиях смены сезонов и периодичности появления тех или иных групп еды.
Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. К этой группе относится и человек.
Какие еще примеры всеядных животных вы можете привести? Отметьте.
Лошадь, лось, клёст Ворона, крыса, медведь
Вошь, шакал, бычий цепень Орел, леопард, акула
Задание 2. Заполните колонку таблицы о всеядных животных
Таблица. Группы животных по типу питания
Черты сравнения | Всеядные | ||||
Чем питаются | |||||
Особенности строения | |||||
Среда обитания | |||||
Примеры |
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс
Если были какие-то затруднения, поставь галочку
Задание 3. Вам необходимо выступить с сообщением о питании всеядных животных.
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без помощи учителя и одноклассников,
поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с помощью учителя или одноклассников, поставь 1 плюс
Если были затруднения и не смог ответить, поставь галочку
Задание 4. Заполни остальные колонки после сообщений учеников о других типах питания.
Задание 5. Составь цепь питания с животным на карточке, полученной в начале урока.
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс
Если были какие-то затруднения, поставь галочку
Оцени свою работу на уроке:
6 плюсов – «5»
4-5 плюса – «4»
2-3 плюса – «3»
1-2 плюса – Надеюсь, на следующем уроке у тебя все получится
Дополнительные баллы * Отметка за урок:
*Каждые 2 дополнительные балла повышают на 1 балл отметку за урок
Маршрутный лист урока
Тема ________________________________________ Дата _________________
Ученика(цы) ______________________________________ класса __________
Задание 1. Прочитайте текст о паразитических животных.
Ответьте на вопрос после текста.
Паразиты
Питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками).
Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.
К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (простейшие).
К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи.
Подумайте и отметьте, в каких средах обитания можно встретить паразитических животных?
Наземно-воздушной Почвенной
Водной Организменной
Задание 2. Заполните колонку таблицы о паразитических животных
Таблица. Группы животных по типу питания
Черты сравнения | Паразиты | ||||
Чем питаются | |||||
Особенности строения | |||||
Среда обитания | |||||
Примеры |
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс
Если были какие-то затруднения, поставь галочку
Задание 3. Вам необходимо выступить с сообщением о питании паразитических животных.
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без помощи учителя и одноклассников,
поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с помощью учителя или одноклассников, поставь 1 плюс
Если были затруднения и не смог ответить, поставь галочку
Задание 4. Заполни остальные колонки после сообщений учеников о других типах питания.
Задание 5. Составь цепь питания с животным на карточке, полученной в начале урока.
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс
Если были какие-то затруднения, поставь галочку
Оцени свою работу на уроке:
6 плюсов – «5»
4-5 плюса – «4»
2-3 плюса – «3»
1-2 плюса – Надеюсь, на следующем уроке у тебя все получится
Дополнительные баллы * Отметка за урок:
*Каждые 2 дополнительные балла повышают на 1 балл отметку за урок
Маршрутный лист урока
Тема ________________________________________ Дата _________________
Ученика(цы) ______________________________________ класса __________
Задание 1. Прочитайте текст о хищных животных.
Ответьте на вопрос после текста.
Плотоядные (хищники)
Пищей в этом случае являются другие животные: травоядные животные или другие плотоядные.
Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости.
Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.
Выберите, чем питаются плотоядные животные, какими группами организмов?
Трупами животных
Растительноядными и др.хищниками
Семенами, листьями, плодами
Соками и тканями живых организмов
Задание 2. Заполните колонку таблицы о хищных животных
Таблица. Группы животных по типу питания
Черты сравнения | Хищные | ||||
Чем питаются | |||||
Особенности строения | |||||
Среда обитания | |||||
Примеры |
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс
Если были какие-то затруднения, поставь галочку
Задание 3. Вам необходимо выступить с сообщением о питании хищных животных.
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без помощи учителя и одноклассников,
поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с помощью учителя или одноклассников, поставь 1 плюс
Если были затруднения и не смог ответить, поставь галочку
Задание 4. Заполни остальные колонки после сообщений учеников о других типах питания.
Задание 5. Составь цепь питания с животным на карточке, полученной в начале урока.
Оцени свою работу:
Если справился с заданием без ошибок, поставь себе 2 плюса
Если задание выполнил с ошибкой, поставь 1 плюс
Если были какие-то затруднения, поставь галочку
Оцени свою работу на уроке:
6 плюсов – «5»
4-5 плюса – «4»
2-3 плюса – «3»
1-2 плюса – Надеюсь, на следующем уроке у тебя все получится
Дополнительные баллы * Отметка за урок:
*Каждые 2 дополнительные балла повышают на 1 балл отметку за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"
Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на п...
Разработка урока в 6 классе по теме "Домашние животные"
Урок по теме "Домашние животные". Отработка материала. Проверка знаний....
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс
Примеры дифференцированных заданий для осуществления контроля знаний и подготовки к ГИА по биологии учащихся 9 классов....
Разработка урока во 2 классе по теме "Мои животные"
Разработка урока во 2 классе по теме "мои животные" (УМК “Spotlight” Н.И.Быкова, Д.Дули, М.Д.Поспелова, В. Эванс)...
методическая разработка урока в 5 классе по теме "Животные"
разработка технологической карты к уроку в 5 классе на тему"Животные"...