Рабочая программа по биологии для 5 класса. Авторская линия Н.И. Сонина.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 5 класса. Авторская линия Н.И. Сонина. 1 час в неделю. 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_5_kl._2016-2017.docx | 73.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №594
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 594 Приказ №______ от _____.2016 г. ________________________ (подпись) МП | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Павлюченкова В.В. ____________________________ (подпись) «30» августа 2016 г. |
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей биологии, химии, географии Протокол № __6___ от 19 мая 2016г. Руководитель МО ______Кириллова Т.В._____ (ФИО) ___________________ (подпись) | ПРИНЯТО
Педагогического совета Протокол № 7от 20 мая 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «БИОЛОГИЯ»
класс 5
количество часов по учебному плану 34
2016-2017 учебный год
Ф.И.О. учителя: Кириллова Т.В.
Категория: первая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2016
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Биология» 5 класс
Нормативная основа программы
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010 г.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6 – 9 классы. Естествознание. 5 класс. М.: Просвещение, 2012 г.
- Программа основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Автор Н. И. Сонин. В. Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012 г.
- Биология 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС. Пальдяева Г.М. – М.: Дрофа, 2015г.
- Образовательная программа ГБОУ СОШ №594 Московского района Санкт-Петербурга – 2016 г.
- Учебный план ГБОУ СОШ №594 Московского района Санкт-Петербурга – 2016-2017учебный год
Цели и задачи обучения по предмету «биология» в 5 классе
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
Задачи:
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач, воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе.
- Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально – ценностному отношению к объектам живой природы.
Особенности преподавания биологии в 5 классе.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии в 5 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии. Основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно базисному учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение биологии в 5 классе составит 34 часа.
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 8 часов
Из них: контрольные уроки – 4 часа, практические работы – 1 час.
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы
Виды контроля | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | За год |
Лабораторная работа | 4 | - | 1 | 2 | 7 |
Практическая работа | - | - | - | 1 | 1 |
Контрольная работа | 1 | - | 1 | 2 | 4 |
Итого: | 12 |
Межпредметные (метапредметные) связи на уроках биологии.
На уроках биологии в 5 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как химия, физика, астрономия и географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии.
На первом этапе (в IV классе) при изучении курса «Окружающий мир» следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике и химии, чтобы обеспечить пропедевтическую естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о процессах жизнедеятельности растений и животных в последующих классах. На втором этапе (в средних классах) в процессе изучения биологии растений и животных важно устанавливать межпредметные связи биологии с химией и физикой для более углубленного осмысления школьниками физиологических и экологических знаний.
На третьем этапе (в старших классах) при изучении биологии человека и общей биологии необходимо широко реализовать знания учащихся по химии, физике и географии.
У учащихся происходит формирование диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении биологии, Учитель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса. В 5 классе обучаются дети 11-12 лет. Учащиеся активны в условиях специально организованной деятельности на уроках биологии:
- Могут работать в парах, используя способ действий,
- Работа в группах;
- Умение контролировать и оценивать друг друга;
- Обладают навыками самостоятельного поиска.
В этом возрасте у детей развиваются способности рассуждать на основе общих посылок, умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения; закладываются основы теоретического, формального и рефлексивного мышления. Контролируемой и управляемой становится речь, внимание и память. У подростков впервые начинает наблюдаться умение находить и выделять значимые, существенные связи и причинно-следственные зависимости при работе с наглядным материалом, длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, то есть происходит подчинение первичных зрительных ощущений процессу осмысления.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
- фронтальная (общеклассная)
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
Активные методы обучения: лабораторные и практические работы, мозговой штурм, разноуровневая дифференциация, игровые технологии, ИКТ.
Средства обучения:
- для учащихся:
Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2016 г.
- для учителя:
- Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2016
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»/ Н. И.Сонин – М.: Дрофа, 2016
- Воронина, Г. А. Тесты по биологии. 5 класс: к учебникам А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»/ Г. А. Воронина. – М.: Экзамен, 2013
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: тетрадь для лабораторных и самостоятельных работ. – М.: Дрофа, 2015
- Технологические карты уроков по учебнику Сонина Н. И., Плешакова А. А./ Константинова И. В.- Волгоград: Учитель, 2015
Технические средства обучения:
-Интерактивная доска
-Мультимедийный проектор
-Компьютер
-Принтер
- CD и DVD диски
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- предварительный
- текущий
- тематический
- итоговый
Формы контроля:
- Письменный опрос (лабораторные и контрольные работы)
- Устный опрос
- дифференцированный
- индивидуальный
- тестирование
- письменные домашние задания
- анализ исследовательских работ
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2016\2017 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по биологии.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | |
Уроки | лабораторно-практические работы | |||||
Живой организм: строение и изучение | 8 | 4 | 4 | 1 | ||
Многообразие живых организмов | 14 | 14 | - | 1 | ||
Среда обитания живых организмов | 6 | 4 | 1 – лабораторная. 1 - практическая | 1 | ||
Человек на Земле | 5 | 3 | 2 | 1 | ||
Резервное время | 1 | |||||
В нижней части таблицы часы суммируются | ||||||
Итого: | 34 | 25 | 7 – лабораторных работ, 1 - практическая | 4 |
Содержание рабочей программы
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы |
Живой организм: строение и изучение | 8 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи и лука» (на готовых микропрепаратах) Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение» | |
Многообразие живых организмов | 14 | Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» | |
Среда обитания живых организмов | 6 | Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных» Практическая работа №1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения » Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» | |
Человек на Земле | 5 | Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи Лабораторные и практические работы. Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела» Лабораторная работа №7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи» Контрольная работа по теме «Человек на Земле» | |
Резервное время | 1 |
Календарно-тематическое планирование по биологии
на 2016\2017 учебный год
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или основные понятия урока | Виды деятель ности | Формы контроля | Практические, лабораторные работы | Домашнее задание | Дата проведения | |||||
план | факт | ||||||||||||
I четверть | |||||||||||||
Живой организм: строение и изучение 8 часов | |||||||||||||
Введение. Живой организм | Формирование новых знаний | научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. | Выделяют существенные признаки живых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологических знаний в жизни человека | Фронтальный опрос | §1, вопросы стр.11 | ||||||||
| Наука о живой природе Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | Лабораторно-практический урок. Парная работа | научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний | Определяют основные методы биологических исследований; работают с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты; планируют и организуют своё рабочее место; выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы | Письменный отчёт о проделанной работе | Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | §2, вопросы стр.16 | ||||||
| Методы изучения природы. Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | Лабораторно-практический урок. Парная работа | научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени. | Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизирует знания. Делают выводы. | Письменный отчёт о проделанной работе | Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | §3, вопросы стр.22 | ||||||
| Увеличительные приборы. Живые клетки. Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи и лука» (на готовых микропрепаратах) | Лабораторно-практический урок. Парная работа | познакомятся с устройством светового микроскопа; научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части); соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы. | Письменный отчёт о проделанной работе | Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи и лука» (на готовых микропрепаратах) | §4, вопросы стр.26 | ||||||
Химический состав клетки. Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» | Лабораторно-практический урок. Парная работа | научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. | Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы. | Письменный отчёт о проделанной работе | Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» | §5, вопросы стр.32 | |||||||
Вещества и явления в окружающем мире | Комбинированный | Научаться наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение: молекулы, атома | Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Изучают и описывают свойства различных веществ. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике | Терминологический диктант, индивидуальный опрос | - | §6, вопросы стр.38 | |||||||
Великие естествоиспытатели | Формирование новых знаний | научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. | Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Фронтальный опрос, работа по карточкам | - | §8, вопросы стр.48 | |||||||
Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение» | Контроль знаний | Научаться применять полученные знания в самостоятельной работе | Применяют полученные знания в самостоятельной работе | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида | - | читать стр. 49, знать основные понятия | |||||||
Многообразие живых организмов 14 часов | |||||||||||||
Как развивалась жизнь на Земле | Формирование новых знаний | научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых, биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли. | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Используют интернет -ресурсы для поиска информации | Работа с таблицей | - | §9, вопросы стр.56 | |||||||
II четверть | |||||||||||||
Разнообразие живого | комбинированный | научатся называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных. | Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей Царства живой природы. Сравнивают представителей Царств. Делают выводы. Участвуют в коллективной беседе, приводят примеры основных представителей Царств природы. | Работа по карточкам | - | §10, вопросы стр.59 | |||||||
Бактерии | комбинированный | научатся различать изученные объекты в природе. | Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. различают изученные объекты в природе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов | Терминологический диктант, индивидуальный опрос | - | §11, вопросы стр.63 | |||||||
Грибы | Формирование новых знаний | научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Индивидуальный опрос, работа с таблицей | - | §12, вопросы стр.67 | |||||||
Растения. Водоросли | Контроль и коррекция знаний | научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Тестирование по темам «Бактерии», «Грибы" | - | §13, вопросы стр.72 | |||||||
Мхи. Папоротники | Формирование новых знаний | научатся различать изученные объекты в природе. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Индивидуальный опрос | - | §14, вопросы стр.75 | |||||||
Голосеменные растения | Комбинированный | научатся различать изученные объекты в природе, по таблицам | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Работа по карточкам с заданиями | - | §16, вопросы стр.82 | |||||||
Покрытосеменные (цветковые) растения | Контроль и коррекция знаний | научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. | Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. | Тестирование по темам «Мхи. Папоротники», «Голосеменные растения» | - | §17, вопросы стр.87 | |||||||
III четверть | |||||||||||||
Значение растений в природе и жизни человека | комбинированный | научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. | Осваивают навыки выращивания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Терминологический диктант, индивидуальный опрос | - | §18, вопросы стр.90 | |||||||
Животные. Простейшие | Формирование новых знаний | научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Индивидуальный опрос | - | §19, вопросы стр.93 | |||||||
Беспозвоночные животные | Формирование новых знаний | научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. | Наблюдают за способами передвижения беспозвоночных животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Работа по карточкам с заданиями | - | §20, вопросы стр.96 | |||||||
Позвоночные животные | комбинированный | научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия. | Наблюдают за способами передвижения позвоночных животных; изменениями внешнего облика животных на разных этапах индивидуального развития. | Фронтальный опрос. Работа по карточкам с заданиями | - | §21, вопросы стр.99 | |||||||
Значение животных в природе и жизни человека | комбинированный | научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. | Объясняют роль представителей животных в природе и жизни человека. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Фронтальный опрос | - | §22, вопросы стр.101 | |||||||
Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов» | Контроль знаний | Научаться применять полученные знания в самостоятельной работе | применяют полученные знания в самостоятельной работе | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного типа | - | стр. 102 читать, знать основные понятия | |||||||
Среда обитания живых организмов 6 часов | |||||||||||||
Три среды обитания живых организмов | Формирование новых знаний | научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания. | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Работа по карточкам с заданиями. Работа с таблицей | - | §23, вопросы стр.108 | |||||||
Жизнь на разных материках | комбинированный | научатся определять основные среды обитания живых организмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах. | Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями | Терминологический диктант. Индивидуальный опрос | - | §24, вопросы стр.114 | |||||||
Природные зоны Земли | Формирование новых знаний | научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определённым условиям. | Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Работают с картой природных зон | Индивидуальный опрос | - | §25, вопросы стр.120 | |||||||
Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных» | Лабораторно-практический урок. Парная работа | научатся называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами. | Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Обобщают и систематизируют знаний | Письменный отчёт о проделанной работе | Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных» | §26, вопросы стр.124 | |||||||
IV четверть | |||||||||||||
Практическая работа №1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения » | научатся сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. | Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. Выполняют практическую работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы | Письменный отчёт о проделанной работе | Практическая работа №1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» | |||||||||
Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов» | Контроль знаний | Научаться применять полученные знания в самостоятельной работе | применяют полученные знания в самостоятельной работе | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного типа | - | Читать стр. 125 | |||||||
Человек на Земле 5 часов | |||||||||||||
Как человек появился на Земле. Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела» | Лабораторно-практический урок. Парная работа | научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей. | Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм Человека разумного. Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы. | Письменный отчёт о проделанной работе | Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела» | §27, вопросы стр.134 | |||||||
Как человек изменил Землю | комбинированный | научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты. | Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. | Индивидуальный опрос | - | §28, вопросы стр.139 |
| ||||||
Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? | комбинированный | научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных. | Называют и узнают в природе редкие и исчезнувшие виды растений и животных. выясняют, какие редкие и исчезнувшие виды растений и животных обитают в их регионе. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями4 объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек | Фронтальный опрос | - | §29, 30, вопросы стр.142, 145 | |||||||
Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа №7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи» | Лабораторно-практический урок. Парная работа | научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей. | Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют знаний. | Письменный отчёт о проделанной работе | Лабораторная работа №7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи» | §31, вопросы стр.152 | |||||||
Контрольная работа по теме «Человек на Земле» | Контроль знаний | Научаться применять полученные знания в самостоятельно работе; объяснять роль растений и животных в жизни человека | Применяют полученные знания в самостоятельно работе | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида | Читать стр. 153, знать основные понятия | ||||||||
Обобщение и повторение изученного за год | Систематизация знаний | научатся вести здоровый образ жизни и бороться с вредны- ми привычками своих товарищей; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе | Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. | Фронтальный опрос, работа с карточками, тестирование и самопроверка |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
по биологии (к образовательным результатам)
к концу 5 класса
Учащиеся должны знать:
- основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
- принципы современной классификации живой природы;
- основные характеристики царств живой природы;
- клеточное строение живых организмов;
- основные свойства живых организмов;
- типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
- приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под
действием экологических факторов;
- правила поведения в природе;
- какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить
сообщения и презентации;
- проводить наблюдения и описания природных объектов;
- составлять план простейшего исследования;
- сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных
царств живой природы;
- давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со
средой их обитания;
- составлять цепи питания в природных сообществах;
- распознавать растения и животных занесенных в Красные книги.
Образовательные результаты:
Предметные результаты освоения биологии в 5 классе:
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей Царств живой природы.
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
- Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
- определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах^ таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы 5 класса по биологии являются умения:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
-формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, воспитание в учащихся любви к природе;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
- умение слушать и слышать другое мнение
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по биологии
Критерии оценки учебной деятельности по биологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ
Отметка «5»: полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.
Отметка «3»: усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятия
недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»: правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2» не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать: правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
Отметка «5»: правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.
Отметка «4»: правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»: допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»: допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов,
Оценка «4» - 7- 9 правильных ответов,
Оценка «3» - 5- 6 правильных ответов,
Оценка «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,
Оценка «4» - 14- 17 правильных ответов,
Оценка «3» - 10- 13 правильных ответов,
Оценка «2» - менее 10 правильных ответов.
Ресурсное обеспечение программы
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2016 г.
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2016\2017 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования ….
- литература для учителя (основная и дополнительная);
- Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2016
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»/ Н. И.Сонин – М.: Дрофа, 2016
- Воронина, Г. А. Тесты по биологии. 5 класс: к учебникам А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»/ Г. А. Воронина. – М.: Экзамен, 2013
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: тетрадь для лабораторных и самостоятельных работ. – М.: Дрофа, 2015
- Технологические карты уроков по учебнику Сонина Н. И., Плешакова А. А./ Константинова И. В.- Волгоград: Учитель, 2015
- литература для обучающихся
. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2016 г.
- материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/
учебные мультимедийные пособия,
презентации, подготовленные учителем
http://school-collection.edu.ru/
http://www.openclass.ru/ (коллекция мультимедийных презентаций к урокам)
http://festival.1september.ru/ (Фестиваль «Открытый урок»)
http://portfolio.1september.ru/ (фестиваль «Портфолио»)
http://infourok.ru/
- информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.
-Интерактивная доска
-Мультимедийный проектор
-Компьютер
-Принтер
- CD и DVD диски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образова...
рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина
· Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы ос...
рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для ...
рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для ...
Рабочая программа по биологии, 8 класс по УМК Н.И.Сонина
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 ...
рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонин.
В рабочей программе прописаны составляющие качества образования. ...
Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,...