Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: «Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».
методическая разработка (9 класс)
Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под редакцией В.В. Воронковой для курса биологии «Человек» по программе 9 специального (коррекционного) класса. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках по биологии в 8-9 классах. При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. Класс состоит из учащихся различного уровня подготовки, поэтому на уроке осуществляется дифференцированный подход к различным видам деятельности учащихся. Все учащиеся 9 класса, страдают лёгкой умственной отсталостью. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня учебной мотивации, мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2.docx | 533.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное
учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
«Майкопское специальное профессиональное училище закрытого типа»
(Майкопское спец ПУ)
Урок по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе.
Тема: «Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».
Подготовила:
Учитель коррекционного класса
Бесиджева А.М.
с. Новосевастопольское
2016г.
Предмет, класс. Биология.9 класс.
Тема: «Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».
Программа: Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Тип урока: Комбинированный.
ЦЕЛИ:
Образовательные:дать понятие учащимся о происходящих процессах пищеварения в ротовой полости; раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости и участие в них ферментов; обеспечить усвоение знаний учащихся о механической и химической обработке пищи в ротовой полости.
Коррекционно- развивающие:коррекция и развитие мыслительной деятельности, связной и устной речи, памяти, внимания; продолжить работу над формированием у учащихся умения работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; чувство ответственности за свой организм; умение вести здоровый образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.
Оборудование урока:
Таблицу « Пищеварение»,
Аншлаги,
Костюм для Кариеса и стоматолога,
Компьютер,
Жетоны,
Зеркала,
Клей.
Технологическая карта
Тема | Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов. | |||
Цель темы | Сформировать у обучающихся знания о процессах происходящих с пищей в ротовой полости. | |||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
В познавательной сфере: - давать определение изученных понятий: пищеварение, слюна; - описывать строение зубов, слюнных желез; - классифицировать по различным признакам зубы; В ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать роль зубов в жизни человека В сфере безопасности жизнедеятельности: уметь ухаживать за полостью рта. | Личностные: - Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий. -Признание ценности здоровья, своего и других людей. Регулятивные: -Ставить цель и анализировать условия достижения цели. - Прогнозировать ситуацию будущих событий. Познавательные: - Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. - Давать определения понятиям. Коммуникативные: -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию | |||
Основные понятия | Корень, коронка, зубная эмаль, пульпа,зубы молочные, постоянные. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Русский язык, изо, сбо. | Работа с инструкционной картой, в группах, презентация, практическая работа в парах, работа с моделями. | Учебник Раздаточный материал Презентация, разработанная учителем | ||
Этапы уроков
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1-й этап Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия | ||||||
Отмечает присутствующих. Приветствует обучающихся. Проверяет посадку учеников по группам. Актуализация имеющийся информационный ресурс у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися | Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы | Работа с ресурсами | Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп | Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения | Проверяют наличие в пакете инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляет поведением и деятельностью | Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
2-й этап. Целеполагание | ||||||
Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия | Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. | Выдвигая цели делают умозаключения | Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе | Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение | Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную | Контроль за ответами одноклассников |
3-й этап Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний | ||||||
Учитель организует работу с моделью: организует работу в группах, консультирует работу с инструкционной картой | Поиск и обработка ресурсов | Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, | Работа в группах, организуют учебное сотрудничество | Устанавливают партнёрские отношения | Добывают новые знания | Оценивают объективные трудности |
4-й этап. Итоги занятия. | ||||||
Организует обсуждение результатов | Рассказывают о чем узнали на уроке | Презентуют памятку | Взаимодействие в групповом коллективе | Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику | Прогнозируют развитие процессов в живых организмах | Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе |
5-й этап. Рефлексия. | ||||||
Организует выполнение поставленной цели | Обдумывают своё действие | Выражают собственное мнение о работе и полученном результате | Рефлексируют | Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их | Осуществляют выбор | |
6-й этап. Домашнее задание. | ||||||
Задаёт и комментирует о домашнее задание | Воспринимают информацию. | Осознанно фиксируют информацию |
Ход урока
План урока « Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».
I. Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент)
Здравствуйте! Садитесь! Говоря вам, здравствуйте, я желаю вам здоровья. А теперь отгадайте, пожалуйста, загадку;
Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?(улыбкой)
Давайте и мы улыбнемся друг другу! Посмотрите, какие красивые у вас глаза! Как светло и весело от ваших улыбок!
А вот для того,чтобы заработали ваши органы, сделаем зарядку
1.Упражнение «Великан» (для формирования осанки)
Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы немного вверх и чуть-чуть назад. Вот такое положение постарайтесь сохранить в течение всего занятия.
2. Упражнение «Разбуди свои органы»
а) ушные раковины имеют активные точки, связанные со всеми органами. Энергично потрем уши ладонями.
б)разотрем ушные раковины большим и указательным пальцем до ощущения теплоты.
Итак, весь организм готов к восприятию нового материала.
Прежде чем начнем работать я хочу посмотреть какое у вас настроение. Поднимите соответствующий настроению смайлик!
Постановка учебной задачи.
Пища в ротик к нам попала, что же с нею во рту стало?
Выслушиваются ответы детей и делается обобщение.
На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.
II. Подготовка к основному этапу.
Ответить на вопросы, работа с таблицей « Пищеварительная система человека»
1 Из каких частей состоит пищеварительная система человека?
2 Какие органы образуют пищеварительную трубку?
3 Назовите пищеварительные железы?
4 В чем заключается значение пищи для человека?
5 Где переваривается пища? ( для 3 гр)
Выбрать правильное утверждение (Приложение №1, правильные ответы1, 2, 5.)
- Пища – это источник энергии и строительного материала.
- Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
- Белками богаты овощи, фрукты, мед.
- Витамином С богат рыбий жир.
- Пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в простые вещества, которые легко всасываются в кровь.
- Пищеварительная система состоит только из пищеварительных желез.
Работа по вариантам. (3-5 слайд)
Пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в простые веществ.
Питательные вещества – это вещества, которые необходимы для жизнедеятельности нашего организма.
Пищевые продукты – это продукты животного и растительного происхождения, используемые как в обработанном, так и в необработанном виде при питании человека.
Задание №1
Выбрать:
1 вариант – питательные вещества (8) (3слайд)
2 вариант – продукты питания (8) (4 слайд)
1.Мороженное; 2. Лимон; 3.Жирные кислоты; 4.Нуклеиновые кислоты; 5. Углеводы; 6.Хлеб; 7.Треска; 8.Сливочное масло; 9.белки; 10.Картофель; 11.Мясо; 12.минеральные соли; 13.Аминокислоты; 14.Глюкоза; 15.Колбаса; 16.Жиры.
Задание №2 ( Общее для всех) (6 слайд)
Установить последовательность органов пищеварительной системы:
1.желудок; 2.толстая кишка; 3.ротовая полость; 4.тонкая кишка; 5.пищевод; 6.глотка.(3,6,5,1,4,2)
III. Усвоение новых знаний.
Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается,
Пищи происходит усвоение
И виной тому (пищеварение)
Сегодня на уроке мы познакомимся с процессом пищеварения в ротовой полости.
Открыли тетради записали сегодняшнее число, классная работа и тему урока
На доске тема урока « Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».
И мы должны выяснить, что за помощники есть у нас во рту, которые помогают пищеварению.
Возьмите зеркала и рассмотрите полость рта, что вы там увидели.
(зубы, десны, язык, небо, губы- аншлаги на доске) (7 слайд).
Давайте разберемся для, чего нам нужны эти органы, а помогать мне сегодня будут желающие из вас. Итак, еще раз назовите органы, которые вы увидели в ротовой полости, а я расскажу о них более подробно.
Губы – это мышечный орган, который ограничивает вход в ротовую полость, участвуют в захвате пищи, определении ее качества и образовании слов. (8 слайд)
Язык – это мышечный орган, который направляет пищу к зубам, перемешивает ее, определяет ее вкус и помогает нам говорить.(9 слайд)
А теперь покажите свой язык соседу, мне, состройте рожицы, а я оценю их.
Поздравляю, мы только что провели с вами физминутку, активизировали мыслительные центры. Осталось только взять соседей за руки и пожелать им всего доброго.
А сейчас язычком дотроньтесь до своих зубов. Следующий орган ротовой полости – зубы.(10 слайд)
Белые силачи - рубят калачи. В этой детской загадке отражается функция зубов. Зубы измельчают пищу, т.е. в ротовой полости при помощи зубов пища подвергается механическому изменению.
Ребенок на свет появляется беззубым. У маленьких детей первые зубы появляются в возрасте 6-8 месяцев. К двум годам у ребенка 20 зубов - эти зубы называются молочными.
С 6-7 летнего возраста и до 12 лет происходит замена молочных зубов на настоящие.
У взрослого человека 32 зуба. Они делятся на резцы, клыки и коренные. (Аншлаги, на доске появляется схема).(11 слайд)
Итак, какое же строение имеют наши зубы. ( Собирается модель на доске, Приложение №2)
Строение: КОРОНКА, КОРЕНЬ,ПУЛЬПА.(12 слайд)
Коронкой называют ту часть зуба, которая располагается над десной. То есть видимую каждому.Покрыта эмалью.
Корень зуба находится в углублении в челюсти.
В самом центре зуба располагается соединительная ткань – пульпа. Она мягкая, пронизанная множеством кровеносных сосудов и нервных окончаний. Именно ее поражение кариесом или воспалительными процессами вызывает ту самую нестерпимую зубную боль.
Объяснение таблица: нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. На месте повреждения образуется углубление – дупло. Оно постепенно доходит до пульпы зуба, и инфекция проникает в нее, вызывая воспаление – пульпит. Признаки пульпита – зубная боль, повышенная чувствительность зуба к ощущению температуры пищи. Если зуб вовремя не вылечить, не запломбировать, он разрушится.
( я рекомендую сделать вам рисунок – схему)
Физкультминутка. (Видео)
Сценка:
Появляется герой в страшной маске – это кариес, он пугает детей.
Злой разбойник кариес
У детей он зубы ест-
Зубы ровные, кривые
И клыки и коренные.
Днем и ночью зубы ест
Злой разбойник кариес.
Кариес -это самая распространенная болезнь зубов. Раньше эту болезнь называли костоедой.(13слайд)
Ну, что же делать если у нас болит зуб, кто нам в этом поможет?
( выходит ученик в роли стоматолога) (14 слайд)
Стоматолог – это врач, занимающийся лечением болезней зубов, слизистой оболочки полости рта, челюстей и лица, а также профилактикой всех этих заболеваний.
Причин образования кариеса несколько – это и скопление бактерий и микробов во рту, которые разрушают эмаль, резкая смена горячей и холодной пищи, нехватка фтора в продуктах питания и воде, наследственная предрасположенность. Чтобы зубы всегда были здоровыми и красивыми нужно соблюдать ряд правил по уходу за ними.
Стихи:
Ученик 1:Часто кушать как попало
Вам ребята не пристало.
Если сам себе не враг перекусывай ты так:
Молоко, орехи, сыр,
Сырые овощи, кефир.
Вам тогда не повредит
Кариес зубной бандит.
Ученик 2 :Улыбнитесь все пошире
И пусть все видят, что ваши зубы,
Крупные и ровные,
Острые и частые,
Твердые, жемчужные,
Белые, клыкастые,
Мраморные, крепкие
Самые смехастые.
Чистить зубы рекомендуется два раза в день – утром и вечером. Щетку следует вести от десны к коронке.
При боковых движениях слева направо и справа налево очищаются лишь верхние части коронок, что недостаточно. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить. Чистить зубы рекомендуется не только с внешней, но и с внутренней стороны.
После еды нередко между зубами остаются частицы застрявшей пищи. Их надо удалить зубочистками или зубной нитью. (15-16 слайд)
Анализируем работу, итак, чтобы зубы были здоровы, что нам надо делать?сравниваем ваши предложения с выданной памяткойи вклеиваем в тетрадь. Каждый получает памятку (Приложение №3)
А теперь сделайте несколько глотательных движений.Что вы проглотили во время этих движений?
А сейчас я вам расскажу притчу.(17 слайд)
«Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?»(слюна выделяется рефлекторно, когда в рот попадает пища. У виновного человека от страха сохнет во рту, слюноотделение прекращается, поэтому сухой рис съесть невозможно. Волнение, страх тормозят слюноотделительный рефлекс.)
Слюна-это секрет слюнных желез. Слюна содержит 99% воды и имеет слабощелочную реакцию. В ее состав входят ферменты, обеззараживающие пищу и придающие ей клейкость.(18 слайд)
IV.Закрепление знаний.
Вот и закончился урок
Итог подвести нам пора.
Кто же лучше всех трудился,
На уроке отличился?
Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?Что нового вы узнали? (Помогают аншлаги).
(19 слайд) Итак сделаем вывод, что: а) пища в ротовой полости опробуется на вкус,
б) измельчается,
в) обеззараживается,
г) частично переваривается,
д)смачивается и проглатывается.
V.Рефлексия.
Подводя итог урока, я хотела бы, чтобы каждый из вас выбрал для себя смайлик. Если урок понравился - улыбающийся, если нет - плачущий.( Приложение №4). (20 слайд)
Итак, друзья, урок мы провели,
Все сделали мы с вами, что смогли.
Желаю к учебе вам прилагать старание,
Всего вам доброго, и до свидания!
VI. Домашнее задание. Прочитать в учебнике страницы 128- 130, обратить внимание на рисунки. (21слайд)
Дополнительный материал: Мультфильм « Поход к стоматологу».
Приложение 1
Выбери правильные утверждения.
- Пища – это источник энергии и строительного материала.
- Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
- Белками богаты овощи, фрукты, мед.
- Витамином С богат рыбий жир.
- Пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в простые вещества, которые легко всасываются в кровь.
- Пищеварительная система состоит только из пищеварительных желез.
Приложение №2 .
Приложение №3
Памятка по уходу за зубами.
1 Чисти зубы 2 раза в день не менее 3 минут.
2 Правильно подбирай зубную щетку и пасту, вовремя их заменяй.
3 Посещай стоматолога 2 раза в год.
4 Правильно питайся.
Приложение № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"....
Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".
Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...
Методическая разработка урока по биологии в 8 классе "Регуляция пищеварения"
Методическая разработка урока по биологии в 8 классе "Регуляция пищеварения"...
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема: Позвоночные животные.
методичская разработка урока в 5 классе по биологии...
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема: Царство Грибы
методическая разработка урока для 5 класса ФГОС, содержит технологическую карту урока...
Методическая разработка урока по биологии в 5 классе. Тема "Лишайники"
Конспект урока по биологии в 5 классе на тему "Лишайники"...