Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 поселка Смидович»
Доклад на тему
«Организация работы класса
по духовно-нравственному направлению»
(Из опыта работы классного руководителя)
Выступила на педагогическом совете
Китова В.А.
учитель русского языка и литературы
классный руководитель 8 класса
2022 год
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего доклада «Организация воспитательной работы класса по духовно-нравственному направлению» актуальна и современна и в социальном плане.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
В настоящее время действительно налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети.
Школа принимает непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
Неся ответственность за вверенных мне детей, я должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности.
Эта проблема стоит и перед нами, именно её я сделала ключевой в воспитательной работе классного руководителя.
Я выбираю направления воспитательной деятельности через формирование следующих ценностей:
- Любви к Родине;
- Уважение к семье;
- Потребности в здоровом образе жизни;
- Осознания окружающей красоты;
- Трудолюбия;
- Бережного отношения к Земле;
- Культуры общения.
Методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную.
Формы работы с учащимися
Внеурочная деятельность, беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.
Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, не только домашних, но и бездомных. Чтобы занятие не стало формально проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, принимаем участие в акциях, проводимых в школе по сбору корма для животных, живущих в приюте. А также на примерах произведений «Муму», «Кусака», «О чем плачут лошади», изучаемых по школьной программе на уроках литературы, был проведен классный час «Будем добрее». Дети активно участвуют в обсуждении темы.
Формированию духовно-нравственного воспитания способствуют и внеклассные мероприятия, проводимые с детьми в течение года. Так на протяжении с 5 по 7 класс прошли такие занятия «Добро и зло», «В дружбе сила», «Правда и ложь». Такие внеклассные мероприятия учат быть добрее, терпимее, внимательнее к окружающим. Способствуют сплочению коллектива.
Творческая художественная деятельность детей.
Проведение классных мероприятий.
Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции
Конкурсы, викторины, игры, походы.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся проводится мною, как учителем литературы.
Учащиеся готовили проекты: «Моя малая родина», «Писатели и поэты малой родины», «Стихи и рассказы о малой Родине».
Формы работы с родителями
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
Поэтому, начиная с пятого класса, с родителями учеников провожу:
• Родительские собрания на духовно-нравственные темы:
«Роль семьи в воспитании личности»
«Вечные истины в семье»
«Влияние средств массовой информации на развитие личности»
«Как любить своих детей»
«Школа – дом у начала дороги»
• Проведение совместных внеучебных мероприятий (поездки).
• Индивидуальные консультации
Работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в рамках образовательного и воспитательного процесса.
Мы активно принимаем участие в мероприятиях.
В школе проводятся традиционные праздники, в которых мы принимаем самое активное участие:
Трагедия Беслана
День народного единства
День матери
День вывода войск из Афганистана – 15 февраля
Снятие Блокады Ленинграда
Георгиевская ленточка
Праздник славянской письменности.
неделя экологии, литературы
день Российского флага
Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.
Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под моим руководством включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.
Мероприятия помогли увидеть развитие нашего классного коллектива и каждого учащегося, развили коммуникативные навыки, способствовали формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения, творчества.
Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой деятельности, которая заканчивается словами: « Я понял, что…» или «Теперь я постараюсь…» или «Мне было интересно и хорошо». Такая рефлексия помогает мне определить вектор дальнейшего развития воспитания личности.
Работа в духовно-нравственном направлении – это долгий кропотливый труд. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота!
Современный учитель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед ребенком перспективу его роста и развития. Показателями эффективностями педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это мне помогают личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование.
Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка.
Пройдёт время, и я думаю, станут заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.
На примерах героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному краю. Содержание уроков и внеклассных мероприятий, связанных с культурой, литературой развивают у детей способность яснее замечать окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа духовно – нравственного воспитания? Поэтому в качестве дидактического материала нужно как можно больше использовать художественные произведения, знакомящие с историей родного края, знаменитыми людьми, с основами православной культуры, проведение бесед, классных часов, Уроков Мужества, организация экскурсий, походов по родному краю, взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций, проведение праздников, способствуют активной заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в деятельность.
Хочется отметить, что это не только теоретическое описание процесса воспитания, а система работы, практически доказывающая результативность данного подхода.
Сравнительно с показателями 2019-2022 учебного года в нашем классе наблюдается положительная динамика нравственного развития детей. По моему мнению, это следствие проведенной воспитательной работы.
Растить цветок из семени прекрасное призвание и это не просто слова – это наше педагогическое предназначение.
На этом моя система духовно-нравственного воспитания не заканчивается, она сейчас находится лишь в середине своего пути, но те задачи, которые я перед собой ставила в 5 классе, я считаю, что наш коллектив выполнил. Не всё получилось в 100% объёме, но явные результаты есть:
- коллектив стал более сплочённым (результаты повторной диагностики классного руководителя);
- тревожность значительно снизилась (мониторинг классного руководителя);
- получилось организовать групповую, коллективную и индивидуальную деятельность школьников для вовлечения их в общественно – ценностные отношения (результатом стало активное включение в жизнь класса и школы, большое количество грамот);
- коллектив готов к диалогу друг с другом и с классным руководителем.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник, который бы являлся примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить примером. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Это и есть важнейшее условие успешного развития подрастающего поколения.
Надеюсь, через много лет я буду смотреть на своих взрослых выпускников, которые стали настоящими высоконравственными гражданами своей страны, а я буду ими гордиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Power Point: "Формы и методы работы на занятиях по повышению мотивационной сферы обучающихся"
Потребность – «Хочу»Мотив - «Зачем мне это надо?»Цель – «Что для этого надо сделать?»Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала....
Педагогический совет. «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»
Представлена презентация проведения педагогического совета «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»...
Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...
Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся
Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...
Мастер класс "ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ."
Проблема:Что побуждает школьников учиться?Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше?Как сберечь интерес + желаниеИ мы учителя общеобразовательных школ должны уметь создавать ситуации, прид...
Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся
В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью...