Рабочая программа по биологии для 5 класса. Авторская линия Н.И. Сонина.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Рабочая программа по биологии для 5 класса. Авторская линия Н.И. Сонина. 1 час в неделю. 34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_biologii_5_kl._2016-2017.docx73.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №594

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 594
Агафонова Н.В.

Приказ №______ от _____.2016 г.

________________________

(подпись)

МП

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Павлюченкова В.В.

____________________________

(подпись)

«30» августа  2016 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

учителей  биологии, химии, географии

Протокол № __6___

от 19  мая  2016г.

Руководитель МО

______Кириллова Т.В._____

(ФИО)

___________________

(подпись)

ПРИНЯТО


на заседании

Педагогического совета
ГБОУ школы № 594

Протокол № 7от  20 мая  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  «БИОЛОГИЯ»

                класс 5

количество часов по учебному плану 34

2016-2017 учебный год

Ф.И.О. учителя:  Кириллова Т.В.

Категория:  первая

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016


Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«Биология» 5  класс

Нормативная основа программы

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010 г.
  • Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6 – 9 классы. Естествознание. 5 класс. М.: Просвещение, 2012 г.
  • Программа основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Автор Н. И. Сонин. В. Б. Захаров. – М.: Дрофа, 2012 г.
  • Биология 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС. Пальдяева Г.М. – М.: Дрофа, 2015г.
  • Образовательная программа ГБОУ СОШ №594 Московского района Санкт-Петербурга – 2016 г.
  • Учебный план  ГБОУ СОШ №594 Московского района Санкт-Петербурга – 2016-2017учебный год

Цели и задачи обучения по предмету «биология» в 5  классе

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

Задачи:

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач, воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе.
  • Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально – ценностному отношению к объектам живой природы.

Особенности преподавания  биологии в 5 классе.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии в 5 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии. Основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно базисному учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение биологии в 5 классе составит 34 часа.

1 четверть – 9 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

Из них: контрольные уроки – 4 часа, практические работы – 1 час.

Количество часов для контроля за выполнением практической части программы

Виды контроля

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Лабораторная работа

4

-

1

2

7

Практическая работа

-

-

-

1

1

Контрольная работа

1

-

1

2

4

Итого:

12

Межпредметные (метапредметные) связи на уроках биологии.

На уроках биологии в 5 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как химия, физика, астрономия и географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии.

На первом этапе (в IV классе) при изучении курса «Окружающий мир» следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике и химии, чтобы обеспечить пропедевтическую естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о процессах жизнедеятельности растений и животных в последующих классах. На втором этапе (в средних классах) в процессе изучения биологии растений и животных важно устанавливать межпредметные связи биологии с химией и физикой для более углубленного осмысления школьниками физиологических и экологических знаний.

На третьем этапе (в старших классах) при изучении биологии человека и общей биологии необходимо широко реализовать знания учащихся по химии, физике и географии.

У учащихся происходит формирование диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении биологии, Учитель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса. В 5 классе обучаются дети 11-12 лет. Учащиеся активны в условиях специально организованной деятельности на уроках биологии:

  • Могут работать в парах, используя способ действий,
  • Работа в группах;
  • Умение контролировать и оценивать друг друга;
  • Обладают навыками самостоятельного поиска.

В этом возрасте у детей развиваются способности рассуждать на основе общих посылок, умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения; закладываются основы теоретического, формального и рефлексивного мышления. Контролируемой и управляемой становится речь, внимание и память. У подростков впервые начинает наблюдаться умение находить и выделять значимые, существенные связи и причинно-следственные зависимости при работе с наглядным материалом, длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, то есть происходит подчинение первичных зрительных ощущений процессу осмысления.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

Активные методы обучения: лабораторные и практические работы, мозговой штурм, разноуровневая дифференциация, игровые технологии, ИКТ.

Средства обучения:

  • для учащихся:

Биология. Введение  в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2016 г.

  • для учителя:
  1. Сонин Н. И. Биология. Введение  в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2016
  2. Сонин, Н. И. Биология. Введение  в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»/ Н. И.Сонин – М.: Дрофа, 2016
  3. Воронина, Г. А. Тесты по биологии. 5 класс: к учебникам А. А. Плешакова,  Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»/ Г. А. Воронина. – М.: Экзамен, 2013
  4. Сонин, Н. И. Биология. Введение  в биологию. 5 класс: тетрадь для лабораторных и самостоятельных работ. – М.: Дрофа, 2015
  5. Технологические карты уроков по учебнику Сонина Н. И., Плешакова А. А./ Константинова И. В.- Волгоград: Учитель, 2015

Технические средства обучения:

-Интерактивная доска

-Мультимедийный проектор

-Компьютер

-Принтер

- CD  и DVD  диски

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

-  предварительный

-  текущий

- тематический

- итоговый

Формы контроля:

  • Письменный опрос (лабораторные и контрольные работы)
  • Устный опрос
  • дифференцированный
  • индивидуальный
  • тестирование
  •  письменные домашние задания
  • анализ исследовательских работ

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2016\2017  учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС  основного общего образования  по биологии.



Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Контрольные работы

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Уроки

лабораторно-практические работы

Живой организм: строение и изучение

8

4

4

1

Многообразие живых организмов

14

14

-

1

Среда обитания живых организмов

6

4

1 – лабораторная.

1 - практическая

1

Человек на Земле

5

3

2

1

Резервное время

1

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

34

25

7 – лабораторных работ,

1 - практическая

4


Содержание  рабочей программы

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

Живой организм: строение и изучение

8

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный  химический  состав,  обмен  веществ  и  энергии,   питание,  дыхание,   выделение,  рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

 Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи и лука» (на готовых микропрепаратах)

Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов» 

Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение»

Многообразие живых организмов

14

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

Среда обитания живых организмов

6

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

Практическая работа №1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения »

Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов»

Человек на Земле

5

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела»

Лабораторная работа №7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи»

Контрольная работа по теме «Человек на Земле»

Резервное время

1


Календарно-тематическое планирование по биологии

на 2016\2017  учебный год

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Виды деятель

ности

Формы контроля

Практические, лабораторные работы

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

I четверть

Живой организм: строение и изучение 8 часов

Введение. Живой организм

Формирование новых знаний

научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Выделяют существенные признаки живых  организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологических знаний в жизни человека

Фронтальный опрос

§1, вопросы стр.11

  1. 2

Наука о живой природе

Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

Лабораторно-практический урок.

Парная работа

научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых,   соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний  

Определяют основные методы биологических исследований; работают с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты; планируют и организуют своё рабочее место; выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания, делают выводы

Письменный отчёт о проделанной работе

Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

§2, вопросы стр.16

  1. 3

Методы изучения природы. Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

Лабораторно-практический урок.

Парная работа

научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени.

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизирует  знания. Делают выводы.

Письменный отчёт о проделанной работе

Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

§3, вопросы стр.22

  1. 4

Увеличительные приборы.  Живые клетки. Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи и лука» (на готовых микропрепаратах)

Лабораторно-практический урок.

Парная работа

познакомятся с устройством светового микроскопа; научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части); соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы.

Письменный отчёт о проделанной работе

Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи и лука» (на готовых микропрепаратах)

§4, вопросы стр.26

Химический состав клетки. Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

Лабораторно-практический урок.

Парная работа

научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы.

Письменный отчёт о проделанной работе

Лабораторная работа №4 «Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

§5, вопросы стр.32

Вещества и явления в окружающем мире

Комбинированный

Научаться наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях,  называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение: молекулы, атома

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Изучают и описывают свойства различных веществ. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Ориентируются в учебнике

Терминологический диктант, индивидуальный опрос

-

§6, вопросы стр.38

Великие естествоиспытатели

Формирование новых знаний

научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются  мнениями

Фронтальный опрос, работа по карточкам

-

§8, вопросы стр.48

Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение»

Контроль знаний

Научаться применять полученные знания в самостоятельной работе

Применяют полученные знания в самостоятельной работе

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

-

читать стр. 49, знать основные понятия

Многообразие живых организмов 14 часов

Как развивалась жизнь на Земле

Формирование новых знаний

научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых, биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли.

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Используют интернет -ресурсы для поиска информации

Работа с таблицей

-

§9, вопросы стр.56

II четверть

Разнообразие живого

комбинированный

научатся называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных.

Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки  представителей Царства  живой природы. Сравнивают  представителей Царств. Делают выводы. Участвуют в коллективной беседе, приводят примеры основных представителей Царств природы.

Работа по карточкам

-

§10, вопросы стр.59

Бактерии

комбинированный

научатся различать изученные объекты в природе.

Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. различают изученные объекты в природе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых  организмов

Терминологический диктант, индивидуальный опрос

-

§11, вопросы стр.63

Грибы

Формирование новых знаний

научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе:  обмениваются мнениями

Индивидуальный опрос, работа с таблицей

-

§12, вопросы стр.67

Растения. Водоросли

Контроль и коррекция знаний

научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе:  обмениваются мнениями

Тестирование по темам «Бактерии», «Грибы"

-

§13, вопросы стр.72

Мхи. Папоротники

Формирование новых знаний

научатся различать изученные объекты в природе.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе:  обмениваются мнениями

Индивидуальный опрос

-

§14, вопросы стр.75

Голосеменные растения

Комбинированный

научатся различать изученные объекты в природе, по таблицам

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Участвуют в коллективной беседе:  обмениваются мнениями

Работа по карточкам с заданиями

-

§16, вопросы стр.82

Покрытосеменные (цветковые) растения

Контроль и коррекция знаний

научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения.

Тестирование по темам «Мхи. Папоротники», «Голосеменные растения»

-

§17, вопросы стр.87

III четверть

Значение растений в природе и жизни человека

комбинированный

научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

Осваивают навыки выращивания растений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Терминологический диктант, индивидуальный опрос

-

§18, вопросы стр.90

Животные. Простейшие

Формирование новых знаний

научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Индивидуальный опрос

-

§19, вопросы стр.93

Беспозвоночные  животные

Формирование новых знаний

научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Наблюдают за способами передвижения  беспозвоночных животных. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Работа по карточкам с заданиями

-

§20, вопросы стр.96

Позвоночные  животные

комбинированный

научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия.

Наблюдают за способами передвижения позвоночных животных; изменениями внешнего облика животных на разных этапах индивидуального развития.

Фронтальный опрос. Работа по карточкам с  заданиями

-

§21, вопросы стр.99

Значение животных в природе и жизни человека

комбинированный

научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.

Объясняют роль представителей животных в природе и жизни человека. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Фронтальный опрос

-

§22, вопросы стр.101

Контрольная работа по теме «Многообразие живых организмов»

Контроль знаний

Научаться применять полученные знания в самостоятельной работе

применяют полученные знания в самостоятельной работе

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного типа

-

стр. 102 читать, знать основные понятия

Среда обитания живых организмов  6 часов

Три среды обитания живых организмов

Формирование новых знаний

научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания.

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют  виды растений и животных, населяющих их.

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Работа по карточкам с заданиями. Работа с таблицей

-

§23, вопросы стр.108

Жизнь на разных материках

комбинированный

научатся определять основные среды обитания живых организмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах.

Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями

Терминологический диктант. Индивидуальный опрос

-

§24, вопросы стр.114

Природные зоны Земли

Формирование новых знаний

научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.

Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Работают с картой природных зон

Индивидуальный опрос

-

§25, вопросы стр.120

Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

Лабораторно-практический урок.

Парная работа

научатся называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами.

Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Прогнозируют последствия  изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Обобщают и систематизируют знаний

Письменный отчёт о проделанной работе

Лабораторная работа №5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»

§26, вопросы стр.124

IV четверть

Практическая работа №1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Экологические проблемы местности и доступные пути их решения »

научатся сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами.

Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения  организмов в каждой из сред. Выполняют практическую работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы

Письменный отчёт о проделанной работе

Практическая работа №1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»

Контрольная работа по теме «Среда обитания живых организмов»

Контроль знаний

Научаться применять полученные знания в самостоятельной работе

применяют полученные знания в самостоятельной работе

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного типа

-

Читать стр. 125

Человек на Земле 5 часов

Как человек появился на Земле. Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела»

Лабораторно-практический урок.

Парная работа

научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей.

Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм Человека разумного. Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы.

Письменный отчёт о проделанной работе

Лабораторная работа №6 «Измерение своего роста и массы тела»

§27, вопросы стр.134

Как человек изменил Землю

комбинированный

научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты.

Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.

Индивидуальный опрос

-

§28, вопросы стр.139

             

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

комбинированный

научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.

Называют и узнают в природе редкие и исчезнувшие виды растений и животных. выясняют, какие редкие и исчезнувшие виды растений и животных обитают в их регионе.  Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями4 объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек

Фронтальный опрос

-

§29, 30, вопросы стр.142, 145

Здоровье человека и безопасность жизни. Лабораторная работа №7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи»

Лабораторно-практический урок.

Парная работа

научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей.

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения,  направленных на сохранение здоровья. Планируют и организуют своё рабочее место. Выполняют лабораторную работу. Обобщают и систематизируют знаний.

Письменный отчёт о проделанной работе

Лабораторная работа №7 «Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи»

§31, вопросы стр.152

Контрольная работа по теме «Человек на Земле»

Контроль знаний

Научаться применять полученные знания в самостоятельно работе; объяснять  роль растений и животных в жизни человека

Применяют полученные знания в самостоятельно работе

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида

Читать стр. 153, знать основные понятия

Обобщение и повторение изученного  за год

Систематизация знаний

научатся вести здоровый образ жизни и бороться с вредны-

ми привычками своих товарищей; объяснять роль растений и животных в жизни

человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

соблюдать правила поведения в природе

Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями. Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.

Фронтальный опрос, работа с карточками, тестирование и самопроверка



Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по биологии  (к образовательным результатам)

к концу 5  класса

Учащиеся должны знать:

  • основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
  • принципы современной классификации живой природы;
  • основные характеристики царств живой природы;
  • клеточное строение живых организмов;
  • основные свойства живых организмов;
  • типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
  • приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под

действием экологических факторов;

  • правила поведения в природе;
  • какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить

сообщения и презентации;

  • проводить наблюдения и описания природных объектов;
  • составлять план простейшего исследования;
  • сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных

царств живой природы;

  • давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со

средой их обитания;

  • составлять цепи питания в природных сообществах;
  • распознавать растения и животных занесенных в Красные книги.

Образовательные результаты:

Предметные  результаты освоения биологии в 5 классе:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;
  • устройство светового микроскопа;
  • основные органоиды клетки;
  • основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
  • основные признаки представителей Царств живой природы.
  • основные среды обитания живых организмов;
  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.
  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

  • Учащиеся должны уметь:
  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать методы биологических исследований;
  • работать с лупой и световым микроскопом;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
  • определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
  • объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами.
  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах^ таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы 5 класса   по биологии являются умения:

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи;

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

-  работать в соответствии с поставленной задачей;

-  составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

-  работать с текстом параграфа и его компонентами;

-  узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

-формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры, воспитание в учащихся любви к природе;

- признание права каждого на собственное мнение;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

- умение слушать и слышать другое мнение


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по биологии

Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ

Отметка «5»:  полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;  чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.

 

Отметка «4»: раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.

 

Отметка «3»: усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятия

недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

 

Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

 

Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

 

Отметка «4»: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются; 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»: правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.

 

Отметка «2» не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

 

Оценка умений проводить наблюдения

 

Учитель должен учитывать: правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

 

Отметка «5»: правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

 

Отметка «4»: правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

 

Отметка «3»: допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

 Отметка «2»: допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:  выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";  или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1.  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.  Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов,

Оценка «4» - 7- 9 правильных ответов,

Оценка «3» - 5- 6 правильных ответов,

Оценка «2» - менее 5 правильных ответов.

2.  Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,

Оценка  «4» - 14- 17 правильных ответов,

Оценка «3» - 10- 13 правильных ответов,

Оценка «2» - менее 10 правильных ответов.


Ресурсное обеспечение программы

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Биология. Введение  в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2016 г.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2016\2017 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования ….

  • литература для учителя (основная и дополнительная);
  1. Сонин Н. И. Биология. Введение  в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2016
  2. Сонин, Н. И. Биология. Введение  в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию»/ Н. И.Сонин – М.: Дрофа, 2016
  3. Воронина, Г. А. Тесты по биологии. 5 класс: к учебникам А. А. Плешакова,  Н. И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»/ Г. А. Воронина. – М.: Экзамен, 2013
  4. Сонин, Н. И. Биология. Введение  в биологию. 5 класс: тетрадь для лабораторных и самостоятельных работ. – М.: Дрофа, 2015
  5. Технологические карты уроков по учебнику Сонина Н. И., Плешакова А. А./ Константинова И. В.- Волгоград: Учитель, 2015

  • литература для обучающихся  

. Биология. Введение  в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2016 г.

  • материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

учебные мультимедийные пособия,

презентации, подготовленные учителем

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://www.openclass.ru/  (коллекция мультимедийных презентаций к урокам)

http://festival.1september.ru/ (Фестиваль «Открытый урок»)

 http://portfolio.1september.ru/ (фестиваль «Портфолио»)

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/02/19/kontrolno-izmeritelnye-materialy-russkiy-yazyk-5-klass

http://infourok.ru/

  • информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.

-Интерактивная доска

-Мультимедийный проектор

-Компьютер

-Принтер

- CD  и DVD  диски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина

   Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­ва...

рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина

·        Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы ос...

рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для ...

рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для ...

Рабочая программа по биологии, 8 класс по УМК Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 ...

рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонин.

В рабочей программе прописаны составляющие качества образования. ...

Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразова­тельной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,...