методическая разработка урока в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости""
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Данный урок является вводным при изучении темы "Пищеварение в организме Человека". Урок разработан с применением современных требований по формированию УУД. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishchevarenie_v_rotovoi_polosti_1.doc | 136.5 КБ |
problemnoe_zadanie.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме «Строение ротовой полости и пищеварение в ней».
Тип урока: изучения нового материала
Средства обучения: компьютерная презентация, мультимедиа установка и экран презентация «Строение ротовой полости и пищеварение в ней»; учебная таблица «Строение пищеварительной системы человека»;
Цели:
Раскрыть особенности строения ротовой полости и процессов пищеварения в ней .
Формировать:
Познавательные УУД :
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемных заданий;
- поиск и выделение необходимой информации для решения проблемных задач;
Регулятивные УУД :
- способность организовывать свою учебную деятельность через целеполагание, планирование;
- самооценку своей деятельности
Коммуникативные УУД :
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Этапы урока. | Ход урока. | Методы, Приемы, Средства. | Прогнозируемые умения учащихся. |
Организационный момент | Класс делится на рабочие группы по 5–6 человек. | - планирование учебного сотрудничества с сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
Активизация познавательной деятельности перед изучением новой темы Учащиеся выполняют задания | Эпиграф: “Сто болезней входит через рот”. (Китайская пословица). Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать тему «Пищеварение». Давайте вспомним то, что мы уже узнали. Задание1.Вставте пропущенные слова в определение: Пищеварение это …… обработки пищи, в результате которого, ……. вещества распадаются на простые, которые могут ……… организмом. Задание 2. Выбрать Ученики выполняют проверочную работу. : 1 вариант – питательные вещества, 2 вариант – продукты питания. Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. . 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Макароны. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры. Задание 3. Установить последовательность органов пищеварительной системы: а) желудок, б) толстая кишка, в) ротовая полость, г) тонкая кишка, д) пищевод, е) глотка. | Эвристическая беседа | - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. 2. Логические УД: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); - установление причинно-следственных связей; |
Формулировка задач урока. | Учитель: Сегодня мы продолжим говорить о пищеварении в организме человека. Как поступает пища в организм человека? Учитель: Мы знаем, пищеварительная система начинается ротовой полостью, это значит, что тема нашего урока «Строение ротовой полости и пищеварение в ней». (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока) Учитель: При изучении курса 8 класса «Биология. Человек» мы знакомимся с тремя науками. Какие это дисциплины? (анатомией, физиологией, гигиеной) Зная области их познаний, давайте сформулируем цели нашего урока. Учащиеся определяют цели урока: познакомиться - со строением ротовой полости; - с процессами, протекающими в ротовой полости; - с составом и функциями слюны; -механизмом глотания пищи; - гигиеническими правилами ухода за полостью рта Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем много нового, интересного. Полученные знания обязательно пригодятся вам в жизни. . | Словесные методы | - выделение необходимой информации; - умение формулировать цели и задачи своей учебной деятельности; выстраивать план своих действий; формулирование проблемы. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; |
Изучение нового материала. | Групповая работа, выполнение заданий по карточкам, выступление учащихся. Работа идет в группах из 5–6 человек. Каждая группа получает карточку с заданиями. Учитель: Что бы узнать больше нового, я предлагаю вам разделиться на группы – исследовательские лаборатории. Каждая лаборатория проведет сегодня на уроке биологическое наблюдение, поставит биологический эксперимент, сформулирует биологические закономерности. Как любая научная лаборатория свою деятельность мы будем организовывать по определенному плану, который соответствует нашему курсу «Человек». Выполняя задания, вы должны найти взаимосвязи между анатомическим строением, физиологическими процессами и гигиеническими нормами. Учитель: Полость рта делится на два отдела: Учитель: Прочитайте приложение №1.Проанализируйте текст и рисунок «Строение ротовой полости». Выявите особенности строения ротовой полости. После изучения подпишите основные органы ротовой полости на рисунке в своих рабочих отчетах.
| Групповые методы работы | 1. Общеучебные УД: - поиск и выделение необходимой информации; - умение структурировать знания; 2. Логические УД: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); - установление причинно-следственных связей; - синтез как составление целого из частей. - постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. 3. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи |
Выполнение лабораторной работы и оформление ее результатов | Учитель: А теперь, давайте подтвердим наши предположения на практике. Возьмите кусочек хлеба и жуйте в течение трех минут, не сглатывая слюну. Что вы почувствовали? Сладкий вкус, что это значит? Выслушав предположения, учащиеся для подтверждения своих гипотез выполняют лабораторную работу. Приложение №3. пятна на синем фоне? Ученики : Под действием ферментов слюны крахмал разлагается до глюкозы. Учитель: К какой группе органических веществ относится крахмал? Ученики: Крахмал относится к группе углеводов. Учитель: Значит, какие вещества уже начинают перевариваться в ротовой полости? Учитель: На основании результатов лабораторной работы сформулируйте общий вывод. Учитель: Когда вы едите конфеты, у вас выделяется слюна? Это пищеварительный безусловный рефлекс. А вот другой. Представьте, что вы берете в руки лимон, моете его, режете на маленькие кусочки и едите. Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или мыслях о еде. Процесс выделения слюны у человека рефлекторный. Попав в рот, пища раздражает рецепторы ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс носит характер безусловного рефлекса. В течение жизни у человека вырабатываются, и условные слюноотделительные рефлексы в ответ на запах пищи, ее вид, звон посуды и другие раздражители. Вот и у вас сейчас возник условный рефлекс на вид и запах лимона. Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками. Давайте вспомним строение и принцип действия рефлекторной дуги. Учитель: Молодежь в наше время любит похрустеть чипсами и сухариками, а к чему это может привести? | проблемно-поисковый; |
Выводы. Учащиеся на основании проделанной работы и практических исследований формулируют основные выводы урока. | После проделанной на уроке работы ученики приходят к следующим выводам. Пища начинает перевариваться в ротовой полости, подвергаясь двум видам обработки: механической и химической. Механическая обработка осуществляется зубами, а химическая – слюной. Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы, проявляя активность в слабощелочной среде и при температуре тела. Выделение слюны – это рефлекс. Пищу необходимо долго и тщательно жевать. Ежедневно ухаживать за ротовой полостью. | Эвристическая беседа. | умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; кратко и логично излагать свои выводы, грамотно их аргументировать; формировать умение конструктивно строить диалог со своими оппонентами; отстаивать свою точку зрения, разумно учитывая точку зрения других учащихся; |
Проблемные задания для каждой группы. Учащиеся, опираясь на полученные знания решают биологические задачи. | Учитель: Для закрепления изученного материала и для развития нашей мыслительной деятельности разрешите проблемные задания. Напоминаю, что бы это сделать нужно, выдвинуть гипотезу и найти доказательство своей гипотезы. В настоящее время существует много взглядов на питание, много теорий правильного питания. Иногда эти взгляды существенно отличаются между собой. Например, одни проповедуют вегетарианство, другие утверждают, что в рационе человека обязательно должна быть пища животного происхождения. Но все сходятся во мнении о том, что пища должна быть тщательнейшим образом пережевана. Есть даже поговорка «Кто долго жует, тот долго живет». Когда-то плантаторы, выбирая себе рабов, смотрели им в рот, на состояние зубов. Рабов с больными зубами или без зубов они не брали. Почему состоянию ротовой полости придавали такое значение? Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом»: на суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему? В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета. У человека в сутки вырабатывается 1-1,5 литра слюны, у свиньи 8 литров, а коровы 20 литров. Объясните эти физиологические особенности. Сафир, австрийский писатель говорил: "Труд-отец голода, дед пищеварения, прадед здоровья". Объясните, как вы понимаете эти слова. | Преобразовательные | Общеучебные УД: -выделение проблемы, формулирование гипотезы; -поиск путей решений проблемных заданий; - поиск необходимой информации; - умение структурировать знания; 2. Логические УД: - анализ заданий с целью выделения признаков (существенных и несущественных); - установление причинно-следственных связей; - синтез как составление целого из частей. 3.Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи. |
Рефлексия. Учащиеся оценивают результаты своей деятельности на уроке. | Учитель: Для подведения итогов урока выполните тест. Учитель: Берегите свое здоровье. И чтобы вам врачи не прописывали глазные капли, смотрите, что вы кладете в рот. Улыбайтесь так, что бы вы ни боялись показать свои ухоженные красивые зубы! Что вы узнали для себя нового? Какие умения сегодня у себя вы развивали? Для этого необходимо заполнить лист самооценки. |
Домашнее задание. | Учебник параграф, задания после параграфа (устно). Творческое задание: приготовить сообщение «Физиологическое обоснование кулинарных традиций народов мира». |
Приложение к уроку «Строение ротовой полости и пищеварения в ней»
Приложение №1 «Строение ротовой полости».
Сверху ротовая полость ограничена твердым и мягким небом, сбоку щеками, снизу диафрагмой рта. Вход в ротовую полость ограничивают челюсти в углублениях, которых находятся зубы. Челюсти покрыты очень тонкой кожей богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Зубы, у человека дифференцированные построению это связано выполняемыми ими функциям. Общая их функция откусывание и пережевывание пищи. Губы и язык участвуют в захвате пищи и определении ее качества. Изнутри полость покрыта слизистой оболочкой – расположенные здесь железы выделяют слюну. В ротовой полости расположен язык, а так же жевательные мышцы, которые могут развивать усилия до 400кг. Язык человека, мышечный орган полости рта, без которого зубы не справились бы своей основной работой по пережевыванию пищи. Во время пережевывания язык способствует перемещению пищи от одной группы зубов к другой, растиранию пищевых масс и перемешиванию их со слюной. Затем, когда пища окажется хорошо пережеванной и смоченной слюной, язык вместе с мышцами мягкого неба и гортани обеспечивает формирование пищевого комка и его проглатывание. Язык необходим и для сосания. Он начинает принимать участие в пищеварительном процессе задолго до появления зубов, он обеспечивает процесс питания новорожденных детей, для которых главной пищей в этот период служит материнское молоко.
Приложение №2 «Строение и расположение слюнных желез».
Выделяют малые и большие слюнные железы. Протоки слюнных желез открываются в ротовую полость. Многочисленные мелкие слюнные железы: губные, щечные, небные, язычные – располагаются в слизистой оболочке стенок полости рта. К большим слюнным железам относят парные околоушную, поднижнечелюстную и подъязычную железы. Околоушная железа лежит ниже ушной раковины в челюстной ямке. Ее проток проходит через щечную мышцу и открывается на уровне верхнего второго коренного зуба. Поднижнечелюстная железа лежит сбоку под нижней челюстью. Подъязычная железа лежит на диафрагме рта под языком. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные - самую вязкую. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. Она содержит специальные ферменты, расщепляющие крахмал до глюкозы. Человеческая слюна на 99,5% состоит из воды, минеральных солей. Остальные полпроцента – входящие в слюну органические и минеральные вещества. Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, они придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание. Лизоцим убивает микробы. Амилаза является гидролитическим ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы. В ротовой полости в нее добавляются бактерии и микроскопические грибки, которые постоянно обновляют клетки слизистого эпителия ротовой полости.
Задание: заполните таблицу «Состав слюны»
Приложение №3 Лабораторная работа «Действие слюны на крахмал»
Продолжая наш урок, мы должны доказать, что в ротовой полости под действием слюны происходит расщепление крахмала. Для этого нам необходимо выполнить лабораторную работу
Цель: доказать, что ферменты слюны способны разложить крахмал до простых сахаров.
Оборудование: накрахмаленные салфетки (приготовленные заранее), раствор йода, ватные палочки, вода.
Вспомним качественную реакцию на крахмал. Каким образом можно определить наличие крахмала в продуктах. Капнуть раствором йода. Проверим на продуктах. Капнем на сахар и на картофель. Наличие крахмала покажет синий цвет. Демонстрация опыта. Посинел картофель, значит, там есть крахмал. Нам же надо доказать, что в ротовой полости крахмал расщепляется на сахар под действием ферментов слюны. Наши салфетки накрахмалены, проверим, какого они станут цвета в растворе йода. Посинела.
Ход работы:
Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капелек йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.
2. Возьмите ватную палочку, намочите слюной, а затем этой ватной палочкой смоченной слюной напишите букву на накрахмаленном бинте. Это проделать нужно, проделать с несколькими бинтами
3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся. (1-2 мин).
4. Затем опустите в водный раствор йода. Пронаблюдайте полученный результат.
5. Второй бинт опустите в водный раствор йода, без предварительного подогрева. Какой результат мы наблюдаем теперь?
6. Контрольный бинт смачивать слюной не надо.
Ход работы и результаты мы занесем в таблицу:
№ | Условия опыта | результаты | выводы |
1 | Крахмал + йод |
2 | Крахмал + слюна + t |
3 | Крахмал + слюна |
4 | Крахмал + слюна курящего человека |
Основные понятия к уроку.
Безусловный слюноотделительный рефлекс - процесс отделения слюны, возникающий при раздражении механических, химических и температурных рецепторов ротовой полости.
Условный слюноотделительный рефлекс - вырабатывается в течение жизни в ответ на зрительные, обонятельные, слуховые и др. раздражители.
Белковый состав слюны:
Лизоцим - обладает бактериальным действием.
Муцин – участвует в образовании пищевого комка.
Амилаза и мальтоза - расщепляют сложные углеводы до глюкозы.
Итог урока: Что происходит с пищей в ротовой полости? Выпишите буквы, обозначающие правильные ответы в том порядке как они расположены в тесте. Какое слово вы получили?
Смачивание пищи слюной.
Превращение крахмала в глюкозу
Расщепление жиров
Выделение кишечного сока
Акт глотания
Превращение глюкозы в крахмал
Совершается рефлекторное отделение слюны
Пища превращается в кашицу
Измельчение пищи
Разложение всех питательных веществ
Быстрое определение вкусовых качеств пищи
Обеззараживание пищи
Отчет о проделанной работе на уроке «Строение ротовой полости и пищеварения в ней»
Ф.И
Выполнение проверочной работы:
Задание1.Вставте пропущенные слова в определение:
Пищеварение это …… обработки пищи, в результате которого, ……. вещества распадаются на простые, которые могут ……… организмом.
Задание 2. Выбрать Ученики выполняют проверочную работу.
: 1 вариант – питательные вещества, 2 вариант – продукты питания.
Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. . 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Макароны. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.
Задание 3. Установить последовательность органов пищеварительной системы: а) желудок, б) толстая кишка, в) ротовая полость, г) тонкая кишка, д) пищевод, е) глотка.
Ответь на проблемные вопросы:
Какие физические изменения происходят с пищей в ротовой полости?
Почему так важно хорошо пережевывать пищу?
Дайте физиологическое обоснование поговорки «Когда я ем, я глух и нем»
Отчет о проделанной работе на уроке «Строение ротовой полости и пищеварения в ней»
Ф.И
Выполнение проверочной работы:
Задание1.Вставте пропущенные слова в определение:
Пищеварение это …… обработки пищи, в результате которого, ……. вещества распадаются на простые, которые могут ……… организмом.
Задание 2. Выбрать Ученики выполняют проверочную работу.
: 1 вариант – питательные вещества, 2 вариант – продукты питания.
Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. . 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Макароны. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.
Задание 3. Установить последовательность органов пищеварительной системы: а) желудок, б) толстая кишка, в) ротовая полость, г) тонкая кишка, д) пищевод, е) глотка.
Ответь на проблемные вопросы:
Какие физические изменения происходят с пищей в ротовой полости?
Почему так важно хорошо пережевывать пищу?
Дайте физиологическое обоснование поговорки «Когда я ем, я глух и нем»
Заполните таблицу «Состав слюны»
Ответь на проблемные вопросы:
Дайте физиологическое обоснование пословицы «Кто хорошо жует, тот долго живет»
Оформите результаты проделанной лабораторной работы.
Ход работы и результаты мы занесем в таблицу:
№ | Условия опыта | результаты | выводы |
1 | Крахмал + йод |
2 | Крахмал + слюна + t |
3 | Крахмал + слюна |
4 | Крахмал + слюна курящего человека |
Решение проблемных заданий:
В настоящее время существует много взглядов на питание, много теорий правильного питания. Иногда эти взгляды существенно отличаются между собой. Например, одни проповедуют вегетарианство, другие утверждают, что в рационе человека обязательно должна быть пища животного происхождения. Но все сходятся во мнении о том, что пища должна быть тщательнейшим образом пережевана. Есть даже поговорка «Кто долго жует, тот долго живет». Когда-то плантаторы, выбирая себе рабов, смотрели им в рот, на состояние зубов. Рабов с больными зубами или без зубов они не брали. Почему состоянию ротовой полости придавали такое значение?
Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом»: на суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему?
В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета.
У человека в сутки вырабатывается 1-1,5 литра слюны, у свиньи 8 литров, а коровы 20 литров. Объясните эти физиологические особенности.
Сафир, австрийский писатель говорил: "Труд-отец голода, дед пищеварения, прадед здоровья". Объясните, как вы понимаете эти слова.
Учителю
Слайд №1
Эпиграф: “Сто болезней входит через рот”. (Китайская пословица).
Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать тему «Пищеварение». Давайте вспомним то, что мы уже узнали. Выполните задания которые у вас в ваших отчетах.
Задание1.Вставте пропущенные слова в определение:
Пищеварение это …… обработки пищи, в результате которого, ……. вещества распадаются на простые, которые могут ……… организмом.
Задание 2. Выбрать Ученики выполняют проверочную работу.
: 1 вариант – питательные вещества, 2 вариант – продукты питания.
Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. . 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Макароны. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.
Задание 3. Установить последовательность органов пищеварительной системы: а) желудок, б) толстая кишка, в) ротовая полость, г) тонкая кишка, д) пищевод, е) глотка.
Учитель проверим вашу работу Слайд №2 3
Учитель: Сегодня мы продолжим говорить о пищеварении в организме человека. Как поступает пища в организм человека?
Учитель:Да, пищеварительная система начинается ротовой полостью, это значит, что тема нашего урока «Строение ротовой полости и пищеварение в ней». (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока) Слайд №4
Учитель: При изучении курса 8 класса «Биология. Человек» мы знакомимся с тремя науками. Какие это дисциплины? (анатомией, физиологией, гигиеной) Зная области их познаний, давайте сформулируем цели нашего урока.
Учащиеся определяют цели урока: познакомиться Слайд №5
- со строением ротовой полости;
- с процессами, протекающими в ротовой полости;
- с составом и функциями слюны;
-механизмом глотания пищи;
- гигиеническими правилами ухода за полостью рта
Учитель:
Сегодня на уроке мы узнаем много нового, интересного. Полученные знания обязательно пригодятся вам в жизни.
. Слайд №6 7
Учитель: Что бы узнать больше нового, я предлагаю вам разделиться на группы – исследовательские лаборатории. Каждая лаборатория проведет сегодня на уроке биологическое наблюдение, поставит биологический эксперимент, сформулирует биологические закономерности. Как любая научная лаборатория свою деятельность мы будем организовывать по определенному плану, который соответствует нашему курсу «Человек». Выполняя задания, вы должны найти взаимосвязи между анатомическим строением, физиологическими процессами и гигиеническими нормами.
Учитель: Прочитайте приложение №1.Проанализируйте текст и рисунок «Строение ротовой полости». Выявите особенности строения ротовой полости. После изучения подпишите основные органы ротовой полости на рисунке в своих рабочих отчетах. Слайд №8
Учитель: Ознакомитесь с содержанием приложения №2 «Строение слюнных желез. Состав слюны». Заполните таблицу «Состав слюны» в своих рабочих отчетах. Слайд №9 10
.
Учитель: А теперь, давайте подтвердим наши предположения на практике. Возьмите кусочек хлеба и жуйте в течение трех минут, не сглатывая слюну. Что вы почувствовали? Сладкий вкус, что это значит? Выслушав предположения, учащиеся для подтверждения своих гипотез выполняют лабораторную работу. Приложение №3. пятна на синем фоне? Ученики : Под действием ферментов слюны крахмал разлагается до глюкозы. Учитель: К какой группе органических веществ относится крахмал? Ученики: Крахмал относится к группе углеводов. Учитель: Значит, какие вещества уже начинают перевариваться в ротовой полости? Слайд №11 Учитель: На основании результатов лабораторной работы сформулируйте общий вывод. Слайд №12 Учитель: Когда вы едите конфеты, у вас выделяется слюна? Это пищеварительный безусловный рефлекс. А вот другой. Представьте, что вы берете в руки лимон, моете его, режете на маленькие кусочки и едите. Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или мыслях о еде. Процесс выделения слюны у человека рефлекторный. Попав в рот, пища раздражает рецепторы ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс носит характер безусловного рефлекса. В течение жизни у человека вырабатываются, и условные слюноотделительные рефлексы в ответ на запах пищи, ее вид, звон посуды и другие раздражители. Вот и у вас сейчас возник условный рефлекс на вид и запах лимона. Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками. Давайте вспомним строение и принцип действия рефлекторной дуги. Слайд №13 Учитель: Молодежь в наше время любит похрустеть чипсами и сухариками, а к чему это может привести? Слайд №14 |
После проделанной на уроке работы ученики приходят к следующим выводам. Слайд №15 Пища начинает перевариваться в ротовой полости, подвергаясь двум видам обработки: механической и химической. Механическая обработка осуществляется зубами, а химическая – слюной. Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы, проявляя активность в слабощелочной среде и при температуре тела. Выделение слюны – это рефлекс. Пищу необходимо долго и тщательно жевать. Ежедневно ухаживать за ротовой полостью. |
После проделанной на уроке работы ученики приходят к следующим выводам.
Пища начинает перевариваться в ротовой полости, подвергаясь двум видам обработки: механической и химической.
Механическая обработка осуществляется зубами, а химическая – слюной.
Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы, проявляя активность в слабощелочной среде и при температуре тела.
Выделение слюны – это рефлекс.
Пищу необходимо долго и тщательно жевать.
Ежедневно ухаживать за ротовой полостью.
Учитель: Для закрепления изученного материала и для развития нашей мыслительной деятельности разрешите проблемные задания. Напоминаю, что бы это сделать нужно, выдвинуть гипотезу и найти доказательство своей гипотезы.
В настоящее время существует много взглядов на питание, много теорий правильного питания. Иногда эти взгляды существенно отличаются между собой. Например, одни проповедуют вегетарианство, другие утверждают, что в рационе человека обязательно должна быть пища животного происхождения. Но все сходятся во мнении о том, что пища должна быть тщательнейшим образом пережевана. Есть даже поговорка «Кто долго жует, тот долго живет». Когда-то плантаторы, выбирая себе рабов, смотрели им в рот, на состояние зубов. Рабов с больными зубами или без зубов они не брали. Почему состоянию ротовой полости придавали такое значение?
Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом»: на суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему?
В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета.
У человека в сутки вырабатывается 1-1,5 литра слюны, у свиньи 8 литров, а коровы 20 литров. Объясните эти физиологические особенности.
Сафир, австрийский писатель говорил: "Труд-отец голода, дед пищеварения, прадед здоровья". Объясните, как вы понимаете эти слова.
Учитель: Для подведения итогов урока выполните тест. Слайд №12
Учитель: Берегите свое здоровье. И чтобы вам врачи не прописывали глазные капли, смотрите, что вы кладете в рот. Улыбайтесь так, что бы вы ни боялись показать свои ухоженные красивые зубы!
Что вы узнали для себя нового?
Какие умения сегодня у себя вы развивали?
Для этого необходимо заполнить лист самооценки
Предварительный просмотр:
Проблемное задание.
В настоящее время существует много взглядов на питание, много теорий правильного питания. Иногда эти взгляды существенно отличаются между собой. Например, одни проповедуют вегетарианство, другие утверждают, что в рационе человека обязательно должна быть пища животного происхождения. Но все сходятся во мнении о том, что пища должна быть тщательнейшим образом пережевана. Есть даже поговорка «Кто долго жует, тот долго живет». Когда-то плантаторы, выбирая себе рабов, смотрели им в рот, на состояние зубов. Рабов с больными зубами или без зубов они не брали. Почему состоянию ротовой полости придавали такое значение?
Проблемное задание.
Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом»: на суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему?
Проблемное задание.
В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета.
Проблемное задание.
У человека в сутки вырабатывается 1-1,5 литра слюны, у свиньи 8 литров, а коровы 20 литров. Объясните эти физиологические особенности.
Проблемное задание.
Сафир, австрийский писатель говорил: "Труд-отец голода, дед пищеварения, прадед здоровья". Объясните, как вы понимаете эти слова.
Проблемное задание.
В настоящее время существует много взглядов на питание, много теорий правильного питания. Иногда эти взгляды существенно отличаются между собой. Например, одни проповедуют вегетарианство, другие утверждают, что в рационе человека обязательно должна быть пища животного происхождения. Но все сходятся во мнении о том, что пища должна быть тщательнейшим образом пережевана. Есть даже поговорка «Кто долго жует, тот долго живет». Когда-то плантаторы, выбирая себе рабов, смотрели им в рот, на состояние зубов. Рабов с больными зубами или без зубов они не брали. Почему состоянию ротовой полости придавали такое значение?
Проблемное задание.
Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом»: на суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему?
Проблемное задание.
В столовой к обеду был приготовлен винегрет, сильно заправленный уксусом. Как будет перевариваться в ротовой полости картофель, входящий в состав винегрета.
Проблемное задание.
У человека в сутки вырабатывается 1-1,5 литра слюны, у свиньи 8 литров, а коровы 20 литров. Объясните эти физиологические особенности.
Проблемное задание.
Сафир, австрийский писатель говорил: "Труд-отец голода, дед пищеварения, прадед здоровья". Объясните, как вы понимаете эти слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»
Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
К открытому уроку биологии "Пищеварение в ротовой полости"
Материал для учащихся при выполнении лабораторной работы "Определение реакции среды слюны"...
Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: «Пищеварение в ротовой полости и гигиена зубов».
Данный урок является третьим в изучении темы «Система органов пищеварения». Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под редакцией В.В...