Разработка урока "Зубы. гигиена ротовой полости"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Петрова Людмила Николаевна

Цель урока: рассмотреть строение зубной системы человека и меры необходимые для профилактики зубных болезней. Представить в виде продукта зубной порошок и зубную пасту.

Тип урока: интегрированный.

Технология: проектная с элементами здоровьесберегающей, использование ИКТ.

Содержательные линии:

1.Строение зубов (внешнее и внутреннее)

2.Зубная формула (детская и взрослая)

3.Стоматологические заболевания

4.Эволюция зубной цетки.

5.Представление группами учащихся проектов зубного порошка и зубной пасты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_zuby_gigiena_rotovoy_polosti.docx46.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Зубы. Гигиена ротовой полости»

8 медицинский класс                  Учитель: биологии Петрова Л.Н. лицей №179

Цели урока: рассмотреть строение зубной системы человека и меры необходимые для профилактики зубных болезней.  Представить в виде продукта зубной порошок и зубную пасту                                                                                                                           

Тип урока: интегрированный,                                                                                                         Технология: проектная с элементами здоровьесберегающей, использование ИКТ

Опорные понятия:  ротовая полость, зубы молочные и постоянные, правила гигиены                                                                                                                          Оборудование: Атлас по анатомии, таблица «Зубы»  компьютерное сопровождение,

Содержательные линии:

1.Строение зубов внешнее и внутреннее;

2 Зубная формула (детская и взрослая)                                                                                                  3.Стоматологические заболевания.

4.Эволюция зубной щетки.

5.Представление группами учеников проектов зубного порошка и зубной пасты.

Планируемые результаты:

Предметные:

- введение понятий эмаль, дентин, пульпа, коронка, шейка, корень, резцы, клыки, коренные зубы  и использование этих понятий в практической жизни;

- практическое применение знаний интегрированного содержания.

Метапредметные (формирование надпредметных знаний):

- овладение обобщенными способами действий, открывающими возможность целеполагающе анализировать, обобщать материал из разных предметных областей: биологии, химии, медицины, нанотехнологии.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- помочь ученику задаться вопросом какое значение имеет тема лично для него.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации для доказательства значимости изучаемой темы для человека, использования её в повседневной жизни.

Коммуникативные:

-ученики способны к коллективной  работе, совместному обсуждению, умению слышать и дополнять товарища.

Здоровьесберегающие аспекты:

- доброжелательный настрой на урок, знакомые понятия из области биологии способствуют снятию эмоционального напряжения:

- смена видов деятельности (постановка проблемы, рассказ учителя, демонстрация слайдов, решения проблем)

- создание доброжелательного микроклимата на уроке через активную творческую деятельность каждого ученика;

- физкультминутка для снятия статической усталости.

Представление продукта: зубной порошок и зубная паста.

               Примерный ход урока:

Организационный  этап учебного проекта.

Проблемные вопросы учителя, которые помогают актуализировать пройденный материал

Учитель

Ученики (предполагаемый ответ)

Сегодня мы продолжим изучение процессов пищеварения происходящих в ротовой полости.

Чем ограничена ротовая полость?

Какие этапы пищеварения в ней происходят?

Твердым и мягким небом, щеками и диафрагмой рта.

 1 этап-поступление пищи, 2 этап-изменение пищи (физическое и химическое)

Учитель: За физическую или механическую обработку пищи отвечают зубы.

Еще Сервантес говорил «Рот без зубов – все равно, что мельница без жерновов»

Они разрывают, размельчают и перетирают пищу благодаря движению нижней челюсти относительно неподвижной верхней.

Деятельностный этап учебного проекта.

Проблемный вопрос: Какие особенности зубов помогают им выполнять свои функции?

Ответив на этот вопрос, мы сможем определить условия, необходимые для сохранения здоровых зубов.

Определите тему сегодняшнего урока.

Ученики. Тема урока: «Зубы. Гигиена ротовой полости»

Учитель. Зуб - это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб - живой орган.

Рассмотрим его строение.

Откройте атласы, учебник стр.163 рис.73 и зарисуйте в тетради внешнее и внутреннее строение

Самостоятельная работа учеников.

Учитель: Отмечаем на рисунке:                                                                                                                                            Зуб имеет коронку, расположенную над десной, шейку и корень, находящийся внутри десны.                                                                                                                                                               Коронки покрыты эмалью - это самая твердая ткань в организме человека. Около 95% эмали составляют минеральные вещества, преимущественно фосфаты кальция; в малых количествах в ней содержатся фтор, медь, цинк, железо, кремний. Эмаль состоит из эмалевых призм, которые строятся с помощью специальных клеток зубного зачатка. Зубной зачаток полностью преобразуется в призмы и перестает функционировать задолго до прорезывания зубов. Поэтому разрушенная эмаль восстановиться не может. Эмаль зуба проницаема для многих веществ неорганической и органической природы как изнутри зуба, так и из ротовой полости. У детей зубная эмаль содержит меньше минеральных веществ и более проницаема, чем эмаль зубов у взрослых. В период формирования зубов  (до 15 лет) организм испытывает особую потребность во фторе. Он незаменимый элемент, поступающий в организм извне. Основной источник фтора – питьевая вода, зеленый чай, зеленый салат, орехи, баранина.                                                                                                       Основную массу зуба составляет дентин, который на 70% сформирован из неорганических   веществ – фосфата, фторида и карбоната кальция. Разрушение дентина под воздействием микроорганизмов – самое массовое из стоматологических заболеваний. Если кариес не лечить, то разрушение зуба будет продолжаться и микроорганизмы проникнут в пульпу.                                                                                                                          Пульпа – энергетический центр зуба. В ней большое количество кровеносных сосудов с интенсивным кровотоком и  большое количество нервных волокон. Это обеспечивает высокую активность этой ткани. Наружный слой пульпы состоит из особых клеток - одонтобластов. Эти клетки имеют длинные отростки и через узкие канальцы, пронизывающие дентин доходят до эмали, а иногда проникают в нее. Так клетки пульпы контролируют обменные процессы в твердых тканях зуба. А также выполняют пластическую функцию строителей дентина.                                                                                 Таким образом, через пульпу осуществляется взаимосвязь организма и тканей зуба.

Сколько у человека зубов?                                                                                                                          Краткое сообщение учащегося о развитии зубов.                                                                                               У новорожденного младенца вообще нет зубов. Обычно они появляются на 7 месяце жизни; к первому году ребенок имеет 8 зубов, а к трем годам – 20. Это молочные зубы. Такое название дал Гиппократ. Он считал, что эти зубы образуются из материнского молока. После выпадения молочных к 6-7 годам их сменяют соответствующие постоянные. Кроме того, к 18-25 годам, в «мудрый период» жизни человека появляются зубы мудрости. У 10% людей их вообще нет. Бывают случаи, когда они появляются только к 60-70 годам. Эти зубы не обязательны, а нашим предкам, потреблявшим грубую пищу были необходимы.                                                                                                                                 Учитель: Зубы различны по форме коронки и выполняемым функциям. И разделяются на резцы, клыки и коренные зубы.                                                                                                                                 Изучая их расположение на челюстях можно записать зубную формулу:                                Самостоятельная работа учеников.                                                                                                                      Используя Анатомический атлас и слайд №3 презентации к уроку,  выполните задание: Составьте зубную формулу в виде дроби для детей и для взрослых.

Детская формула:                                                            Взрослая формула:

2

1

2

2

1

2

3

резцы

клыки

коренные

резцы

клыки

Малые

коренные

Большие

коренные

Учитель: Болезни зубов и полости рта – самые массовые и вы в своей жизни, несомненно, с ними сталкивались.                                                                                                                                      Какие Вы знаете заболевания зубов?                                                                                         Ученики: Предполагаемый ответ: кариес.                                                                                                                       Учитель: Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. Эмаль – твердое, но хрупкое вещество. Она легко разрушается, если после горячей пищи употреблять сразу холодную  Смена горячего и холодного воздуха происходит и при курении табака.                         Также при плохой чистке зубов между ними скапливаются остатки пищи, которая служит питательной средой для бактерий. Бактерии выделяют кислоты, разрушающие эмаль. На месте повреждения образуется углубление – дупло. Оно постепенно проходит до пульпы зуба , и инфекция проникает в неё , вызывая воспаление – пульпит .
Признаки пульпита :
1) сильная зубная боль; 2)высокая чувствительность зуба .
 Если зуб вовремя не вылечить , он  разрушится и выпадет                                                                    
Ученики: Предполагаемый ответ: зубной камень..                                                                                Учитель: Разрушающее действие на зубы оказывает молочная кислота, большое количество сахара Вредно грызть леденцы и орехи (т.к. это может привести к механическим повреждениям зубов). Также  зубы разрушаются из-за недостатка фтора в воде и при возникновении зубного камня , образующегося при плохой чистке зубов и при оседании на зубы табачного дёгтя . Перед возникновением зубного камня можно обнаружить на эмали зубной налёт .                                                                                 Учитель: Необходимость ухода за зубами была обоснована впервые голландцем А.Левенгуком в XYII веке. Он обнаружил многие микробы у себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью.  Многие из Вас знакомы в быту  с правилами ухода за зубами и полостью рта.                                                                                              Промежуточная рефлексия. Используя эти знания, ответим на вопросы: (Беседа с опорой на знания химии по вопросам из сборника заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. (Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.,АРКТИ,2000)                                                                                         Учитель: «Каждый раз во время еды вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту» - так утверждает реклама одной из жевательных резинок. Как вы можете прокомментировать это утверждение?                                                               Ученики: предполагаемый ответ: В полости рта постоянно присутствуют бактерии, вырабатывающие кислоту. Поэтому наши зубы постоянно, а не только во время еды, подвергаются действию кислоты. В этом ошибка рекламного текста. А каждый раз во время еды мы поставляем бактериям ещё и углеводы, т.е. дополнительное сырье для выработки кислоты. Поэтому во время еды разрушительное действие бактерий усиливается.                                                                                                                                Учитель: Избыточное потребление сладкого способствует развитию кариеса. Как можно объяснить разрушение зубной эмали – одной из причин кариеса? Можно ли предложить способ защиты зубов для любителей сладкого?                                                                      Ученики: предполагаемый ответ: Глюкоза, содержащая во всех сладостях легко подвергается процессу молочно-кислого брожения. Поэтому остатки сладкой пищи во  рту легко превращаются в молочную кислоту, которая растворяет зубную эмаль. Любителям сладкого можно посоветовать полоскать рот раствором питьевой соды после каждого приема пищи.                                                                                                               Учитель: Итак, важнейшее условие здорового образа жизни – вырабатывать и соблюдать гигиенические навыки по уходу за полостью рта и зубами. Какие Вы знаете средства  для ухода, благодаря которым человек осуществляет уход за полостью рта в домашних условиях?                                                                                                                                                                                 Ученики: К ним относятся: зубная щетка, зубная паста, зубная нить (флосс),  ополаскиватель полости рта, ирригатор.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Сообщение ученика: »Эволюция зубной щетки». Презентация                                                              История зубной щетки начинается в 40-30 веках до нашей эры в Китае и в Древнем Вавилоне, где  использовали деревянные палочки, расщепленные на концах в виде кисточки. Такие "зубные щетки" археологи находят и в египетских гробницах. Что интересно, такие "натуральные" зубные щетки под названием "мисвак" продаются и сейчас. У зубной щетки есть День рождения– 25 июня1498 года. Считается, что ее изобрели в Китае. Шерсть на щетку брали самую жесткую – которая росла у кабана на загривке.                                                                                                                                               В 1937-1938г. - натуральный волос заменяют нейлоном                                                                                                          В 1960г в Швейцарии  создана электрическая щетка, а в 1990г - ультразвуковые и «пенистые» звуковые щетки.                                                                                             Совершенствуется и форма среза щетины (щетины в целом, пучка, отдельной щетинки) ее стали согласовать с особенностями строения зубов.                                                                  А электрическая щетка Kolibree-  оснащена акселерометром,  гигроскопом и магнитометром, которые умеют определить, какие зубы остались без должной обработки.                                             Появляются нанощетки.                                                                                                                          Бамбуковая зубная нанощетка - эта уникальная зубная щетка поможет восстановить естественную белизну зубов. Её щетина обладает сильными антибактериальными свойствами. У нее нет противопоказаний к использованию.                                                                     Японская ионная нанощетка Kiss You - работа ионных щеток основана на теории ионной активности и смене полярности поверхности зубов, они имеют титановый стержень в ручке, который эту ионную активность и обеспечивает совместно со встроенной батарейкой.                                                                                                                                   Японская зубная щетка Мисока - щетина обработана наноминеральным составом. Удаляет зубной налет, прикрывает микротрещины, предохраняет от микроорганизмов. Нет необходимости в зубной пасте.                                                                                                                 Учитель: Итак, в современной жизни мы можем использовать разнообразные щетки, в том числе и нанощетки, которые  благодаря многофункциональности решают проблемы профилактики стоматологических заболеваний.                                                                  Учитель: Думаю, что вы уже догадались, что на прошлом уроке, я не зря дала Вам задание:                                                                                                                                              1.Посмотреть какой пастой Вы, в основном, пользуетесь, и объединиться в группы при наличии сходной.                                                                                                                                                 2. Изучить состав вашей пасты, уточнив, какую роль играет каждое вещество в этом составе.                                                                                                                                              3.Попытаться заменить вещества, которые, по-вашему, не всегда оказывают положительное воздействие, на другие, действующие также.                                                                             4. В результате постараться  создать модель зубной пасты, которая бы, по-вашему, отвечала всем требованиям сохранения и укрепления зубов.

Ученики: Представление материала  1 группы.                                                                                                 Мы взяли для изучения противовоспалительную зубную пасту Lacalut:                                  Она содержит травы, помогающие при воспалении и кровоточивости десен.                            Содержит фтор. При этом сам фтор несовместим с другими ингредиентами, входящими в состав зубной пасты. В этом случае он просто выпадает в осадок. А значит, и вся его возможная польза сведена к нулю. Фтор – вещество отнюдь не безобидное. Его переизбыток вызывает нарушения минерализации костных тканей, снижение иммунитета, ускорение физиологического старения организма и даже слабоумие. Кроме того, сами по себе фториды являются токсичными, и со временем накапливаются в организме.  Вполне достаточно фтора для нас, который мы получаем вместе с продуктами питания.                              Содержит лаурилсульфат натрия. В зубной пасте это вещество используется в большом количестве для улучшения пенообразования.
Это вещество необыкновенно активно, быстро проникает через кожу и слизистую оболочку и накапливается во внутренних органах. Лаурилсульфат натрия высушивает слизистую оболочку полости рта, повышает чувствительность десен к пищевым кислотам.
                   Наша группа, изучив состав, предлагает заменить зубную пасту зубным порошком. В состав, которого включить:                                                                                                                           1 часть поваренной  соли. Она эффективно уничтожает микробы в ротовой полости и помогает укрепить кровоточащие десны. Кроме того, она способствует заживлению ранок во рту, а также предотвращает процессы гниения, убирает неприятный запах. Кроме того, «белая смерть» разъедает зубной камень и тем самым отбеливает зубную эмаль. А если взять морскую соль, то она обогащена минералами и микроэлементами. Кальций, кремний, магний, калий, натрий, никель и железо укрепят дёсны, а йод и марганец окажут бактерицидное действие. Перед использованием соль нужно как следует измельчить до порошкообразного вида.                                                                                                                       1 часть пищевой соды, которая не только полирует,  обладает отбеливающим эффектом и создает рН щелочную в ротовой полости.                                                                                           1 часть - травяного порошка - для освежения дыхания  и благотворного влияния на весь организм. В качестве сушеных базовых трав лучше всего подходят чабрец, ромашка, шалфей, берёзовый лист, иглы и шишки сосны, иглы можжевельника и пихты, эвкалипт, лавровый лист, зверобой, календула, череда.                                                                                        А также  добавить белой глины, которая эффективно лечит воспаления дёсен, полости рта, а также внешние и внутренние повреждения зубов и их корней. В народе каолин считается незаменимым средством, лечащим разнообразные заболевания ротовой полости.                                                                                                                                             Смочите щётку и хорошо стряхните. Потом обмочите кончики в порошок, чтобы он равномерно расположился по всей поверхности щётки. Для более приятного привкуса можете добавить эфирное масло (к примеру, мятное).                                                   Недостаток втора легко можно компенсировать с помощью 1-2 яблок в день и 1-2 литров бутилированной воды.

Ученики: Представление материала 2 группы.                                                                                                    Наша группа изучала зубную пасту SPLAT:                                                                                            Она содержит калий, который снижает чувствительность зубов.                                                               А также содержит экстракт ромашки, который способствует лечению десен.                                            Не содержит фтор.                                                                                                                                           В ее состав входит лаурилсульфат натрия Он высушивает слизистую оболочку слизистой рта, повышает чувствительность десен к аллергенам и таким раздражителям, как пищевые кислоты. Лауритсульфат натрия является сильнейшим абразивом, и отбеливающий эффект паст, содержащих его достигается путем отшлифовывания эмали зубов, которое приводит к истончению эмали.                                                                                                                                                               Мы предлагаем оставить состав этой пасты прежним, но заменить лаурилсульфат натрия на мыло, действие которого аналогично, но не содержит абразивных материалов, а значит, не будет стирать эмаль зубов.  При попадании на слизистую оболочку мыло способствует образованию гаммоглобулина,  необходимого для борьбы с бактериями, грибками и трихомонадами. Благодаря ему можно вылечить парадонтоз и стоматит.

Ученики: Представление материала 3 группы.                                                                                 Большинство учеников нашей группы пользуется зубной пастой   COLGATE:                                Изучив ее состав, отмечаем, что в ней содержится пропилпарабен и метилпарабен. Они широко используются, хотя очень токсичны и могут негативно повлиять на работу эндокринной и половой систем, содержат опасные примеси, провоцирующие рак груди. Содержится лаурилсульфат натрия является сильнейшим абразивом, истончающим зубную эмаль и ухудшающим состояние десен.                                                                                                                  А также содержит триклозан, который должен предотвратить заболевания десен и служит для профилактики кариеса, однако данное химическое вещество серьезно сказывается на здоровье. Триклозан, будучи антибиотиком синтетическим, не разбирается какая это микрофлора полезная или вредная, ему всё равно. Он наводят во рту полный дизбактериоз, хотя не стерилизовать надо рот, а «выращивать» во рту полезную микрофлору и она будет сдерживать рост вредных микробов.

Мы предлагаем в состав  зубной пасты включить много природных материалов:                           В качестве абразива можно использовать белую глину или таблетки  активированного угля (белого цвета) перед употреблением его рекомендуется растолочь. Кстати, уголь не только очищает зубы от налета и остатков пищи, но и, как это ни удивительно, отбеливает их. Известно, что из поврежденного подповерхностного участка происходит потеря кальция, фосфора, магния, карбонатов, понижается плотность эмали, повышается ее растворимость. Этот процесс обратим. В начальной стадии эмаль может восстановиться благодаря биологически активной  добавке из морской ламинарии. Зубы получат все эти жизненно важные минералы в органически связанной форме. Для противовоспалительного эффекта можно использовать растительные экстракты из хвои. Советуем добавить немного черного перца—он обладает природным антибактериальным эффектом, но при этом не такой агрессивный, как триклозан. Он способствует свежести дыхания и помогает справиться с простудными заболеваниями. Для того чтобы связать эти вещества в зубную пасту можно использовать агар-агар или пектины, которые  угнетают  роста микроорганизмов и для придания аромата свежести Кроме этого можно добавить ароматические добавки – смеси эфирных масел (мяты, шалфея, апельсинового масла)

Ученики: Представление 4 группы.                                                                                                                                               Группа решила создать проект оптимальной универсальной инновационной  пасты                           Она должна решать следующие задачи:                                                                                                     Профилактики кариеса;                                                                                                                                                  Отбеливания зубов;                                                                                                                          Снятия  налёта и  зубного камня;                                                                               Реминерализации (восстановления)  и укрепления зубной  эмали.                                                      Для инновационной пасты предлагаем  использовать: натуральный хлорофилл - является полезной средой для здоровой микрофлоры полости рта и выступает природным заменителем широко известного триклозана, но в отличие от антибиотиков, не вызывает привыкание организма.  Хлорофилл удаляет вредные вещества из организма, регулирует уровень гормонов в организме, восполняет его необходимым количеством питательных веществ и минералов для производства крови. Натуральный хлорофилл обладает антибактериальным действием и снимает воспаления.                                                      Ультрадисперсный жемчуг (Наночастицы     жемчуга) Они обладают высокой проникающей способностью, богаты аминокислотами и кальцием, нормализуют обменные процессы, ускоряют регенерацию клеток слизистой оболочки десен, способствуя быстрому заживлению ранок. Предупреждают развитие  воспалений, аллергических реакций  Глицерофосфат калия и натрия - для реминерализации зубов и укрепления зубной эмали. Воду.                                                                                                          Пероксид карбомида.- добавлять в некоторые пасты для отбеливающего эффекта.                          При попадании в полость рта и взаимодействии со слюной разлагается с выделением активного кислорода

Учитель: Выпуск предлагаемых вами зубных паст, зубного порошка и универсальной зубной пасты помогут людям сохранить зубы здоровыми, так как  в  этих рецептах приведена доказательная база благотворного влияния их на здоровье зубов, и создадут условия для стоматологического здоровья при условии соблюдения правил гигиены.                                                                              (Обучающиеся перечисляют правила гигиены)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"

План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

методическая разработка урока в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости""

Данный урок является вводным при изучении темы "Пищеварение в организме Человека". Урок разработан с применением современных требований по формированию УУД. К уроку прилагается презентация....

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

Разработка урока "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс

В разработке представлен конспект урока + презентация....

Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: «Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».

  Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под редакцией В.В...

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по биологии в 8 классе «Культура здоровья человека» по теме: Строение и гигиена ротовой полости.

Данную методическую разработку можно использовать во внеурочной деятельности для проведения классных часов по здоровому образу жизни, на факультативных занятиях, в рамках проведения предметной недели ...