Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся
методическая разработка по биологии на тему

луговая елена анатольевна

Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности. Применительно к школе цитируется древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоение знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Проблема повышения учебной мотивации актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Поэтому для повышения мотивации учащихся ставятся такие цели: освоение новых технологий и методик, методов и приемов в урочной и внеурочной 1. Развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством применения активных форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx37.7 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Бахчисарайской райгосадминистрации

Бахчисарайская общеобразовательная школа №4

Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Луговая Елена Анатольевна

учитель биологии

I категории

Бахчисарай 2014

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….. стр. 3

I. Компоненты мотивационной сферы……………………………….………..стр. 4

I. 1. Формы и методы по повышению учебной мотивации в рамках коррекционно-развивающего направления………………………...…………стр. 7

II. Отдельные формы работы, применяемые на уроках биологии и во внеурочной деятельности……………………………………………………. стр. 10

III. Заключение………………………………………………………………...стр. 15

Литература

2

Введение

Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности. Применительно к школе цитируется древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоение знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Проблема повышения учебной мотивации актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Поэтому для повышения мотивации учащихся ставятся такие цели: освоение новых технологий и методик, методов и приемов в урочной и внеурочной 1. Развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством применения активных форм обучения.

2. Формирование мотивированного обучения на основе развития интереса детей к изучаемому предмету.

3. Пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех этапах образовательного процесса.

деятельности для формирования интеллектуальной культуры участников образовательного процесса повышение мотивационной сферы и обеспечение их самореализации.

Задачи:

4. Обеспечить самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

3

5. Стимулировать физические и нравственно-волевые силы к достижению учебно-познавательных целей.

6. Применять такие методы и приемы обучения, которые сделают урок насыщенным и занимательным, вызовут интерес у школьников к учебному предмету.

В соответствии с целью задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимым, увлекательным. Школьников необходимо учить самостоятельности, высказывать и проверять предположения, уметь делать выводы, применять знания на практике, Многое зависит от мастерства учителя, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творчество учителя создает интересные примеры нестандартных форм обучения, это позволяет вернуть утраченный интерес к изучению своего предмета. Для повышения мотивации я решаю эту проблему всесторонне: через урочную, внеурочную деятельности, через взаимодействие с другими учителями предметниками, через взаимодействие с родителями.

I.Компоненты мотивационной сферы.

Немецкий педагог А.Дистерверг справедливо отметил: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Следует отметить главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.

Что же такое мотивация? Мотивация (от французскогоmotif-побуждение), то есть побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и

4

психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотив является первым компонентом для развития мотивационно-потребностной сферы.

Условия развития мотива, которые можно создать в процессе обучения:

1. Программа обучения с усложняющимся уровнем задач.

2. Тесты, позволяющие фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах.

3. Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается усилиями, но иногда возможна и неудача.

4. Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения.

Условия развития мотива, созданные в играх:

1. Несколько уровней сложностей.

2. В конце игры обратная связь – победил или проиграл.

3. Нравиться игра, в которой есть шанс выиграть, стоит только приложить усилия.

4. Ребенок сам выбирает игру, он постоянно ощущает, что все зависит от него и определяется его усилиями, он полностью зависит от ситуации.

Вторым компонентом мотивационной сферы является смысл учения. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование которое включает два момента: осознание ребенком субъективной значимости учения. Третьим компонентом является постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Четвертым компонентом являются эмоции – это реакции ребенка

5

на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Пятый компонент интересы – познавательно – эмоциональное отношение школьника к учителю. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

На формирование мотива или одного из компонентов мотивационной сферы будут работать следующие установки педагога:

-совместная постановка учебных задач, осмысление и принятие цели предстоящей деятельности;

-создание ситуации успеха;

-изучение возрастных особенностей школьников;

-вера учителя в возможности ученика;

-формирование адекватной самооценки ученика;

-использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

-создание на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

-использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

-нестандартные формы проведения уроков;

-применение поощрения и наказания;

-эмоциональная речь учителя;

-выбор средств, адекватных целей.

Отдельные установки и действия учителя можно отнести к разным компонентам формирования мотивационной сферы. Изучая проблемы мотивации, можно убедиться в том, что учителя с демократичным стилем управления учебной деятельности стремятся создать для школьников ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперед. Для этого они правильно

6

подбирают уровень сложности задания, используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, выстраивают положительные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого изучение индивидуальных особенностей ученика, опора на его возможности и мотивы. Педагоги с авторитарным стилем руководства чаще используют внешние стимулы. Такие педагоги считают, что учеников надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми. Это также помогает стимулировать. Но все же решение проблемы в развитие внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника – познавательных, социальных. Это не значит, что не нужно использовать внешние мотивы. Так есть дети со слабо развитыми мотивами и в работе с ними без внешнего стимулирования не обойтись. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок учился не ради того, чтобы избежать наказания и получить оценку, а ради знаний. Остановимся на применении отдельных методов и форм обучения по повышению мотивации.

I.1. Формы и методы по повышению учебной мотивации в рамках коррекционно-развивающего направления.

Методы по повышению мотивации школьников должны отвечать следующим требованиям:

-пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;

-стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;

-обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;

-стимулировать их физические и нравственно-волевые силы к достижению учебно-познавательных целей;

-обеспечить самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса

7

учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Важную роль в формировании мотивов играют методы проблемного обучения. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Проблемная ситуация создается с помощью активирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих новизну, важность, противоречия и другие отличительные качества объекта познания. Суть этого метода состоит в том, что учитель не только сообщает детям конечные выводы науки, но и в какой-то мере воспроизводит путь их открытия. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились ученик должен начать действовать. Эффективно начинать введение новых знаний с создания учебно-проблемных ситуаций, не с задач или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления. Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий. Создание на уроке ситуации успеха – основа для проявления активности ребенка, его мотивируемого обучения. Самый простой способ создания такой ситуации успеха – это определенность домашнего задания. Если ученик будет четко понимать задание в полном объеме и рекомендуемым способом, то их ответ будет успешным. Для этого на каждом уроке оговаривается, как следует выполнять данное задание. Какие формы можно использовать для повышения мотивационной сферы:

1. Дидактические игр и упражнения в урочной и внеурочной деятельности.

2. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

3. Внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель).

8

4. Творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам.

5. Проведение предметных олимпиад.

6. Использование различных педагогических технологий.

7. Интеграция обучения (проведение интегрированных уроков).

8. Использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника).

Говоря об организации учебного процесса, нельзя забывать о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке. Конечно, нельзя забывать и о традиционных уроках, как основной формы обучения и воспитания детей. Необходимо использовать в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов для активации познавательной деятельности, повышающих интерес к занятиям и быстрому запоминанию полученной информации. Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес к изучаемому предмету, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Применение таких форм обучения обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Такая форма проведения уроков реализуется, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях, из-за боязни совершить ошибку. Слишком частое обращение к подобным формам нецелесообразно, так как нетрадиционное может стать традиционным, их необходимо сочетать с другими формами обучения, главное помнить: не форма определяет содержание, а содержание определяет форму урока.

9

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков, которые практикуют:

-уроки-деловые игры;

-уроки-соревнования;

-уроки-игры;

-уроки-типа КВН;

-уроки-зачеты;

-уроки-семинары;

-уроки с групповыми формами работы;

-уроки-обобщения;

-уроки-конкурсы;

-уроки-игры типа «Поле чудес»;

-уроки-формулы.

Такие уроки требуют тщательной подготовки: необходимо давать предварительные задания, готовить наглядные пособия, дидактический материал, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика. Учитывать особенности класса и отдельных учеников, получивших конкретное задание. Такие формы проведения уроков дают возможность поднять интерес к изучаемому предмету, развивать творческую самостоятельность учащихся, учат работать и добывать информацию из разных источников знаний.

II. Отдельные формы работы, применяемые на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет был интересным и любимым у детей, чтобы его ученики хорошо учились. В этом заинтересованы и родители. Но чаще мы сталкиваемся с тем, что в старшей школе у многих детей пропадает интерес к изучаемым предметам, а порой и ко всему образовательному

10

процессу. В этих случаях мы сталкиваемся с тем, что не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Перед учителем и школой стоит задача формирования и развитие у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса.

В ходе своей педагогической деятельности, мною было замечено, что современные дети имеют малую мотивацию к обучению и сниженный интерес к предмету изучения, который ими изначально считается несложным. Неоднократно задаешь себе вопрос: как повысить интерес учащихся и улучшить отношение детей к предмету и к учебной деятельности. Своим небольшим опытом хочу поделиться с коллегами. Как показала практика рассуждать легко, а на практике сложнее. В последние годы по разным причинам снижается интерес по разным предметам, в том числи и по биологии. Многие ученики занимают пассивную роль в образовательном процессе, что негативно отражается на качестве образования. Проведенный опрос учащихся 7-8 классов показал, что многие считают биологию не столь важным предметом, так как есть более важные дисциплины, такие как математика, русский язык и иностранные языки. Они ставят их на первое место, так как в дальнейшем эти предметы будут нужны для поступления в ВУЗы. Так же снижение интереса связано с большой нагрузкой современного школьника. Проведя небольшой опрос среди учеников, оказалось, что у многих развита «неправильная мотивация» то есть:

-несформированность положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности;

-ученик ориентируется не на результат деятельности, а только на отметку;

-у школьников действуют мотивы «избегания неприятностей».

Для успешного решения этих противоречий необходимо совершенствовать преподавание биологии и формировать мотивации на уроках и во внеурочной деятельности, внедрение в учебный процесс активных форм обучения.

11

Разнообразие внеурочной деятельности реализуется в следующих формах - экскурсии, кружки, конференции, диспуты, круглые столы, олимпиады, поисковые и научные исследования. А теперь о применении отдельных форм работы, которые использую на своих уроках.

Уделяю много внимания проблемному обучению. Проблемные ситуации способствуют повысить интерес к изучаемому предмету. Этот метод побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего ученики активно используют логическое мышление. Приведу несколько примеров. Например при изучении темы железы внутренней секреции использую постановки проблемных вопросов: кто не зачитывался книгой об интересных путешествиях Гулливера в страну лилипутов. Увлекательным и интересным становится рассказ о том, как Гулливер попал в страну лилипутов. Как вы думаете, реальна ли основа этой фантазии? Такого типа вопросы задаются на протяжении этой темы, а в заключение можно показать картинки таких сказочных героев: Винни-Пух, Дюймовочка, злая мачеха и т.п. Прошу поставить диагноз этим сказочным героям. Эти проблемно-поисковые задания позволяют развивать интуитивное и аналитическое мышление.

Групповые методы работы позволяют развивать у учащихся социальные мотивы. Использую для изучения нового материала. Этот метод позволяет развивать взаимоотношения в группе, умения и навыки работы с дополнительной литературой. Такую работу следует проводить осторожно и только между школьниками с равными возможностями. После изучения материала можно провести взаимопроверку, пусть они объяснят тему друг другу. Когда работа особенно захватывающа и интересна, работа в группах очень полезна.

Большой интерес у учащихся вызывают нетрадиционные уроки. Они позволяют развивать творческую самостоятельность, повышают интерес к изучаемому предмету, делают ребят более раскованными. Не часто провожу такие уроки, так как уже было сказано ранее, это может привести к падению интереса к

12

 предмету. Но в своей практике использую такие игры: «Счастливый Случай», «Морской

бой», как правило, я их провожу при закреплении изученного материала. Игровой момент способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости. На уроках использую дидактические игры, они вырабатывают стремление к знаниям, развивают сообразительность, снимают утомление. Активировать деятельность можно путем умелого применения занимательных задач это вызывает у учащихся внутренний положительный оклик, развивает их любознательность.

Особое место среди внеурочных организационных форм обучения биологии занимают экскурсии и практические работы. Учебные экскурсии неоспоримые помощники в изучении биологии, так как формируют стойкий интерес к предмету, формируют практические умения и навыки, помогают разнообразить деятельность учащихся, яркие впечатления надолго остаются в памяти. За время работы в школе я с учащимися своего класса и других классов осуществили экскурсии в Тайган-парк, там мы побывали дважды, большой интерес вызывают животные, природа. Совершили экскурсии в зоопарк «Сказка», Ботанический сад, Новый свет, Долину приведений, водопад Джур-Джур, водопад Серебряные струи, Чуфут-Кале и многие другие уголки Крыма. Экскурсии обладают развивающим потенциалом, охватывают рад экологических вопросов, воспитывают любовь к родному краю, способствуют применению этих знаний на практике, при участии  в конкурсах, акциях. Для повышения мотивации изучения своего предмета организовываю экскурсии в Симферопольский медицинский институт, это позволяет повысить у девятиклассников утраченный интерес к изучаемому предмету, ТНУ в зоологический музей 6-8 классы. Экскурсии играют очень важную роль для повышения мотивации, развития познавательных возможностей и способностей, развитию кругозора учащихся позволяют активно использовать знания на практике. Во внеурочной деятельности младшей школы я

13

столкнулась с проблемой, что у детей младшего школьного возраста еще не сформировалась потребность в знаниях, нет интереса к учению. Они приходят на занятия, так как

мотивом в данном случае являются родители. И поэтому главной задачей для себя я поставила использовать такие методы и приемы, которые смогли бы повысить интерес. Устойчивый интерес у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-викторин, уроков-игр, уроков-исследований, через привлечение сказочных героев. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Использую технологии развивающего обучения, стараюсь использовать в работе личностно-ориентированный подход, который обеспечивает развитие способов саморегуляции, самосовершенствование и самоопределение. Наиболее актуален вопрос индивидуальной дифференциации, так как уровень развития учащихся в классе различен. Этот подход имеет много положительных моментов:

-исключаются неоправданные и нецелесообразные уравниловка и «усреднение» детей;

-у учителя появляется возможность оказывать помощь слабым и направлять деятельность сильных;

-осуществляется желание учащихся быстрее продвигаться в образовании;

-главный ориентир – обучение каждого на уровне его возможностей.

Во внеурочной работе с младшими школьниками стараюсь развивать творческие способности детей. Устраиваем конкурс рисунков, поделок из природного материала, практические работы. Очень важно, чтобы у детей появился внутренний мотив, что у них появилось желание заниматься внеурочной деятельностью не потому, что так хотят его родители, а потому что этого хочет сам ребенок. Необходимо отойти от стандартного рока, внести

14

что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность, заставить их мыслить, искать, действовать. Такое преподавание будет увлекательным.

Можно сделать вывод о том, что применение различных форм и методов позволяют развивать у обучающих:

-познавательные навыки и способность к самообразованию;

-способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

-целеустремленность и настойчивость;

-критическое мышление, способность к анализу и обобщение информации;

-коммуникабельность.

III. Заключение

Основываясь на свой опыт и наблюдение, я могу сказать, что использование разнообразных форм и методов на уроке и во внеурочную деятельность необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к учебному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости. Есть основание полагать, что при частном использовании разных форм проведения уроков, использование игр во внеурочной деятельности будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному. Могу с уверенность утверждать, что дети с удовольствием принимают участие в исследовательской работе, проектной деятельности, в играх и тем самым реализовывают свои творческие возможности, но также получают новые знания и закрепляют уже полученные. Обучая посредством игры во внеурочной деятельности, мы учим детей не так как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно, его взять. И как заключительные слова хочется сказать: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала.

15

Литература:

  1. Боднарчук М.М., Ковыленко Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: учитель, 2007.
  2. Кириленкова И.В.; Сивоглазов В.И. Методическое пособие. _ М.: Дрофа, 2007.
  3. Леонтьева О.М., Игры на уроках. Пособие для учителя. – М.: ООО Издательство АСТ, 1998.
  4. Максимова В.Н. Проблемный поход к обучению в школе. Методическое пособие, Л.: 1973 .
  5. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии. Образование в современной школе 2003.

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся/

В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально счит...

ВЫСТУПЛЕНИЕ на педсовете по теме: «Формы работы на уроках географии и биологии по повышению мотивационной сферы учащихся»

Проблема повышения учебной мотивации актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей....

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

На современном этапе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование современных технологий обучения, применение оптимального сочетания р...

Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся

В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью...