Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся
статья
В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся.
Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
Мотивация гораздо больше определяет поведение и действие ученика, чем способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kitovoy_v.a._4.doc | 82 КБ |
doklad.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 поселка Смидович»
Тема работы: «Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».
Содокладчик: Китова В.А,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ№3 п. Смидович
Смидович, 2023
В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся.
Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
Изменяется общество, изменяется подрастающее поколение, их взгляд на мир. Мы уже не встретим учеников, которые всем классом будут молча и безропотно выполнять все задания и требования учителя.
Поэтому в своей педагогической деятельности при подготовке современного урока большую роль необходимо уделять мотивации обучения. Я считаю, что мотивация гораздо больше определяет поведение и действие ученика, чем способности.
Мотивация учащихся может складываться из следующих частей:
- симпатия или любовь к учителю;
- интересное ведение учителем уроков;
- наглядность;
- технические средства обучения.
Это внешняя мотивация обучения у ребят.
Мотивацией к обучению может также быть:
- интерес к предмету у ученика;
- желание хорошо овладеть предметом, чтобы потом успешно сдать ГИА и ЕГЭ;
- желание заслужить одобрение друзей, одноклассников;
- стремление учиться лучше, чтобы выполнить обещание перед родителями.
Но мотивы обучения могут быть и отрицательными:
- желание быть лучшим из-за завышенного самолюбия;
- страх перед строгим учителем;
- нежелание быть объектом осмеяния класса из-за своего незнания.
Нередко мотивы учащихся могут быть прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.
Методы мотивации
Методы стимулирования долга | Методы формирования и развития и ответственности познавательной деятельности |
Приёмы | |
1. Разъяснение общественной и личной значимости обучения | 1. Эмоциональное стимулирование |
2. Показ практической и личной значимости изучаемого материала | |
2. Поощрение и наказание (должно постоянно усиливаться) | |
3. Использование нестандартных заданий | |
3. Предъявление посильных учебных требований | 4. Оказание помощи |
Любой урок, независимо от его типа, включает три обязательных этапа:
- мотивационно-целевой (обеспечение появления у детей познавательного мотива, вовлечение учащихся в самостоятельное целеполагание, определение учебных задач);
- процессуальный (организация продуктивной познавательной деятельности учащихся, использование технологий развивающего, проблемного обучения, технологии деятельного метода, активных форм и методов обучения, совершенствование форм учебного сотрудничества, реализация дифференцированного подхода в обучении);
- рефлексивно-оценочный (организация самостоятельной оценочной и коррекционной деятельности учащихся)
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем учителям. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.
В технологической карте урока, реализующего ФГОС, при открытии нового знания говорится о том, для чего необходима мотивация.
- Стимулирует интерес учащихся к уроку.
- Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление:
-предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения;
-задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их;
-задает вопрос, который обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно);
- дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений;
- представляет дидактический материал.
Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний.
Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.
Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, изменения в ней происходят быстро. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, уровень учебных мотивов снижается. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.
Формы, методы и приемы, которые я использую на уроках русского языка и литературы.
Проблемное обучение это — способ повысить интерес к предмету.
8 класс. Русский язык. Тема урока. Тема: «Назывные предложения»
В данном тексте предлагаю выделить грамматические основы и определить вид односоставных предложений.
С утра в саду поют скворцы. Весна. Совсем тепло. Иду, и на душе моей светло.
(Учащиеся находят основы предложений, определяют вид односоставных предложений, которые они уже изучили. При работе с назывными предложениями у них возникают вопросы. Появляется потребность узнать новый вид односоставных предложений. Вслед за темой звучит цель).
9 класс. Литература. Тема. «Поэзия ВОВ». (нетрадиционное начало урока)
Урок начинается с отрывка из песни « Священная война» на стихи Лебедева Кумача.
- Знакома ли вам эта песня? В связи с чем?
-Как вы думаете, когда она была создана? (уже на третий день ВОВ Эта песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны ).
- Представьте себе на том вокзале. Что вы почувствовали, услышав эту песню?
- О чем пойдет сегодня речь на уроке? Нужно ли говорить сегодня об этих событиях? Почему? Что вам известно о ВОВ?
Метод проектов.
Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка и литературы выполняют разные проекты: создание словарей, сообщения по истории слов, фразеологизмов.
8 класс. Родная литература. Тема: «Золотое кольцо России»
К уроку было предложено подготовить одно из заданий:
- Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу (по одному из городов, входящих в состав Золотого кольца России»;
- выполнить проект по теме «Золотое кольцо России. История возникновения».
6 класс. Русский язык. Тема: «Фразеологизмы».
Учащимся предлагается выполнить проект, изучив историю возникновения любого фразеологизма. Ребята с интересом работают по данной теме, представляя информацию не только в виде рассказа, но и иллюстрируя фразеологизмы.
Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:
- «Удивляй!»
Класс 5. Русский язык. Тема: «Корень слова».
Пятиклассники уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает.
— А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня?
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Прием «Удивляй» лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Предлагаю слова для морфемного разбора: вынуть, взять, объять.
Данный прием дает возможность учащимся проявить себя, стремиться получать новую информацию, развивать потребность в познавательной деятельности.
Домашним заданием может стать:
- подобрать слова, в которых нет корня;
- выполнить проект по теме: «Почему не все слова в русском языке могут иметь корень слова?»
Эти факты мотивируют учеников к дальнейшему самостоятельному поиску информации. Таким образом, именно ученик, а не учитель становится источником вопросов.
2.Фантастическая добавка или пресс-конференция (один из вариантов можно использовать при выполнении задания)
5 класс. Литература. Изучение рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
(Представьте себе, что вы можете встретиться с Жилиным и Костылиным. Какие вопросы бы вы им задали? Что о войне или плене они могли бы вам рассказать?)
3. Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме или разделу)
4. Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
5.Мозговой штурм
11 класс. Литература. (Предложите идею оригинального памятника одному из героев романа М. Булгакова «Мастера и Маргариты». Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
6. Освобождение от зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно ознакомила с информацией о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорила, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Пробовала первый раз в этом году в 7х классах при изучении раздела «Причастие».
В 7Б эта форма контроля была использована успешно. У учащихся этого класса сформирована учебная мотивация выше, чем у учащихся 7А класса. Поэтому кроме Башева В., Лебедева В., Саяпиной В., Скажутина В., остальные были освобождены от зачета по данному разделу.
У учащихся 7А прослеживается спад в учебной мотивации. В связи с этим пропадет и мотивация для достижения новых высот. Ребята не ставят перед собой новые цели и прилагают усилия для их достижения. А это, в свою очередь, приводит низкому уровню знаний.
Таким образом, данную форму контроля можно использовать только для учащихся с высокой учебной мотивацией и успеваемостью. Для учащихся с низкой успеваемостью данная форма контроля не будет являться мотивирующим средством.
7. Частично-поисковый метод
6 класс. Русский язык. Тема «Местоимения».
Например, учащимся предлагается поисковая задача.
В чем своеобразие употребления местоимения свой в следующих выражениях: в своем роде, на своем месте, не своим голосом, поставить на своё место, мастер своего дела, идти своей дорогой?
Для того чтобы ответить на вопрос, школьники вспоминают сведения о значении, грамматических признаках и роли местоимения свой в речи, затем выявляют своеобразие приведенных примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения.
В процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.
5 класс. Литература. Тема: ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом».
Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Необходимо сказать ученикам 5 класса, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача.
Формировать и развивать мотивацию – не означает заложить готовые мотивы и цели в голову учащихся ( это могло бы привести к манипулированию другим человеком) , а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться конструировать, исследовать, открывать, познавать мир в подлинном смысле этого слова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важнейшая задача учителя – обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним
Мотивация складывается: 1. симпатия или любовь к учителю; 2. интересное ведение учителем уроков; 3. наглядный материал; 4. средства обучения.
В технологической карте урока, реализующего ФГОС , при открытии нового знания говорится о том, для чего необходима мотивация . Учитель: - Стимулирует интерес учащихся к уроку. - Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление
Итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы
Проблемное обучение – способ повысить интерес к предмету.
Метод проектов . Проект – возможность делать что-то интересное в группе, самостоятельно
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Power Point: "Формы и методы работы на занятиях по повышению мотивационной сферы обучающихся"
Потребность – «Хочу»Мотив - «Зачем мне это надо?»Цель – «Что для этого надо сделать?»Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала....
Педагогический совет. «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»
Представлена презентация проведения педагогического совета «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»...
Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...
Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся
Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...
Мастер класс "ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ."
Проблема:Что побуждает школьников учиться?Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше?Как сберечь интерес + желаниеИ мы учителя общеобразовательных школ должны уметь создавать ситуации, прид...
Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся
выступление на педсовете...