Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно. Данная программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
" Рассмотрено" Руководитель МО _____/ФилькинаЛ.Ф./ Протокол №1 от " 28" 08. 2014г | " Согласовано" Заместитель руководителя по УВР МКОУ-СОШ с. Новосёловка ______/Постникова О.Н./ " 02"_09. 2014г | " Утверждено" Руководитель МКОУ- СОШ с. Новосёловка ______/Ганзенко Т.А./ Приказ № 85 от " 05" 09. 2014 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Филькиной Людмилы Фёдоровны
Учителя 1 категории
по биологии
8класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«29» августа 2014 г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно. Данная программа рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю
Цели обучения биологии:
— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
— гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
— подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Программа по биологии составлена на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии. Она служит ориентиром для нормативов изучения биологии в основной школе и может быть использована при составлении вариативных и региональных программ, различающихся последовательностью изложения содержания.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения.
УМК
1. Учебник «Человек», Н. И. Сонина, М.Р. Сапина, издательство «Дрофа»
2. Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. М: Дрофак, 2010 г.
4 В. Козачек. Биология. 8 класс: поурочные планы. Волгоград, 2009 г.
Дополнительная литература
-Ю.В.Щербакова, И.С. Козлова. « Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы.- М.: Глобус, 2008 г.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов
-Биология. Репетитор-
-Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс
Учебно-тематический план.
№/ | Тема. | Кол-во часов | Число практ. работ | Число лабор. работ |
Место человека в системе органического | 2 ч | |||
Происхождение человека | 2 ч | |||
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 ч | |||
Общий обзор строения и функций организма | 4 ч | 1 | 1 | |
Координация и регуляция | 11ч | 1 | 1 | |
Опора и движение | 8 ч | 1 | 1 | |
Внутренняя среда организма | 4 ч. | 1 | ||
Транспорт веществ | 4 ч | 1 | 1 | |
Дыхание | 6ч | 1 | ||
Пищеварение | 5 ч | 1 | 1 | |
Обмен веществ и энергии | 2 ч | |||
Выделение | 2 ч | |||
Покровы тела | 3 ч | |||
Размножение и развитие | 3 ч | |||
Высшая нервная деятельность | 5 ч | |||
Человек и его здоровье | 6ч | 1 | ||
Итого: | 68 | 6 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
- Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
- Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.
Тема 9. Дыхание (6часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (6 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологиче-ском источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:
– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
Учебно – тематическое планирование.
№ урока | Название разделов и тем уроков | Всего часов |
Тема 1. Человек как биологический вид | 2 | |
1 | Место человека в системе органического мира | 1 |
2 | Особенности человека | 1 |
Тема 2. Происхождение человека | 2 | |
3 | Эволюция человека. | 1 |
4 | Расы человека. | 1 |
Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека | 1 | |
5 | История развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 |
Тема 4. Общий обзор организма человека | 4 | |
6 | Клеточное строение организма | 1 |
7 | Ткани и органы. Л/р №1 « Изучение микроскопического строения тканей» | 1 |
8 | Органы. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов | 1 |
9 | П/р №1 « Распознавание на таблицах органов и систем органов человека. Взаимосвязь органов и систем органов | 1 |
Тема 5. Координация и регуляция | 11 | |
10 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | 1 |
11 | Строение и функции желёз внутренней секреции. | 1 |
12 | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция, её нарушения. | 1 |
13 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | 1 |
14 | Спинной мозг | 1 |
15 | Строение и функции головного мозга. Л/р №2 « Изучение головного мозга человека» | 1 |
16 | Полушария большого мозга. | 1 |
17 | Зрительный анализатор. П/р №2 «Изучение изменения размера зрачка» | 1 |
18 | Анализаторы слуха и равновесия | 1 |
19 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | 1 |
20 | Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах | 1 |
Тема 6. Опора и движение | 8 | |
21 | Аппарат опоры и движения, его функции. | 1 |
22 | Строение, свойства костей, типы их соединений. Л/р №3 «Изучение внешнего строения костей» | 1 |
23 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | 1 |
24 | Мышцы, их строение и функции | 1 |
25 | Работа мышц. П/р №3 «Измерение массы и роста своего организма» | 1 |
26 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения | 1 |
27 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. | 1 |
28 | Обобщение по теме «Опора и движение». | 1 |
Тема 7. Внутренняя среда организма | 4 | |
29 | Внутренняя среда организма и ее значение | 1 |
30 | Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Л/р №4 « Изучение микроскопического строения крови» | 1 |
31 | Иммунитет | 1 |
32 | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор | 1 |
Тема 8. Транспорт веществ | 4 | |
33 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения | 1 |
34 | Работа сердца. Л/р №5 « Измерение кровяного давления» | 1 |
35 | Движение крови и лимфы по сосудам. П/р №4 « Определения пульса и подсчёт сердечных сокращений» | 1 |
36 | Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях | 1 |
Тема 9. Дыхание | 6 | |
37 | Потребности организма человека в кислороде. Строение органов дыхания | 1 |
38 | Газообмен в легких и тканях. | 1 |
39 | Дыхательные движения, Жизненная ёмкость лёгких. | 1 |
40 | Регуляция дыхания. П/р №5 « Определение частоты дыхания» | 1 |
41 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения | 1 |
42 | Обобщение по теме « Дыхание». | 1 |
Тема 10. Пищеварение | 5 | |
43 | Пищевые продукты. П/р №6 « Определение норм рационального питания». | 1 |
44 | Пищеварение в ротовой полости | 1 |
45 | Пищеварение в желудке. Л/р №6 «Изучение действия желудочного сока на белки, слюны на крахмал» | 1 |
46 | Пищеварение в кишечнике | 1 |
47 | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний | 1 |
Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины | 2 | |
48 | Пластический и энергетический обмен. | 1 |
49 | Витамины | 1 |
Тема 12. Выделение | 2 | |
50 | Выделение. Строение и работа почек | 1 |
51 | Заболевания почек, их предупреждение | 1 |
Тема 13. Покровы тела | 3 | |
52 | Строение и функции кожи | 1 |
53 | Роль кожи в терморегуляции организма | 1 |
54 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | 1 |
Тема 14. Размножение и развитие | 3 | |
55 | Половая система человека | 1 |
56 | Возрастные процессы | 1 |
57 | Обобщение по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. витамины», «Выделение», «Покровы тела», «Размножение и развитие» | 1 |
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 | |
58 | Рефлекторная деятельность нервной системы. | 1 |
59 | Торможение, его виды и значение | 1 |
60 | Сон, его значение. Гигиена сна | 1 |
61 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы | 1 |
62 | Типы нервной системы | 1 |
Человек и его здоровье | 6 | |
63 | Здоровье и влияющие на него факторы. | 1 |
64 | Вредные привычки, Заболевания человека. | 1 |
65 | Двигательная активность и здоровье человека. | 1 |
66 | Закаливание, Гигиена человека. | 1 |
67 | Л/р №7 « Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» | 1 |
68 | Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье» | 1 |
Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)
Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...
Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...