Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по биологии в 8 классе «Культура здоровья человека» по теме: Строение и гигиена ротовой полости.
методическая разработка по биологии (8 класс)

Елена Вячеславовна Молчанова
  1. Данную методическую разработку можно использовать во внеурочной деятельности для проведения классных часов по здоровому образу жизни, на факультативных занятиях, в рамках проведения предметной недели естественных наук.
  2. В мероприятии могут принимать участие обучающиеся как индивидуально, так и в составе команд (по выбору учителя). Каждая команда располагается за отдельным местом.
  3. Учитель назначает жюри, которое наблюдает за командами, учитывает время, отведенное на выполнение заданий, ведет подсчет баллов, определяет победителей, сообщает результаты игрокам.
  4. Перед началом игры ведущий знакомит обучающихся  с правилами:
  5. Перед вами поле из 25 ячеек с указанием баллов от 5 до 20, которые может заработать команда в случае правильного ответа на вопрос. Вопросы выбирают игроки самостоятельно  - А1, Б2 и т.д. Во время выполнения задания участники имеют право обсуждать вопрос, принимать совместное решение. На решение вопроса отводится 30 секунд. Побеждает команда, которая набрала большее количество баллов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gigiena_rot_pol.docx610.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  занятия  внеурочной  деятельности по биологии  в 8 классе  «Культура здоровья человека»  

по теме: Строение и гигиена  ротовой  полости

Молчанова Елена Вячеславовна

Муниципальное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 (МОУ СОШ №3)  г. Комсомольск-на-Амуре

Учитель  биологии

Главная  методическая цель занятия при системно-деятельностном  подходе – создание условия для проявления познавательной активности  обучающихся.

Тип  занятия –  общеметодологической направленности.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Планируемые  образовательные   результаты:

Предметные:  знание о строении ротовой полости.

Метапредметные

 1.Формирование и развитие основ читательской компетенции. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность.

2.Совершенствование приобретённых на первом уровне навыков работы с информацией и пополнение их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

  1. Приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательс

Личностные:   

содействие к стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложение основ для понимания правил гигиены полости рта.

Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

Оборудование и материалымультимедийный компьютер, таблицы, раздаточный дидактический материал для работы в  группах и создание проектов, презентация.

   Ход занятия.

 На что мы обращаем наше внимание  прежде всего,  когда смотрим на  человека?  Конечно,  привлекают  открытый взгляд,  глаза  и  …улыбка  с  белыми  ровными зубами.  Люди  с  красивой  улыбкой  обаятельны,  располагают  к общению.

    Ротовая  полость  является  первым  отделом  системы  пищеварения  (рис. 8).   Благодаря расположенным  здесь  органам она выполняет  различные функции:  Вопрос классу  откусывание,  пережевывание  пищи  и формирование  пищевого кома,  частичное расщепление  углеводов,  снижение  активности  микроорганизмов,  глотание,  речеобразование.

Рис. 8.  Строение  полости рта

   Задание  классу  - подпишите на интерактивной  доске  рисунок  «Строение  ротовой  полости».

   Задание классу  -  подпишите строение зуба на интерактивной доске.

Каждый зуб состоит  из коронки,  корня  и шейки.  Коронка зуба  сверху  покрыта  эмалью. Эмаль – это самая  твердая  ткань  организма.  Она  на 98%  состоит  из неорганических веществ,  придающих  зубу прочность.  Под эмалью  располагается дентин,  который  составляет основную  массу зуба.  В  дентине  содержится  70%  неорганических  веществ  и около  30%  органических  веществ и воды.  Внутри  дентина  имеются  канальцы, где  располагаются нервные окончания.

   

Задание классу   Расскажите о видах зубов.  Зубы  человека  различаются по  форме,  размерам,  функциям.  У человека  32 зуба  (по 16  на каждой челюсти).  По форме  и  функциям  различают  резцы,  клыки,  малые коренные  и большие  коренные зубы.

Учитель.  Защита  домашнего задания  -  изготовление модели  зубов.

Вопрос  классу  какие вам известны  заболевания зубов?

Прикус  -  это  положение  верхних  и  нижних  зубов  при  их  смыкании.  Лечением  неправильного  прикуса  занимаются  врачи-ортодонты.

   Кариес  -  (от лат.  сaries  -  гниение) – заболевание  твердых  тканей  зуба, которое  развивается  под  влиянием  жизнедеятельности микроорганизмов  и приводит  к  разрушению  зуба.

    Пульпит  (рис. 9) -  воспаление  пульпы.  При остром пульпите ведущий признак  - приступообразная боль, возникает  чаще  в  вечерние  или  ночное  время.

http://dentserv.ru/uploads/source/images/sj_52.png

Рис 9. Заболевания зубов

Периодонтит  - воспалительный процесс  в  периодонте  (периодонт  - пространство  между  корнем  зуба и лункой,  заполненной связками,  сосудами  и  нервами).  В  корне  зуба  образуется  воспалительный  очаг  - гранулема.  Периодонтит лечат  с помощью  удаления  из корня  пищи,  химического  состава  воды,  ухода.

  В настоящее время  абсолютно  точно доказано, что причиной  появления  кариеса  и воспаления  десен  являются бактерии зубного налета.  В норме  в полости рта  существует  большое  количество микроорганизмов.  При поступлении  в  полость  рта сахара  они начинают  вырабатывать  из них  клейкие  вещества.  С помощью  этих клейких  веществ бактерии  фиксируются на  поверхности  зуба,  образуя зубной налет.  Появление и  развитие  кариеса  можно определить  следующими формулами:

Бактерии +  сахар = клейкие вещества

Бактерии + клейкие вещества = зубной налет

Зубной налет + сахар = зрелый  зубной налет

Зрелый зубной налет + сахар + кислота = кариес.

Как называется врач, который   лечит  повреждения и болезни  зубов, челюстей и лицевой области в целом?

http://mypresentation.ru/documents_2/c97b96e9677b15d8e249e26c80611ebe/img4.jpg

Специалист  по удалению зубов?

Врач - стоматолог, который занимается коррекцией  зубочелюстных патологий?

Учитель. Так как у нас занятие внеурочной деятельности, то мы должны  создать какие продукты  на занятия.

Какую вы можете  предложить проблему  к  сегодняшней теме занятий?

Несмотря на то, что наши зубы и десны созданы природой для выдерживания колоссальной жевательной нагрузки, они очень уязвимы и заболевания встречаются почти у каждого человека.

http://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/QTwEhIMFBqU9dRUT/57.jpg

Учитель. Ребята, а  какие  темы  можно предложить для написания  исследовательской работы по данной теме?  Это  примеры  долгосрочных проектов.  Я напоминаю  структуру написания  исследовательской работы. (см. презентацию).

А  что мы можем  создать сегодня на занятии?  (справочник, газету, альбом,  презентацию, викторину, игру  и т.д.).

Какова будет цель нашей работы?  Разработать  информационные материалы, объясняющие  необходимость ухода за полостью рта.

Где  мы сможем показать свои материалы? (на уроке,  на внеклассном  мероприятии, на классном часе  и т.п.). 

Работа по группам

  1. Задание  группе № 1 -  создать информационный  бюллетень  по  теме   «Гигиена  полости рта».  
  2. Задание группе № 3 - составить кроссворд   по теме  «Гигиена полости рта».
  3. Составить  игру  в программе  Microsoft  Office PowerPoint   по теме  «Гигиена полости рта».

Защита  проектов группами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»

Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...

Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: « Строение и функции головного мозга»

Изучение нервной системы является наиболее сложным разделом курса биологии 9 специального (коррекционного) класса. Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под ...