Рабочая программа по биологии, 8 класс по УМК Н.И.Сонина
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya8pr.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология, 8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Цели обучения биологии:
—- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
— гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
—установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
— подготовка школьников к. практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения. .
Сведения об организмах разных царств живой природы составляют базу для изучения биологических особенностей и социальной сущности человека и используются для обоснования правил и мер сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.
Общий обзор организма человека вполне подготавливает учащихся к рассмотрению механизма регуляции процессов жизнедеятельности. Сведения о регуляции используются при последующем изучении строения и функций исполнительных органов (пищеварительной, кровеносной и др.).
Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия об организме как едином целом, позволяет сориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. В рабочей программе заложены основные возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности обучающихся.
В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.
Требования к уровню подготовки
Называть (приводить примеры):
— основные положения клеточной теории;
— общие признаки живого организма;
— основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств растений; подцарств, типов и классов животных;
— причины и результаты эволюции;
— законы наследственности;
— примеры природных и искусственных сообществ изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Характеризовать (описывать).
— строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
— деление клетки;
— строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организма; организма человека, лишайника как комплексного организма;
— обмен веществ и превращение энергии;
— роль ферментов и витаминов в организме;
— особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
— иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика ВИЧ (СПИДа);
—- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
— особенности строения и функционирования вирусов;
— среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
—природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
— искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
— взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
— родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
— особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
— роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
—влияние экологических и социальных факторов умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
— организмы животных и человека; клетки, органы и системы органов животных и человека;
Соблюдать правила:
— приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
— здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
Владеть умениями:
— излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.
Перечень учебно – методического обеспечения
- Федерального Государственного стандарта,
- Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//,
- Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2000.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек. 8(9) класс. - М.:«ВАКО», 2005.
- Ишкина И.Ф. Биология. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс» часть I, II. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
- Сонин Н.И. Биология. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек», 8 класс, - М.: Дрофа, 2000
- ДЭКМ.-2008
- http://bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»
Список литературы
Учебник Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2000.
Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.
Дополнительная литература
1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с.
2. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240 с.
3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006. – 144с.
4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.
Цифровые образовательные ресурсы1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиацентр, 2004;
2. Интернет-ресурсы:
Содержание тем учебного курса
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (68 ч)
Общий обзор организма человека (5 ч)
Место и роль человека в природе. Сходство и родство человека и млекопитающих животных.
Клеточное строение организма человека. Строение и функции клетки. Ткани, органы, системы органов, их функции. Организм — единое целое.
Регуляция процессов жизнедеятельности (13 ч)
Нейрогуморальная регуляция, ее роль в обеспечении связи органов, систем органов, взаимосвязи организма и среды. Железы внутренней секреции, гормоны, их значение в регуляции, для роста, развития, функций организма.
Нервная система, ее центральная и периферическая части. Нейрон. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Спинной и головной мозг, их строение и функции. Большие полушария головного мозга, органы чувств, анализаторы, их значение.
Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека. Значение торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Социальная обусловленность поведения человека. Сон и его значение.'
Жизнедеятельность организма (40 ч)
Основные процессы жизнедеятельности организма человека. Методы их изучения.
Передвижение. Опорно-двигательная система, ее строение и функции. Костная ткань как разновидность соединительной ткани. Строение, состав и рост костей, их соединение. Основные отделы скелета человека. Сходство скелетов человека и млекопитающих животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
Мышцы. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и их утомление. Нейрогуморальная регуляция опорно-двигательной системы. Влияние физических упражнений и труда на ее развитие.
Транспорт веществ. Система органов кровообращения и ее значение. Внутренняя среда, ее роль в организме. Химический состав крови и ее строение. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Группы крови. Значение переливания крови. Иммунитет. Роль И. И. Мечникова в создании учения об иммунитете.
Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Поперечно-полосатая сердечная ткань. Работа сердца и его регуляция. Большой и малый круги кровообращения, изменение состава крови в них. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Лимфообращение.
Дыхание, его значение. Дыхательная система, голосовой аппарат, их строение, функции и гигиена. Механизм дыхательных движений и их регуляция. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких.
Питание и пищеварение. Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварительная система, ее строение и значение. Роль зубов и пищеварительных желез в механических и химических изменениях пищи. Всасывание питательных веществ, их поступление в клетки и ткани. Регуляция деятельности органов пищеварения.
Обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов в нем. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Регуляция обмена веществ. Витамины, их роль в обмене веществ, способы их сохранения в пищевых продуктах. Авитаминоз. Расход энергии. Рациональное питание.
Выделение из организма конечных продуктов обмена веществ.
Кожа, ее строение и функции, роль в обмене веществ и теплорегуляции.
Размножение в развитие (Зч)
Система органов размножения. Половые железы, их функции. Образование половых клеток. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост, развитие ребенка. Подростковый период.
Гигиенические основы умственного и физического труда, процессов жизнедеятельности (7 ч)
Здоровье, его значение для жизни и деятельности человека, развитие общества. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье. Защитно-приспособительные реакции организма. Социальная и природная среда, окружающая человека, ее влияние на здоровье. Адаптация человека к новым условиям.
Личная и общественная гигиена человека. Гигиена умственного и физического труда. Факторы, вызывающие переутомление. Изменение работоспособности в процессе умственного и физического труда. Роль сна, рационального режима дня в поддержании высокой работоспособности. Учебный труд — разновидность умственного труда. Приемы, способствующие повышению продуктивности учебного труда.
Роль двигательной активности, режима труда и отдыха, чередования умственного и физического труда в сохранении здоровья человека. Методы самоконтроля за физическим развитием подростка, выявление и предупреждение отклонений в физическом развитии подростка. Профилактика нервных и психических заболеваний. Наркотические вещества, их влияние на обмен веществ, функции нервной системы, высшую нервную деятельность человека, здоровье потомства.
Закаливание организма как основа повышения устойчивости к простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам. Аутотренинг.
Гигиена питания, дыхания, кожи. Количественный и качественный состав пищи, нормы и режим питания. Дыхательная гимнастика. Искусственное дыхание. Защита воздушной среды от загрязнения. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена юноши и девушки.
Предупреждение глистных, желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых заболеваний, воздушно-капельных инфекций, заболеваний мочевыделительной системы, кожи, ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом, нарушений зрения и слуха, травматизма.
Первая доврачебная помощь при травмах опорно-двигательной системы, кровотечениях, нарушениях дыхания, пищевых отравлениях, при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, электрошоке.
Демонстрации:
- 1. микропрепараты клеток ротовой полости человека,
- 2. торс, скелет человека,
- 3. коленный и мигательный рефлекс;
- 4. результаты опытов по образованию и торможению рефлексов;
- 5. модели головного мозга, черепа, конечностей,
- 6. распилов костей; гортани, поясняющей механизм вдоха и выдоха;
- 7.строение сердца, почки человека;
опыты,
- 1. иллюстрирующие влияние ритма и нагрузки на работу мышц;
- 2. свойства декальцинированной и прокаленной кости;
- 3. содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе,
- 4. опыт с задержкой дыхания, приемы искусственного дыхания;
- 5. измерения жизненной емкости легких,
оказания первой помощи
- 1. при травмах опорно-двигательной системы,
- 2. кровотечениях,
- 3. нарушениях дыхания.
Лабораторные работы:
1. Изучение клетки организма человека на готовых микропрепаратах.
2—3. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов клеток крови лягушки и человека, разных видов тканей.
4. Изучение строения головного мозга по моделям.
5. Действие желудочного сока на белки и действие слюны на крахмал.
6. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.
Количество плановых контрольных уроков:
- Контрольная работа №1 по теме «Строение организма человека»,
- Контрольная работа №2 по теме «Нервная система, часть I»,
- Контрольная работа №3 по теме: «Опорно – двигательная система»
- Контрольная работа №4 по теме «Пищеварение»,
- Контрольная работа №5 по теме «Выделительная система и кожа».
Зачёты:
Тесты:
- «Пищеварение»,
- «Организм человека и его строение»,
- «Дыхание»,
- «Нервно – гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции»,
- «Система опоры. Мышцы»,
- «Органы оплодотворения»,
- «Внутренняя среда организма»,
- «Обмен веществ и энергии»,
- «Вредные привычки»
Административный контроль КМС на определение уровня сформированности мыслительных ОУУН по теме: «Пищеварение»
Методические пособия, дидактический материал, дополнительная литература:
- Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа,
- 2000. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек. 8(9) класс. - М.:«ВАКО», 2005.
- Ишкина И.Ф. Биология. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс» часть I, II. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
- Сонин Н.И. Биология. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек», 8 класс, - М.: Дрофа, 2000
раздел | Тема урока |
I. Место человека в системе органического мир 1ч. II. Происхождение человека. 2ч. III. История развития знаний о строении человека.
2ч. IV. Общий обзор организма человека 5ч. V. Координация и регуляция, 9ч. Эндокринный аппарат. 2 час. Нервная система,7 час VI. Опорно – двигательная система. (ОДС) 7ч. VII. Внутренняя среда организма Транспорт веществ 9 ч. (4 + 5) VIII. Дыхание 5ч.
IX. Пищеварение 6ч. X. Обмен веществ и энергии 3ч. XI. Выделение 2ч. XII. Покровы тела 4 ч. XIII. Сенсорные системы.(Анализаторы) 5 ч. XIV. Высшая нервная деятельность 5ч. XV. Индивидуальное развитие человека. 3 ч. | 1 Человек как часть живой природы. Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. 1 Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. 3 Расы человека их происхождение и единство. 1 Науки о человеке. История и методы изучения человека. 2 Великие анатомы и физиологи. 1 Клеточное строение организма. 2 Ткани организма человека, их строение и функции 3.Л.р. Рассматривание микропрепаратов строения тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной)» 4. Обзор систем органов человеческого тела. Взаимосвязь органов и систем органов. 5.К.р. № 1по теме « Строение организма человека» 1 Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции и гормоны. 2. Нарушение нервно - гуморальной регуляции. (Урок – конференция «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее», Пепеляева, с.102-109) ( Контрольно – обобщающий урок по теме «Железы внутренней секреции. Нервно – гуморальная регуляция», Пепеляева, с.109) 4. Нервная регуляция. Значение нервной системы. 5. Строение нервной системы. Спинной мозг. 6. Строение головного мозга, функции продолговатого и среднего, моста и мозжечка. 7.Функции переднего мозга. 8.Периферическая нервная система (часть 1,Ишкина, с.50) Пепеляева, с.90 9. Рефлекторная регуляция (часть 1,Ишкина, с.54) 10. К.р. № 2 по теме «Нервная система», (часть 1.) (часть 1,Ишкина, с.62 1. ОДС. Состав и строение и свойства костей, типы их соединения. 2 Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью 3. Заболевания, гигиена и первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. 4. Мышечная система. Строение и функции мышц. 5. Работа мышц. Управление движением. Утомление 6. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. 7. К.р.№3 по теме «Опорно – двигательная система» 1. Внутренняя среда организма (о гомеостазе) 2. «Носительница жизни» Состав и функции крови. 3. Живая крепость. Лейкоциты. Иммунитет. 4. Группы крови, переливание крови, донорство. 1.Органы кровообращения, их строение и функции. 2. Строение и работа сердца. 3.Транспортные системы организма. Круги кровообращения. 4. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лимфообращение. Регуляция кровообращения. 5. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при нарушениях в работе ССС. 1. Органы дыхания, их значение. 2 Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание. 3. Дыхательные движения, их регуляция. Жизненная ёмкость лёгких. 4. Гигиена органов дыхания. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. 5. Контрольно – обобщающий урок по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной системы» 1 Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения 2. Этапы процессов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. 3. Пищеварение в желудке. 4.Кишечное переваривание. Всасывание питательных веществ. 5.Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Первая помощь. Обобщение знаний о пищеварении. 6.Контрольная работа № 4 по теме «Пищеварение». 1 Общая характеристика обмена веществ и энергии. Обмен жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей. 2. Витамины. Чудесные вещества. 3. Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион. 1 Органы выделения. Строение и значение почек. 2. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Профилактика заболеваний почек. 1. Строение и функции кожи. Удивительное изобретение природы. 2.Терморегуляция организма. Закаливание. 3. Гигиена кожи, одежды, обуви. Старые истины на новый лад. 4. Контрольная работа №5 по теме «Выделительная система и кожа». 1.Значение органов чувств. Анализаторы. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. 2. Зрительное восприятие. Гигиена зрения. 3. Зачем человеку уши? Строение и функции уха. 4. Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, вкуса и обоняния. 5. Контрольно – обобщающий урок «Анализаторы» 1. Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения. 2. Торможение, его виды и значение. 3.Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. 4 Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. 5. Личность и её индивидуально – психологические особенности. Интересы. Склонности. Способности. Характер. Темперамент. Типы нервной деятельности. 1. Размножение в органическом мире. 2.Как начинается новая жизнь? Оплодотворение . Беременность. Развитие зародыша и плода. Аборт. 3 Рост и развитие ребенка. ( Развитие ребёнка после рождения.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)
Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина...