Доклад на тему: «Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся»
материал
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18_formy_i_metody_raboty_na_uroke_po_povysheniyu_motivatsionnoy_sfery_uchashchihsya.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской оласти
Доклад
на тему: «Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся»
Выполнил: Усов Николай Иванович
учитель истории
д. Родоманово
2018 г.
Мотивация ученика –основное условие успешного обучения.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.
«Все наши замыслы, все поиски построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский
НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ !!!
Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому: Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!..», Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Мотив
(от латинского) – приводить в движение, толкать.
- Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
- Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.
- К внутренним мотивам относятся
- собственное развитие в процессе учения;
- действие с другими и для других;
- собственное развитие в процессе учения;
- познание нового неизвестного;
К внешним мотивам относятся:
- учёба как вынужденное поведение; процесс учёбы как привычное функционирование; учёба ради лидерства
- учёба как вынужденное поведение;
- процесс учёбы как привычное функционирование;
- учёба ради лидерства и престижа;
- стремление оказаться в центре внимания; материальное вознаграждение; избежание неудач.
- стремление оказаться в центре внимания;
- материальное вознаграждение;
- избежание неудач.
Причины снижения мотивации
- Сложные отношения подросткасо взрослыми и сверстниками;
- Неудовлетворенность низкой самостоятельной познавательной деятельностью
ПРИЧИНЫ:
1 .Использование преимущественно традиционных методов сообщающегося обучения;
2. Преобладание традиционной структуры урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом);
3. Форма изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;
4. Изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности уч-ся
5. Как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;
6. Требования, предъявляемые к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Наша задача – организовать урок так, чтобы каждая его минута так или иначе вовлекала в работу каждого ученика, чтобы минуты не пропадали даром ни для кого.
Учебный материал должен распределяться по нескольким блокам:
- материал любого занимательного рода, позволяющего увлечь новой темой;
- очень чётко выделенный базовый минимум темы – «самое главное»;
- задания и сведения, позволяющие связать новую тему с ранее изученным;
- проблемы, задания, вопросы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений (памятка по этапам).
Три постулата новой технологии урока
1.Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика;
2. Урок есть часть жизни ребенка;
3. Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.
П РАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЙ УРОК, ВЕДЁТ К УСПЕХУ.
А УСПЕХ - ОДНА ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ.
Причина эффективной школьной мотивации на самом деле ОДНА!!!
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
- Он же Любопытство.
- Он же Удовольствие.
- Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)
Есть и другие, но менее эффективные
Идентифицированная мотивация:
занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.
Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.
Что снижает мотивацию ребенка?
- Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
- Влияние плохого психологического климата в школе
- Родительский страх мешает детям стать самостоятельными
- Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
- Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
- Кто считает себя глупым, таким и будет
- Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
- Переизбыток медийной информации вредит ребенку
- Опасности для мозга в период полового созревания ребенка
Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Важен эмоциональный климат в семье, совместный досуг.
Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).
Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.
Личный пример и реакция соучастия. Установка: ошибки- нормальное явление.
Мотивированные дети – это самостоятельные дети.
- Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.
- Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
- Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
- Высокие требования, но соответствующие возможностям. Избегать недооценок. Переоценок.
Вера в собственные способности
Установки педагога, методы и формы обучения
- создание ситуации успеха;
- использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;
- эмоциональная речь учителя;
- использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
- применение поощрения и порицания;
- вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)
- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- учет возрастных особенностей школьников;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- нестандартные формы проведения уроков;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала.
Условия развития мотива
1. Программа обучения с усложняющимся уровнем задач
2. Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах
3. Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача
4.Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом , сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения
Способы мотивации учения
- Создание проблемной ситуации
- Привлечение учащихся к оценочной деятельности
- Необычная форма обучения
- Привлекательная цель
- Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения
- Приём «Лови ошибку»
- Приём «Нарисуй, как понял»
- Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика
Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Power Point: "Формы и методы работы на занятиях по повышению мотивационной сферы обучающихся"
Потребность – «Хочу»Мотив - «Зачем мне это надо?»Цель – «Что для этого надо сделать?»Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала....
Педагогический совет. «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»
Представлена презентация проведения педагогического совета «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»...
Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...
Мастер класс "ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ."
Проблема:Что побуждает школьников учиться?Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше?Как сберечь интерес + желаниеИ мы учителя общеобразовательных школ должны уметь создавать ситуации, прид...
Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся
В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью...
Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся
выступление на педсовете...
Доклад на тему: "Формы и методы работы на уроках математики для обучающихся с ОВЗ"
Сорок пять минут урока — это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать о...
- Мне нравится (1)