рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. – 256 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_po_biologii_9_klass.doc | 324.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
города Славгорода Алтайского края
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 13»
_____________ И.Н.Бабанин
Приказ №_______________ «___»______________20_____ г. Согласовано
Зам.директора по УВР _____________ Н.А.Скрипко
«___»__________20_____ г.
Рассмотрено
Заседание ШМО _________________
Протокол № ____________________
«______»______________20___г.
Руководитель ШМО______Е.А.Давиденко
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета (курса) биология
Ступень, уровень общего образования: основное общее образование, 9 класс
Срок реализации 1 год, учебный год 2014 - 2015
Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы (название, автор, год издания): Программа основного общего образования по биологии 6 – 9 классы. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. 9 класс. Общая биология. В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, 2011 г.
Ф.И.О. учителя Шевлякова Татьяна Ивановна _______________________________
(подпись)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. – 256 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
- работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- проведение наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуре поведения в природе.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Программой предусмотрено 5 часов резервного времени, которое может быть использовано для компенсирования отставания.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2004. -128с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 288с.
Краткая характеристика ЗУН, сформированных у обучающихся на начало учебного года:
учащиеся должны знать:
- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;
- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
- науки, изучающие организм человека;
- особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
- нервно-гуморальная регуляция деятельности организма человека;
- внутренняя среда организма, иммунитет;
- обмен веществ и энергии;
- развитие организма человека;
- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;
учащиеся должны уметь:
- распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
- оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки выпускников:
в результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны знать/понимать:
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
в результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны уметь:
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (9 класс)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | ||
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | ||||
ВВЕДЕНИЕ | 1 | ||||
1. | Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | ||||
1.1. | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 | |||
1.2. | Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | |||
1.3. | Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора | 5 | |||
1.4. | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 | Практическая работа «Выявление приспособленности к среде обитания» | ||
1.5. | Микроэволюция | 2 | Практическая работа «Изучение критериев вида на сортах культурных растений» | ||
1.6. | Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 | Зачет №1 по теме «Учение об эволюции органического мира». | ||
1.7. | Возникновение жизни на Земле | 2 | |||
1.8. | Развитие жизни на Земле | 3 | |||
Всего | 21 | ||||
2. | Раздел 2. Структурная организация живых организмов | ||||
2.1. | Химическая организация клетки | 2 | |||
2.2. | Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 | |||
2.3. | Строение и функции клеток | 5 | Практическая работа «Изучение клеток бактерий, растений и животных» | Зачет №2 по теме "Клетка". | |
Всего | 10 | ||||
3. | Раздел 3. Размножение и ндивидуальное развитие организмов | ||||
3.1. | Размножение организмов | 2 | |||
3.2. | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 3 | |||
Всего | 5 | ||||
4. | Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | ||||
4.1. | Закономерности наследования признаков | 10 | Практическая работа «Решение генетических задач» | ||
4.2. | Закономерности изменчивости | 6 | Практическая работа «Построение вариационной кривой» | Зачет №3 по теме «Наследственность и изменчивость». | |
4.3. | Селекция растений, животных и микроорганизмов | 4 | |||
Всего | 20 | ||||
5. | Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | ||||
5.1. | Биосфера, её структура и функции | 3 | Практическая работа «Составление схем передачи веществ и энергии» Практическая работа «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» | ||
5.2 | Биосфера и человек | 2 | Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | ||
Всего | 5 | ||||
Обобщение | 1 | Итоговая контрольная работа. | |||
Резервное время | 5 | ||||
ИТОГО | 68 | 7 | 4 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающегося | Домашнее задание | |||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||||||
1. | Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. | Вводный урок. | Давать определение термину биология. Приводить примеры: Практического применения достижений современной биологии; > дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей. "Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает. | Д/ з: стр. 3 -5 2 ученикам подготовить сообщения: 1) свойства живых организмов; 2) уровни организации жизни. | ||||
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (21 час) | ||||||||
ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 часа) | ||||||||
2. | Признаки живых организмов. | Урок изучения и первичного закрепления нового материала. | Самостоятельная работа | Давать определение понятию жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы. | . Д/ з: стр. 6-9 | |||
3. | Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. Комбинированный урок. | Комбинированный урок. | Тест | Давать определение термину таксон. Называть: >уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; > основные царства живой природы; > основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе. | Д/з: Глава 2, §1. Подготовить сообщение о Ж.Б.Ламарке (по желанию). | |||
ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 часа) | ||||||||
4-5. | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | Комбинированный урок. | Интерактив ЭОР | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. *Раскрывать сущность понятий: теория, научный факт. ^Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка. | Д/з:§2,§3 . | |||
ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 часов) | ||||||||
6-7. | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Тест ЕКЦОР | Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование.
| Д/ з: §4, 5, стр. 24-26. | |||
8. | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе (продолжение). | Комбинированный урок. | Тест ЕКЦОР | Давать определения понятию естественный отбор. Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора. *Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы. | Д/з: §5. | |||
9 -10. | Формы естественного отбора. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа | Давать определение основному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: Стабилизирующего отбора; > движу щей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора. | Д/з: §6. | |||
ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ | ||||||||
ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 часа) 1.5 МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (2 часа) | ||||||||
11. | Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Экскурсия в краеведческий музей или на природу. | Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. | Д/з: Глава 4, § 7,8,9. | |||
12. | Выявление приспособленности к среде обитания. | Урок закрепления знаний. Практическая работа. | Выполнение практической работы «Выявление приспособленности к среде обитания» | Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений. | Д/з: § 9 | |||
13. | Вид, его критерии и структура. . | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа | Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия «вид». Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. | Д/з: Глава 5, § 10, записи в тетради. | |||
14. | Видообразование. | Комбинированный урок. | Тест | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: >сущность и этапы географического видообразования; >сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определения понятия микроэволюция. Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни. | Д/з: Глава 5, §11. | |||
ТЕМА 1.6. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 час) | ||||||||
15. | Биологические последствия адаптации. | Комбинированный урок. | Тест | Давать определения понятиям: биологический про- гресс, биологический регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | Д/з: Глава 6, стр. 59. | |||
16. | Главные направления эволюции. | Комбинированный урок. | Тест ЕКЦОР | Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия макроэволюция и макроэволюция. Объяснять: >роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; > сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Д/з: Глава 6, §12. | |||
17. | Зачет «Учение об эволюции органического мира». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Заполнение сравнительной таблицы. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. | |||||
ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 часа) 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа) | ||||||||
18-19. | Современные представления о происхождении жизни. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа | Давать определение термину - гипотеза. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. *Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. *Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. | Д/з: Глава 7, §14. | |||
20. | Эра древнейшей жизни. Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа | Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и *описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. | Д/з: Глава 7, §15,16,17. | |||
21. | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. | Урок комплексного применения ЗУН. | Самостоятельная работа | Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадапта-ция. Приводить примеры: > растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; > ароморфозов у растений и *Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов. | Д/з: Глава 8, §18,19. | |||
22. | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | Урок комплексного применения ЗУН. | Самостоятельная работа | Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять: > место и роль человека в природе; >родство человека с млекопитающими животными; >родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека. | Д/з: Глава 7, §20. | |||
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов) | ||||||||
ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2 часа) | ||||||||
23. | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | . Самостоятельная работа Тест | Давать определение терминам: микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: >биологическое значение макро- и микроэлементов; >биологическую роль воды; >биологическое значение солей неорганических кислот. | Д/з: Глава 9, стр. 104 -105, § 21. | |||
24. | Органические вещества клетки. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Самостоятельная работа Тест | Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: >органические вещества клетки; >клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Характеризовать: > биологическую роль углеводов; >биологическую роль липидов. *Классифицировать углеводы по группам Узнавать пространственную структуру молекулы белка. | Д/з: Глава 9, § 22 | |||
ТЕМА 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3 часа) | ||||||||
25. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа Тест | Дать определение понятиям: ассимиляция и диссимиляция. Называть: >этапы обмена веществ в организме; >роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция — составные части обмена веществ. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. | Д/з: § 23 , стр. 113, записи в тетради. | |||
26. | Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа Тест | Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: >свойства генетического кода; > роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. "Характеризовать > механизм транскрипции; > механизм трансляции. | Д/з: 23, записи в тетради. | |||
27. | Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа Тест | Дать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: > вещества - источники энергии; > продукты реакций этапов обмена веществ; >локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. "Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий. | Д/з: § 24. | |||
ТЕМА 2.3. СТРОГНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК. (5 часов) | ||||||||
28. | Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий. Практическая работа . | Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа . | Выполнение практической работы «Изучение клеток бактерий» | Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий. Описывать по таблице: >строение клеток прокариот; >механизм процесса спорообразования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий. "Доказывать примитивность строения прокариот. "Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы. | Д/з: Глава 11, §25. | |||
29. | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: >способы проникновения веществ в клетку; >органоиды цитоплазмы; >функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать: > по строению шероховатую > виды пластид растительных Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. "Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. "Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. | Д/з: Глава 11, §26. | |||
30. | Эукариотическая клетка. Ядро. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа | Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. Объяснять механизм образования хромосом. "Определять набор хромосом у различных организмов в гаме тах и в соматических клетках. | Д/з: Глава 11, §27. | |||
31. | Изучение клеток растений и животных. Практическая работа . | Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа . | Выполнение практической работы «Изучение клеток растений и животных» | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Находить в тексте учебника отличительные признаки эука-риот. Сравнивать: >строение клеток растений, животных и делать вывод на основе сравнения; >строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения. *Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы. *Делать учебный рисунок. | ||||
32. | Деление клеток. | Комбинированный урок | Самостоятельная работа | Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: >процессы, составляющие жизненный цикл клетки; >фазы митотического цикла. Описывать процессы, проис- ходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов. | Д/з:§28-29. | |||
РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов) | ||||||||
ТЕМА 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа) | ||||||||
33. | Размножение. Бесполое размножение. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа | Дать определение понятию размножение. Называть: >основные формы размножения; >виды полового и бесполого размножения; >способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Д/з: Глава 12, стр.146, §30. | |||
34. | Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: >биологическое значение полового размножения; >сущность и биологическое >причины наследственности и Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. Объяснять эволюционное преимущество полового размножения. | Д/з:§31. | |||
ТЕМА 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||||||
35. | Онтогенез. Эмбриональный период развития. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа | Давать определение понятий: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: >сущность эмбрионального периода развития организмов; >рост организма. Анализировать и оценивать: >воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; >факторы риска, воздействующие на здоровье. Использовать приобретен- ные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | Д/з: Глава 13, § 32. | |||
36. | Онтогенез. Постэмбриональный период развития. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа Тест | Называть: >начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. "Определять тип развития у различных животных. Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое значение метаморфоза. | - Д/з: Глава 13, § 33. | |||
37. | Общие закономерности развития. | Урок комплексного применения ЗУН. | Самостоятельная работа Тест | Давать определение понятию эмбриогенез. Называть: > начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать: >сущность эмбрионального периода развития организмов; >сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое значение метаморфоза. * Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. | Д/з: Глава 13, §34. | |||
РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (20 часов) | ||||||||
Тема 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ. (10 часов) | ||||||||
38. | Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лекция. | Самостоятельная работа | Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод. Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: >причины наследственности и изменчивости; >роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. | Д/з: Глава 14, § 35,36. | |||
39-40. | Законы Г.Менделя. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа Тест | Давать определения понятиям: гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: > механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; >механизм неполного доминирования. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: >схему моногибридного скрещивания; >схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: >по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; >по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Д/з: §37, стр. 176-180, записи в тетради. | |||
414243. | Законы Г.Менделя (продолжение). | Комбинированный урок. , |
Тест | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: >содержание определений основных понятий; >схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Д/з: §37, стр.180-185, записи в тетради. | |||
44. | Генетика пола. | Комбинированный урок. | Решение задач | Давать определение термину Аутосомы. Называть: >типы хромосом в генотипе; >число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять: >причину соотношения полов 1:1; >причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Д/з: §39, Составить родословную своей семьи (по желанию). | |||
45. | Генотип как система взаимодействующих генов. | Комбинированный урок. | Решение задач | Давать определения терминам. Приводить примеры: >аллельного взаимодействия генов; >неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. | Д/з: § 40. | . | ||
46. | Решение генетических задач. Практическая работа | Урок комплексного применения ЗУН. | Выполнение практической работы «Решение генетических задач» | Объяснять: >механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; >возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи. | Д/з: повторить §11. | |||
47. | Обобщение по теме «Закономерности наследования признаков» | Урок проверки и контроля знаний | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания - незаконченные предложения. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Простейшие генетические задачи. | |||||
ТЕМА 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 часов) | ||||||||
4849 50. | Наследственная (генотипическая) изменчивость. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа Тест Сообщения | Давать определение терминам изменчивость. Называть: >вещество, обеспечивающее явление наследственности; >биологическую роль хромосом; >основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть: >виды наследственной изменчивости; >уровни изменения генотипа, виды мутаций; >свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение их профилактики. * Характеризовать виды мутаций. мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. | Д/з: § 41. Используя СМИ, подобрать примеры мутаций, их использование (по желанию). | |||
51. | Фенотипическая (модификационная) изменчивость. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа | Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: >ненаследственной изменчивости (модификаций); >нормы реакции признаков; Зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модифика-ционную изменчивость. | Д/з:§42. | |||
52. | Выявление изменчивости организмов. Практическая работа . | Урок комплексного применения ЗУН. | Выполнение практической работы «Выявление изменчивости организмов» | Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, находить значения биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Д/з: повторить §35-37, 39-42. | |||
53. | Зачет «Наследственность и изменчивость». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания - незаконченные предложения. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Простейшие генетические задачи. | |||||
ТЕМА 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа) | ||||||||
54. | Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции. Объяснять: >причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; >значение для селекционной работы работы закона гомологических рядов; > роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика | Д/з: Глава 16, стр. 204-205, § 43. | |||
55. | Методы селекции растений, животных. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа | Давать определения понятиям: порода, сорт. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных. | Д/з: Глава 16, §44. Подготовить сообщение о проблемах биотехнологии | |||
56 57. | Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа | Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | Д/з: Глава 16, §45. | |||
РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (5 часов) | ||||||||
ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3 часа) | ||||||||
58. | Структура биосферы. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Самостоятельная работа | Давать определение понятию биосфера. Называть: > признаки биосферы; > структурные компоненты и Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. | Д/з: Глава 17, стр. 216, § 46, 47,48 | |||
59. | Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии. Практическая работа . | Урок комплексного применения ЗУН. | Выполнение практической работы «Составление схем передачи веществ и энергии» | Давать определение терминам: автотрофы и гетеротрофы, трофический уровень. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии. *Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс. *Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе. | Д/з: Глава 17, § 52 | |||
60. | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Практическая работа . | Урок комплексного использования ЗУН. | Выполнение практической работы «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» | Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса). Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять: > взаимосвязи организмов и окружающей среды; >типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать состояние биоценоза. Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ. | Д/з: § 53. | |||
ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 часа) | ||||||||
61. | Природные ресурсы и их использование. | Комбинированный урок. | . Самостоятельная работа | Давать определение термину агроэкосистема (агроце-ноз). Приводить примеры агроэкосистем; >неисчерпаемых и почерпаемых природных ресурсов. Называть признаки агроэкосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных природопользования ресурсов в жизни человека. Раскрывать сущность рационального: | Д/з: Глава 18, §54. | |||
62. | Последствия деятельности человека в экосистемах. Практическая работа . | Урок комплексного применения ЗУН. | Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать и оценивать: >последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; >роль образия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. | Д/з: Глава 18, §55, 56. Подготовить сообще ние об экологических проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды. | |||
63. | Заключение. Экологические проблемы. | Урок комплексного применения ЗУН | Сообщения | Называть: Современные глобальные экологические проблемы; >антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать: >последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. *Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их неразрешения. ^Предлагать пути решения глобальных экологических проблем. | ||||
64--68. | Резервное время |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учебник авт. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;
2. Методические пособия для учителя:
1) Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс
- М.: Дрофа, 2005;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
3. Дополнительная литература для учителя:
- Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя.
М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
- Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.- 240с: ил.
- Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 –
144с;
- Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
4. Дополнительная литература для учащихся:
- Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с;
- Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education -учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)
Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...
Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...