Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)
Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарубина Л. А.,
учитель химии
МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»
Технологическая карта урока химии
по теме «Физические и химические явления. Химические реакции»
(с использованием оборудования центра «Точка роста»)
Класс: 8
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний (изучения нового материала).
УМК: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман. - М.: Просвещение.
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.
Технологии, применяемые на уроке: технология проблемного диалога, технология исследовательского обучения.
Цель урока: сформировать представления о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций, их практическое значение на основе проблемного обучения и исследовательской деятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить опорные знания понятий "вещество", "физические свойства вещества", “физическое явление”;
- обеспечить восприятие и осмысление понятий "химическое явление", "признаки химических явлений", "условия возникновения и протекания химических реакций";
- формировать умение проводить экспериментальное исследование, анализировать его ход и результат, вырабатывать практические навыки работы с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности;
- показать практическую значимость знаний о химических явлениях; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека.
Развивающие:
- развивать логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений;
- развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, делать выводы из фактов;
- развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы;
- развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторных работ.
Воспитательные:
- воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;
- воспитание чувства коллективизма и взаимопонимания при работе в группах;
- подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках посредством ознакомления с областями применения этих знаний.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний;
- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения проблемы;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД
- формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;
- анализировать результаты эксперимента с выделением существенных признаков;
- на основании результатов эксперимента формулировать выводы.
Коммуникативные УУД
- планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- формулировать и аргументировать свое мнение.
- описывать химические реакции с помощью языка химии.
Предметные:
знать / понимать
- понятия "физическое явление", "химическое явление", "признаки химической реакции", "условия возникновения и протекания химических реакций»
уметь
- определять физические и химические явления,
- описывать признаки химических реакций,
- приводить примеры химических процессов в природе и технике,
- объяснять роль физических и химических явлений в природе и технике,
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, проводить эксперимент с учетом техники безопасности.
Обеспечение урока: компьютер, проектор, электронная презентация (выполненная в программе Power Point), раздаточный материал (памятки по ТБ, карточки- инструкции для выполнения лабораторной работы, карточки с заданием), оборудование и реактивы: две пробирки в пластмассовом штативе, тигельные щипцы, лист бумаги, нож, спиртовка, спички, шпатель, медная пластинка, раствор пероксида водорода, порошок оксида марганца (IV), лучинка.
Приложения
Приложение 1.
Задание: Рассмотрите внимательно картинки и попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Где можно наблюдать явления, представленные на рисунках и картинках (на слайдах)?
2. Как называются явления, происходящие с этими веществами?
3. Дайте понятие этим явлениям.
Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.
1. Вода при нагревании может переходить в пар, а при охлаждении – в лед.
2. Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.
3. Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.
Изменения с веществами произошли, но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.
Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.
4. А какие явления наблюдаются с этими веществами?
Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества
Приложение 2.
Лабораторный опыт.
Тема: Примеры химических явлений.
Цель: выявить признаки химических превращений, отличающих их от физических явлений.
Оборудование и реактивы: две пробирки в пластмассовом штативе, тигельные щипцы, лист бумаги, нож, спиртовка, спички, шпатель, медная пластинка, раствор пероксида водорода, порошок оксида марганца (IV), лучинка.
Ход работы.
1. Окисление меди. С помощью тигельных щипцов возьмите медную пластинку и накалите ее в пламени спиртовки. Затем выньте пластинку из пламени и счистите образовавшийся черный налет на лист бумаги. Повторить операцию 5-6 раз, чтобы порошок был заметен.
Вопросы и задания.
1. Какое явление – физическое или химическое наблюдается в этом опыте?
____________________________________________________________________
2. Какому веществу, образующемуся при прокаливании меди на воздухе, присущ черный цвет? ________________________________________________________________
2. Разложение пероксида водорода при катализе оксидом марганца (IV).
Налейте в пробирку 1 мл пероксида водорода и насыпьте в нее на кончике шпателя оксида марганца (IV).
Наблюдение: _____________________________________________________
Признак протекания реакции: _______________________________________
Опустите в пробирку тлеющую лучинку, не касаясь ей жидкости.
Наблюдение: _____________________________________________________
О чем свидетельствует возгорание тлеющей лучинки при внесении ее в пробирку? ________________________________________________________
В выводе укажите, устойчивое ли соединение пероксид водорода. Какое вещество ускоряет (катализирует) разложение пероксида? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Тест: «Физические и химические явления»
Вариант I.
Установите соответствие:
Физические явления: ___________________________
Химические явления: ___________________________
- Вода в озере покрылась коркой льда;
- Появление ржавчины на железном гвозде;
- Золотую проволоку вытянули в нить;
- Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
- Ледяная игрушка весной растаяла;
- Высыхание дождевых луж;
- Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
- Морской прилив;
- Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
- Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
Тест: «Физические и химические явления»
Вариант II.
Установите соответствие:
Физические явления: ____________________________
Химические явления: ____________________________
- Выветривание горных пород;
- Серебряная ложка на воздухе потемнела;
- Испарение воды с поверхности реки;
- Горение керосина в лампе;
- Движение воздуха (ветер);
- Скисание молока с образованием кефира;
- Плавление куска железа;
- Горение спички;
- Дети на пляже построили из песка замок;
- Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"
Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс
Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....

урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна с использованием ЭОР по теме "Физические и химические явления. Химические реакции"
конспект урока по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" разработан с использованием ЭОР, в структуре урока полностью описаны деятельность учителя и ученика. Исполь...

Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"
Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"...

Технологическая карта урока химии по теме: "Типы химических реакций"
Разработка урока для 9 класс....

Технологическая карта урока химии "Классификация химических реакций", 9 класс
Технологическая карта урока химии "Классификация химических реакций", 9 класс...