Рабочая программа по биологии для 10 класса. Авторская линия Н.И. Сонина.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Рабочая программа по биологии для 10 класса. Авторская линия н.и. Сонина. 1час в неделю. 34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_biologii_10_klass_2016-2017._po_soninu.docx86.26 КБ

Предварительный просмотр:

                        ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №594

    МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 594
Агафонова Н.В.

Приказ №______ от _____.2016 г.

________________________

(подпись)

МП

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Павлюченкова В.В.

____________________________

(подпись)

«30» августа  2016 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

учителей  биологии, химии, географии

Протокол № __6___

от 19  мая  2016г.

Руководитель МО

______Кириллова Т.В._____

___________________

(подпись)

ПРИНЯТО


на заседании

Педагогического совета
ГБОУ школы № 594

Протокол № 7от  20 мая  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету  «БИОЛОГИЯ»

                           класс  10

количество часов по учебному плану 68

2016-2017 учебный год

Ф.И.О. учителя:  Кириллова Т.В.

Категория:  первая

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016


2.Пояснительная записка

2.1 Нормативно-правовые документы

Рабочая программа по  биологии 10 класса составлено на основании следующих нормативно-правовых документов:

Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

Приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ».

Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования  России от 9 марта 2004 г. № 1312)

Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего
(полного) общего образования по биологии (базовый уровень). - Сборник  нормативных документов. Биология . -М.: Дрофа, 2004

 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 г.;

Курс биологии 10-11 классов продолжает  линию  Захарова, Сонина, изучаемую в основной школе. Он является итоговой частью программы по биологии 10 -11 классов.

Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 5-11 класс М.: Дрофа, 2009.   Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала, составленная в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования.  УМК сохранен в полной мере.

2.2. Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии  направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.  Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической и валеологической культуры человека.

Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации  ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.

2.3. Цели и задачи обучения.

    Цели изучения предмета.

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,
    экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии,  вошедших  в  общечеловеческую  культуру;  сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

2.4. Место предмета в учебном плане школы

 В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 594 на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов   (1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе).

2.5. Общеучебные умения и навыки, способы деятельности

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени полного (среднего)образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.  

В связи  с уменьшением количества учебных недель по учебному плану, разноуровневым составом обучающихся в 10-11 классе объединены, с сохранением логики и структуры рабочей программы без ущерба материалу курса 10-11 класса,  следующие темы уроков в 10 классе: 1)«Современное представление о геноме и гене» и Генетика пола» 2) «Селекция:основные методы и достижения» и «Биотехнология: достижения и перспективы развития»; в 11 классе: 1) «Основные этапы эволюции человека» и «Человеческие расы» 2) « Основные экологические проблемы современности, пути их решения» и «Роль биологии в будущем»

 

3. Учебно-тематический план по биологии (10-11  класс)

Тема раздела

Кол-во часов

Лабораторные-практические

Работы\зачеты

экскурсии

1.

Биология как наука. Методы научного познания

3

-

-

2.

Клетка

12

4/1

3.

Организм

18

3/1

-

4.

Вид.

20

5/1

-

5

Экосистемы

12

4/1

-

6

Повторение

1

0

7

Резервное время

2

0

Всего:

68

16/4

Для повышения уровня и использования полученных знаний, для приобретения практических навыков планом предусматривается выполнение 4 лабораторных работ и 3 практические работы (10 класс), 4 практических и 5 лабораторных работы (11 класс), которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

10 класс

«Опыты по определению каталитической активности ферментов»

«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука», «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»

«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах»

 «Решение задач по цитологии»

«Составление простейших схем скрещивания»

«Решение простейших генетических задач»

 «Изучение модификационной изменчивости на примере изучения длины семян фасоли»

          11 класс

«Описание особей вида по морфологическому критерию»

«Выявление изменчивости у особей одного вида»

«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. Свойства местности». 

 «Составление схем передачи веществ и энергии»

  «Исследование сукцессионных изменений на примере колонии простейших в сенном растворе» 

«Решение экологических задач».

                                                                                                                        4. Содержание курса 10 -11 классы

 РАЗДЕЛ   1 Биология как наука. Методы научного познания (3 часа)

Тема 1.1

Краткая история развития биологии.

Система биологических наук (1 час)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.

  • Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук».
  • Основные понятия. Биология. Жизнь.

Тема 1.2

Сущность и свойства живого. Уровни организации

и методы познания живой природы (1 час)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени.

Тема 1.3. Уровни организации и методы познания живой природы (1 час)

. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

  • Демонстрация. Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».
  • Основные понятия. Свойства жизни. Уровни организации живой природы. Методы познания живой материи.

РАЗДЕЛ 2.

 Клетка (12 часов)

Тема 2.1

История изучения клетки. Клеточная теория

(1 час)

Развитие знаний о клетке.  Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

  • Демонстрация. Схема «Многообразие клеток».
  • Основные понятия. Клетка. Цитология. Основные положения клеточной теории.

Тема 2.2

Химический состав клетки (5 часов)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.

  • Демонстрация. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК».

        Лабораторные и практические работы

«Опыты по определению каталитической активности ферментов»

«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука», «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»

  • Основные понятия. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Свойства воды. Минеральные соли. Биополимеры. Липиды, липоиды, углеводы, белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Репликация ДНК.

Тема 2.3

Строение эукариотической и прокариотической клеток(3 часа)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть,

аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

        Демонстрация. Схемы и таблицы: «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосом», «Строение прокариотической клетки».

        Лабораторные и практические работы. Наблюдение  клеток растений  и  животных  под микроскопом на готовых препаратах.

«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах»

 «Решение задач по цитологии»

        Основные понятия. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки. Особенности растительной и животной клеток. Хромосомы. Кариотип. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Прокариотическая клетка, бактерия.

Тема 2.4

Реализация наследственной информации в клетке

(1  час)

ДНК — носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

        Демонстрация. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка».

        Основные  понятия.   Генетический   код,   триплет, ген. Транскрипция, трансляция, матричный синтез.

Тема 2.5 Вирусы (1 час)+ 1 час Зачет по теме «Клетка»

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

  • Демонстрация. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа».
  • Основные понятия. Вирус, бактериофаг.

РАЗДЕЛ 3

Организм (18 час)

Тема 3.1

Многообразие живых организмов Обмен веществ и превращение энергии

 (3 часа)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

  • Демонстрация.    Схема    «Многообразие    организмов».
  • Основные понятия. Одноклеточные, многоклеточные организмы.

Энергетический обмен— совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

  • Демонстрация. Схема «Пути метаболизма в клетке».
  • Основные понятия. Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. АТФ. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез.

Тема 3.2. Деление клетки (4 часа)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

  • Демонстрация. Схемы и таблицы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».
  • Основные понятия. Жизненный цикл клетки. Митоз, биологическое значение. Типы бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Раздельнополые организмы и гермафродиты. Яйцеклетка и сперматозоид. Гаметогенез. Мейоз, биологическое значение. Оплодотворение: наружное и внутреннее. Двойное оплодотворение у растений.

Тема 3.3

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

(2 часа)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный  периоды  развития.   Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

  • Демонстрация. Таблицы: «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Таблицы, фотографии, диаграммы и статистические данные, демонстрирующие последствия влияния негативных факторов среды на развитие организма.
  • Основные понятия. Онтогенез. Типы развития: прямое и непрямое (развитие с метаморфозом). Этапы эмбрионального развития. Периоды постэмбрионального развития. Вредное влияние курения, алкоголя, наркотических препаратов на развитие организма и продолжительность жизни.

Тема 3.4

Наследственность и изменчивость (7  часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

        Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.

 Лабораторные и практические работы
«Составление простейших схем скрещивания»

«Решение простейших генетических задач»

 «Изучение модификационной изменчивости на примере изучения длины семян фасоли»

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм (при возможности наличия времени)

        Основные понятия. Наследственность и изменчивость. Генотип, фенотип. Гибридологический метод, скрещивание. Доминантный, рецессивный. Гены, аллели. Закономерности наследования признаков. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетические карты. Геном. Аутосомы, половые хромосомы. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутагенные факторы. Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование.

Тема 3.6

Основы селекции. Биотехнология (2 часа)+ 1 час резервное время

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

  • Демонстрация. Карта-схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирования организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.
  • Экскурсия

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (ферма, селекционная станция, сельскохозяйственная выставка).

■        Лабораторные и практические работы

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

        Основные понятия. Селекция; гибридизация и отбор. Сорт, порода, штамм. Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

РАЗДЕЛ 4

Вид (20 час)

Тема 4.1

История эволюционных идей (4 часа)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

  • Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
  • Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 4.2

Современное эволюционное учение (9 часов)

Вид, его критерии Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

  • Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
  • Лабораторные и практические работы

«Описание особей вида по морфологическому критерию»

«Выявление изменчивости у особей одного вида»

«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

        Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Тема 4.3

Происхождение жизни на Земле (3 часа)

Развитие представлений о возникновении жизни.  Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

  • Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
  • Лабораторные и практические работы

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.

Тема 4.4

Происхождение человека (4  часа))

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Видовое единство человечества.

  • Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
  • Лабораторные и практические работы Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

■        Экскурсия

Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).

  • Лабораторные и практические работы

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».

        Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.

РАЗДЕЛ 5

Экосистемы (12 часов)

Тема 5.1

Экологические факторы (3 часа)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

  • Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
  • Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Тема 5.2

Структура экосистем (4 часа)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.

         Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

        Лабораторные и практические работы
«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. Свойства местности».
 

 «Составление схем передачи веществ и энергии»

 «Исследование сукцессионных изменений на примере колонии простейших в сенном растворе» 

«Решение экологических задач».

        Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.

Тема 5.3

Биосфера — глобальная экосистема (2 часа)

Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

        Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы. 

        Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.

Тема 5.4

Биосфера и человек (3 часа)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

  • Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.

        Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.

5.            ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

основные   положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать представителей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

                                                     

6. Перечень учебно-методического обеспечения

 Для учеников

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология. 10 класс,11 класс. М. Дрофа, 2016

Для учителя

Поурочные планы по учебнику автор Т.В.Зарудняя «Учитель» 2010

Биология Поурочные планы. Профильный уровень

Ващенко О.Л.

Учитель

2009

Иследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии

Е.В.Тяглова

«Глобус»

2008

Общая биология разноуровневые упражнения и тестовые задания

М.В.Высоцкая

«Учитель»

2008

Элективные курсы по биологии

О.Е.Аверчикова

«Айрис Пресс»

2007

Общая биология. 10-11 классы. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь

Лернер Г.И.

Эксмо

2009

Тесты по биологии

А.В.Папова

«Полиграфуслуги»

2007

Развернутое тематическое планирование. Биология

О.П.Дудкина

Учитель

2011

Подготовка к ЕГЭ.Биология

А.А.Кириленко, С.И.Колесников

РнД"Легион М"

2011

Интерактивные ресурсы

Зоология

СД

"новый диск"

Растительный мир

СД

Просвещение

Биология. Зоология беспозвоночных

3 СД

Просвещение

Биология.Организация жизни

СД

"новый диск"

Биология.Абитуриенту

СД

Неотехсофт

Биология.ЕГЭ

СД

Просвещение

Биология.Генетическая изменчивость и эволюция

СД

"новый диск"

ВВС Тайны космоса

DVD VIDEO

Союз

ВВС Космос

DVD VIDEO

Союз

ВВС Зволюция жизни

DVD VIDEO

Союз

Интернет-ресурсы:

httр://biо. 1 september.ги/-газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);

www.sbio.enfо - научные новости биологии;

www.edios.ги - Эйдос - центр дистанционного образования;

www. km.ru/edication- учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»,


КУ – комбинированный урок,

УИНМ – урок изучения нового материала,

УИПЗ- урок изучения нового материала,и первичного закрепления

УОИСЗ -урок  обобщение и систематизации знаний

ЛУ- лабораторный урок

УП-урок практической работы

Календарно-тематическое планирование (10класс)

Раздел I. Биология как наука. Методы научного познания (3 ч.)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

Домашнее задание

1

Введение. Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история биологии

УИНМ

Связь биологии с другими дисциплинами,

история биологии. Объект изучения биологии

Знать признаки биологических объектов. Понимать сущность биопроцессов. Уметь сравнивать, проводить самостоятельный поиск информации по биологии

Фронтальный опрос

Учебник, п. 1

2

Сущность жизни и свойства живого

КУ

Свойства живого. Единство живой и неживой природы. Основные процессы, происходящие в живой природе

Уметь объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды

Опрос-беседа.

Учебник, п. 2

3

Уровни организации живой материи, методы изучения биологии

КУ

Уровни организации живой материи, методы изучения биологии

Уметь Характеризовать уровни организации живой материи

Тест.

Учебник, п. 3

Раздел II. Клетка (11 ч.)

Тема 2.1. История Изучения клетки (1 ч.)

  4

История изучения клетки. Клеточная теория

УИНМ

Клеточная теория. История становления клеточной теории. Ученые, внесшие вклад в развитие изучения клетки

Знать основные положения клеточной теории, этапы становления клеточной теории

Опрос-беседа.

Учебник, п.4

Тема 2.2. Химический состав клетки (5 ч.)

  5

Химический состав клетки. Микро- и макроэлементы. Строение и функции Неорганических веществ.

КУ

Химический состав клетки, макро-, микроэлементы, ультрамикроэлементы; роль воды в жизни клетки и организмов, минеральные соли и их роль в клетки.

Уметь характеризовать особенности химического состава клетки, роль воды в жизни клетки и организмов, подбирать тематический материал для подготовки сообщений: «Вода – колыбель жизни», «Уникальные свойства воды, определяющие ее значение для организмов»,

«Материальное единство живой и неживой природы на атомарном уровне», «Последствия для живых организмов недостатка некоторых элементов в окружающей среде», «роль и значение минеральных солей для жизни недеятельности организмов»

Фронтальный опрос.

Учебник, п.5,6

  6

Строение и функции органических веществ. Углеводы. Липиды

КУ

Биополимеры, углеводы, классификация углеводов, липиды, функции углеводов и липидов

Уметь характеризовать роль углеводов и липидов в жизни клетки и организмов, определять принадлежность углевода к моно-, ди-, полисахаридам

Заполнение таблицы.

Учебник, п.7, 8 с.54

  7

Белки. Строение. Функции. Ферменты. Л.р. 1 «Опыты по определению каталитической активности ферментов

ЛУ

Биополимеры, белки, их строение и функции; ферменты, их роль в обмене веществ; денатурация белка

Знать строение белков, их роль в жизни клетки и организмов, классификацию белков.
Уметь применять полученные знания на практике

Отчет по л.р.
Тест, фронтальный опрос.

Учебник, п. 8 с. 54-59

  8

Нуклеиновые кислоты

УИНМ

Типы нуклеиновых кислот: ДНК, РНК. Принцип комплементарности, репликация ДНК

Знать нуклеиновые кислоты.

Уметь характеризовать нуклеиновые кислоты, принцип комлементарности

Тест. Р.т., с.42-44, №1-8

Учебник, п.9 с. 63-66

  9

Нуклеиновые кислоты

УПР

ДНК и РНК. Редипликация ДНК

Уметь решать задачи разных типов

Таблица, решение задач

Учебник, п. 9 с. 67-68

Тема 2.3. Строение клетки (3 ч.)

 10

Строение клетки. Основные оганоиды клетки. Ядро, хромосомы, их строение, химический

состав и функции

УИНМ

Основные органоиды клетки, ядро, хромосомы, кариотип, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, соматические и половые клетки

Уметь характеризовать органоиды, хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации

Фронтальный опрос.

Учебник п. 10

 11

Л.р. 2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука», «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»

ЛУ

Плазмолиз, деплазмолиз, сапрофиты, паразиты, симбионты

Знать признаки родства всех эукариот, факторы, влияющие на процесс протекания плазмолиза и деплазмолиза в эукариотических клетках, определение понятий плазмолиз, деплазмолиз, сапрофит, паразит, симбионт

Тест, отчет по лабораторной работе

Учебник, п.11

 12

Сходства и различия в строении прокариот и эукариот.
Л.р. 3 «сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах»

КУ
(ЛУ)

Строение прокариот (бактерии) и эукариот; основные органоиды прокариотических и эукариотических клеток и их функции

Уметь характеризовать строение и функции клеток прокариот и эукариот, сравнивать их между собой

отчет по лабораторной работе.

Учебник, п. 12

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (1ч.)

 13

Реализация наследственной информации в клетке

УИНМ

Ген, генетическая информация, матричный синтез, генетический код, биосинтез белка

Знать определения ключевых понятий, основные свойства генетического кода.
Уметь: объяснять процесс биосинтеза белка; характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации

Беседа по проблеме.

Учебник, п.13

Тема 2.5. Неклеточные формы жизни (1 ч.)

        

 14

Неклеточные формы жизни. Вирусы

КУ

Вирус, его генетическая информация. Свойства вирусов. Д.И. Ивановский, бактериофаги. Значение вирусов и меры профилактики вирусных заболеваний

Уметь: описывать процесс проникновения вирусов в клетку; объяснять сущность воздействия вирусов на клетку; использовать приобретенные знания о вирусах в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний

Фронтальный опрос

Учебник, п.14

 15

Зачет по теме «Клетка»

УК

Эукариотическая и прокариотическая клетки: строение

Знать общие принципы клеточной организации эукариот и прокариот

Тест из заданий разного вида

Учебник, п. 10-14

Раздел III. Организм (20 ч.)

16

Многообразие организмов

УИНМ

Гомеостаз, организм, одноклеточные и много клеточные организмы, колониальные организмы

Уметь: отличать по строению одноклеточные и многоклеточные организмы; объяснять эволюционное значение появления многоклеточности

Фронтальный опрос

Учебник, п. 15

 17

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен

УИНМ

Метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз, аэробы и анаэробы, этапы энергетического обмена

Знать этапы энергетического обмена.
Уметь: объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке; характеризовать сущность и значение обмена веществ, этапы энергетического обмена в клетке на примере расщепления глюкозы

Таблица

Учебник, п.16

 18

Пластический обмен. Фотосинтез

КУ

Ассимиляция, автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, бесхлорофилльный фотосинтез, хлорофилльный фотосинтез

Знать основные типы питания живых организмов.
Уметь: характеризовать сущность фотосинтеза; доказывать, что организм растения – открытая энергетическая система

Работа по вариантам

Учебник, п.17.

Тема 3.1. Многообразие организмов (3 ч.)

Тема 3.2.1. Деление клетки (4 ч.)

 19

Деление клетки.
Митоз

КУ

Жизненный цикл, митоз, его сущность и значение, фазы митоза (профаза, метафаза, анафаза, телофаза), хромосомное число

Уметь: описывать процесс удвоения ДНК, последовательно фазы митоза, объяснять значение процесса удвоения ДНК, сущность и биологическое значение митоза

Тестовый контроль, таблица.

Учебник, п. 18

 20

Размножение: бесполое и половое

КУ

Размножение: половое и бесполое, типы бесполого размножения (почкование, деление, спорами)

Уметь сравнивать бесполое и половое размножение

Фронтальный опрос.

Учебник, п. 19

 21

Образование половых клеток. Мейоз

КУ

Гаметогенез, овогенез, сперматогенез, конъюгация, партеногенез, кроссинговер, стадии мейоза

Знать основные стадии гаметогенеза.
Уметь: описывать строение половых клеток, процесс мейоза; выделять отличия мейоза от митоза; объяснять значение мейоза

Беседа по вопросам,

Учебник, п. 20

 22

Оплодотворение

КУ

Оплодотворение: внутреннее, двойное, наружное. Его значение. Изогамия, гетерогамия, оогамия

Знать основные типы оплодотворения.

Уметь: характеризовать сущность и значение оплодотворения; выделять отличия между типами оплодотворения

Конспект

Учебник, п. 21

Тема 3.2.2. Индивидуальное развитие организма (2 ч.)

 23

Индвидуальное развитие организмов

УИНМ

Онтогенез, эмбриогенез, прямое и непрямое развитие

Знать периоды онтогенеза; этапы постэмбрионального развития; причины нарушения развития организмов. Уметь описывать процесс эмбриогенеза

Опрос.

Учебник, п. 22

 24

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

КУ

Онтогенез, репродуктивный период

Знать периоды онтогенеза человека; причины нарушения развития организма человека.
Уметь
 сравнивать зародыши человека и млекопитающих

самостоятельная работа

Учебник, п. 23

Тема 3.3. Закономерности наследственности и изменчивости (8 ч.)

 25

Закономерности наследственности и изменчивости. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости

КУ

Генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, Г. Мендель

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости; объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; значение гибридологического метода Г. Менделя

Биодиктант.

Учебник, п. 24

 26

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

УИНМ

Аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы генетических законов

Уметь: воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления; описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования; составлять смеху моногибридного скрещивания, схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования

Устный опрос

Учебник, п. 25

 27

Закономерности наследования. Моногибридное скрщивание

КУ

Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования

Уметь: составлять схему дигибридного скрещивания; описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания; знать формулировку закона независимого наследования

Фронтальный опрос.

Учебник, п. 26

 28

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование

КУ

Группа сцепления, генетические карты, сцепленное наследование, перекрест хромосом, закон Т. Моргана, хромосомная теория наследственности

Знать закон сцепленного наследования Т. Моргана; основные положения хромосомной теории.
Уметь: объяснять сущность сцепленного наследования, причины нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом

Тестовая работа по вариантам.

Учебник, п. 27

 29

Современное представление о гене и геноме

КУ

Геном, геномика, взаимодействие генов и их множественное действие, свойства генов, ген в свете молекулярной  генетики

Уметь: описывать строение гена эукариот; приводить примеры взаимодействия генов

Фронтальный опрос.

Учебник, п. 28

 30

Генетика пола

КУ

Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, наследование заболеваний, сцепленных с полом

Знать основные типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы.
Уметь: Объяснять механизм наследования дальтонизма и гемофилии; решать простейшие задачи на сцепленное с полом наследование

Биодиктант.

Учебник, п. 29

 31

Изменчивость: наследственная и ненаследственная.
Л.р. 4 «Изучение модификационной изменчивости на примере изучения длины семян фасоли»

КУ

Изменчивость, норма реакции, генотипическая и модификационная изменчивость; комбинативная и мутационая изменчивость. Мутации, типы мутаций

Знать различные виды изменчивости; виды мутаций.
Уметь объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости и мутаций

Отчет по л.р.

Учебник, п. 30

 32

Генетика и здоровье человека

КУ

Генеративные мутации, наследственные заболевания и их причины: генные, хромосомные; медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика

Знать основные причины наследственных заболеваний.
Уметь объяснять опасность близкородственных браков

Опрос-беседа.

Учебник, п. 31

Тема 3.4. Селекция: основные методы и достижения (2ч.)

33

Селекция: основные методы и достижения

КУ

Селекция, сорт, порода, штамм; методы селекции, достижения современной селекции, гетерозис, учение  

Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений

Знать основные методы селекции растений и животных.
Уметь: сравнивать массовый и индивидуальный отборы; объяснить явление гетерозиса и причины трудностей межвидового скрещивания

Таблица.

Учебник, п. 32

 34

Биотехнология:
достижения и перспективы развития

Зачет «общебиологические закономерности, проявляющиеся на молекулярно-генетическом, клеточном и организменном уровнях»

КУ

Биотехнология, биоэтика, генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы (ГМО)

Уметь: сравнивать клонирование с традиционными методами селекции; объяснить методы генной инженерии

: обобщать и применять на практике знание важнейших биологических закономерностей

Тестовый контроль по теме «Генетика и селекция»

Учебник, п. 33

Технологии обучения

-здоровьесберегающие технологии

- технология согласованного обучения

- информационные технологии

-  технология проблемного обучения

- технология развития критического мышления

Виды и формы контроля

-текущий: тематические срезы, тест, устный опрос(индивидуальный и фронтальный), творческие работы, исследовательские задания;

- промежуточный: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;

- итоговый: портфолио, контрольная работа, тест, зачёт, диагностическая работа;

  Оценка устных ответов учащихся .

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;

Оценка лабораторных работ.

Отметка «5»:

- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.

- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

Отметка «4»:

- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.

Отметка «3»:

- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»:

- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

- правильность определения цели опыта;

- самостоятельность подбора оборудования и объектов;

- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

Отметка «4»:

- правильно определена цель опыта;

- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;

-  научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;

- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.

Отметка «3»:

- правильно определена цель опыта;

- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

Отметка «2»:

- не определена самостоятельно цель опыта;

- не отобрано нужное оборудование;

- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

  Оценка письменных  работ  учащихся

Отметка «5»:

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;

- определения понятий недостаточно четкие;

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

- основное содержание учебного материала не раскрыто;

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонина

   Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­ва...

рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику Н.И.Сонина

·        Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы ос...

рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для ...

рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для ...

Рабочая программа по биологии, 8 класс по УМК Н.И.Сонина

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 ...

рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику Н.И.Сонин.

В рабочей программе прописаны составляющие качества образования. ...

Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Н.И.Сонина

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразова­тельной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,...