Формы и методы работы на уроке математики по повышению мотивационной сферы обучающихся
опыты и эксперименты по математике

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-ПРИГОРОДНЫЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Формы и методы работы на уроке математики

по повышению мотивационной сферы обучающихся

Джатиева Любовь Владимировна,

Учитель математики

МБОУ «СОШ с. Комгарон»

Октябрьское

2020г

Содержание:

Аннотация ……………………………………………………………………..2

Слово о педагоге ………………………………………………………………3

Описание опыта (основная часть)…………………………………………….5

Литература…………………………….……………………………………….15

Аннотация

В данном материале рассматривается понятие мотивации, её виды. Поднимается вопрос о снижении успеваемости в среднем звене школы. На конкретных примерах демонстрируется применение педагогических технологий по повышению мотивационной сферы учащихся

Основная цель – выявить проблемы снижения успеваемости и, используя некоторые приемы и способы повышения мотивации на уроках и внеурочной деятельности, стимулировать познавательную мотивацию у учащихся подросткового возраста. Предложить коллегам рекомендации, описанные в данной работе для того, чтобы обеспечить создание устойчивой положительной мотивации учащихся.

Слово о педагоге

– Джатиева Любовь Владимировна;

– образование высшее, в 1987 году окончила Северо-Осетинский госуниверситет им. К. Хетагурова, присвоена квалификация «Математик. Преподаватель», педагогический стаж 34 года, высшая квалификационная категория;

– работает в МБОУ СОШ ст. Комгарон учителем математики с 2001 года; заведующая Информационно методического центра;

– имеет грамоты Министерства образования и науки РСО-Алания, АМС МО-Пригородного района, Управления образования

– придерживается позиции, что «учитель должен уметь две вещи: заинтересовать ребят и донести до них весь свой опыт и багаж знаний – и в награду он получит признание и успех своих учеников»;

-формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности, поэтому необходимость формирования мотивации в обучении имеет социальное, педагогическое и психологическое значение;

из статьи следует, что использование различных форм и методов повышения мотивации учащихся, позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов, совершенствует качество образования;

– заслуживает внимания тот факт, что для достижения повышения мотивационной сферы учащихся, учитель использует разнообразные технологии. Особое внимание уделяет тем, которые раскрывают скрытые возможности учащихся и развивают их личный потенциал.

Кусей Любовь Александрован,

руководитель РМО учителей математики

ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ   ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ.

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».                                                                                    

Анатоль Франс (1844-1924)

Актуальность опыта

ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В личностные результаты включаются «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности», в метапредметные -включаются «умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности».

Нежелание учиться является одной из острых проблем современной школы.  Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации учащихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося может сыграть высокая позитивная мотивация, однако этот принцип не работает в обратном направлении – никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Как сделать процесс обучения привлекательным для обучающихся, не превращая его в развлечение? Как добиться возникновения у обучающегося интереса к самому процессу добывания знаний? Решение этих вопросов являются одними из самых важных в настоящее время. Интерес к получению образования необходим как хорошо успевающим, так и слабоуспевающим школьникам.

«Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев» - писал Саади, персидский поэт 13 века. Задача учителя не только выдать необходимый объем знаний, но и сделать так, чтоб на уроке дети были не только присутствующими, но и активными участниками урока.

Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Они должны научиться учиться.

Математика, прежде всего это фундамент, на котором строится дальнейшее обучение. Изучение математики способствует изучению предметов смежных ей, или интеграции в предметах. Особенность специфики не знание, а умение применять на практике, которые понадобятся в жизни. Очень часто учащиеся задают: «вопросы, а зачем нам это надо?», «в жизни совсем это нам не пригодиться».  Но ответ на этот вопрос приводит решение задач, где ставится проблема, и развивается мышление у учащихся, где применяют различные методы, формулы, правила, сформулированные ранее.

Но есть и другая проблема, это проблема в мотивации учащихся. Конечно, легко рассадить учеников, и начать объяснять тему, но проблема в другом. Я не раз замечала, что один учащийся меня понимает, а другой как бы и не слышит. Занимаясь посторонними делами.   

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Не потому ли, что учитель (в силу своих индивидуальных особенностей) не мотивирует учащихся, не вызывает интерес к предмету? Конечно же, НЕТ! Каждый учитель стремится показать значимость своего предмета в современном мире, привлечь к коллективной работе не только особо одаренных учеников, но и малоинициативных, стремится мотивировать учащихся к выполнению тех или иных заданий в любом виде.

В связи с этим становится актуальным вопрос о владении учителем мотивационными умениями. Мотивация – это основной элемент структуры учебной деятельности. Во всех наших действиях мы руководствуемся той или иной мотивацией. Так что есть «МОТИВАЦИЯ» в учебном процессе? Под мотивацией следует понимать организацию учебной деятельности, направленную на более глубокое изучение математики и всестороннее её практическое применение, исходя из этого, необходимо создавать условия в образовательной деятельности, способствующие развитию максимально высокого уровня познавательного интереса к изучению математики и математических предметов. Психологи выделяют у учеников следующие виды мотивации:

1.Широкая социальная мотивация.

Каждый культурный человек должен овладеть  системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования и относиться  к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии,  или изучаю для общего развития

2.Мотивация, связанная с перспективным развитием личности.

Изучаю потому, что математика может пригодиться в дальнейшей жизни, учебе, профессии.

3.Коммуникативная мотивация.

Интересно общаться с ребятами на уроке: обмениваться мнениями, высказывать свое мнение, выдвигать и осуждать гипотезы.

Математика служит средством удовлетворения моих внеучебных интересов.

4.Мотивация, порождаемая преимущественно самой учебной деятельностью.

Вообще интересуюсь математикой: нравиться разгадывать кроссворды, решать задачи, ощущать успех в обучении.

Современный учитель должен четко представлять, какие же мотивы движут учащимися, которые изучают математику, и, зная эти мотивы, учитель сможет организовать урок так, чтобы учащиеся всегда ожидали неординарной подачи материала. Я - учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл свою индивидуальность, свои способности. Теперь даже термин придумали - «субъект учебной деятельности». Он означает, что ученик становится центром образовательного процесса, главной персоной, главным деятелем. Поэтому, дети в процессе обучения должны чувствовать себя естественно и комфортно. По словам К.Д.Ушинского: «… классу нужно позволять свободно волноваться, даже - бурлить в тех пределах, которые необходимы для успеха учения. Мёртвая тишина на уроке не допустима. Ученики могут задавать вопросы, высказать свою точку зрения, обсуждать возникающие вопросы».

Ученики ожидают от своего учителя сопричастности, готовности к творческому сотрудничеству, что, несомненно, повышает уровень мотивации к обучению. Это, в свою очередь, способствует становлению, воспитанию, развитию мыслящей, творческой, адекватной личности, развитию и становлению познавательных сил ребенка, обеспечению психологического комфорта для получения расширенного и углубленного объема знаний и умений. Признавая ведущую роль мотивации в обучении математике, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы.

Рассмотрим некоторые приемы и способы повышения мотивации на уроках:

1. Педагогический такт и мастерство педагога, которые позволяют создать атмосферу оптимизма и веры детей в собственные силы. Позитивное отношение самого педагога к предмету способно «заразить» и учащихся, создание на уроке ситуаций успеха позволяет учащимся раскрепоститься и поверить в собственные возможности и способности. Очень важно ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится и на неудачах. Спорной может стать точка зрения о том, что оценка – это тоже мотивация.., но она имеет право на существование. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и достижения класса, группы.

2. Игровые технологии являются эффективным инструментом на этапе закрепления знаний, умений и навыков. Они гарантируют создание положительного микроклимата в группе, характеризуются новизной и разнообразием материала, стимулируют активный мыслительный процесс. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником, дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы.

3. Проблемное обучение.

Много внимания уделяется  проблемному обучению, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Так, например, при изучении темы «Отрицательные числа» учащимся предлагается записать температуру выше нуля и ниже нуля градусов или записать денежную прибыль и растраты. При изучении темы «Формулы Сокращённого умножения» умножить в уме 201 на 199 или их же возвести в квадрат. И т.п.

4. Групповая работа  —наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было “зайцев”, т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Соревнование нужно использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. Конечно же, задания в группе подбираются дифференцированно.

Информационные потоки усиливаются с каждым днем, электронные средства ускоряют движение информации и войти в XXI век образованным человеком можно только хорошо владея компьютером и информационными технологиями. Так получилось, что наши дети осознали это гораздо раньше нас. Ни для кого не секрет, что у педагогов появился очень сильный соперник. И очень опасный. Это компьютер. Но это их увлечение не знает мер и границ, и поглощает их настолько что не оставляет им времени на учебу и активный (здоровый) отдых. Таким образом, наша задача – привлечь на свою сторону компьютер и Интернет попытаться вести увлечение детей компьютером в полезном направлении и таким образом включить его в учебный процесс. Сейчас существует огромное количество обучающих программ, как игровых так и серьезных.

5. Применение мультимедийных систем, Интернет – ресурсовявляется одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы и методы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Ученикам очень нравятся презентации, они очень наглядны, помимо текстов я включаю таблицы, схемы, видео.

 Большим подспорьем для учителя является дистанционное обучение.  С 2019 года мной и некоторыми учителями нашей школы широко используется автоматизированная система контроля знаний Skysmart. Чаще всего учащиеся работают в этой системе онлайн-занятий дома. Задания можно давать как по теории, так и по практике, а так же и как самостоятельные работы. Каждый ученик получает индивидуальное задание. Время на выполнение тоже задаёт учитель. Результаты проверяются системой автоматически. На время карантина – самая продуктивная работа.

6. Внеклассная деятельность позволяет учащимся преодолевать трудности в самоутверждении, раскрывает их возможности и способности, максимально увеличивает область для развития творческой и познавательной активности, а также тех способностей ученика, которые не были востребованы в урочное время(недели математики); участие в очных научно-практических конференциях и Всероссийской олимпиаде школьников.

7. Онлайн – олимпиады, дистанционные олимпиады – эффективный способ самореализации и повышения образовательного уровня школьников, они мотивируют на проверку собственных знаний и умений, и как следствие ведут к более углубленному и интенсивному изучению предмета. Это дистанционные олимпиады на известных сайтах «Вот задачка», «Учи.ру» « Видеоуроки.нет», и онлайн-олимпиады «Уроки математики», «Конкурс.инфо» и т. п.

8. Использование на уроках музыки, песен, стихотворений создает благоприятный эмоциональный климат на уроке, раскрепощает учащихся, дает возможность релаксации и мощного воздействия на чувства эмоции детей. Благодаря использованию песен и стихотворений, происходит более прочное усвоение и расширение правил и определений.

9. Применение на уроках образных наглядных материалов так же поддерживает интерес учащихся к теме, развивает у них чувственное восприятие и воображение.

10. Прием инсценирования на уроках развивает навыки и умения неподготовленной, спонтанной устной речи, создают языковую среду и погружают учащегося в ситуацию роли.

11. Применение индивидуальной работы с учащимися помогают раскрыть индивидуальные, личностные особенности учащегося, дают возможность самовыражения, пробуждают у детей чувство ответственности к учебе.

12. Проектная методика - путь к освоению научно-исследовательской деятельности. В ходе работы учащиеся овладевают навыками поисковой деятельности, учатся работать с литературой, искать необходимую информации в сети Интернет; обобщать её; учатся представлять свои проекты в виде презентации, готовить выступление; в том числе реагировать на вопросы, вступать в дискуссию; учатся анализировать работу и давать самооценку;

Таким образом, я привела примеры способов и приемов развития и поддержания мотивации на уроках математики, в зависимости от целей и задач урока, а также от возрастных и психологических особенностей, мы применяем различные методы, варьируя и адаптируя их. Конечно же, формирование положительного имиджа предмета и желания активно его осваивать в процессе обучения требует приложения немалых усилий и временных затрат как от учителя, так и от учеников и каждый увлеченный своей работой учитель самостоятельно выбирает стиль и направление обучения, вносит свои корректировки в учебный процесс, разрабатывает собственные методики и задания.

Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха.

Работа по повышению учебной мотивации должна вестись и родителями, и учителями, и различными специалистами.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Рекомендации, описанные в данной работе, я считаю, обеспечат создание устойчивой положительной мотивации учащихся, будут способствовать развитию навыков творческой и самостоятельной работы, расширению общей эрудиции учащихся.

Список литературы

 1 .Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.

2. Чирков, В. И. Мотивация учебной деятельности: учеб.пособие для вузов. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. -Ярославль, 1991.-51 с. .

3. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=891268#text
© Библиофонд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Power Point: "Формы и методы работы на занятиях по повышению мотивационной сферы обучающихся"

Потребность – «Хочу»Мотив - «Зачем мне это надо?»Цель – «Что для этого надо сделать?»Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала....

Педагогический совет. «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»

Представлена презентация проведения педагогического совета «Формы и методы  работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...

Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...

Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся

В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью...