рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Био­логия. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. 256 с.//, полностью отражающей содержание Примерной про­граммы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_uchebnaya_programma_po_biologii_9_klass.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации  города Славгорода Алтайского края по образованию

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»

города Славгорода Алтайского края

Утверждаю                                                                                       

Директор МБОУ «СОШ № 13»                                                    

_____________ И.Н.Бабанин                                                                                                                                                                                  

Приказ №_______________                                       «___»______________20_____ г.                                                                                                                                                                        Согласовано                                 

Зам.директора по УВР                                                                                                                                                                          _____________ Н.А.Скрипко                                                                                                                                                                              

«___»__________20_____ г.

Рассмотрено                                                          

Заседание  ШМО _________________                                                                                                                               

Протокол №   ____________________                                                                                                                 

«______»______________20___г.                                                                                                                                                 

Руководитель ШМО______Е.А.Давиденко

                                                                             РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

Наименование  учебного предмета (курса)      биология    

Ступень, уровень общего образования:   основное общее образование, 9 класс

Срок  реализации     1 год,     учебный год  2014 - 2015

Рабочая учебная программа разработана  на основе примерной программы (название, автор, год издания):  Программа основного общего       образования по биологии 6 – 9 классы. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. 9 класс. Общая биология. В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, 2011 г.

Ф.И.О. учителя  Шевлякова Татьяна Ивановна                _______________________________      

                                                                            (подпись)

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. 256 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. 

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
  • проведение наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуре поведения в природе.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Программой предусмотрено 5 часов резервного времени, которое может быть использовано для компенсирования отставания.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2004. -128с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 288с.

                         

                                        Краткая характеристика ЗУН, сформированных у обучающихся на начало учебного года:

учащиеся должны знать:

  • место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;
  • основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
  • науки, изучающие организм человека;
  • особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
  • нервно-гуморальная регуляция деятельности организма человека;
  • внутренняя среда организма, иммунитет;
  • обмен веществ и энергии;
  • развитие организма человека;
  • вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;

учащиеся должны уметь:

  • распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
  • оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки выпускников:

в результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны знать/понимать:

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  • основные области  применения  биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

в результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны уметь:

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН    (9 класс)

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические материалы

ВВЕДЕНИЕ

1

1.

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

1.1.

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов

2

1.2.

Развитие биологии в додарвиновский период

2

1.3.

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

5

1.4.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2

Практическая работа     «Выявление приспособленности к среде обитания»

1.5.

Микроэволюция

2

Практическая работа «Изучение критериев вида на сортах культурных растений»

1.6.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3

Зачет №1      по теме «Учение    об эволюции   органического мира».

1.7.

Возникновение жизни на Земле

2

1.8.

Развитие жизни на Земле

3

Всего

21

2.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

2.1.

Химическая организация клетки

2

2.2.

Обмен веществ и преобразование

энергии в клетке

3

2.3.

Строение и функции клеток

5

Практическая работа    «Изучение клеток

бактерий, растений и животных»

Зачет №2 по теме "Клетка".

Всего

10

3.

Раздел 3. Размножение и ндивидуальное развитие организмов

3.1.

Размножение организмов

2

3.2.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

Всего

5

4.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

4.1.

Закономерности наследования признаков

10

Практическая работа «Решение генетических задач»

4.2.

Закономерности изменчивости

6

Практическая работа «Построение вариационной кривой»

Зачет №3 по теме «Наследственность и    изменчивость».

4.3.

Селекция растений, животных и микроорганизмов

4

Всего

20

5.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

5.1.

Биосфера, её структура и функции

3

Практическая работа   «Составление схем передачи веществ   и  энергии»                                    

Практическая работа  «Выявление типов взаимодействия разных  видов  в  конкретной экосистеме»

5.2

Биосфера и человек

2

Практическая работа  «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

Всего

5

Обобщение

1

Итоговая     контрольная работа.

Резервное время

5

ИТОГО

68

7

4

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Требования к уровню подготовки обучающегося

Домашнее задание

                                                                                   ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.

Биология как наука о живой  природе. Роль     биологии     в практической      деятельности людей.

Вводный урок.

Давать определение термину

биология. Приводить примеры:

Практического        применения достижений   современной   биологии;

> дифференциации  и интеграции биологических наук. Выделять   предмет   изучения биологии.

Характеризовать     биологию как комплексную науку. Объяснять   роль  биологии   в формировании        современной естественно-научной      картины мира в практической деятельности людей.

"Высказывать   свое   мнение об утверждении,  что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.

Д/ з: стр. 3 -5

2 ученикам подготовить   сообщения:   1) свойства живых организмов; 2) уровни организации жизни.

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (21 час)

ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)

2.

Признаки живых организмов.

Урок изучения и первичного    закрепления нового материала.

Самостоятельная работа

Давать  определение понятию

жизнь.

Называть свойства живого.

Описывать  проявление  свойств

живого.

Различать   процессы   обмена   у живых   организмов   и   в   неживой природе.

Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать,   что   живые   организмы - открытые системы.

. Д/ з: стр. 6-9

3.

Естественная    классификация      живых организмов.      Видовое разнообразие.

Комбинированный урок.

Комбинированный урок.

Тест

Давать определение термину

таксон. Называть:

>уровни организации жизни и элементы, образующие уровень;

>        основные царства живой природы;

>        основные таксономические единицы.

Характеризовать   естественную систему классификации живых организмов.

Определять         принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Д/з: Глава 2, §1.

Подготовить     сообщение                        о Ж.Б.Ламарке (по желанию).

ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 часа)

4-5.

Предпосылки      возникновения    учения Ч. Дарвина.

Комбинированный урок.

Интерактив ЭОР

Давать    определение    понятию эволюция.

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Объяснять причину многообразия   домашних   животных   и культурных растений. *Раскрывать сущность понятий: теория, научный факт. ^Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Д/з:§2,§3

.

ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 часов)

6-7.

Учение Ч.Дарвина о естественном    отборе.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Тест ЕКЦОР

Давать    определения   понятиям:

наследственная          изменчивость, борьба за существование.

Называть: основные   положения   эволюционного учения Ч.Дарвина;

движущие силы эволюции;

формы  борьбы за существование и приводить примеры проявления.

Характеризовать     сущность борьбы за существование.

 

Д/ з:  §4, 5,  стр. 24-26.

8.

Учение Ч.Дарвина о естественном   отборе (продолжение).

Комбинированный урок.

Тест ЕКЦОР

Давать    определения   понятию

естественный отбор. Называть движущие силы эволюции.

Характеризовать     сущность естественного отбора. *Устанавливать  взаимосвязь между движущими силами эволюции.

Сравнивать   по   предложенным критериям естественный и искусственный отборы.

Д/з: §5.

9 -10.

Формы естественного отбора.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать   определение   основному понятию. Называть   факторы   внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: Стабилизирующего отбора; > движу щей  формы  естественного отбора.

Характеризовать формы естественного отбора. Выделять   различие    между стабилизирующей  и  движущей формами естественного отбора.

Д/з: §6.

ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ

ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 часа) 1.5 МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (2 часа)

11.

Результат эволюции -         приспособленность организмов к среде обитания.

Урок изучения и первичного    закрепления новых знаний.

Экскурсия в краеведческий музей или на природу.

Раскрывать  содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды.

Называть основные типы приспособлений организмов  к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять        относительный характер      приспособительных признаков у организмов.

Д/з: Глава 4, § 7,8,9.

12.

Выявление      приспособленности  к  среде обитания.

Урок закрепления знаний.

Практическая работа. 

Выполнение практической работы     «Выявление приспособленности к среде обитания»

Выявлять и описывать разные   способы   приспособленности живых организмов к среде обитания.

Выявлять      относительность приспособлений.

Д/з: § 9

13.

Вид, его критерии  и структура.

.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Приводить    примеры   видов животных и растений. Перечислять   критерии   вида. Анализировать     содержание определения понятия «вид». Характеризовать      критерии вида.

Доказывать      необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Д/з: Глава 5, § 10, записи в тетради.

14.

Видообразование.

Комбинированный урок.

Тест

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать:

>сущность и этапы географического видообразования;

 >сущность   экологического   видообразования.

 Анализировать     содержание определения    понятия    микроэволюция.

Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.

Д/з: Глава 5, §11.

ТЕМА 1.6. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 час)

15.

Биологические       последствия адаптации.

Комбинированный

урок.

Тест

Давать   определения   понятиям:     биологический     про-

гресс, биологический регресс. Раскрывать   сущность  эволюционных изменений, обеспечивающих    движение    группы организмов   в   том   или   ином эволюционном направлении.

Д/з: Глава 6, стр. 59.

16.

Главные      направления эволюции.

Комбинированный

урок.

Тест ЕКЦОР

Давать   определения   понятиям:   ароморфоз,   идиоадаптация, общая дегенерация

Называть   основные   направления эволюции.

Описывать    проявления    основных направлений эволюции.

Приводить примеры

ароморфозов и идиоадаптаций.

Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия макроэволюция и макроэволюция.

Объяснять:

>роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;

 > сущность         биологического процесса эволюции  на современном уровне.

Д/з: Глава 6, §12.

17.

Зачет     «Учение     об эволюции    органического мира».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Заполнение сравнительной таблицы.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 часа) 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

18-19.

Современные     представления   о   происхождении жизни.

Урок изучения  и  первичного     закрепления новых знаний.

Самостоятельная работа

Давать определение термину - гипотеза.

Называть этапы развития жизни.

Характеризовать    основные представления о возникновении жизни.

Объяснять  роль биологии  в формировании       современной естественно-научной     картины мира.

*Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни.

*Высказывать   свою   точку зрения   о   сложности   вопроса возникновения жизни.

Д/з: Глава 7, §14.

20.

Эра древнейшей жизни. Развитие     жизни     в протерозойскую        и палеозойскую эры.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы,    аэробы,    анаэробы,   прокариоты,   эукариоты.

Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и *описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Д/з: Глава 7, §15,16,17.

21.

Развитие жизни в мезозойскую   и   кайнозойскую эры.

Урок комплексного применения ЗУН.

Самостоятельная работа

Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадапта-ция. Приводить примеры:

>        растений  и животных,  существовавших в мезозое и кайнозое;

>        ароморфозов у растений и
животных в мезозое;
>идиоадаптаций у растений и
животных кайнозоя.
Объяснять причины появления и процветания отдельных групп  растений  и животных и причины их вымирания.
Объяснять причины заселения    динозаврами    различных сред жизни.

*Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.

Д/з: Глава 8, §18,19.

22.

Место и роль человека в системе органического    мира.    Эволюция человека.

Урок комплексного применения ЗУН.

Самостоятельная работа

Давать определение терминам:

антропология, антропогенез. Называть   признаки   биологического объекта - человека. Определять   принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять:

> место и роль человека в природе;

>родство человека с млекопитающими животными; >родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять   факторы   (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека.

Доказывать единство человеческих рас.

Проводить    самостоятельный    поиск    биологической информации     по     проблеме происхождения и эволюции человека.

Д/з: Глава 7, §20.

РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов)

ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2 часа)

23.

Элементарный       состав   клетки.   Неорганические      вещества клетки.

Урок  изучения  и   первичного     закрепления знаний.

.

Самостоятельная работа

Тест

Давать определение терминам:

микроэлементы,        макроэлементы.

Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки.

Выявить взаимосвязь между пространственной   организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: >биологическое значение макро- и микроэлементов; >биологическую роль воды; >биологическое   значение   солей неорганических кислот.

Д/з: Глава 9, стр. 104 -105,   §   21.  

24.

Органические    вещества   клетки.  

Урок изучения   и  первичного     закрепления знаний.

Самостоятельная работа

Тест

Приводить     примеры      веществ,  относящихся  к углеводам и липидам. Называть:

>органические вещества клетки;

>клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Характеризовать:

> биологическую роль углеводов;

>биологическую роль липидов.

*Классифицировать    углеводы по группам

Узнавать     пространственную структуру молекулы белка.

Д/з:   Глава 9,  § 22  

ТЕМА 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3 часа)

25.

Обмен веществ и превращение   энергии   в клетке.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Тест

Дать   определение   понятиям: ассимиляция и диссимиляция. Называть:

>этапы обмена веществ в организме;

>роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Характеризовать     сущность процесса   обмена   веществ   и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать,   что   ассимиляция и диссимиляция — составные части обмена веществ.

Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.

Д/з:  §  23  ,  стр.   113, записи в тетради.

26.

Пластический  обмен. Биосинтез       белков, жиров, углеводов.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Тест

Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть:

>свойства генетического кода; >

роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать     содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность  генетического кода.

Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. "Характеризовать

>        механизм транскрипции;

>        механизм трансляции.
"Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Д/з: 23, записи в тетради.

27.

Энергетический     обмен.      Внутриклеточное        пищеварение. Дыхание.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Тест

Дать определение понятию

диссимиляция.

Анализировать     содержание определений   терминов   гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции.

Называть:

>        вещества - источники энергии;

>        продукты реакций этапов обмена веществ;

>локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать           этапы энергетического обмена. "Аргументировать         точку зрения, почему в разных клетках животных  и  человека  содержится  разное  число  митохондрий.

Д/з: § 24.

                                                                         ТЕМА 2.3. СТРОГНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК. (5 часов)

28.

Прокариотические клетки.

Изучение клеток бактерий.

Практическая   работа .

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая   работа .

Выполнение практической   работы     «Изучение клеток бактерий»

Давать определение термину прокариоты.

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах   и   описывать особенности клеток бактерий.

Описывать по таблице: >строение клеток прокариот; >механизм процесса спорообразования у бактерий. Объяснять    значение    спор для жизни бактерий. "Доказывать    примитивность строения прокариот. "Использовать   практическую работу для доказательства выдвигаемых    предположений    о родстве и единстве живой природы.

Д/з: Глава 11, §25.

29.

Эукариотическая клетка. Клеточная  мембрана, цитоплазма,        органоиды цитоплазмы.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть:

>способы   проникновения   веществ в клетку; >органоиды цитоплазмы; >функции органоидов. Приводить   примеры   клеточных включений. Отличать:

>        по   строению   шероховатую
ЭПС от гладкой;

>        виды пластид растительных
клеток.

Характеризовать   органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. "Прогнозировать     последствия удаления различных органоидов из клетки. "Описывать   механизм   пиноцитоза и фагоцитоза.

Д/з: Глава 11, §26.

30.

Эукариотическая

клетка. Ядро.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать      по      таблице строение ядра.

Анализировать     содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра.

Объяснять   механизм   образования хромосом. "Определять набор хромосом у различных организмов в гаме тах и в соматических клетках.

Д/з: Глава 11, §27.

31.

Изучение клеток растений и животных.

Практическая   работа .

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая   работа .

Выполнение практической   работы     «Изучение клеток растений и животных»

Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды   клеток  растений  и животных.

Работать    с    микроскопом, изготовлять простейшие препараты    для    микроскопического исследования.

Рассматривать на готовых микропрепаратах   и   описывать особенности клеток растений и животных. Находить в тексте учебника отличительные  признаки  эука-риот.

Сравнивать:

>строение    клеток    растений, животных и делать вывод на основе сравнения; >строение   клеток  эукариот  и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения. *Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых    предположений    о родстве и единстве живой природы. *Делать учебный рисунок.

32.

Деление клеток.

Комбинированный

урок

Самостоятельная работа

Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть:

>процессы,         составляющие жизненный цикл клетки;

 >фазы митотического цикла.

Описывать процессы,  проис-

ходящие   в   различных   фазах

митоза.

Объяснять        биологическое

значение митоза.

Анализировать     содержание определений терминов.

Д/з:§28-29.

РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов)

ТЕМА 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)

33.

Размножение.   Бесполое размножение.

Урок изучения  и  первичного     закрепления новых знаний.

Самостоятельная работа

Дать определение понятию

размножение. Называть:

>основные   формы   размножения; >виды полового и бесполого размножения; >способы   вегетативного   размножения растений. Приводить   примеры   растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать     сущность полового и бесполого размножения.

Объяснять        биологическое значение бесполого размножения.

Д/з: Глава 12, стр.146, §30.

34.

Половое     размножение.   Развитие   половых клеток.  Оплодотворение.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Узнавать   и   описывать   по

рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать     содержание определений   основных   понятий.

Объяснять:

>биологическое   значение   полового размножения;

>сущность    и    биологическое
значение оплодотворения;

>причины наследственности и
изменчивости.

Использовать  средства  Интернета     для     составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

Объяснять       эволюционное преимущество    полового    размножения.

Д/з:§31.

ТЕМА 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа)

35.

Онтогенез.     Эмбриональный период развития.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать   определение   понятий:

онтогенез,     оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: >сущность        эмбрионального периода развития организмов; >рост организма. Анализировать     и     оценивать: >воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; >факторы риска, воздействующие на здоровье. Использовать    приобретен-

ные знания для профилактики вредных    привычек    (курение, алкоголизм, наркомания).

Д/з:   Глава   13,   §  32.

36.

Онтогенез. Постэмбриональный период развития.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Тест

Называть:

>начало  и окончание постэмбрионального развития; >виды        постэмбрионального развития.

Приводить   примеры  животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. "Определять тип  развития у различных животных. Характеризовать     сущность постэмбрионального     периода развития организмов. Объяснять        биологическое значение метаморфоза.

-

Д/з:   Глава   13,  §   33.

37.

Общие   закономерности развития.

Урок комплексного применения ЗУН.

Самостоятельная работа

Тест

Давать определение понятию эмбриогенез.

Называть:

> начало и окончание  постэмбрионального развития; >виды        постэмбрионального развития.

Приводить   примеры  животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять  тип   развития   у различных животных. Характеризовать:

 >сущность        эмбрионального периода  развития  организмов;

>сущность   постэмбрионального периода  развития  организмов.

Объяснять        биологическое значение метаморфоза. * Анализировать     и    оценивать    воздействие    факторов среды   на   постэмбриональное развитие.

Д/з: Глава 13, §34.

РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (20 часов)

Тема 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ. (10 часов)

38.

Основные      понятия генетики. Гибридологический   метод   изучения     наследственности Г.Менделя.

Урок  изучения  и  первичного     закрепления новых знаний. Лекция.

  Самостоятельная работа

Давать   определения   понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип,     аллельные    гены, гибридологический метод. Называть   признаки   биологических объектов - генов и хромосом.

Характеризовать     сущность биологических   процессов   наследственности   и   изменчивости.

Объяснять:

>причины наследственности и изменчивости;

>роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя.

Д/з: Глава 14,

§ 35,36.

39-40.

Законы Г.Менделя.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Тест

Давать   определения   понятиям:

гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить   примеры   доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить      формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать:

>  механизм проявления закономерностей     моногибридного скрещивания;

>механизм неполного доминирования.

Анализировать     содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять:

>схему   моногибридного   скрещивания;

>схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.

Определять:

>по  фенотипу  генотип  и,  наоборот, по генотипу фенотип; >по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов,  вероятность проявления признака в потомстве.

Д/з: §37, стр. 176-180, записи в тетради.

414243.

Законы        Г.Менделя (продолжение).

Комбинированный урок.

,

 

Тест

Описывать  механизм   проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать:

 >содержание определений основных понятий;

>схему  дигибридного  скрещивания.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Определять  по  схеме  число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Д/з:   §37,   стр.180-185, записи в тетради.

44.

Генетика пола.

Комбинированный урок.

Решение задач

Давать определение термину

Аутосомы. Называть:

>типы хромосом в генотипе; >число    аутосом    и    половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных   заболеваний,   сцепленных с полом. Объяснять:

>причину   соотношения   полов 1:1;

>причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Д/з: §39,

Составить родословную своей семьи (по желанию).

45.

Генотип   как  система

взаимодействующих

генов.

Комбинированный урок.

Решение задач

Давать определения терминам. Приводить примеры:

>аллельного    взаимодействия генов;

>неаллельного     взаимодействия генов.

Называть   характер   взаимодействия неаллельных генов. Описывать  проявление  множественного действия гена.

Д/з: § 40.

.

46.

Решение       генетических задач.

Практическая   работа

Урок комплексного применения ЗУН.

Выполнение практической   работы      «Решение генетических     задач»

Объяснять:

>механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение;

>возникновение    отличий    от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи.

Д/з: повторить §11.

47.

Обобщение по теме «Закономерности наследования признаков»

Урок проверки и контроля знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания - незаконченные предложения.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Простейшие генетические задачи.

ТЕМА 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 часов)

4849

50.

Наследственная    (генотипическая) изменчивость.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Тест

Сообщения

Давать определение терминам изменчивость. Называть:

>вещество,     обеспечивающее явление наследственности; >биологическую   роль   хромосом;

>основные формы изменчивости.

Различать наследственную и ненаследственную       изменчивость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Называть:

>виды наследственной изменчивости;

>уровни   изменения   генотипа, виды мутаций; >свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать     значение их профилактики.

* Характеризовать виды мутаций. мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

Д/з: § 41. Используя  СМИ, подобрать    примеры мутаций,  их  использование    (по    желанию).

51.

Фенотипическая   (модификационная)     изменчивость.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры:

>ненаследственной     изменчивости (модификаций); >нормы реакции признаков; Зависимости проявления нормы  реакции от условий  окружающей среды.

Анализировать     содержание определений   основных   понятий.

Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Характеризовать  модифика-ционную изменчивость.

Д/з:§42.

52.

Выявление   изменчивости организмов.

Практическая   работа . 

Урок комплексного применения ЗУН.

Выполнение практической   работы  «Выявление изменчивости    организмов»

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). Проводить    самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических      словарях      и справочниках,  находить значения   биологических   терминов, необходимых для  

выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Д/з: повторить §35-37, 39-42.

53.

Зачет   «Наследственность     и     изменчивость».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания - незаконченные предложения.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Простейшие генетические задачи.

ТЕМА 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа)

54.

Селекция.        Центры многообразия и  происхождения   культурных растений.

Урок изучения  и  первичного закрепления новых знаний.

Самостоятельная работа

Называть   практическое   значение генетики.

Приводить   примеры   пород животных  и  сортов   растений, выведенных человеком. Анализировать     содержание определений   основных   понятий.

Характеризовать   роль   учения Н. И. Вавилова для развития селекции. Объяснять:

>причину совпадения центров многообразия  культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; >значение   для   селекционной работы

работы закона  гомологических рядов;

>  роль  биологии  в  практической деятельности людей и самого ученика

Д/з: Глава 16, стр. 204-205, § 43.

55.

Методы         селекции растений, животных.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать   определения   понятиям: порода, сорт. Называть   методы   селекции растений и животных. Приводить   примеры   пород животных и сортов культурных растений.

Характеризовать        методы селекции растений и животных.

Д/з: Глава 16, §44. Подготовить сообщение о проблемах биотехнологии

56

57.

Селекция   микроорганизмов.

Достижения и основные направления современной селекции. 

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать   определение   понятиям:

биотехнология, штамм. Приводить примеры использования     микроорганизмов     в микробиологической     промышленности.

Объяснять  роль биологии  в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного    производства,   медицинской,   микробиологической и других отраслей промышленности.

Д/з: Глава 16, §45.

РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (5 часов)

ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3 часа)

58.

Структура биосферы.

Урок  изучения  и  первичного     закрепления знаний.

Самостоятельная работа

Давать определение понятию

биосфера.

Называть:

>        признаки биосферы;

>        структурные    компоненты    и
свойства биосферы.
Характеризовать  живое   ве
щество,   биокосное   и   косное
вещество биосферы.
Объяснять   роль   биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать     содержание рисунка и определять границы биосферы.

Д/з:    Глава   17,   стр. 216, § 46, 47,48

59.

Пищевые связи в экосистемах.

Составление        схем передачи   веществ   и энергии.

Практическая   работа .

Урок комплексного применения ЗУН.

Выполнение практической  

работы    «Составление схем передачи веществ    и   энергии»

Давать определение терминам:   автотрофы   и   гетеротрофы, трофический уровень. Приводить    примеры    организмов   разных   функциональных групп.

Составлять схемы пищевых цепей.

Объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов    (производителей,    потребителей,  разрушителей органических  веществ)  в  потоке веществ и энергии. *Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс. *Использовать правило   10% для расчета потребности организма в веществе.

Д/з:   Глава  17,  §  52

60.

Изучение и описание экосистем своей  местности.

Выявление        типов взаимодействия   разных видов в конкретной экосистеме.

Практическая работа .

Урок комплексного использования ЗУН.

Выполнение практической   работы  «Выявление типов    взаимодействия   разных   видов   в   конкретной экосистеме»        

Изучать   процессы,   происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области   (видовое   разнообразие, плотность популяций, биомасса).

Определять отдельные формы   взаимоотношений   в   конкретной экосистеме. Объяснять:

> взаимосвязи    организмов    и окружающей среды; >типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать        состояние биоценоза.

Применять на практике сведения  о  структуре  экосистем, экологических закономерностях для    правильной    организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.

Д/з:   §  53.

ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 часа)

61.

Природные   ресурсы и их использование.

Комбинированный урок.

. Самостоятельная работа

Давать определение термину   агроэкосистема    (агроце-ноз). Приводить примеры агроэкосистем; >неисчерпаемых   и   почерпаемых природных ресурсов. Называть признаки агроэкосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения. Анализировать   информацию и делать вывод о значении природных   природопользования ресурсов   в   жизни человека.

Раскрывать сущность рационального:

Д/з: Глава 18, §54.

62.

Последствия        деятельности человека в экосистемах.

Практическая   работа .

Урок комплексного применения ЗУН.

Практическая работа  «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

Называть         антропогенные факторы  воздействия  на  биоценозы.

Анализировать     и     оценивать:

>последствия       деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; >роль   образия в сохранении биосферы.

Объяснять       необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания  в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Д/з: Глава 18, §55, 56. Подготовить сообще ние об экологических     проблемах, связанных с загрязнением          окружающей среды.

63.

Заключение. Экологические     проблемы.

Урок комплексного применения ЗУН

Сообщения

Называть:

Современные глобальные экологические проблемы; >антропогенные факторы,  вызывающие  экологические   проблемы.

Анализировать     и     оценивать:

>последствия       деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

*Прогнозировать     последствия     экологических     проблем вследствие их неразрешения. ^Предлагать  пути решения глобальных экологических проблем.

64--68.

Резервное время

 

                                                           

                                                                                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Учебник авт. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;

2. Методические пособия для учителя:

1) Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс

    - М.: Дрофа, 2005;

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

3. Дополнительная литература для учителя:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя.

             М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;

  1. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.- 240с: ил.
  2. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 –

              144с;

  1. Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

4. Дополнительная литература для учащихся:

  1. Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с;
  2. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education -учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)

Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...

Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...