рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

     Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобра­зовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. -256c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышаю­щими требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_uchebnaya_programma_po_biologii_6_klass.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации  города Славгорода Алтайского края по образованию

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»

города Славгорода Алтайского края

                                                                                                                                           Утверждаю                                                                                                                                                                                Директор МБОУ «СОШ № 13»                                                                                                                                                                     _____________ И.Н.Бабанин

                                                                                                                                                                                Приказ №_______________

                                                                                                                                             «___»______________20_____ г.

                                                                                                                                                                                                 Согласовано                                                                                                                                                           Зам.директора по УВР

                                                                                                                                                                                   _________ Н.А.Скрипко                                                                        

                                                                                                                                                                                  «___»__________20_____ г.

        

                                                                                                                                                                             Рассмотрено

                                                                                                                                                       Заседание  ШМО _________________

                                                                                                                                                     Протокол №   ____________________

                                                                                                                                                     «______»______________20___г.

                                                                                                                                                  Руководитель ШМО____Е.А.Давиденко

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

Наименование  учебного предмета (курса)      биология    

Ступень, уровень общего образования:   основное общее образование, 6 класс

Срок  реализации     1 год,     учебный год  2014 - 2015

Рабочая учебная программа разработана  на основе примерной программы (название, автор, год издания) :  Программа основного общего образования по биологии 6 – 9 классы. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. 6 класс Живой организм. Н.И.Сонин, 2011 г.

Ф.И.О. учителя  Шевлякова Татьяна Ивановна                _______________________________      

                                                                            (подпись)

                                                                                        Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. -256c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Цель программы: изучение основных групп организмов, их строение и жизнедеятельность.              

 Задачи программы:    

  • изучить особенности строения и жизнедеятельности растений и животных, познакомиться с важнейшими биологическими процессами, происходящими в клетках;
  • сформировать умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы;
  • развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности;
  • осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира, нравственное и экологическое воспитание.  

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2004. -48с. 

                                                                     Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

основные биологические и экологические понятия,

иметь представление о биологии как науке,

о клетке как единице живого,

о способах питания и дыхания животных и растений,

о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

Общие признаки живого организма;

Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств  цветковых растений;

причины и результаты эволюции;

примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

Деление клетки;

Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

Обмен веществ и превращение энергии;

Особенности питания растительных  организмов;

Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов  и организма и среды как основу их целостности;

Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

Клетки, органы и системы органов растений;

Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

Поведения в природе;

Здорового образа жизни человека;

Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

Использовать рисунки;

Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

                                                                    Межпредметные связи

Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Экскурсии

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические материалы

1.

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

10

1.1.

Основные свойства живых организмов

1

1.2.

Химический состав клетки

1.3.

Строение растительной и животной клеток

2

Лабораторная работа №1 «Строение клеток живых организмов»

1.4.

Ткани растений и животных

2

Лабораторная работа №2 «Ткани живых организмов»

1.5.

Органы и системы органов

4

Лабораторная работа №3  «Изучение органов цветкового растения»

Лабораторная работа №4 «Распознавание органов и систем органов у животных»

1.6.

Растения и животные как целостные организмы

1

2.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

23

2.1.

Питание и пищеварение

4

2.2.

Дыхание

2

2.3.

Передвижение веществ в организме

2

Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

2.4.

Выделение

2

2.5

Опорные системы

2

2.6.

Движение

2

Лабораторная работа «Движение дождевого червя»

2.7.

Регуляция процессов жизнедеятельности

3

2.8.

Размножение

3

Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений»

2.9.

Рост и развитие

3

Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых»

3.

Раздел 3. Организм и среда

2

3.1.

Среда обитания.

Факторы среды

1

3.2.

Природные сообщества

1

ИТОГО

35

8

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п (раздел, кол-во часов)

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Дата

РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов)

1

Основные      свойства живых организмов. Химический       состав клетки.

Вводный урок.

Рабочая   тетрадь, №1,4,5,6. Самостоятельная работа

Называть признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. Называть:

•неорганические вещества, их

роль    в    жизнедеятельности

клетки;

•органические   вещества,   их

роль    в    жизнедеятельности

клетки.

стр. 6-17

2

Клетка - элементарная частица живого

Комбинированный урок.

Рабочая   тетрадь, №12. Самостоятельная работа

Называть признак живых организмов - клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки.

стр. 18, 22-23, 25-28

3

Строение   и   функции органоидов       клетки.

Комбинированный урок

  Лабораторная   работа

«Строение   клеток» живых организмов»

Называть признак живых организмов - клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток. Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения.

стр.18-24

4

Ткани растений

Комбинированный урок.

Лабораторная  работа

«Ткани растений»

Называть:

•типы тканей растений; •функции тканей растений. Различать типы тканей растений.

стр. 29-31

5

Ткани животных

Комбинированный урок.

Лабораторная  работа

«Ткани животных»

Называть:

•типы тканей животных; •функции тканей животных. Различать типы тканей животных.

стр. 32-35

6

Строение корня

Комбинированный урок

Лабораторная  работа

 «Изучение органов цветкового растения»

Называть:

•органы цветкового растения, их роль в жизни растения; •типы корневых систем. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы. Изучать биологические объекты - органы цветковых растений.

стр. 36-39

7

Строение  и значение побега.

Комбинированный урок.

Лабораторная  работа «Изучение органов растения»

Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения, их роль в жизни растения. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части.

стр. 40-43

8

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

Комбинированный урок.

Лабораторная  работа «Изучение органов цветкового растения»

Называть органы цветкового растения,   их   роль   в  жизни растения Описывать      многообразие соцветий. Приводить   примеры   многообразия плодов. Характеризовать строение цветка как органа размножения. Распознавать     и     описывать   на   таблицах   органы цветкового растения.

стр. 44-49

9

Системы органов животного.

Комбинированный урок.

Лабораторная  работа «Распознавание органов и систем органов у животных».

Называть:

•органы   и   системы   органов

животных;

•функции   органов   и   систем

органов животных. Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных.

стр. 50-55

10

Организм  как единое целое.

Урок обобщения и систематизации знаний

Рабочая тетрадь, №46. Самостоятельная работа

Называть особенности строения и функции многоклеточного организма.  Характеризовать   причины нарушения целостности организма. Доказывать что организм -единое целое.

стр. 56-60

РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (23 часа)

11

Особенности   питания растительного     организма.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания. Объяснять значение почвенного питания в жизни растения. Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых Характеризовать роль корня в почвенном питании растения. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений. Использовать приобретенные  знания   и  умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

стр. 62, 66

12

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

Комбинированный урок.

Лабораторная  работа «Выявление роли света и воды в жизни растений»

Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений - фотосинтеза. Объяснять:

значение   воздушного   питания в жизни растения; •значение   фотосинтеза   для жизни на Земле. Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах.

стр. 62-63

13

Особенности  питания животных

Комбинированный урок.

Рабочая тетрадь, №49. Самостоятельная работа

Описывать сущность биологических процессов: питания животных. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов.

стр. 64-65, 67-68

14

Пищеварение    и    его значение.    

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность биологических процессов:  питание животных - пищеварение. Называть           особенности строения     пищеварительных систем животных.

стр. 70-72

15

Дыхание у растений

Комбинированный урок.

Сообщения     учащихся.

Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать: «особенности дыхания растений; •роль органов растений в процессе дыхания. Находить в тексте учебника и других  источниках  информацию о дыхании растений.

стр.73

16

Дыхание у животных

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность биологических nрoueccoв дыхания. Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать:

•особенности дыхания животных;

•роль дыхания в жизни животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.

стр. 74-77• ■

17

Передвижение         веществ в растении.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях. Использовать приобретенные   знания   и   умения

для выращивания домашних животных, ухода за ними.

стр. 78-79, 82

18

Передвижение         веществ в животном организме.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Называть:

•органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, таблицах;

•функции   органов   кровеносной системы;

•состав крови, ее функции; •типы кровеносных систем. Приводить    примеры   животных   с   разными   типами кровеносных систем. Характеризовать    особенности транспорта веществ у животных.

стр. 80-83

19

Выделение   у   растений, грибов и животных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать   сущность   процесса выделения у живых организмов, его значение, Называть:

•органы выделения растений; •органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать: «особенности процесса выделения у растений;

•особенности процесса выделения у животных.

стр. 84-90

20

Обмен веществ у растений и животных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать   сущность   процесса обмена веществ у живых организмов, его значение Называть:

•органы, участвующие в обмене веществ у растений; •органы, участвующие в обмене веществ у животных. Характеризовать: «особенности обмена веществ у растений;

•особенности обмена веществ у разных животных. Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

стр. 91-96

21

Опорные        системы растений.                        

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах. Называть:

•значение опорных систем в жизни растений

стр. 97-102

22

Опорные        системы  животных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Называть:

•значение опорных систем в и животных;

•типы скелетов у животных. Приводить примеры животных с разными типами скелетов. Распознавать и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни.

стр. 97-102

23

Движение.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Называть:

•роль движения в жизни растений и животных; •способы   передвижения   животных.

стр. 103-113

24

Движение.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. Приводить примеры животных с разными способами передвиж Сравнивать движение растений и передвижения животных и делать вывод на основе сравнения.ения. Наблюдать за поведением животных.

стр. 103-113

25

Регуляция   процессов жизнедеятельности организма.  

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать определение понятиям раздражимость, рефлекс. Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. Называть:

•системы,     обеспечивающие координацию    и    регуляцию процессов    жизнедеятельности у животных; •значение нервной системы; •принцип     работы    нервной системы;

•типы нервных систем у животных.

стр. 114-119, 124-126

26

Эндокринная  система животных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Называть:

•органы,       обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •роль эндокринных желез  в регуляции     жизнедеятельности позвоночных. Наблюдать  за   поведением животных.

стр. 120-121

27

Регуляция   процессов жизнедеятельности   у растений.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать  сущность  регуляции   процессов   жизнедеятельности у растений. Называть    роль    ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать        приобретенные  знания  и  умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

стр. 122-123

28

Размножение, его виды.     Бесполое     размножение.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать    определение    понятиям размножение, вегетативные органы. Называть:

•значение размножения;   . •виды размножения; •формы   бесполого   размножения у растений и животных; •органы   вегетативного   размножения растений. Приводить примеры организмов,  для   которых  характерно бесполое размножение. Описывать сущность бесполого размножения растений.

стр. 127-132

29

Половое размножение животных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать    определение    понятиям:   размножение,   гамета,   оплодотворение,   зигота. Описывать сущность полового размножения. Называть:

•значение   полового   размножения;

•органы  полового  размножения животных (и узнавать их на рисунках, таблицах); •женские и мужские половые клетки. Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.

стр. 133-138

30

Половое размножение растений.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать    определение    понятиям: размножение, опыление,   самоопыление,   оплодотворение.- Называть:

•значение   полового   размножения;

•органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках (таблицах). Описывать:

•строение цветка как органа полового размножения; •сущность  полового  размножения у растений  (двойного оплодотворения). Использовать        приобретенные   знания   и  умения

для выращивания культурных растений, ухода за ними.

стр. 139-144

31

Рост и развитие растений.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать  определение  понятию   индивидуальное  развитие. Распознавать     и    описывать    на    таблице   части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов. Называть:

•роль семян и плодов в жизни растения;

•условия   среды,    необходимые   для   формирования   и прорастания семян; •способы      распространения семян. Наблюдать за ростом и развитием растений Использовать        приобретенные  знания   и  умения

для выращивания  культурных растений, ухода за ними.

стр. 145-149

32

Рост  и   развитие  животных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Приводить    примеры    животных с разным типом  постэмбрионального развития. Называть:

•этапы развития животных; •типы      постэмбрионального развития животных.

стр. 150-154

33

Рост  и   развитие  животных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Описывать    сущность    эмбрионального  и  постэмбрионального развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных. Использовать        приобретенные  знания   и  умения

для выращивания домашних животных

стр. 150-154

34

Среда обитания организмов. Факторы среды.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать    определение   понятиям    среда    обитания, экология,          экологические факторы. Называть:

•виды   экологических  факторов;

•типы   взаимоотношений   организмов. Приводить примеры:

•факторов неживой природы, их  влияния  на живые  организмы;

•взаимосвязей   живых   организмов;

•приспособлений   организмов к    действию    экологических факторов.

стр. 158-167

35

Природные сообщества.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа по рабочей тетради

Давать    определение    понятиям природное сообщество, экосистема,  цепи питания. Называть три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры:

•природных сообществ; •продуцентов,    консументов, редуцентов

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике, в других источниках) о состоянии природных сообществ.

Анализировать и оценивать: «последствия деятельности человека в экосистемах;

•влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

применительно к различным формам контроля знаний

Критерии и нормы устного ответа по биологии

 

Отметка «5» ставится, если ученик:

1.        Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.        Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3.        Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 

Отметка «4» ставится, если ученик:

1.        Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.        Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3.        Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

 

Отметка «3» ставится, если ученик:

1.        Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает, не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

2.        Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3.        Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4.        Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5.        Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6.        Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

 

Отметка «2» ставится, если ученик:

1.        Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2.        Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3.        При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4.        Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5.        Полностью не усвоил материал.

 

                                                          Отметка выполнения практических и лабораторных работ по биологии:

 

Отметка «5» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.        Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.        Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.        Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

5.        Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.        Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.        Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3.        Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

 

Отметка «3» ставится, если ученик:

•        Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

•        Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

•        Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

•        Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

 

Отметка «2» ставится, если ученик:

1.        Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.        Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.        В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.        Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5.        Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Список используемой литературы

  1. Учебник Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 176с;
  2. Методические пособия для учителя:

1)         Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина  

   «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;

2)         Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-
   11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

3) Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. ЭД. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа,
             2006;

        4)  Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006. -218с;

        5) И.Л.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006;

      3. Литература для учащихся:

        1) Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» I класс. - М.: Дрофа, 2006, 40с.

        Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамка: требований Государственного стандарта    по биологии.

                                          MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)

Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...

Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...