рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
· Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. – 256 c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_po_biologii_7_klass.doc | 338 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
города Славгорода Алтайского края
Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 13» _____________ И.Н.Бабанин
Приказ №_______________
«___»______________20_____ г.
Согласовано Зам.директора по УВР
________ Н.А.Скрипко
«___»__________20_____ г.
Рассмотрено
Заседание ШМО _________________
Протокол № ____________________
«______»______________20___г.
Руководитель ШМО_____Е.А.Давиденко
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета (курса) биология
Ступень, уровень общего образования: основное общее образование, 7 класс
Срок реализации 1 год, учебный год 2014 - 2015
Рабочая учебная программа разработана на основе примерной программы (название, автор, год издания) : Программа основного общего образования по биологии 6 – 9 классы. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова. 7 класс. Биология. Многообразие живых организмов. В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, 2011 г.
Ф.И.О. учителя Шевлякова Татьяна Ивановна _______________________________
(подпись)
Пояснительная записка
- Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. – 256 c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7- го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Цель программы: изучение строения, жизнедеятельности, распространенности и экологии представителей основных царств живых организмов
Задачи программы:
- - Рассмотреть общую характеристику систематических групп, изучить разнообразие видов и особенности их жизнедеятельности;
- - продолжить формирование умения проводить наблюдения, ставить опыты, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы;
- - развивать способность самостоятельно овладевать знаниями и умениями, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности;
- осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, эстетическое на примере красоты окружающего мира, нравственное и экологическое воспитание.
Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Программой предусмотрено 4 часа резервного времени, которое может быть использовано для компенсирования отставания. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов»7 класс. - М.: Дрофа, 2006. -64с.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ
7 КЛАСС
В результате изучения курса биологии за 7 класс ученик должен знать/ понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов – бактерий, грибов, растений, животных; клеток бактерий, растений и животных;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, размножение, рост и развитие, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организмов бактерий, грибов, растений и животных;
- объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и значение их в природе; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов растений и животных; растения разных отделов и животных разных систематических групп; наиболее распространенные растения и животные своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Формами промежуточной аттестации являются: участие в проектной деятельности, тестировании, подготовки мультимедийных презентаций. Итоговая аттестация проводится в виде экзамена (контрольной работы) в формате ЕГЭ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | |||
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |||
1. | Раздел 1. Царство Прокариоты. | 3 | ||
1.1. | Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 3 | ||
Всего | 6 | |||
2. | Раздел 2. Царство Грибы | Лабораторная работа «Строение плесневых грибов» Лабораторная работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | Обобщение по теме «Царство Грибы» | |
2.1. | Общая характеристика грибов | 3 | ||
2.2. | Лишайники | 1 | ||
Всего | 4 | |||
3. | Раздел 3. Царство Растения | |||
3.1. | Общая характеристика растений | 2 | ||
3.2. | Низшие растения | 2 | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения водорослей» | |
3.3. | Высшие растения | 4 | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения мхов» Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротников» | |
3.4. | Отдел Голосеменные растения | 2 | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения и многообразия голосеменных» | Обобщение по теме « Отдел голосеменные растения» |
3.5. | Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 6 | Лабораторная работа «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений» Лабораторная работа «Распознавание наиболее распространенных растений Алтайском крае». | Обобщение по теме «Отдел покрытосеменные растения» |
Всего | 16 | |||
4. | Раздел Животные | |||
4.1. | Общая характеристика животных | 1 | ||
4.2. | Подцарство Одноклеточные | 2 | ||
4.3. | Подцарство Многоклеточные животные | 1 | ||
4.4. | Двухслойные животные.Тип Кишечнополостные | 3 | Обобщение по теме «Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» | |
4.5. | Трехслойные животные .Тип Плоские черви | 2 | ||
4.6. | Первичнополостные. Тип Круглые черви | 1 |
| |
4.7. | Тип Кольчатые черви | 3 | ||
4.8. | Тип Моллюски | 2 | ||
4.9. | Тип Членистоногие | 7 | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих» | Обобщение по теме «Тип Членистоногие» |
4.10. | Тип Иглокожие | |||
4.11. | Тип Хордовые. Бесчерепные животные | 1 | ||
4.12. | Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 | Лабораторная работа «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни» | |
4.13. | Класс Земноводные | 2 | Лабораторная работа «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» | Обобщение по теме «Класс Земноводные» |
4.14. | Класс Пресмыкающиеся | 2 | ||
4.15. | Класс Птицы | 4 | Лабораторная работа «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | Обобщение по темам « Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы» |
4.16. | Класс Млекопитающие | 4 | Лабораторная работа «Изучение внешнего строения млекопитающих.» Лабораторная работа «Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения.» | Обобщение по теме « Класс Млекопитающие» |
Всего | 37 | |||
5. | Раздел 5. Вирусы | 2 | ||
6. | Заключение. Обобщение. | 1 | ||
6. | Резервное время | 4 | ||
ИТОГО | 66 + 4 резерв | 14 | 8 |
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | |
Раздел ВВЕДЕНИЕ (3 часа) | ||||||
1-3. | Многообразие живых организмов. | Комбинированный урок | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть основные царства живых организмов. Перечислять факторы эволюции. Объяснять значение классификации живых организмов. | стр. 5-10 | |
ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ. МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||||
4 | Общая характеристика бактерий. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. | Учебник, стр. 12-16 до слов «В природе бактерии распространены...» | |
5 | Строение бактерий | Комбинированный урок | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. | стр. 12-16 | |
6. | Многообразие и значение бактерий. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | стр. 16-20 | |
ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 часов) | ||||||
ТЕМА 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (4 часа) | ||||||
7. | Общая характеристика грибов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы. Сравнивать грибы с растениями и животными. | стр. 21-25 | |
8. | Плесневые грибы. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Строение плесневых грибов». | Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека. | стр. 26-28, 29-31. | |
9. | Шляпочные грибы. Комбинированный урок. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». | Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Алтайском крае. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Объяснять роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека. | стр. 28-29 | |
10. | Обобщение по темам «Царство Грибы» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Царство Грибы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. |
ТЕМА 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1 час) | ||||||
11. | Лишайники. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности. | стр. 32-36 | |
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 часов) | ||||||
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (2 часа) | ||||||
12-13. | Общая характеристика царства Растения. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения. | стр. 38-39 |
ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (2 часа) | |||||||
14. : | Строение и жизнедеятельность водорослей. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения водорослей». | Давать определение термину. низшие растения. Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. Выделять признаки водорослей. | стр. 40-42 | ||
15. | Значение и многообразие водорослей. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. | стр. 43-49 | ||
ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ (4 часа) | |||||||
16. | Отдел Моховидные. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения мхов». | Давать определение термину. высшие споровые растения. Распознавать и описывать строение мхов Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. | стр. 50-56 | ||
17. | Отдел Плауновид-ные и отдел Хвощевидные. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Сравнивать хвощи и плауны. | стр. 57-60 | ||
18 -19. | Отдел Папоротниковидные. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения папоротников». | Распознавать и описывать строение папоротников. Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Объяснять роль в природе и в жизни человека. |
стр. 61-65 |
ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (2 часа)
20. | Отдел Голосеменные растения. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выполнение лабораторной работы «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | Давать определение термину «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений. Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека. | стр. 66-72 | |||
21. | Происхождение и особенности строения голосеменных. | Урок обобщения и повторения | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений | ||||
ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (6 часов) | ||||||||
22. | Происхождение и особенности строения покрытосеменных. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выполнение лабораторной работы «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений». | Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений. | стр. 73-77 | |||
23. | Систематика отдела Покрытосеменные. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть классы покрытосеменных растений. Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. | стр. 77-79 |
24. | Семейства класса Двудольные растения. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися. | Выполнение лабораторной работы «Определение принадлежности растений к классу Двудольные». | Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. | стр. 81- 84 | |||
25. | Семейства класса Однодольные растения. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися. | Выполнение лабораторной работы «Определение принадлежности растений к классу Однодольные». | Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. | стр. 80, сообщения о цветковых растениях | |||
26. | Многообразие, распространение покрытосеменных. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека. | Подготовиться к проверочной работе. | ||||
27. | Обобщение по теме Отдел покрытосеменные растения | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Отдел Покрытосеменные растения» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||
ЖИВОТНЫЕ (37 часов) | ||||||||
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 час) | ||||||||
28. | Общая характеристика Царства Животные. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. | стр. 87-88 | |||
ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 часа) | ||||||||
29. | Общая характеристика простейших. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. | стр. 89-91 | |||
30. | Многообразие и значение простейших. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека. | стр. 92-98 |
ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час) | ||||||||
31. | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных. | стр. 99-103 | |||
ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа) | ||||||||
32. | Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Описывать процессы жизнедеятельности. Выделять особенности кишечнополостных. | стр. 104-107 | |||
33. | Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. | стр. 108-111 | |||
34. | Обобщение по теме Тип Кишечнополостные. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||||
ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 часа) | ||||||||
35. | Общая характеристика типа Плоские черви. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. | стр. 112-113 | |||
36. | Многообразие и значение плоских червей. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. | стр. 114-118 | |
ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час) | ||||||
37. | Общая характеристика типа Круглые черви. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. | стр. 119-124 | |
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 часа) | |||||||
38. | Общая характеристика типа Кольчатые черви. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | стр. 125-127 | ||
39. | Многообразие кольчатых червей. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Определять принадлежность кольчатых червей к классам. Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей. Называть роль в природе. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей. | стр. 127-131 | ||
40. | Обобщение по теме Кольчатые черви | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Тип Кольчатые черви» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | ||||
41. | Общая характеристика типа Моллюски. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. 'Называть системы органов, органы и их функции. "Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | стр. 132-134 | |
42. | Многообразие и значение моллюсков. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека. | стр. 135-142 |
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 часов) | ||||||
43. | Происхождение членистоногих и особенности организации. | Урок изучения и первичного усвоения нового материала | Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие. | стр. 143 | |
44 -45. | Класс Ракообразные. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. | стр. 144-150 | |
46. | Класс Паукообразные. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать строение паука. Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека. | стр. 151-157 | ||
47. | Общая характеристика насекомых. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать строение насекомых. Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих. | стр. 158-164 | ||
48. | Размножение и развитие насекомых. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. | стр. 164-165 | ||
49. | Значение и многообразие насекомых. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в Алтайском крае. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека. | стр. 165-169. | ||
ТИП ИГЛОКОЖИЕ. ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час) |
50. | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей. Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. | стр. 176-177 | |
ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (2 часа) | ||||||
51. | Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб Объяснять происхождение рыб.. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека. | стр.178-184. | |
52. | Костные рыбы. | Комбинированный урок. | Выполнение лабораторной работы «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни». | Называть системы органов, органы и их функции. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека. | 185-188 |
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 часа) | |||||||||
53. | Общая характеристика земноводных. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выполнение лабораторной работы «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни». | Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных. | стр. 189-196 | ||||
54. | Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека. | Комбинированный урок | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые. Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека. | стр. 196-199 | ||||
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 часа) | |||||||||
55. | Общая характеристика пресмыкающихся. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. | стр. 200-205 | - | |||
56. | Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать по рисункам представителей классам Пресмыкающиеся. Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека | стр.206-207 | ||||
КЛАСС ПТИЦЫ (4 часа) | |||||||||
57. | Общая характеристика птиц. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выполнение лабораторной работы «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни». | Распознавать и описывать органы и системы органов птиц. Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц. | стр. 208-216 | ||||
58. | Экологические группы птиц. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп. Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни. | стр. 218-225 | ||||
59. | Роль птиц в природе и жизни человека. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека. | стр. 216-217,226 | ||||
60. | Обобщение по теме Класс Птицы | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Класс Птицы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | ||||||
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (4 часа) | |||||||||
61. | Общая характеристика. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | . Самостоятельная работа в рабочей тетради | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие. Объяснять происхождение млекопитающих. | стр. 227-231 | ||||
62. | Внутреннее строение млекопитающих. | Комбинированный урок. | Лабораторная работа «Изучение строения млекопитающих.» | Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих. Выделять особенности строения млекопитающих. Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детеныша млекопитающих. Объяснять особенности развития млекопитающих. | стр. 232-239, сообщения | ||||
63 | Многообразие млекопитающих | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни. | стр. 240-246 |
64. | Обобщение по теме Класс Млекопитающие. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. |
Тестирование по теме «Млекопитающие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | |||
ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 часа) | ||||||
65. | Общая характеристика вирусов. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Распознавать и описывать строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности вирусов. | С.250-251 | |
66. | Значение вирусов. | Комбинированный урок. | Самостоятельная работа в рабочей тетради | Объяснять роль вирусов в жизни человека. Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний. | стр. 251-253 | |
Резервное время (4 часа) | ||||||
67-68. | ||||||
69- 70. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Учебник В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразовательных
учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с
2. Методические пособия для учителя:
- Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина
«Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.;
- Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005.
138 с;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2006
3. Дополнительная литература для учителя:
1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М. Дрофа, 2006. - 256с;
2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова Е.Т.Бровкиной и др.
издательства Дрофа;
- Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи вотные. 6-7кл.: Вопросы.
Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с, 6 ил. - (Дидактические мате риалы).
- Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология Растения. Грибы.
Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. -112с
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология Животные. - М.: Дрофа,
2004. - 224с
4. Литература для учащихся:
- В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учеб нику «Биология.
Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с
- Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для
учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксе нова.- М.: Аванта+, 1998. –
704с:ил.
- Секреты природы/ Пер. с англ. -ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов» Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб ликанский мультимедиа центр, 2004
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)
Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...
Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...