Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся/
статья по биологии на тему

В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, таким как биология и экология.

Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, ученые, методисты, психологи.

Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения. Работать вне интереса – значит вне чувства, воли, вне смыслов.
     Дети, обучающиеся в моём, имеют разный уровень подготовки, индивидуальны в восприятии учебного материала, скорости выполнения заданий, глубины, на которой способны освоить материал. Чтобы сформировать и поддерживать интерес к изучению биологии и экологии у всех учащихся, в том числе и у одаренных, образовательный процесс необходимо дифференцировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon motivatsiya.zip2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, таким как биология и экология.

Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, ученые, методисты, психологи.

Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения. Работать вне интереса – значит вне чувства, воли, вне смыслов.
     Дети, обучающиеся в моём, имеют разный уровень подготовки, индивидуальны в восприятии учебного материала, скорости выполнения заданий, глубины, на которой способны освоить материал. Чтобы сформировать и поддерживать интерес к изучению биологии и экологии у всех учащихся, в том числе и у одаренных, образовательный процесс необходимо дифференцировать.

Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей учащегося не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал я стараюсь подавать в такой форме, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. В связи с этим на уроках применяю методы проблемного обучения, так как проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учащихся. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить элемент противоречий, иногда неожиданности. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового .

Очень полезно использовать метод проектов как проблему. Отмечу неоспоримые плюсы метода проектов:

  • он развивает познавательный интерес;
  • ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.;
  • в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;
  • знания находят практическое применение;
  • устанавливается связь с жизненным опытом детей;
  • в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.

Для повышения мотивации обучения на уроках биологии  я широко использую компьютерные технологии (КТ). Во-первых, изложение новой темы в сопровождении презентации значительно больше концентрирует внимание, во-вторых, дает возможность раскрыть творческий потенциал, стимулирует их умственную деятельность.
          Формированию устойчивого интереса к биологии и экологии способствуют и творческие презентации, выполненные самими учащимися на заданную тему, которые делают урок более привлекательным, зрелищным и интересным.

Наиболее полно потребности в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности, в играх можно реализовать посредствам внеурочной деятельности. Эта деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности и намного более свободна в выборе средств и методик, нежели учебная деятельность.

Отличительной особенностью между формированием мотивации на уроке и вне него является следующее:

- для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности.

Для повышения мотивации учащихся использую игровые моменты. Считаю что игра необходимый элемент учебно-воспитательного процесса. Довольно успешно проходят ролевые игры: суды,  пресс – конференции, круглые столы и т. д.

Чтобы дети  знали ближайшее к ним окружение, необходимо  выводить их  в природу.  Экскурсии – это деятельность экологического характера: изучение природы своей местности, оценка ее состояния, практическая работа по ее сохранению.  После этого учащиеся проводят простые исследования: берут пробы воды в реке, оценивают состояние растительного сообщества по геоботаническим показателям.

В  моём классе также используются следующие формы внеурочной деятельности

- Кружки по разным предметам, а именно по математике, физике, экологии которые посещают все учащиеся класса. Благодаря такой форме работы от 40 до 50%учащихся с удовольствием принимают участие  в предметных олимпиадах различного уровня и становятся победителями или призёрами

- Проектная деятельность и научно-исследовательская деятельность.

Мотивацией к пробуждению интереса к предмету является желание заниматься проектной деятельностью, делиться своими исследованиями не только перед одноклассниками, но и защищать работы на более высоких уровнях. В течении 3-х лет мои учащиеся успешно демонстрируют свои возможности на школьных, муниципальных, а также международных конференциях, занимая призовые места.

            И, конечно же, существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Большое внимание я уделяю подведению итогов как урока так и внеурочных занятий, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.

Использование единого образовательного пространства имеет свои положительные результаты для успешной мотивации учащихся и оказывает существенное влияние на их желание приобретать новые знания. На протяжении трёх лет учащиеся моего класса имеют высокое качество знаний. По биологии

5кл - 100%

6кл- 89%

7кл (I полугодие) - 85 %

По экологии

5кл - 100%

6кл- 88%

7кл (I полугодие) - 96%

Однако предстоит решить ещё не мало проблем в формировании стойкой мотивации у учащихся. Недостаточно высок процент учащихся изъявляющих желание самостоятельное желание добывать знания. Поэтому считаю эффективным привлекать учеников к совместной работе в ходе исследования по конкретной проблеме, давая возможность поучаствовать в различных посильных формах работы. В результате у детей исчезает страх (А смогу ли Я?), желание не подвести товарищей, что приводит в конечном итоге к повышению мотивации в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

На современном этапе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование современных технологий обучения, применение оптимального сочетания р...

Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся

В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью...