Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Филькина Людмила Федоровна

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразова­тельной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,   основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Настоящая про­грамма базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многооб­разие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно. Данная  программа рассчитана на 68 часов (   2 часа в неделю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

" Рассмотрено"

Руководитель МО

_____/ФилькинаЛ.Ф./

Протокол №1 от

" 28" 08. 2014г

" Согласовано"

Заместитель руководителя по УВР МКОУ-СОШ с. Новосёловка

______/Постникова О.Н./

" 02"_09. 2014г

" Утверждено"

Руководитель

МКОУ- СОШ с. Новосёловка

______/Ганзенко Т.А./

Приказ № 85 от

" 05" 09. 2014 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Филькиной Людмилы Фёдоровны

Учителя 1 категории

по биологии

8класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«29» августа 2014 г.

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,   основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М.Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008, отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно. Данная  программа рассчитана на 68 часов   2 часа в неделю

Цели обучения биологии:

— овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

—  гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

— установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

—  подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

Программа по биологии составлена на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии. Она служит ориентиром для нормативов изучения биологии в основной школе и может быть использована при составлении вариативных и региональных программ, различающихся последовательностью изложения содержания.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем   личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.  

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:  Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс.   М.: Дрофа, 2008.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения.

УМК

  1. Учебник «Человек», Н. И. Сонина, М.Р. Сапина, издательство «Дрофа»

2. Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс.   М.: Дрофа, 2008.

3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. М: Дрофак, 2010 г.

4 В. Козачек. Биология. 8 класс: поурочные планы. Волгоград, 2009 г.

Дополнительная литература

-Ю.В.Щербакова, И.С. Козлова. « Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы.- М.: Глобус, 2008 г.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов

-Биология. Репетитор-

-Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс

Учебно-тематический план.

№/

Тема.

Кол-во часов

Число практ. работ

Число лабор.  работ

Место человека в системе органического

2 ч

Происхождение человека

2 ч

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1 ч

Общий обзор строения и функций организма

4 ч

1

1

Координация и регуляция

11ч

1

1

Опора и движение

8 ч

1

1

Внутренняя среда организма

4 ч.

1

Транспорт веществ

4 ч

1

1

Дыхание

1

Пищеварение

5 ч

1

1

Обмен веществ и энергии

2 ч

Выделение

2 ч

Покровы тела

3 ч

Размножение и развитие

3 ч

Высшая нервная деятельность

5 ч

Человек и его здоровье

1

                                           Итого:

68

6

7

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■        Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■        Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■        Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■        Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*.

Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■        Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
  • Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.

Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

■ Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*.

Измерение массы и роста своего организма*.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■        Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

■        Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 9. Дыхание (6часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■        Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

■        Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■        Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

■        Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*.

Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■        Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■        Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (6 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

■   Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

– основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
– особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
– биологический смысл разделения функций и органов;
– как обеспечивается целостность организма;
– интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
– о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
– о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
– о строении и функциях органов размножения;
– элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
– элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологиче-ском источнике и социальном смысле;
– основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:


– находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
– соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
– оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
– пользоваться медицинским термометром;
– объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

Учебно – тематическое планирование.

урока

Название разделов и тем уроков

Всего часов

Тема 1. Человек как биологический вид

2

1

Место человека в системе органического мира

1

2

Особенности человека

1

Тема 2. Происхождение человека

2

3

Эволюция человека.

1

4

Расы человека.

1

Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

1

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека

1

Тема 4. Общий обзор организма человека

4

6

Клеточное строение организма

1

7

Ткани и органы. Л/р №1 « Изучение микроскопического строения тканей»

1

8

Органы. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов

1

9

П/р №1 « Распознавание на таблицах органов и систем органов человека. Взаимосвязь органов и систем органов

1

Тема 5. Координация и регуляция

11

10

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

1

11

Строение и функции желёз внутренней секреции.

1

12

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция, её нарушения.

1

13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

1

14

Спинной мозг

1

15

Строение и функции головного мозга. Л/р №2 « Изучение головного мозга человека»

1

16

Полушария большого мозга.

1

17

Зрительный анализатор. П/р №2 «Изучение изменения размера зрачка»

1

18

Анализаторы слуха и равновесия

1

19

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

1

20

 Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах

1

Тема 6. Опора и движение

8

21

Аппарат опоры и движения, его функции.

1

22

Строение, свойства костей, типы их соединений. Л/р №3 «Изучение внешнего строения костей»

1

23

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

24

Мышцы, их строение и функции

1

25

Работа мышц. П/р №3 «Измерение массы и роста своего организма»

1

26

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

1

27

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

1

28

Обобщение  по теме «Опора и движение».

1

Тема 7. Внутренняя среда организма

4

29

Внутренняя среда организма и ее значение

1

30

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Л/р №4 « Изучение микроскопического строения крови»

1

31

Иммунитет

1

32

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор

1

Тема 8. Транспорт веществ

4

33

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

1

34

Работа сердца. Л/р №5 « Измерение кровяного давления»

1

35

Движение крови и лимфы по сосудам. П/р №4 « Определения  пульса и подсчёт сердечных сокращений»

1

36

Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

1

Тема 9. Дыхание

6

37

Потребности организма человека в кислороде. Строение органов дыхания

1

38

Газообмен в легких и тканях.

1

39

Дыхательные движения, Жизненная ёмкость лёгких.

1

40

Регуляция дыхания. П/р №5 « Определение частоты дыхания»

1

41

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения

1

42

Обобщение по теме « Дыхание».

1

Тема 10. Пищеварение

5

43

Пищевые продукты. П/р №6 « Определение норм рационального питания».

1

44

Пищеварение в ротовой полости

1

45

Пищеварение в желудке. Л/р №6 «Изучение действия желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

1

46

Пищеварение в кишечнике

1

47

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

1

Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины

2

48

Пластический и энергетический обмен.

1

49

Витамины

1

Тема 12. Выделение

2

50

Выделение. Строение и работа почек

1

51

Заболевания почек, их предупреждение

1

Тема 13. Покровы тела

3

52

Строение и функции кожи

1

53

Роль кожи в терморегуляции организма

1

54

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви

1

Тема 14. Размножение и развитие

3

55

Половая система человека

1

56

Возрастные процессы

1

57

Обобщение по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. витамины», «Выделение», «Покровы тела», «Размножение и развитие»

1

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

58

Рефлекторная деятельность нервной системы.

1

59

Торможение, его виды и значение

1

60

Сон, его значение. Гигиена сна

1

61

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

1

62

Типы нервной системы

1

Человек и его здоровье

6

63

Здоровье и влияющие на него факторы.

1

64

Вредные привычки, Заболевания человека.

1

65

Двигательная активность и здоровье человека.

1

66

Закаливание, Гигиена человека.

1

67

Л/р  №7 « Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

1

68

Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье»

1

                            Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)

Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...

Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...