рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_biologiya_5_klass.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании ШМО ____________ фио рук-ля ШМО Протокол №_________ «____»____________ 20 г. | Согласовано Зам.директора по УВР ______________ Снитовская Е.А. «____»____________ 20 г. | Утверждено Директор гимназии ______________ Тимошенко Н.А. «____»____________ 20г. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»
Рабочая программа по биологии
Срок реализации программы: 2013-2014 учебный год
Класс: 5 б, в.
Составитель программы: Барышева Г.В.
Пояснительная записка.
Основная цель: Изучение биологии формирует ценностное отношение школьника к природе, создает условия для воспитания и уважения к научной истине.
Основные задачи курса:
- систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественно –научных знаний;
- получение учащимися представление о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к естественно - научным знаниям;
- формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Общая характеристика учебного курса.
Рабочая программа по курсу «Биология 5 класс» разработана на основе авторской программы А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебнику «Биология 5 класс» авт. А.А.Плешаков и Н.И.Сонин, М.«Дрофа»,2010 г.
Курс биологии в 5 классе продолжает курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
Место учебного курса в учебном плане.
Авторская программа курса в 5-м классе рассчитана на 35 ч в год (1 ч в неделю).
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную учебную ,исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.
Результаты обучения курса «Биологии 5 класс».
Личностные результаты | Метопредметные результаты | Предметные |
I Учащиеся обязаны: 1. Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук 2. Развивать интеллектуальные и творческие способности II Учащиеся получат возможность: 1. Воспитать ответственное отношение к природе 2. осознать необходимость защиты окружающей среды 3. стремиться к здоровому образу жизни. 4. Развивать мотивацию к изучению в дальнейшем различных естественных наук. | I Учащиеся обязаны: 1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности: а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений. 2. Освоить приемы исследовательской деятельности: а)формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в)формулировать выводы по результатам исследования. II Учащиеся получат возможность: 1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; б) систематизировать информацию; в) понимать информацию в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д. 2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью. | I Учащиеся обязаны: 1. В ценностно-ориентационной сфере – формировать представлений о одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. 2. формировать элементарные исследовательские умения; II Учащиеся получат возможность: Применять полученные знания и умения: а. для решения практических задач в повседневной жизни; б. Для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде; в. Для оказания простейших видов первой медицинской помощи. |
Содержание курса.
Тема: Изучение природы.(3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований, (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
- Практическая работа.
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Великие естествоиспытатели.
Тема: Жизнь на Земле.(13 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро - главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков(знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешенные широколиственные леса, травянистые равнины, степи и саванны, пустыни, важный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
- Практическая работа.
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев и др.).
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. примеры приспособления растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Тема: Человек на Земле.(15 часов)
Научное представление о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек)
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
- Демонстрации.
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
- Практические работы.
Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время – 4 часа.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Часть, тема урока. | Сроки | Учебные материалы | Планируемые результаты | |||
учебник | ТПО | Предметные | Личностные | Метапредметные | |||
Часть I. Изучение природы (3 часа) | |||||||
1 | Введение. Науки о природе. Биология .Экология. | 1 неделя | стр.6,10,11-14 | Знать понятие «биология» и её разделы. | Развитие любознательности | Формирование способности вести диалог. | |
2 | Методы изучения природы (биологии) | 2 неделя | стр.15-17 | Формирование элементарных исследовательских умений. | Формирование интереса к изучению природы методами естественных наук | Систематизация информации, понимание информации в виде рисунков, объектов. | |
3 | Великие естествоиспытатели. | 3 неделя | стр.21-22 | Иметь представления о великих ученых. | Уметь рассказать о них. | Поиск и отбор источников информации о ученых. | |
Часть II. Жизнь на Земле. (13 часов) | |||||||
4 | Как развивалась жизнь на Земле. | 4 неделя | стр.102-106 | Формирование красочных рассказов,выделяя главную мысль. | Развитие творческих способностей. | Использование дополнительных источников информации, участие в дискуссии. | |
5 | Живые клетки | 5 неделя | стр.107-109 | Знать строение клетки (главные части) | Формирование умения в работе с микропрепаратами | Участие в работе группы | |
6 | Большой мир маленьких клеток | 6 неделя | стр 110-112 | Уметь сравнивать клетки животных и растений | Рассказывать о разнообразии клеток | Использовать свои наблюдения и рисунки учебника | |
7 | Разнообразие живого | 7 неделя | стр.113-114 | Перечислять царства живой природы (приводить примеры представителей) | Устные сообщения, работа в паре. | Самооценка уровня личных учебных достижений. | |
8 | Животные | 8 неделя | стр.115-117 | Давать характеристику всем типам животных | Устные проекты | Самооценка уровня личных учебных достижений | |
9 | Три среды обитания | 9 неделя | стр.118-119 | Уметь давать характеристику всем трем средам обитания и перечислять их | Развитие любознательности и творческих способностей | Провести самооценку уровня личных учебных достижений | |
10 | Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда. | 10 неделя | стр.120-122 | Уметь делать сообщения по темам | Работа в группе. Развитие любознательности и творческих способностей | Провести самооценку уровня личных учебных достижений | |
11 | Жизнь на разных материках. | 11 неделя | стр.123-125 | Перечислять и кратко характеризовать растения и животных разных материков. | Развитие любознательности и творческих способностей (проекты). | Формирование приемов работы с информацией (поиск и отбор источников информации) | |
12 | Растения и животные Земли. | 12 неделя | стр.126-127 | Уметь работать с картой, рассказывать о животных и растениях. | Развитие любознательности и творческих способностей (проекты). Работа в паре. | Формирование приемов работы с информацией. Систематизация информации. | |
13 | Природные зоны Земли. | 13 неделя | стр.129-131 | Перечислять и кратко характеризовать природные зоны. | Воспитание ответственного отношения к природе. | Систематизация информации, понимание её. | |
14 | Карта «Природные зоны Земли». | 14 неделя | стр.132-134 | Доказывать, что природные зоны на Земле распространены в зависимости от тепла и влаги. | Развитие любознательности. | Систематизация информации, понимание её. | |
15 | Жизнь в морях и океанах. | 15 неделя | стр.135-138 | Перечислять, приводить примеры организмов, животных :морей и океанов. | Мотивация к изучению | Участие в дискуссии по данной теме. | |
16 | Итоговый урок. Что мы узнали из этого раздела. | 16 неделя | стр.139-140 | Свободно владеть учебным материалом, основными понятиями темы. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей. | Формирование приемов работы с информацией (это умения: поиска и отбора источиков информации). | |
Часть III. Человек на Земле (15 часов) | |||||||
17 | Как человек появился на Земле. | 17 неделя | стр. | Пересказывать основные этапы появления и становления человека. | Мотивация к изучению | Участие в дискуссии, ведение диалога. | |
18 | Жизнь наших далеких предков. | 18 неделя | стр.142-144 | Самостоятельно подготовить устные сообщения (1-2 мин) | Развитие интеллектуальных и творческих способностей | Овладение способами самоорганизации учебной деятельности (ставить цель, планировать, проводить самооценку личных учебных достижений) | |
19 | Как человек изменил Землю. | 19 неделя | стр.155-157 | Представлять себе какие изменения происходили и происходят в природе под действиями человека. | Воспитание ответственного отношения к природе. | Корректное ведение диалога и участие в дискуссии. | |
20 | Три «подарка» человека самому себе и своей планете. | 20 неделя | стр.157-158 | Познакомиться с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. | Осознание необходимости защиты окружающей среды | Поставить цель и планировать личную учебную деятельность. | |
21 | Обобщенный урок. Практическая работа.«Подумайте» | 21 неделя | стр.159 | Обсудить в классе способы решения важнейших экологических проблем. | Стремление к здоровому образу жизни, охране окружающей природной среды. | Поиск и отбор источников информации | |
22 | Жизнь под угрозой. | 22 неделя | стр.160-162 | Понять проблему связанную с сохранением редких животных и растений | Стремление к охране и защите окружающей среды. | Поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей | |
23 | Красные книги животных и растений. Черная книга. | 23 неделя | стр.162 | Подготовить устные сообщения о редких и вымерших животных и растений | Стремление к охране и защите окружающей среды. | Поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей | |
24 | Не станет ли Земля пустыней? | 24 неделя | стр.163-165 | Перечислять и кратко характеризовать экологические проблемы. | Воспитание ответственного отношения к природе | Корректное ведение диалога и участие в дискуссии. | |
25 | Важнейшие экологические проблемы. | 25 неделя | стр.165 | Познакомиться с экологическими проблемами сохранения биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений (работа с диском) | Работа в группе. Сообщения 2-3 мин. Развитие интеллектуальных способностей, осознание необходимости защиты окружающей природной среды. | Поиск и отбор нужной информации. | |
26 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 26 неделя | стр.165-166 | Понять, что значит здоровье человека и безопасность жизни, взаимосвязь здоровья и образа жизни. | Стремление к здоровому образу жизни. | Овладение опытом межличностной коммуникации, участие в дискуссии. | |
27 | Вредные привычки и их профилактика. | 27 неделя | стр. 167 | Уметь давать характеристику вредным привычкам и их профилактике. | Стремление к здоровому образу жизни. | Овладение опытом межличностной коммуникации, участие в дискуссии | |
28 | Практическая работа «Измерение своего роста и массы тела». Овладение простейшими способами остановки крови. | 28 неделя | стр.169 | Уметь выполнять манипуляции «рост», «вес», помощь при капил. кровотечениях. | Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. | Формирование приемов работы с информацией. | |
29 | Ядовитые животные | 29 неделя | стр.170 | Определять в М.О. опасных животных | Развитие любознательности и формирование интереса | Формирование умений поиска и отбора | |
30 | Ядовитые растения | 30 неделя | стр.171-172 | Определять и знать ядовитые растения, грибы. | Развитие любознательности и формирование интереса | Формирование умений поиска и отбора | |
31 | Итоговый урок темы «Человек на Земле» | 31 неделя | стр.173 | Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, мотивация к изучению в будущем разных естественных наук. | Овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной целью. | |
32 | Повторение курса «Биология» | 32 неделя | стр.102-173 | Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, мотивация к изучению в будущем разных естественных наук. | Овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной целью. | |
33 | Экскурсия в лес. | 33 неделя | Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, мотивация к изучению в будущем разных естественных наук. | Овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной целью. | ||
34 | Практическая итоговая работа. | 34 неделя | Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни. | Развитие любознательности и формирование интереса. | Поиск и отбор нужной информации. Участие в работе группы. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Наименование объектов и средств МТО | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд | ||
1. Примерная программа курса Природоведение 5 класс, под ред. А.А.Плешакова и Н.И.Сонина, Москва, «Дрофа», 2010 г | 1 экз. | Д |
2. Учебник «Природоведение 5 класс» под ред. А.А.Плешакова и Н.И.Сонина, Москва, «Дрофа», 2010 г | класс-комплект | Ф |
3. Мультимедийный диск к учебнику «Природоведение 5 класс» | 1 экз. | Д |
4. Методические рекомендации по преподаванию биологии | 1 экз. | Д |
5. Справочные материалы (словарь научных терминов, справочник по биологии, атлас определитель растений и животных) | 1 экз. | Д |
6. Рабочая тетрадь у учебнику «Природоведение 5 класс» | класс-комплект | Ф |
Печатные пособия | ||
1. Таблицы по основным темам курса биологии | 1 экз. | Д |
2. Портреты великих ученых естествоиспытателей | 8 экз. | Д |
3. Плакаты по основным темам | 1 экз. | Ф |
Учебно –практическое оборудование | ||
1. Комплект лабораторного оборудования (штатив лабораторный, стаканы, чашки петри, стаканы мерные, пробирки, колбы, стеклянные палочки) | 15 экз. | К |
2. Рельефные модели | 20 экз. | Ф |
3. Муляжи овощей, фруктов, грибов | 3 экз. | Д |
4. Скелет человека (макет) | 2 экз. | Д |
5. Коллекция шишек, грибов, морских и наземных ракушек | 1 экз. | Ф |
6. Гербарии по курсу биологии | 1 экз. | К |
7. Микропрепараты по теме: «Клеточное строение живых организмов» | 4 экз. | Ф |
8. Модели строения цветков | 6 экз. | Ф |
9. Микроскоп | 20 экз. | К |
10. Лупа | 40 экз. | Ф |
11. Комнатные растения | 10 экз. | К |
Компьютерные информационные коммуникативные средства | ||
1. Компьютерные программы по темам курса | 1 экз. | Ф |
2. Видеоэнциклопедия для народного образования – 4 части | 1 экз. | Д |
3. Биология (видеокассеты для всех тем курса) – 5 частей | 1 экз. | Д |
4. Комплекты наглядно-методических материалов для оверхед-проектора – 9 частей | 1 экз. | К |
Технические средства обучения | ||
1. Компьютер мультимедийный (интерактивная доска с выходом в интеренет) | 1 экз. | Ф |
2. Мультимедиа проектор, проекционный экран | 1 экз. | Ф |
3. Видеомагнитофон, телевизор | 1 экз. | Ф |
4. Классная доска с набором магнитов | 1 экз. | Ф |
5. Компьютер | 1 экз. | Ф |
Экранно-звуковые пособия | ||
1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения | 1 экз. | Ф |
2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы | 1 экз. | Ф |
Оборудование класса | ||
1. Ученические столы с комплектом стульев | класс-комплект | |
2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий | 8 экз. | |
3. Стенды, демонстрационные | 4 экз. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 7 класс по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, 2 ч в неделю
календарно-тематичекий план...
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).
Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина). Тест
Тест к урокам по природоведению "Соседи Солнца"...
Рабочая программа "Химия. 8 класс" по учебнику А.А. Журина, 3 ч/неделю
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования ...
Рабочая программа "Химия. 9 класс" по учебнику А.А. Журина (2 часа в неделю)
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Примерной программы основного общего образования ...
Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...
Рабочая программа. Литература 7 класс к учебнику Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И. (1 час в неделю).
Рабочая программа по литературе для 7 класса. Составленная в соответствии с основными положениями ФГОС и адаптирована для школы надомного обучения учитывая индивидуальные психофизиологические возможно...