рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. – 256 c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 393 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
города Славгорода Алтайского края
Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 13» _____________ И.Н.Бабанин
Приказ №_______________
«___»______________20_____ г.
Согласовано Зам.директора по УВР
__________ Н.А.Скрипко
«___»__________20_____ г.
Рассмотрено
Заседание ШМО _________________
Протокол № ____________________
«______»______________20___г.
Руководитель ШМО____Е.А.Давиденко
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета (курса) биология
Ступень, уровень общего образования: основное общее образование, 8 класс
Срок реализации 1 год, учебный год 2014 - 2015
Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы (название, автор, год издания) : Программа основного общего образования по биологии 6 – 9 классы. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. 8 класс. Человек. Н.И.Сонин, 2011 г.
Ф.И.О. учителя Шевлякова Татьяна Ивановна _______________________________
(подпись)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. – 256 c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Цель программы: изучение анатомии и физиологии человеческого организма и факторов, влияющих на его здоровье
Задачи программы:
- - изучение строения и закономерностей функционирования систем органов человека, ознакомление с заболеваниями человека и условиями сохранения и укрепления здоровья;
- - продолжить формирование умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, делать выводы, выполнять практические работы;
- - развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности;
- - осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира, нравственное и экологическое воспитание.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
- Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
- Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
- Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Программой предусмотрено 7 часов резервного времени, которое может быть использовано для компенсирования отставания.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.
Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:
- признаки сходства и отличия человека и животных;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
- изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
- распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
- выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
- сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
- определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
- анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
- оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(8 класс)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | |||
1. | Место человека в системе органического мира | 2 | ||
2. | Происхождение человека | 2 | ||
3. | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | ||
4. | Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей» Лабораторная работа «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | Зачет №1 по теме «Общий обзор организма человека». |
5. | Координация и регуляция | 10 | Лабораторная работа «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)». Лабораторная работа «Изучение изменения размера зрачка». | Зачет №2 по теме «Координация и регуляция |
6. | Опора и движение | 8 | Лабораторная работа «Изучение внешнего вида отдельных костей» Лабораторная работа «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | Зачет №3 по теме «Опора и движение». |
7. | Внутренняя среда организма | 3 | Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови». | |
8. | Транспорт веществ | 4 | Практическая работа «Измерение кровяного давления» Практическая работа «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений» | Зачет №4 по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ». |
9. | Дыхание | 5 | Лабораторная работа «Определение частоты дыхания». | Зачет №5 по теме «Дыхание» |
10. | Пищеварение | 5 | Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал, действия желудочного сока на белки» | |
11. | Обмен веществ и энергии | 2 | Практическая работа «Определение норм рационального питания». | Зачет №6 по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ» |
12. | Выделение | 2 | ||
13. | Покровы тела | 3 | Зачет №7 по темам «Выделение. Кожа». | |
14. | Размножение и развитие | 3 | ||
15. | Высшая нервная деятельность | 5 | Зачет №8 по теме «Высшая нервная деятельность». | |
16. 17. | Человек и его здоровье Резервное время | 4 7 | Практическая работа «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений». Практическая работа «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | |
ИТОГО | 70 | 14 | 8 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Дата |
Разделы 1-2. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (4 часа) | ||||||
1. 2. | Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | Д/з: стр. 5-12 | |
этапы его эволюции. Палеонтология, её роль в изучении эволюции человека | стадии исторического развития человека. Объяснять причины эволюции человека. Доказывать на примерах палеонтологических находок. | на стр. 14 учебника, рисунки на стр.15 | ||||
3-4. | Происхождение человека. Этапы его становления. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть и характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | Д/з: стр. 12-21 | |
Раздел 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (1 час) | ||||||
5. | Науки о человеке. Методы изучения организма человека. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Д/з: стр. 21-30 |
Раздел 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 часа) | ||||||
6. | Клеточное строение организма. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | Д/з: стр. 31-34 | |
7. | Ткани. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Изучение микроскопического строения тканей» | Давать определения понятию: ткань. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. | Д/з: стр. 34-39 | |
8. | Органы. Системы органов. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма. | Д/з: стр.39-45 Подготовиться к зачету. |
9. | Зачет по теме «Общий обзор организма человека». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | |||
Раздел 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (10 часов) | ||||||
10. | Гуморальная регуляция. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть: •особенности строения и работы желез эндокринной системы; •железы внутренней секреции; •железы внешней секреции. Различать железы внутренней секреции и железы внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | Д/з: стр. 46-53 учебника |
11. | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Давать определения понятию: рефлекс. Называть: •особенности строения нервной системы (отделы, органы); •принцип деятельности нервной системы; •функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | Д/з: стр. 54-57 | |
12. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Называть: принцип деятельности нервной системы. Характеризовать: •сущность регуляции жизнедеятельности организма; •роль нервной системы в организме. *Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. | Д/з: стр. 57-60 | |
13. | Спинной мозг, строение и функции. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть: •особенности строения спинного мозга; •функции спинного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | Д/з: стр. 60-63 |
14. | Головной мозг, строение и функции. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)». | Называть: •особенности строения головного мозга; •отделы головного мозга; •функции отделов головного мозга. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма. | Д/з: стр. 63-69 | |
15. | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор. Называть: •органы чувств человека; •анализаторы; •особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | Д/з: стр. 76-77. 91-99 | |
16. | Орган зрения и зрительный анализатор. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Изучение изменения размера зрачка». | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Объяснять результаты наблюдений. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | Д/з: стр. 77-80 учебника. | |
17. | Нарушения зрения, их профилактика. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; •профилактики вредных привычек. | Д/з: стр. 80-84, 282-284 учебника. | |
18. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска для здоровья; •влияние собственных поступков на здоровье. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха; •профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Д/з: стр. 84-91 учебника, подготовиться к зачету. | |
19. | Зачет по теме «Координация и регуляция»* | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | |||
Раздел 6. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов) | ||||||
20. | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть: •особенности строения скелета человека; •функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах основные части скелета человека. *Устанавливать взаимосвязь: •между строением и функциями костей; •между строением и функциями скелета. | Д/з: стр. 100-107 учебника. | |
21. | Скелет головы и скелет туловища. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета. | Д/з: стр. 108-110. | |
22. | Скелет конечностей. | Комбинированный урок | Выполнение лабораторной «Изучение внешнего вида отдельных костей» | Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохо-ждением и трудовой деятельностью. Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями скелета. | Д/з: стр.110-116 | |
23. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Использовать приобретенные знания и умения для: •соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; •оказания первой помощи при травмах. | Д/з: стр. 255-257 учебника. | |
24. | Мышцы. Работа мышц. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц. | Д/з: стр. 116-126 | |
25. | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Использовать приобретенные знания и умения для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •соблюдения мер профилактики нарушения осанки. | Д/з: с. 280-281. проверить правильность осанки, наличие плоскостопия, гибкость позвоночника. |
26. | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Д/з: стр272-274, подготовиться к зачету. | |||
27. | Зачет по теме «Опора и движение». | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | |||||
Раздел 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа) | ||||||||
28. | Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Изучение микроскопического строения крови». | Называть признаки биологических объектов: •составляющие внутренней среды организма; •составляющие крови (форменные элементы); •составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения. | Д/з: стр.127-136 | |||
29. | Иммунитет. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Давать определение понятию иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | Д/з: стр. 136-137 | |
30. | Тканевая совместимость и переливание крови. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | Д/з: стр. 137-143 | |
Раздел 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (4 часа) | ||||||
31. | Транспорт веществ. Кровеносная система. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть: •особенности строения организма человека, органов дыхательной системы; •признаки (особенности строения) биологического объекта - сердца. Распознавать и описывать на таблицах: •систему органов кровообращения; •органы кровеносной системы. Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. ^Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. | Д/з: стр. 144-147 | |
32. | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | Комбинированный урок. | Выполнение практической работы «Измерение кровяного давления». Выполнение практической работы «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | Характеризовать сущность биологических процессов: •движения крови по сосудам; •регуляции жизнедеятельности организма; •автоматизма сердечной мышцы | Д/з: стр.153-157 |
33. | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. | Комбинированный урок. | Выполнение практической работы «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений». | Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании). Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Д/з: стр.257-259, 263-264, 281-282 учебника, подготовиться к зачету. | |
34. | Зачет по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ». | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
Раздел 9. ДЫХАНИЕ (5 часов) | ||||||
35. | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть особенности строения организма человека - органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | Д/з: стр.158-162 | |
36. | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Определение частоты дыхания». | Характеризовать: •сущность биологического процесса дыхания; •транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. ^Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. *Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Д/з: стр.163-166 |
37. | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть заболевания органов дыхания Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение). Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | Д/з: стр. 166-170, 269, 282 учебника (повторить), подготовить сообщения о вреде курения и опасных респираторных инфекционных заболеваниях. | ||||
38. | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Комбинированный урок. | Сообщения учащихся. | Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом и при спасении утопающего. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Д/з: стр. 262. подготовиться к зачету. | ||||
39. | Зачет по теме «Дыхание». | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | ||||||
. |
Раздел 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (5 часов) | ||||||
40. | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Действие ферментов слюны на крахмал» | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. Описывать и объяснять результаты опытов. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Д/з: стр. 171-179 |
41. | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса пи • роль ферментов в пищеварении. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. ^Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Д/з: стр.180-181 | |
42. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Давать определение понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать: • сущность биологического процесса питания, пищеварения; • роль ферментов в пищеварении. Описывать и объяснять результаты опытов. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. | Д/з: стр. 181-186 учебника. |
43. | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. | Комбинированный урок. | Выполнение практической работы «Измерение массы и роста своего организма». | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; •профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм); •оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; •проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма. | Д/з: стр. 261-262,269-271, 279-280 | |
44. | Зачёт по теме «Пищеварение» | Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | |||
Раздел 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2 часа) | ||||||
45. | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Давать определение понятиям: пластический обмен, энергетический обмен. Характеризовать: •сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; •обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека. | Д/з: стр.187-189 | |
46. | Витамины, их роль в организме. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Д/з: стр.194-198 | |
Раздел 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа)
47. | Органы выделения. Строение и функции почек. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. *Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | Д/з: стр.199-202 | |
48. | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; •профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | Д/з: стр.202-204 | |
Раздел 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (3 часа) | ||||||
49. | Покровы тела. Строение и функции кожи. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть особенности строения организма человека - кожи. Называть функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. ^Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | Д/з: стр. 205-209 | |
50. | Роль кожи в тепло-регуляции. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. | Д/з: стр.209-211, подготовить сообщения об уходе за кожей, волосами, ногтями; об оказании первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. | |
51. | Уход за кожей, волосами, ногтями. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики вредных привычек; •оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Д/з: стр. 259-261, 274-279. | |
Раздел 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа) | ||||||
52. | Система органов размножения. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать и описывать на таблицах: •женскую и мужскую половые системы; •органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины наследственности. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Д/з: стр.212-216, подготовить сообщения о наследственных заболеваниях человека (по желанию) к уроку «Наследственные и врожденные заболевания». | |
53. | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для: •соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции; •вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | Д/з: стр.216-224 |
54. | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека. | Д/з: стр. 270 | |
Разделы 15-16. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ ( 9 часов) | ||||||
55. | Поведение человека. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: •особенности работы головного мозга; •биологическое значение условных и безусловных рефлексов; •сущность регуляции жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха. | Д/з: стр.225-235 | |
56. | Биологические ритмы. Сон и его значение. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для: •рациональной организации труда и отдыха; •проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Д/з: стр.235-238 | |
57. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | Д/з: стр.238-245 | |
58. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение. Использовать приобретенные знания для: •проведения наблюдений за состоянием собственного организма; •организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков). | Д/з: стр.246-249 | |
59. | Индивидуальные особенности личности. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха •соблюдения правил поведения в окружающей среде. | Д/з: стр. 250-253. | |
60. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Практическая работа. | Урок комплексного применения ЗУН. | Выполнение практической работы «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | Д/з: стр. 265-26 | |
61. | Оказание первой доврачебной помощи. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть приемы оказания первой помощи при травмах, укусах, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | д/з с. 255-265 | |||||
62. | Гигиена человека. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | • Использовать приобретенные знания для:соблюдения мер профилактики вредных привычек. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | д/з с.272-285 | |||||
63. | Вредные привычки. Заболевания человека. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | |||||||
64-70 | Резервное время |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учебник авт. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с;
2. Методические пособия для учителя:
- Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс - М.: Дрофа, 2005;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
3. Дополнительная литература для учителя:
- Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
- Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.- 240с: ил.
- Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 144с;
- Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
4. Дополнительная литература для учащихся:
- Н.И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с;
- Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. -96с
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)
Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...
Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...