Конспект урока "Доказательство эволюционного происхождения человека"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Конспект урока "Доказательство эволюционного происходения человека" составлен для учащихся 9 класса, по УМК И.Н.Пономаревой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Доказательство эволюционного происхождения человека" | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Доказательства эволюционного происхождения человека» 9 класс
Цель урока: изучить доказательства эволюционного происхождения человека от животных.
Задачи урока:
- Выявить уровень знаний учащихся об эволюции приматов и его систематическом положении в органическом мире.
- Познакомить учащихся с историей изучения проблемы происхождения человека, показать ведущую роль учения Ч.Дарвина в ее решении.
- Развивать навыки самостоятельной работы с материалом и рисунками учебника, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами. Развивать логическое мышление: учить выделять главное, сравнивать, обобщать.
- Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека.
Обеспечение урока:
1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
2. Наглядные пособия: электронная презентация «Доказательства эволюционного происхождения человека»
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
1.Организация начала урока;
2. проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3. подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация ЗУН);
4. изучение нового материала;
5. закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
7. подведение итогов и результатов урока;
8. задание на дом.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы «Антропогенез». На предыдущем уроке познакомились с эволюцией приматов (именно они являются «предшественниками» рода Homo), определили место человека в системе органического мира. В ходе этого урока изучим факторы эволюции человека, познакомимся с древними легендами и сказаниями о возникновении человека, взглядами ученых о происхождении человека, изучим доказательства родства человека с животными, признаки присущие только человеку. Но, перед этим (чтобы получилась целостная картина), давайте вспомним материал прошлого урока, то есть то, что нам уже известно по теме «Антропогенез»!
Организация проверки домашнего задания:
1. Один учащийся работает у доски. Задание: составить схему «Стадии эволюции приматов» /именно эта схема послужит отправной точкой при объяснении нового материала/.
2. Второй учащийся выполняет индивидуальное задание на карточках /магнитная доска/:
Положение человека системе органического мира - вставить пропущенные слова:
Империя Клеточные
Надцарство Ядерные
Царство ……???…..
Подцарство Многоклеточные
Тип Хордовые
Подтип ……???………
Класс Млекопитающие
Подкласс …???…….
Отряд …???……
Подотряд Человекообразные обезьяны
Семейство ……???…….
Род ……???….
Вид ……???……….
3. Третий учащийся отвечает на вопрос №1 стр.165 из Д/з. В чем заключаются особенности дриопитеков как предков человека?
Дриопитеки – древесные человекообразные обезьяны. Существовали долго (около 20 млн лет), затем вымерли. Жили стадами. Рост -1-1,5м, питались кореньями и зернами, вели полуназемный-полудревесный образ жизни. Большую часть времени проводили на деревьях. Частично передвигались на задних конечностях. Для них характерно прямосидение, хорошее передвижение в кроне деревьев, изреженный покров тела.
Образ жизни дриопитеков мог привести в процессе эволюции к увеличению массы головного мозга и усложнению его структуры.
Отечественный ученый Я.Я. Рогинский отмечает 4 свойства, способствующие развитию головного мозга:
- передвижение по деревьям с помощью обхватывания ветвей, в разных направлениях, с разной скоростью;
- питание плодами растений требовали исследовательской деятельности, которая способствовала развитию кистей рук;
- передвижение среди ветвей обусловило развитие стереоскопического зрения и перемещение глазниц во фронтальную плоскость;
- сокращение числа рождающихся детенышей компенсировалась длительной заботой матери, уходом и защитой.
4. Четвертый учащийся отвечает на вопрос №3 стр.165 из Д/з.
Гоминиды – люди (семейство). Правильные ответы: б в г
Актуализация знаний:
- Что такое антропогенез?
- Назовите движущие силы эволюции.
- Какие факторы еще влияют на эволюцию человека?
Изучение нового.
- слайд 7
Факторы эволюции человека
биологические социальные
наследственная изменчивость общественный образ жизни
борьба за существование труд
естественный отбор речь и мышление
- Используя информацию параграфа 45 стр.166 расскажите, какие идеи о возникновении человека встречались в древних легендах и сказаниях?
Тропические страны из влажной земли и тепла
Северные народы предки человека олени и медведи
Древняя Греция бог Зевс слепил первых людей из глины, а
богиня Афина одушевила их.
- Каких взглядов о происхождении человека придерживались ученые?
К Линней: впервые поместил человека в одну группу с приматами;
Ж.Б. Ламарк: утверждал, что человек произошел от обезьяноподобных предков;
Ч.Дарвин: доказал это, опираясь на материалы сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии и высказал важное положение: «ни одна ныне живущая обезьяна не может стать человеком»
- Доказательства родства человека с животными.
Беседа с опорой на знания учащихся, демонстрация слайдов 8-12, краткая запись в тетрадь.
Атавизмы – случаи возврата к признакам предков. Слайд 11
Рудименты – органы или части органов, утратившие свою функцию в процессе эволюции. Слайд 12
- Признаки присущие только человеку. Демонстрация слайдов 13-17, обсуждение, краткая запись в тетрадь.
Закрепление материала, изученного на данном уроке.
Биологический диктант.
Выбрать номера тезисов, содержание которых имеет отношение
1 вариант к человекообразным обезьянам | 2 вариант к человеку |
1. Объем головного мозга 1400 -1600 г.
2. Объем головного мозга 600 г.
3. Поверхность коры больших полушарий 1250 см2
4. Поверхность коры больших полушарий 360 см2.
5. Лицо короткое, не выдается вперед.
6. Лицо вытянутое, выдается вперед.
7. Челюсти короткие.
8. Челюсти длинные, вытянутые, крупные.
9. Клыки не крупнее предкоренных зубов.
10. Клыки крупнее предкоренных зубов.
11. Череп сочленен с позвоночником в центре основания.
12. Череп сочленен с позвоночником в задней части.
13. Позвоночный столб с S-образным изгибом.
14. Позвоночный столб прямой или вогнутый назад.
15. Туловище короче нижних конечностей.
16. Туловище длиннее нижних конечностей.
17. Нижние конечности короче верхних конечностей.
18. Нижние конечности длиннее верхних конечностей.
19. Большой палец параллелен остальным пальцам руки.
20. Большой палец перпендикулярен остальным пальцам руки.
21. Нижние конечности изогнуты, колени вывернуты наружу.
22. При выпрямленном положении тела нижние конечности могут разгибаться в тазобедренном суставе.
Ответы:
1 вариант- 2, 4, 6, 8, 10,12,14,16,17,19,21.
2 вариант- 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 18, 20, 22..
Домашнее задание: § 45 стр.170 № 1-3
Подведение итогов урока и рефлексия:
- Вам было интересно на уроке?
- Что нового для себя вы открыли?
- Как считаете, хорошо ли вы работали?
- Как можете оценить свою работу?
- Оценка работы учащихся учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация и конспект урока "Этапы происхождения человека" 10 класс
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. урок по данной теме должен быть построен так, чтобы не ущемляя собственное воззрение ребёнка, спо...
конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."
Обучающая цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель: формировать умения доказывать свои взгл...
Конспект урока по биологии в 9 классе "Доказательства эволюционного происхождения человека"
Конспект открытого урока по биологии в 9 классес использованием технологии проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающих технологийТема урока: «Доказательства эволюционного происхождения человека».Це...
Конспект урока по обществознанию "Происхождение человека"
Форма проведения: урок-беседа.Цели:образовательные: определить основные версии происхождения человека;обучающие: совершенствование УУД:коммуникативных: умения полно и точно выражать свои мысли в соотв...
План-конспект урока биологии в 11 классе на тему:" Происхождение человека"
Тема: Происхождение человекаКласс: 11.Тип урока: комбинированный.Цель:Создать условия для формирования представлений о происхождении человека, о предках человека, их развитии и становлении вида ...
Эволюционное происхождение человека
Урок на тему эволюционное происхождение человека...
Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека»
Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека» Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания о роли ...