Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на последующие, так как направлен на углубление и закрепление ранее полученных знаний о строении органов дыхания и их функциях. Данный урок разработан с использованием ЭОР. Стихи (физкультминутка) в конспекте мои, не судите строго это заимствование...
Кстати, урок был разработан аж в 2009 г., когда про ФГОС и Новую Москву мы еще слыхом не слыхивали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dihanie.rar | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
Тема урока: «Дыхание и здоровье человека»
Автор | Мудрецов Игорь Вячеславович |
Место работы | МОУ Щаповская СОШ Московской области Подольского района |
Должность | учитель биологии |
Предмет | биологии |
Класс | 8 |
Тема и номер урока в теме | Дыхание и здоровье человека №29 |
Базовый учебник | Биология. Человек. 8 класс./ Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. - М.: Дрофа, 2009. |
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Углубить и закрепить ранее полученные знания о строении органов дыхания и их функциях.
- Познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами дыхания.
- Обучить приемам оказания первой помощи при нарушении дыхания.
Развивающие:
- Сформировать гигиенические правила дыхания и навыки искусственного дыхания.
- Активизировать учебно-познавательную деятельность, интерес к предмету, за счет использования информационных технологий.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать информационную компетентность и навыки работы за ПК.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию собственного организма.
- Прививать гуманное отношение к окружающим людям.
- Продолжить воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная и работа в малых группах.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютеры или ноутбуки (1 на группу из 2х чел.).
ХОД УРОКА
Организационный момент (1 мин)
Здравствуйте! Наш урок посвящен здоровью человека, а здоровье это не только здоровое тело, но и положительный психологический настрой. Давайте же улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Садитесь.
Ребята, тема нашего урока сегодня:
«Дыхание и здоровье человека»
Мы с вами познакомимся с некоторыми возможными заболеваниями органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде, правилами здорового дыхания, научимся оказывать первую помощь при нарушении дыхания.
Актуализация знаний (5 мин)
Давайте повторим пройденный материал. Несколько человек будут работать с карточками на своем рабочем месте… (Учитель раздает карточки. «Приступайте»). Приложение 1 _______________ по карточке у доски. Приложение 2
(с оставшимся классом проводится фронтальный опрос)
Вопрос классу.
- Что называют «Дыханием»? Дайте, пожалуйста, определение этому термину.
(предполагаемый ответ: совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода).
- Как осуществляется процесс дыхания?
(предполагаемый ответ: при сокращении межреберных мышц и диафрагмы легкие растягиваются происходит вдох, при их расслаблении, легкие сжимаются – выдох.)
- Чем регулируется процесс дыхания?
(предполагаемый ответ: регуляция осуществляется дыхательным центром продолговатого мозга (непроизвольная регуляция) и корой больших полушарий (произвольная). Также существует гуморальная регуляция – изменение концентрации СО2 ускоряет или замедляет дыхание)
- Какие заболевания дыхательных путей вам известны?
(предполагаемый ответ: гайморит – воспаление гайморовой пазухи, и фронтит – воспаление лобной пазухи, тонзиллит – хроническое заболевание, при котором воспаляются миндалины)
Хорошо. Давайте теперь проверим, как справился _______ у доски. (в случае ошибок, учитель корректирует при помощи класса ответы, оценивает.)
Теоретическая часть урока (10 мин)
Обращаю ваше внимание на таблицу, что находится у вас на столах. Я подготовил для вас определения, но сами понятия внести в нее забыл. Пожалуйста, в ходе урока, будьте предельно внимательны и внесите недостающее в соответствующие колонки.
Приложение 6
Учитель переходит к объяснению нового материала.
Возбудители инфекции постоянно находятся в воздухе и попадают на слизистые оболочки дыхательных путей.
Воздушно-капельный путь распространения инфекций считается самым быстрым.
Однако далеко не всегда человек заболевает – этому препятствуют защитные силы организма. Бывает и так, что симптомы заболевания выражены незначительно.
При этом, заболевшие не изолируются от окружающих, болезнь переносится, как говорится, «на ногах». Вирусная инфекция начинает очень быстро распространяться.
Частой причиной заболевания оказывается переохлаждение. Человек промочил ноги, промерз, а в результате - воспаление дыхательных путей, которое проявляется такими заболеваниями, как ОРЗ, ОРВИ, грипп.
- Скажите, а в 2009 году какой вирус вызвал тревогу всего мира?
(предполагаемый ответ: свиной грипп, АН1N1)
Верно. Мы уже искали информацию об этом вирусе.
__________ обобщил (а) материал по данной теме. Давайте внимательно послушаем его (ее) сообщение. Пожалуйста.
СООБЩЕНИЕ (очень кратко 2 мин)
Спасибо ____________
Давайте посмотрим, а как же сегодня обстоит дело с эпидемиологической ситуацией в нашей стране и в мире. В режиме on-line осуществляется выход в интернет на сайты:
- www.gripp.ru,
- www.grippunet.ru,
- www.influenza.spb.ru/system/epidemiological_situation/situation_on_a_flu/ и др.
(контент сайтов регулярно меняется, поэтому желательно заранее просмотреть материал и открыть необходимые страницы (максимум 2), дабы не тратить время на их загрузку; желательно использовать экранную лупу)
Важно помнить – предупрежден – значит защищен. Если существует вероятность заболеть и получить осложнение, нужно не пренебрегать элементарными правилами профилактики.
Кстати сказать, в Японии выпускают забавные маски для защиты органов дыхания, а еще японцы рекомендуют в качестве профилактики традиционный, известный многие сотни лет точечный массаж ШИАТЦУ.
Давай воспользуемся одним из таких упражнений, вы поймете, как все просто.
Приложение 3
Молодцы. Достаточно.
Откройте, пожалуйста, теперь учебники на странице 149. Прочитайте отрывок текста, начиная с пункта «Болезни дыхательной системы» и до конца этой страницы.
(по прочтении):
- Скажите, какие еще заболевания в последнее время, получили широкое распространение?
(предполагаемый ответ: туберкулез и рак легких)
Посмотрите на доску.
Приложение 4
- Что важное для себя лично вы должны вынести после прочтения материала учебника и этой таблицы?
(предполагаемый ответ: в лечении этих заболеваний важна ранняя диагностика. Поэтому флюорографическое обследование каждый должен проходить хотя бы раз в год)
Верно.
Вы также со следующего года будете проходить флюорографическое обследование. Относитесь к этому, пожалуйста, серьезно. Увеличение лимфатических узлов – признак неблагополучия в организме(демонстрируется слайд с флюорограммами).
Практическая часть (2 мин)
На партах у вас находятся различные флюорограммы – больных и здоровых людей, попытайтесь определить, кто из них здоров, а кто болен.
- Хорошо. Молодцы. (опыт показывает, что после объяснения все справляются с этим заданием)
Теоретическая часть урока (3 мин)
Посмотрите, пожалуйста, маленький флеш-ролик, демонстрирующий влияние курения на развитие опухоли.
Кроме диагностики заболеваний важно также соблюдать определенные гигиенические правила.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ДЫХАНИЯ:
- Дышать нужно глубоко и размеренно, ритмично через нос.
(при глубоком и размеренном дыхании происходит необходимое насыщение организма О2 и наблюдается массирующие действие на внутренние органы. При дыхании через нос воздух достигает необходимой температуры, увлажняется и очищается от пыли)
- Используйте при дыхании грудную клетку и диафрагму.
(это необходимо для полной вентиляции легких)
- Помните - курение вредно для органов дыхания и всего организма.
(Курение ведет к кислородному голоданию – гипоксии, как следствие ухудшается умственная и физическая работоспособность.
Эта привычка может также спровоцировать многие серьезные заболевания, в частности, рак легких)
- Важно бороться с пылью, помещения нужно регулярно проветривать и регулярно делать влажную уборку..
(И носить сменную обувь… Пыль, поднимаясь в воздух, а вместе с ней и болезнетворные микробы попадают к нам в дыхательные пути)
- Кроме того, воздух в помещении не должен быть слишком сухим или слишком сырым.
- Для правильного дыхания важна правильная осанка и правильное положение тела во время стояния и сидения.
Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка. (1 мин)
Встаньте, пожалуйста.
Учитель
Повторяем дружно
Засиделся ученик –
Разминаться нужно!
(руки к плечам, вверх, снова к плечам, в стороны и еще раз сначала)
Дышим носом глубоко
Поднимаемся легко…
(поднимаясь на носки, руки вверх – вдох, бросить руки вниз – выдох)
Вы проверили осанку?
Спину прямо и свели лопатки…
Ученики
Мы упрямо Вам в ответ
Головой покрутим: НЕТ.
(повороты головы в стороны)
А затем, улыбнувшись, как всегда,
Головой покажем: ДА.
(киваем вперед и назад)
Учитель
Напоследок потянулись
Вдох и в стороны… Прогнулись.
Садитесь…
(приглашает сесть за компьютерные столы по двое)
Теоретическая часть урока (14 мин)
- Да, хорошо быть здоровым и заботиться о состоянии своего здоровья, выполнять все профилактические предписания, но жизнь диктует свои правила…
Не так уж редко можно увидеть такую картину: где-нибудь у остановки автобуса лежит человек. Никто не подходит.
«Пьяный.., нажрутся, а потом валяются».
Именно так чаще всего происходит в нашем очерствевшем обществе.
А ведь стоит только подойти к этому человеку, наклониться и пощупать пульс, и вы сразу сумеете отличить острую сердечно-сосудистую недостаточность от опьянения. Дыхание прерывистое, хриплое, а то и вовсе отсутствует, губы белые или чаще синие, пульс отсутствует явные признаки клинической смерти. Человека нужно срочно спасать.
А как? Кто-то из окружающих сует в полуоткрытый рот таблетку валидола, кто-то расстегивает ворот рубашки, кто-то брызгает "минералкой" из бутылки. Но улучшение не наступает и к приезду "скорой" помощь уже не нужна. Иначе как танцем беспомощности эти действия не назовешь.
- Сейчас я вам предлагаю самостоятельно изучить новый материал, используя ЭОР №1 «Терминальное состояние. Этапы сердечно-легочной реанимации».
Приложение 5
Закрепление изученного материала
(дифференцированное контрольное задание) (7 мин)
После изучения материала ЭОР №1 учащимся предлагается поменяться местами за ПК и выполнить контрольное задание. Приложение 5
Терминальное состояние. Сердечно-легочная реанимация. Контрольные задания ЭОР №2
- Терминальное состояние. Сердечно-легочная реанимация. Контрольные задания ЭОР №3
Задание дифференцированно – для более сильных учащихся ЭОР №3, остальным - ЭОР №2, кроме того это исключит списывание, заставит работать самим, достаточно лишь рассадить пары в чередующимся порядке.
Используя возможности локальной сети можно проконтролировать и откорректировать ответы учащихся (в некоторых случаях даже перехватив управление ПК)
Рефлексия. (1 мин)
Давайте проверим таблицу, с которой вы работали в течение урока. (Молодцы – все были внимательны и правильно заполнили пропущенные графы).
- Урок был интересен вам? ___________ .Что бы и последующие уроки наши уроки прошли также увлекательно, давайте запишем Д/З.
Учитель объявляет оценки за урок.
Домашнее задание. (1 мин)
- §29, прочитать и ответить на вопросы.
- Выполнить лабораторную работу «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» - стр.147, §29
- Дополнительное задание. Используя «алгоритм Цицерона» подготовить сообщение или презентацию на тему: «Бронхиальная астма».
Приложение 1 |
Карточка №1 |
2 1 3 |
На рис. 1-3 изображены голосовые связки 3х людей. Определите по ним, кто из них громко поет, кто разговаривает, а кто молчит. Ответ запишите цифрами в виде последовательности: поет – разговаривает – молчит |
Карточка №2 |
Решите задачу. Чему будет равна жизненная емкость легких (ЖЕЛ), если общая емкость (ОЕЛ) составляет 5 л, дыхательный объем 0,5 л, а остаточный объем, резерв вдоха и резерв выдоха равны. Приведите формулу для расчета ЖЕЛ. |
Тест №1.
Ф. И. учащегося___________________________________
При выполнении заданий с выбором одного ответа (это А1-А3) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
А1. Внутри носовая полость выстлана
1 жировой тканью;
2 слизистой оболочкой;
3 серозной оболочкой.
А2. Дыхательный центр располагается в:
1 коре больших полушарий;
2 среднем мозге;
3 продолговатом мозге.
А3. Лёгкие расположены
1 в грудной полости;
2 брюшной полости;
3 тазовой полости
В заданиях части В выберите три верных утверждения из шести, ответ запишите цифрами в порядке возрастания.
В4.
1. При вдохе диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются.
2. При вдохе диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются.
3. Кровь насыщается кислородом в тканях.
4. Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге.
5. Дыхательный цикл складывается из вдоха и выдоха, они ритмично следуют один за другим.
6. В лёгких кровь насыщается углекислым газом.
Ответ_________________________
При выполнении задания В5 - установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В5. Установите соответствие между органом и выполняемыми им функциями.
1) Гортань
2) Лёгкие
ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ А) Осуществляет газообмен между организмом и окружающей средой;
Б) Образование звуков и речи;
В) Проводит воздух в трахею;
Г) Выполняет выделительную функцию, удаляя из организма углекислый газ.
Ответ:
Ответ:
А | Б | В | Г |
Тест №2.
Ф. И. учащегося___________________________________
При выполнении заданий с выбором одного ответа (это А1-А3) обведите кружком номер правильного ответа в работе.
А1. Надгортанник – особый хрящ:
1 лёгких;
2 трахеи;
3 гортани.
А2. Гортань орган дыхания
1 в котором образуются звуки;
2 в котором происходит газообмен;
3 выполняющий кроветворную функцию.
А3. Альвеолы – это:
1 разветвления трахеи;
2 лёгочные пузырьки;
3 выпячивания лёгочных пузырьков.
В заданиях В4 выберите три верных утверждения из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В4.
1. В альвеолах происходит газообмен.
2. Кровь насыщается кислородом в лёгких.
3. В спокойном состоянии человек совершает 70 дыхательных движений в минуту.
4. Изменение концентрации углекислого газа не влияет на частоту дыхательных движений.
5. Вентиляция лёгких происходит благодаря вдоху и выдоху, которые осуществляются при расслаблении диафрагмы и межрёберных мышц.
6. Деятельностью дыхательной системы руководит кровеносная система.
Ответ_______________
При выполнении задания В5 - установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
В5. Установите соответствие между функциями и органами
ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ОРГАНЫ
А) Согревает и увлажняет вдыхаемый воздух.
Б) Обеспечение газообмена между организмом и окружающей средой.
В) Задерживание и удаление пыли.
Г) Выделение из организма углекислого газа и воды
1) полость носа
2) лёгкие
Ответ:
А | Б | В | Г |
Приложение 2
Подпишите на рисунке названия органов дыхания и функции, которые они выполняют, в соответствующих цифрам колонках (очень кратко, для опоры при ответе).
Приложение 3
Точечный массаж ШИАТЦУ
При насморке и для профилактики ОРВИ: специальные точки
«Точки успокоения»
Воздействие: с обеих сторон одновременно, в течение 1 минуты легкий массаж.
Приложение 4
Приложение 5
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Терминальное состояние. Этапы сердечно-легочной реанимации | Информационный модуль | Презентация | http://www.fcior.edu.ru/card/2413/terminalnoe-sostoyanie-etapy-serdechno-legochnoy-reanimacii.html |
2 | Терминальное состояние. Сердечно-легочная реанимация. Контрольные задания(№1 - проще) | Контрольный модуль | Тест | |
3 | Терминальное состояние. Сердечно-легочная реанимация. Контрольные задания (№2 - сложнее) | Контрольный модуль | Тест |
Приложение 6 (лучше всего приготовить табличку размером примерно А5 – не потеряется – можно вклеить в тетрадь или пристрелить степлером)
Разновидность острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), поражающей как верхние, так и нижние дыхательные пути. | |
Возбудитель туберкулеза - | |
Исследование грудной клетки путем фотографирования изображения с рентгеновского экрана… | |
Понятие рентгенопрофилактика вошло в обиход благодаря советскому ученому С.А. Рейнбергу в | году. |
| Это признаки… |
Состояние во время, которого клетки мозга уже погибли и наступили необратимые изменения в организме… | |
Определение: | |
Удар в область грудины, с целью восстановления сердечного ритма… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека"
Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека" для учащихся 7 классов...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Деятельность человека в окружающей среде - методическая разработка урока биологии УМК Сонин
Данный урок является завершающим этапом изучения темы. Урок четко структурирован, выдержан хороший темп урока. Стремление старших школьни...
Методическая разработка урока биологии: "Организм человека как биологическая система".
Материал содержит разработку урока биологии для 8 класса по теме: "Организм человека как биологическая система"....
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Роль бактерий в природе и жизни человека»
Цель урока: создавать условия для понимания и освоениями обучающимися рои бактерий в природе и жизни человека.Урок состоит из нескольки этапов:1 этап - Мотивация к учебной деятельности2 этап - Проверк...
Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе
Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их вз...
Комментарии
Однако... ))) Нет слов,
Однако... ))) Нет слов, Светлана Викторовна... Спасибо! (только и могу сказать...)
Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и
Браво! Браво автору урока - Игорю Вячеславовичу и тому, кто составил рецензию - Светлане Викторовне!
спасибо, Наталия Алексеевна..
Спасибо, Наталия Алексеевна...