Рабочая программа по биологии для 11 класса. Авторская линия Н.И. Сонина.
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 11 класса . Авторская линия Н.И. Сонина. 1час в неделю. 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_11_klass_2016-2017._po_soninu.docx | 84.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №594
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 594 Приказ №______ от _____.2016 г. ________________________ (подпись) МП | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Павлюченкова В.В. ____________________________ (подпись) «30» августа 2016 г. |
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей биологии, химии, географии Протокол № __6___ от 19 мая 2016г. Руководитель МО ______Кириллова Т.В._____ ___________________ (подпись) | ПРИНЯТО
Педагогического совета Протокол № 7от 20 мая 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «БИОЛОГИЯ»
класс 11
количество часов по учебному плану 68
2016-2017 учебный год
Ф.И.О. учителя: Кириллова Т.В.
Категория: первая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2016
2.Пояснительная записка
2.1 Нормативно-правовые документы | Рабочая программа по биологии 11 класса составлено на основании следующих нормативно-правовых документов: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ». Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4 Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312) Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 г.; Курс биологии 10-11 классов продолжает линию Захарова, Сонина, изучаемую в основной школе. Он является итоговой частью программы по биологии 10 -11 классов. Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 5-11 класс М.: Дрофа, 2009. Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала, составленная в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования. УМК сохранен в полной мере. |
2.2. Общая характеристика учебного предмета | Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической и валеологической культуры человека. Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования. |
2.3. Цели и задачи обучения. | Цели изучения предмета. Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
|
2.4. Место предмета в учебном плане школы | В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 594 на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе). |
2.5. Общеучебные умения и навыки, способы деятельности | Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени полного (среднего)образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. |
В связи с уменьшением количества учебных недель по учебному плану, разноуровневым составом обучающихся в 10-11 классе объединены, с сохранением логики и структуры рабочей программы без ущерба материалу курса 10-11 класса, следующие темы уроков в 10 классе: 1)«Современное представление о геноме и гене» и Генетика пола» 2) «Селекция:основные методы и достижения» и «Биотехнология: достижения и перспективы развития»; в 11 классе: 1) «Основные этапы эволюции человека» и «Человеческие расы» 2) « Основные экологические проблемы современности, пути их решения» и «Роль биологии в будущем»
3. Учебно-тематический план по биологии (10-11 класс)
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Лабораторные-практические Работы\зачеты | экскурсии |
1. | Биология как наука. Методы научного познания | 3 | - | - |
2. | Клетка | 12 | 4/1 | |
3. | Организм | 18 | 3/1 | - |
4. | Вид. | 20 | 5/1 | - |
5 | Экосистемы | 12 | 4/1 | - |
6 | Повторение | 1 | 0 | |
7 | Резервное время | 2 | 0 | |
Всего: | 68 | 16/4 |
Для повышения уровня и использования полученных знаний, для приобретения практических навыков планом предусматривается выполнение 4 лабораторных работ и 3 практические работы (10 класс), 4 практических и 5 лабораторных работы (11 класс), которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
10 класс
«Опыты по определению каталитической активности ферментов»
«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука», «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»
«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах»
«Решение задач по цитологии»
«Составление простейших схем скрещивания»
«Решение простейших генетических задач»
«Изучение модификационной изменчивости на примере изучения длины семян фасоли»
11 класс
«Описание особей вида по морфологическому критерию»
«Выявление изменчивости у особей одного вида»
«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».
«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. Свойства местности».
«Составление схем передачи веществ и энергии»
«Исследование сукцессионных изменений на примере колонии простейших в сенном растворе»
«Решение экологических задач».
4. Содержание курса 10 -11 классы
РАЗДЕЛ 1 Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)
Тема 1.1
Краткая история развития биологии.
Система биологических наук (1 час)
Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
- Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».
- Основные понятия. Биология. Жизнь.
Тема 1.2
Сущность и свойства живого. Уровни организации
и методы познания живой природы (1 час)
Сущность жизни. Основные свойства живой материи Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени.
Тема 1.3. Уровни организации и методы познания живой природы (1 час)
. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
- Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».
- Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.
РАЗДЕЛ 2.
Клетка (12 часов)
Тема 2.1
История изучения клетки. Клеточная теория
(1 час)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
- Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».
- Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.
Тема 2.2
Химический состав клетки (5 часов)
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
- Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».
■ Лабораторные и практические работы
«Опыты по определению каталитической активности ферментов»
«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука», «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»
- Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.
Тема 2.3
Строение эукариотической и прокариотической клеток(3 часа)
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть,
аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
■ Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».
■ Лабораторные и практические работы. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах»
«Решение задач по цитологии»
■ Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.
Тема 2.4
Реализация наследственной информации в клетке
(1 час)
ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
■ Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».
■ Основные понятия. Генетический код, триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.
Тема 2.5 Вирусы (1 час)+ 1 час Зачет по теме «Клетка»
Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
- Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».
- Основные понятия. Вирус, бактериофаг.
РАЗДЕЛ 3
Организм (18 час)
Тема 3.1
Многообразие живых организмов Обмен веществ и превращение энергии
(3 часа)
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
- Демонстрация. Схема «Многообразие организмов».
- Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.
Энергетический обмен— совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
- Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».
- Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.
Тема 3.2. Деление клетки (4 часа)
Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
- Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».
- Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.
Тема 3.3
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
(2 часа)
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
- Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.
- Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.
Тема 3.4
Наследственность и изменчивость (7 часов)
Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
■ Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.
■ Лабораторные и практические работы
«Составление простейших схем скрещивания»
«Решение простейших генетических задач»
«Изучение модификационной изменчивости на примере изучения длины семян фасоли»
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм (при возможности наличия времени)
■ Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.
Тема 3.6
Основы селекции. Биотехнология (2 часа)+ 1 час резервное время
Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
- Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.
- Экскурсия
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).
■ Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
■ Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.
РАЗДЕЛ 4
Вид (20 час)
Тема 4.1
История эволюционных идей (4 часа)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
- Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
- Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
Тема 4.2
Современное эволюционное учение (9 часов)
Вид, его критерии Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
- Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
- Лабораторные и практические работы
«Описание особей вида по морфологическому критерию»
«Выявление изменчивости у особей одного вида»
«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»
■ Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Тема 4.3
Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
- Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
- Лабораторные и практические работы
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.
Тема 4.4
Происхождение человека (4 часа))
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Видовое единство человечества.
- Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
- Лабораторные и практические работы Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
■ Экскурсия
Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).
- Лабораторные и практические работы
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».
■ Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.
РАЗДЕЛ 5
Экосистемы (12 часов)
Тема 5.1
Экологические факторы (3 часа)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
- Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
- Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Тема 5.2
Структура экосистем (4 часа)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.
■ Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
■ Лабораторные и практические работы
«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. Свойства местности».
«Составление схем передачи веществ и энергии»
«Исследование сукцессионных изменений на примере колонии простейших в сенном растворе»
«Решение экологических задач».
■ Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Тема 5.3
Биосфера — глобальная экосистема (2 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
■ Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
■ Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.
Тема 5.4
Биосфера и человек (3 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
- Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.
■ Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать представителей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология. 11 класс. М. Дрофа, 2016
Для учителя:
Поурочные планы по учебнику автор Т.В.Зарудняя «Учитель» 2010
Биология Поурочные планы. Профильный уровень | Ващенко О.Л. | Учитель | 2009 |
Иследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии | Е.В.Тяглова | «Глобус» | 2008 |
Общая биология разноуровневые упражнения и тестовые задания | М.В.Высоцкая | «Учитель» | 2008 |
Элективные курсы по биологии | О.Е.Аверчикова | «Айрис Пресс» | 2007 |
Общая биология. 10-11 классы. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь | Лернер Г.И. | Эксмо | 2009 |
Тесты по биологии | А.В.Папова | «Полиграфуслуги» | 2007 |
Развернутое тематическое планирование. Биология | О.П.Дудкина | Учитель | 2011 |
Подготовка к ЕГЭ.Биология | А.А.Кириленко, С.И.Колесников | РнД"Легион М" | 2011 |
Интерактивные ресурсы
Зоология | СД | "новый диск" |
Растительный мир | СД | Просвещение |
Биология. Зоология беспозвоночных | 3 СД | Просвещение |
Биология.Организация жизни | СД | "новый диск" |
Биология.Абитуриенту | СД | Неотехсофт |
Биология.ЕГЭ | СД | Просвещение |
Биология.Генетическая изменчивость и эволюция | СД | "новый диск" |
ВВС Тайны космоса | DVD VIDEO | Союз |
ВВС Космос | DVD VIDEO | Союз |
ВВС Зволюция жизни | DVD VIDEO | Союз |
Интернет-ресурсы:
httр://biо. 1 september.ги/-газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);
www.sbio.enfо - научные новости биологии;
www.edios.ги - Эйдос - центр дистанционного образования;
www. km.ru/edication- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»,
КУ – комбинированный урок,
УИНМ – урок изучения нового материала,
УИПЗ- урок изучения нового материала,и первичного закрепления
УОИСЗ -урок обобщение и систематизации знаний
ЛУ- лабораторный урок
УП-урок практической работы
Календарно-тематическое планирование (11класс)
Раздел IV. Вид (21 ч.)
Тема 4.1. История эволюционных идей (4 ч.)
1 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея | УИНМ | Эволюция, креационизм, трансформизм, классификация, таксоны. Античные воззерния. Эпоха Возрождения: зарождение научной биологии. К. Линней | Знать ученых, внесших наибольший вклад в развитие биологии вклад в развитие биологии. | Устный опрос | Учебник, п. 1 |
2 | Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка | УИНМ | Эволюция, эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка, предпосылки возникновения теории | Уметь: формулировать законы Ж.-Б. Ламарка; объяснять единство живой и неживой природы | Конспект. Тест на сопоставление. | Учебник, п. 2 |
3 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина | КУ | Эволюционная палеонтология, определенная изменчивость, неопределенная изменчивость. Ч. Дарвина | Знать естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | Конспект. Опрос. | Учебник, п. 3 |
4 | Эволюционная теория Ч. Дарвина | УИНМ | Искусственный отбор, наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, методический отбор, бессознательный отбор | Знать основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. | Задания со свободным ответом | Учебник, п. 4 |
Тема 4.2. Современное эволюционное учение (9 ч.)
5 | Вид. Критерии и структура | КУ | Вид. Подвид. Критерии вида, генофонд, популяция. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция | Уметь: характеризовать критерии вида; обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев; составлять характеристику видов с использованием основных критериев | Таблица | Учебник, п. 5 |
6 | Популяция – структурная единица вида и эволюции | КУ | Вид, популяция, генофонд популяции. | Знать определения вида, популяции, генофонда. | Тест. | Учебник, п. 6,7 |
7 | Факторы эволюции | КУ | Наследственная изменчивость, мутации, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. | Знать факторы эволюции. | Л.р. 1 «Выявление изменчивости у особей одного вида» Конспект | Учебник, п. 8 |
8 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции | КУ | Борьба за существование, естественный отбор, движущий отбор, стабилизирующий отбор. Движущие силы (факторы) эволюции | Знать: причины борьбы за существование, формы естественного отбора. | Тест. Таблица. Фронтальный опрос. | Учебник, 9 |
9 | Адаптация организмов к условиям обитания | КУ | Адаптации и их многообразие, Виды адаптаций (морфологические, физиологические, поведенческие). | Знать: виды адаптаций | Л.р. 2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» и выводы к ней. | Учебник, п. 410 |
10 | Видообразование как результат революции | КУ | Видообразование, географическое видообразование, экологическое видообразование, гибридогенное видообразование | Знать основные способы видообразования. Уметь: описывать механизм основных путей видообразования, приводить соответствующие примеры | Таблицы. | Учебник, п. 11 |
11 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | КУ | Биологический прогресс, биологический регресс, генетическая эрозия. Причины вымирания видов (естественные, антропогенные) | Уметь: приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных; характеризовать причины процветания или вымирания видов, условия сохранения видов; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде | П.р. 1 «Главные направления органической эволюции», устный опрос | Учебник, п. 12 |
12 | Доказательства эволюции органического мира | КУ | Цитология, сравнительная морфология, палеонтология, эмбриология, биогеография. Прямые и косвенные доказательства эволюции. Закон К. Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля | Уметь: находить и систематизировать информацию о прямых и косвенных доказательствах эволюции; приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств | Устный опрос | Учебник, п. 13 |
13 | Зачет по теме «Основные закономерности эволюции» | УК | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | п. 1-13 |
Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 ч.)
14 | Развитие представлений о возникновении жизни на Земле | УИНМ | Материализм, идеализм, креационизм. | Уметь: описывать и анализировать происхождение жизни; характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий | Фронтальный опрос | Учебник, п. 14 |
15 | Современные представления о возникновении жизни на Земле | УСИОЗ | Абиогенез, биогенез, коацерваты. | Уметь: находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни; анализировать и оценивать работы С. Миллера и А. И. Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле; объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира | П.р. 2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». Тест-опрос | Учебник, п. 15 |
16 | Развитие жизни на Земле | УСИОЗ | Биологическая эволюция, зоны: криптозой, или докембрий, фанерой. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции | Знать определения ключевых понятий. | Фронтальный опрос | Учебник, п. 16 |
Тема 4.4. Происхождение человека (5 ч.)
17 | Гипотезы происхождения человека | УИИМ | Антропогенез, история вопроса об антропогенезе | Знать основные положения гипотез происхождения человека. Уметь: характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза | Самостоятельная работа по учебнику, составление таблицы | Учебник, 17 |
18 | Положение человека в системе животного мира | УСИОЗ | Антропогенез, атавизмы, рудименты, примеры рудиментов и атавизмов | Знать место человека в системе животного мира Уметь: обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук; доказывать, что человек – биосоциальное существо | Опрос по вариантам. | Учебник, п. 18 |
19 | Основные этапы эволюции человека | КУ | Предшественники современного человека. Анатомо-физиологическая эволюция человека | Знать основные стадии эволюции человека; представителей каждой эволюционной стадии. | Фронтальный опрос | Учебник, п. 19 |
20 | Человеческие расы | УИНМ | Расы, нации, расизм | Уметь: различать человеческие расы; объяснять механизмы формирования расовых признаков; доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма и социал-дарвинизма | Фронтальный опрос. | Учебник, п. 20 |
21 | Зачет по теме «Происхождение человека» | УК | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | п. 14-20 |
Радел V. Экосистемы (12 ч.)
Тема 5.1. Экологические факторы (3 ч.)
22 | Организм и среда. Экологические факторы | УИНМ | Экология, среда обитания, экосистема, экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Ограничивающий фактор. Экологическая ниша. Закон минимума К. Либиха | Знать задачи экологии; экологические факторы. | Биологический диктант. | Учебник, п. 21 |
23 | Абиотические факторы среды | КУ | Абиотические факторы группы факторов (климатические, эдафогенные, орографические, химические), биологические ритмы, фотопереодизм | Знать основные абиотические факторы. | Фронтальный опрос. | Учебник, п. 22 |
24 | Биотические факторы среды | КУ | Биотические факторы, хищничество, паразитизм, нейтрализм, конкуренция, мутуализм, комменсализм, антропогенный фактор | Знать виды взаимоотношений между организмами. | Биологический диктант. | Учебник, п. 23 |
Тема 5.2 Структура экосистем (4 ч.)
25 | Структура экосистем | КУ | Биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биотип, зооценоз, фитоценоз, микробиоценоз, Продуценты, консументы, редуценты | Знать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы. | Тест. П.р. 3 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. Свойства местности». | Учебник, п. 24 |
26 | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах | КУ | Пищевые, трофические, связи, сети. Пищевые цепи: пастбищная и детритная. Трофические уровни. Экологическая пирамида. | Уметь: описывать структуру экосистемы; характеризовать компоненты пространственной и экологической системы; составлять схемы передачи вещества и энергии (цепей питания); использовать правильно 10% для расчета потребности вещества в организме | Л.р. 3 «Составление схем передачи веществ и энергии» (цепей питания). Фронтальный опрос. | Учебник, п. 25 |
27 | Причины устойчивости и смены экосистем | КУ | Динамическое равновесие. | Уметь: объяснять причины устойчивости экосистем, причины смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов; описывать этапы смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов; описывать этапы смены экосистем; выявлять изменения в экосистемах; решать простейшие экологические задачи. | Тест. Л.р. 4 | Учебник, п. 26 |
28 | Влияние человека на экосистемы | КУ | Аборигенные виды, агроценозы, виды агроценозов, структура, отличия агроценозов от биогенозов | Знать способы оптимальной эксплуатации агроценозов; способы сохранения естественных экосистем. | Фронтальный опрос. | Учебник, п. 27 |
Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (2 ч.)
29 | Биосфера – глобальная экосистема | КУ | Биосфера, биогенное вещество, живое вещество. Биомасса. Косное вещество. Биокосное вещество. Учение В. И. Вернадского о биосфере | Знать структурные компоненты и свойства биосферы; границы биосферы и факторы, их обусловливающие. | Опрос. | Учебник, п. 28 |
30 | Роль живых организмов в биосфере | КУ | Круговорот веществ и элементов. Ноосфера. Антропосфера | Уметь: описывать биохимическое циклы воды, углерода, проявление физико-химического воздействия организмов на среду; характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; роль живых организмов в жизни планеты и обеспеченности биосферы необходимыми элементами | Опрос. | Учебник, п. 29 |
Тема 5.4. Биосфера и человек (3 + 2ч. на заключительный урок)
31 | Биосфера и человек | КУ | Антропогенные факторы, виды антропогенных факторов, их воздействие на биосферу | Уметь: приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу, находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей для биосферы в целом; предлагать пути преодоления экологического кризиса | Опрос. | Учебник, п. 30 |
32 | Основные экологические проблемы современности, пути их решения | УПр | Предельно допустимая концентрация (ПДК). | Уметь: характеризовать причины последствия современных глобальных экологических проблем; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения; обосновывать необходимость разработки приципов рационального природопользования | П.р. 4 «Решение экологических задач». | Учебник, |
33 | Зачет по теме «Экосистема» | УК | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | Тестовая контрольная работа | П. 21-32 |
34- | Роль биологии в будущем | УПр | Устойчивое развитие. Экологические проблемы России. Сфера жизни человека как фактор здоровья | Уметь: оценивать последствия деятельности человека для биосферы, их зависимость от его отношения к природе; характеризовать роль международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества | Мини-проекты: информационные буклеты, памятки-рекомендации, мультимедийные презентации. |
Технологии обучения
-здоровьесберегающие технологии
- технология согласованного обучения
- информационные технологии
- технология проблемного обучения
- технология развития критического мышления
Виды и формы контроля
-текущий: тематические срезы, тест, устный опрос(индивидуальный и фронтальный), творческие работы, исследовательские задания;
- промежуточный: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;
- итоговый: портфолио, контрольная работа, тест, зачёт, диагностическая работа;
Оценка устных ответов учащихся .
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;
Оценка лабораторных работ.
Отметка «5»:
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.
- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.
Отметка «4»:
- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Отметка «3»:
- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка «2»:
- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.
Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать:
- правильность определения цели опыта;
- самостоятельность подбора оборудования и объектов;
- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта;
- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта;
- не отобрано нужное оборудование;
- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образова...
рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина
· Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы ос...
рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для ...
рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для ...
Рабочая программа по биологии, 8 класс по УМК Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 ...
рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонин.
В рабочей программе прописаны составляющие качества образования. ...
Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,...