Рабочая программа по биологии для 6 класса. Авторская линия Н.И. Сонина.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 6 класса. Авторская линия Н.И. Сонина. 1 час в неделю. 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._po_biologii_6_kl._2016-2017.docx | 75.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №594
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 594 Приказ №______ от _____.2016 г. ________________________ (подпись) МП | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Павлюченкова В.В. ____________________________ (подпись) «30» августа 2016 г. |
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей биологии, химии, географии Протокол № __6___ от 19 мая 2016г. Руководитель МО ______Кириллова Т.В._____ (ФИО) ___________________ (подпись) | ПРИНЯТО
Педагогического совета Протокол № 7от 20 мая 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «БИОЛОГИЯ»
6 класс
количество часов по учебному плану 34
2016-2017 учебный год
Ф.И.О. учителя: Кириллова Т.В.
Категория: первая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2016
Пояснительная записка.
Нормативная основа программы
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010 г.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6 – 9 классы. Естествознание. 5 класс. М.: Просвещение, 2012 г.
- Программа основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Автор Н. И. Сонин. В. Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012 г.
- Биология 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС. Пальдяева Г.М. – М.: Дрофа, 2015г.
- Образовательная программа ГБОУ СОШ №594 Московского района Санкт-Петербурга – 2016 г.
- Учебный план ГБОУ СОШ №594 Московского района Санкт-Петербурга – 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» Н.И. Сонина
Программа является продолжением линии Н.И.Сонина На изучение курса отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цель: формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Главными темами биологии в 6 классе являются изучение морфологии,
анатомии и взаимосвязи строения с выполняемыми функциями.Формирование обязательных знаний и умений, необходимых для понимания процессов,происходящих в живой природе, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде. Этот курс позволяет вовлечь учащихся в активную практическую,творческую исследовательскую работу по изучению родной природы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой основного общего образования. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения — 280,из них 34 (1 ч в неделю) в 6 классе. Содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.
Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения:
1)формирование ответственного отношения к обучению;
2) формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
3) формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
4)осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
5)формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения:
1) Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу
в текст и пр.).
-Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
-Работать с биологическими объектами.
2) Регулятивные УУД:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
-Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих;
-участвовать в групповой работе, оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
3) Коммуникативные УУД :
-Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;__
-Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты обучения:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток, тканей и
организмов растений, животных, грибов и бактерий;) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах);
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов
цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов (10 часов).
Тема 1.1
Основные свойства живых организмов (1 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Экскурсия.
Тема 1.2
Химический состав клеток
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
■ Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Тема 1.3
Строение растительной и животной клеток (2 часа)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
Различия в строении растительной и животной клеток.
■ Лабораторные и практические работы Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Тема 1.4
Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
■ Лабораторная работа Ткани живых организмов.
Тема 1.5
Органы и системы органов (4 часа)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
■ Лабораторная работа Распознавание органов у растений и животных.
Тема 1.6
Растения и животные как целостные организмы (/ час)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.
- Контрольная работа №1
РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма (23 часа)
Тема 2.1
Питание и пищеварение (4 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
Тема 2.2 Дыхание (2 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3
Передвижение веществ в организме (2 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
■ Практическая работа Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.
Тема 2.4 Выделение (2 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5
Опорные системы (1 часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
■ Лабораторная работа
Разнообразие опорных систем животных.
■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6 Движение (1 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7
Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Тема 2.8 Размножение (3 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
■ Практическая работа
Вегетативное размножение комнатных растений.
■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.
Тема 2.9
Рост и развитие(4 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практические работы Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
■ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.
- Контрольная работа №2
РАЗДЕЛ 3
Организм и среда (1час)
Тема 3.1
Среда обитания. Факторы среды (1 час)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.
■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов. Экскурсия.
Тема 3.2
Природные сообщества
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
■ Демонстрация моделей экологических систем.
Количество часов распределено следующим образом
№ п/п | Н а з в а н и е р а з д е ла | К о л и ч е с т в о ч а со в | |
по программе | |||
1 | Строение и свойства живых организмов. | 10 | |
2 | Жизнедеятельность организмов. | 23 | |
3 | Организм и среда. Природные сообщества | 1 | |
ИТОГО | 34 |
Тематический план
№ урока | Название раздела, темы | Количество часов | Пров. работы | Лабор-ные и практ-кие работы |
Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | 10 | 1 | 9 | |
1 | Основные свойства живых организмов. | 1 экскурсия | ||
2 | Химический состав клеток. Л/р1 «Определение состава семян пшеницы». | 1 | 1 | |
3. | Клетка – элементарная частица живого. | 1 | ||
4. | Строение и функции органоидов клетки. Л/р2 «Строение клеток живых организмов». | 1 | 1 | |
5. | Ткани растений. Л/р № 3 «Ткани растений | 1 | 1 | |
6. | Ткани животных. Л/р № 4 «Ткани животных» | 1 | 1 | |
7. | Строение корня. Л/р 5«Корневые системы». | 1 | 1 | |
8. | Строение и значение побега. Л/р6,7 «Строение почки» «Простые и сложные листья». | 1 | 2 | |
9. | Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян. Л/р8,9 «Строение семян» «Строение цветка». | 1 | 2 | |
10. | Органы и системы органов животного. | 1 | ||
11. | Растения и животные как целостные организмы. Проверочная работа №1 по разделу «Строение и свойства живых организмов». | 1 | 1 | |
Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ | 23 | 1 | 7 | |
12. | Особенности питания растительного организма. | 1 | ||
13 | Фотосинтез и его значение в жизни растений. Л/р № 10 «Выявление роли света и воды в жизни растений | 1 | 1 | |
14. | Питание животных. | 1 | ||
15. | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. | 1 | ||
16. | Дыхание растений. | 1 | ||
17. | Дыхание животных. | 1 | ||
18. | Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Л/р11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | 1 | 1 | |
19. | Перенос веществ в организме животных (одноклеточных и многоклеточных). | 1 | ||
20. | Выделение у растений, грибов, животных (одноклеточных и многоклеточных). | 1 | ||
21. | Обмен веществ у растений и животных. | 1 | ||
22. | Опорные системы многоклеточных животных. Л/р12 «Строение костей животных». | 1 | 1 | |
23. | Опорные системы в жизни организмов растений и животных. Опорные системы растений. | 1 | ||
24. | Движение. Движение многоклеточных животных в водной среде. Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах. Л/р13 «Движение инфузории туфельки». | 1 | 1 | |
25. | Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость растений. | 1 | ||
26. | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | 1 | ||
27. | Размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений. П/р№1 «Вегетативное размножение растений. Черенкование комнатных растений». | 1 | 1 | |
28. | Половое размножение животных. | 1 | ||
29. | Половое размножение растений. | 1 | ||
30. | Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития цветкового растения. П/р№2 «Прорастание семян». | 1 | 1 | |
31. | Рост и развитие животных. Л/р14 «Прямое и непрямое развитие насекомых». | 1 | 1 | |
32. | Проверочная работа № 2 по теме «Жизнедеятельность организмов». | 1 | 1 | |
Раздел 3: ОРГАНИЗМ И СРЕДА | 3 | 1 | - | |
33. | Среда обитания организмов. Экологические факторы. | 1 экскурсия | ||
34. | Природные сообщества. | 1 | ||
ИТОГО: | 34 | 3 | 16 |
Курс «Живой организм» и РП построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в РП включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Плановых контрольных уроков _3ч.; лабораторных работ 12, практических работ 4 , 2 экскурсии
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для учащихся:
Учебник. Н. И. Сонин. «Биология. Живой организм». М.:: Дрофа 2013
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии.
Для учителя:
1.Акперова И. А.. «Уроки биологии к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм».М.:: Дрофа 2005
2. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой
организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
3. Багоцкий С. В., Рубачева Л. И., Шурхал. Л. И. «Биология. Живой организм». Тестовые задания М.: Дрофа 2007
4. Высоцкая М.В.Биология. живой организм. 6 класс. Поурочные планы. По учебнику Н.И. Сонина Волгоград: Учитель 2007
5. Высоцкая М.В.Биология.. 6-7 класс. Развёрнутое тематическое планирование. По учебнику Н.И. Сонина Волгоград: Учитель 2005
6. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004..
7.Сонин Н. И,. Бровкина Е. Т. «Биология. Живой организм». Рабочая тетрадь для учителя.
8.. Сонин Н. И, Агафонова И. Б.. «Твои открытия». Альбом-задачник
9.Н. И. Сонин, В. Н. Кириленкова. «Биология. Живой организм». Дидактические карточки-задания .М. :Дрофа 2006
10. Сивоглазов В.И. уроки по курсу Н.И. Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» М: Дрофа 2006
Планируемые результаты изучения учебного курса – биология 6 класс.
В результате изучения биологии ученик научиться понимать (знать):
- Признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; в том числе
своего региона;
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.
Уметь:
-Объяснять: взаимосвязи организмов с окружающей средой, необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и
окружающей среды, роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты; описывать и объяснять результаты опытов;
наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и
описывать биологические объекты.
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового
растения, органы и системы органов животных, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и
домашних животных.
- Выявлять: приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
- Сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения.
- Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, влияние человека на экосистемы.
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки биологических
объектов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию
о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности:
- Соблюдение правил поведения в окружающей среде, выращивание и размножение культурных растений
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
- основные биологические и экологические понятия,
- иметь представление о биологии как науке,
- о клетке как единице живого,
- о способах питания и дыхания животных и растений,
- о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
- Общие признаки живого организма;
- Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
- причины и результаты эволюции;
- примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
- Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
- Деление клетки;
- Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
- Обмен веществ и превращение энергии;
- Особенности питания растительных организмов;
- Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
- Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
- Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщять):
- Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
- Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
- Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
- Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
- Клетки, органы и системы органов растений;
- Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
- Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
- Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
- Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
- Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Поведения в природе;
- Здорового образа жизни человека;
- Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
- Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
- Использовать рисунки;
- Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ Ур | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Средства наглядности | Дата проведения | ||||||||
план | факт | ||||||||||||||
1 | Основные свойства живых организмов | вводный | Живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие | Называть признаки живых организмов, их значение Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов | Фронтальный опрос | Таблицы | |||||||||
2 | Клетка-элементарная единица жизни. | К | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества , нуклеиновые кислоты, их роль в жизнедеятельности клетки | Различать неорганические и органические вещества клетки. Называть неорганические и неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки | Текущий опрос. | Таблица хим. элементов | |||||||||
3 | Различия в строении растительной и животной клеток. | К | Клетка- элементарная частица живого. Строение растительного организма. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функция ядра | Рассмотреть особенности строения органоидов растительной клетки, позволяющих отличать ее от животной; сформировать умение работать с микроскопом, самостоятельно готовить микропрепараты, описывать ход лабораторной работы и делать биолог-ие рисунки | Фронтальный и текущий опрос. | Микроскопы, лупы, преп. Иглы. | |||||||||
4 | Типы тканей растений. | К | Клетка- элементарная частица живого. Ткани растительного организма. Строение клетки. | Изучить особенности строения растительной клетки, разнообразие клеток по форме, величине и функциям; продолжить формировании умения доказывать единство происхождения всех живых организмов на основе клеточного строения. | Тестирование | Микроскопы, лупы, преп. Иглы. | |||||||||
5 | Типы тканей животных | К | Строение животного организма: ткани. Понятие « ткань» . Типы тканей животных , их значение, особенности строения | Изучить особенности тканей животного организма, называть – типы тканей животных, различать типы тканей животных | С.р. | Микроскопы. Готовые микропрепараты | |||||||||
6 | Органы цветкового растения. | К | Строение растительного организма: органы. Понятие « орган». Органы цветковых растений. | Давать определение понятиям ткань, орган. Называть органы цветкового растения их роль в жизни растения, типы корневых систем. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения- корень и корневые системы | Текущий опрос. | Презентации | |||||||||
7 | Строение и значение побега. | К | Почка-зачаточный побег. Стебель и лист, их строение и функции. | Давать определения понятию побе, стебель, лист. Различать типы тканей Описывать строение тканей изученных органов. | Фронтальный и текущий опрос. | Микроскопы, таблицы | |||||||||
8 | Цветок, его строение. | К | Строение цветка. Типы цветков. Соцветия. Плоды. Строение семян однодольных и двудольных растений. | Знать определения понятия цветок, соцветие, плод, семя. Уметь различать типы цветков, соцветий. | Фронтальный и текущий опрос. Работа в РТ | Таблицы, презентации. | |||||||||
9 | Системы органов животного организма. | К | Строение животного организма: системы органов ( пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, нервная) | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов, Называть органы и системы органов животных Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных | Письменный опрос | Таблицы | |||||||||
10 | Растения и животные как целостные организмы. | оз | Органы и системы органов растений и животных. Целостность организма. | Знать определения понятий репродуктивные органы, вегетативные органы,двудольные и однодольные растения, системы органов у животных. Уметь распознавать и описывать на таблицах органы растений и животных | Фронтальный и текущий опрос. Тестирование. | Таблицы | |||||||||
11 | Сущность понятия «питание». Питание растительных организмов. | К | Понятие « питание». Жизнедеятельность растений: питание ( воздушное- фотосинтез, почвенное- минеральное, различие по способу питания у животных | Давать определение понятиям питание, фотосинтез. Характеризовать роль корня в почвенном питании растения, Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культ. растений | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы | |||||||||
12 | Фотосинтез. Его значение в жизни растений и биосферы. | к | Фотосинтез- способ питания растений. Условия протекания фотосинтеза. | Знать определение понятий питание, фотосинтез. Уметь применять полученные знания для выращивания культурных растений. | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы, справочники, словари. | |||||||||
13 | Особенности питания животных. | к | Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение | Давать определение пищеварение, питание. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах | Фронтальный и текущий опрос. С.р. | Таблицы. | |||||||||
14 | Пищеварение и его значение | к | Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение | Давать определение пищеварение, питание. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах | Самостоятельная работа | Таблицы | |||||||||
15 | Значение дыхания. Дыхание растений. | К | Жизнедеятельность растений, значения дыхания, роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания у растений | Давать определение понятию дыхание, Описывать сущность биологического процессов дыхания, Характеризовать особенности дыхания растений | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы | |||||||||
16 | Дыхание животных | к | Жизнедеятельность растений и животных, значения дыхания, роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания у растений | Давать определение понятию дыхание, Описывать сущность биологического процессов дыхания, Характеризовать особенности дыхания растений и животных, | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы | |||||||||
17 | Передвижение веществ в растении. | К | Жизнедеятельность растений и животных . как протекает транспорт веществ | Знать об особенностях транспорта веществ в растении и его биологическом значении, Уметь работать с натуральными объектами, учебной литературой, решать проблемные задачи | Письменный опрос | Таблицы. Презентации | |||||||||
18 | Особенности переноса веществ в организме животных | К | Жизнедеятельность растений и животных . как протекает транспорт веществ у животных | Знать об особенностях транспорта веществ у животных и его биологическом значении, Уметь работать с натуральными объектами, учебной литературой, решать проблемные задачи | С.р. | Таблицы. Презентации | |||||||||
19 | Выделение у растений, грибов и животных | К | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений, животных, основные выделительные системы у животных | Знать процесс выделения веществ как важный процесс для жизнедеятельности живых организмов, знать способы удаления продуктов распада растений и животных Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Работать с различными источниками информации | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы | |||||||||
20 | Обмен веществ и энергии | К | Обмен веществ и превращение энергии у растений и животных, сущность и значение обмена веществ и превращения энергии | Знать особенности обмена веществ и энергии , процессов питания, дыхания, кровообращения. Уметь работать с таблицами, рисунками, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, делать выводы | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы | |||||||||
21 | Опорные системы растений, их значение в жизни организма | К | Строение растительного организма: опорные системы, их значение в жизни организма. | Иметь представление об опорной системе живых организмов , изменение и усложнение опорных систем животных и растительных организмов. Уметь работать с таблицами, рисунками, | Письменный опрос | Таблицы | |||||||||
22 | Опорные системы животных. | к | Строение животного организма: опорные системы, их значение в жизни организма. | Иметь представление об опорной системе живых организмов , изменение и усложнение опорных систем животных и растительных организмов. Уметь работать с таблицами, рисунками, | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы | |||||||||
23 | Движение, механизмы его обеспечивающие | К | Признаки живых организмов: движение, их проявления у животных обитающих в наземных средах значение двигательной активности | Называть роль движения жизни растение и животных, способы передвижения животных Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных, Приводить примеры Уметь работать с таблицами, рисунками, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, делать выводы | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы | |||||||||
24 | Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой | К | Координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения | Давать определение понятиям раздражимость, рефлекс, Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы НС, приводить примеры животных с разными типами НС, находить информацию о различных источниках, о нервной регуляции. | Тестирование | Таблицы, презентации | |||||||||
25 | Нервная система. Особенности строения. | К | Координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения, ростовые вещества у растений | Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности у растений Наблюдать за ростом и развитием растений | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы | |||||||||
26 | Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности | К | Размножение. Биологическое значение, виды размножения, бесполое размножение: деление простейших, почкование гидры | Знать способы размножения, особенность бесполого размножения, раскрыть особенности вегетативного размножения цветковых растений. Уметь размножать комнатные растения с помощью вег-ых органов | Терминологический диктант | Таблицы | |||||||||
27 | Взаимосвязь и взаимозависимость работы всех систем органов | оз | Системы органов. Регуляция процессов жизнедеятельности | Знать сущность регуляции процессов жизнедеятельности живых организмов. Уметь находить информацию в доп. Источниках. | Письменный опрос | Таблицы, энциклопедии, справочники. | |||||||||
28 | Биологическое значение размножения. Бесполое размножение. | К | Размножение. Биологическое значение, виды размножения, бесполое размножение: деление простейших, почкование гидры | Знать способы размножения, особенность бесполого размножения, раскрыть особенности вегетативного размножения цветковых растений. Уметь размножать комнатные растения с помощью вег-ых органов | С.р. | Таблицы | |||||||||
29 | Половое размножение животных | К | Органы размножения, половые клетки, оплодотворение | Знать способы размножения, особенность полого размножения, раскрыть особенности полового размножения животных. | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы | |||||||||
30 | Половое размножение растений | К | Половое размножение растений, опыление, двойное оплодотворение, образование плодов и семян | Знать понятие размножение организмов, особенность полового размножения над бесполым, Уметь размножать комнатные растения с помощью вег-ых органов. | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы | |||||||||
31 | Рост и развитие растений | к | Рост и развитие, особенности развития раст. организмов, развитие зародыша, | Знать о росте и развитии растительных организмов. Уметь обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками | Тестирование | Таблицы, презентации | |||||||||
32 | Особенности развития животных. | К | Рост и развитие, особенности развития животных организмов | Знать о росте и развитии организмов, об особенностях индивидуально развития животных, Уметь обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками | Фронтальный и текущий опрос. | Таблицы, презентации | |||||||||
33 | Постэмбриональное развитие животных. | К | Развитие зародыша, постэмбриональное развитие животных | Знать о росте и развитии организмов, об особенностях индивидуально развития животных, Уметь обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками | С.р. | Таблицы | |||||||||
34 | Среда обитания, ее виды. Факторы живой и неживой природы. | К | Экологически факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы ( температура, свет, влажность) на живые организмы. факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов | Знать понятия среда обитания, экология, экологические факторы, называть виды экологических факторов, типы взаимоотношений организмов Уметь обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации | Тестирование | Таблицы, презентации | |||||||||
ВСЕГО 34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образова...
рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина
· Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы ос...
рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для ...
рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для ...
Рабочая программа по биологии, 8 класс по УМК Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 ...
рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонин.
В рабочей программе прописаны составляющие качества образования. ...
Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,...