Конспект урока по биологии в 9 классе "Доказательства эволюционного происхождения человека"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Чобиток Ирина Александровна

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе

с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающих технологий

Тема урока: «Доказательства эволюционного происхождения человека».

Цель: Создать условия для формирования у учащихся основ целостного восприятия органической природы человека.

Задачи: 1. Создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о происхождении человека.

2. Подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции.

3. Развивать способность критически рассматривать факты, теории.

4. Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, информационными текстами, рисунками, видеоинформацией.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

– презентация «Доказательства эволюционного происхождения человека»

– раздаточный материал

– мультимедийный проектор и мультимедийная доска

–учебник: Биология 9 класс: И.Н. Пономорёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доказательство эволюционного происхождения человека

Слайд 2

Мифы и легенды о происхождении человека Бог Зевс вылепил людей из глины, а богиня Афина вдохнула в них жизнь

Слайд 3

Для турков человечество родилось на черной горе. В пещере образовалась яма, напоминающая человеческое тело, струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина, согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ-АТАМ, которого зовут отцом Луны.

Слайд 4

Ученые о происхождении человека Карл Линней Ж.-Б. Ламарк Чарльз Дарвин

Слайд 5

Антропогенез - (“ anthropos ” - человек и “genesis” – происхождение, возникновение ) процесс эволюционного происхождения и развития вида в процессе формирования общества

Слайд 6

Доказательства антропогенеза Сравнительно-анатомические и физиологические Эмбриологические П алеонтологические

Слайд 7

Рудименты Рудиментарные органы – это органы, утратившие в филогенезе свое значение и функцию и остающиеся у организмов в виде недоразвитых образований

Слайд 8

Атавизмы Атавистический орган – это орган (или структура), показывающий «возврат к предкам», в норме не встречающийся у современных форм.

Слайд 10

Сходство человека и человекообразных обезьян . Признак Проявление сходства Внешнее строение Крупные размеры, длинные конечности, широкие плечи, сходная форма ушной раковины, выступающий нос, шерсть без подшерстка, мимика, ногти. Скелет Одинаковые отделы, кости, 12-13 пар ребер. Кровь 4 группы крови, Биохимические процессы Сходство белковых молекул, взаимозаменяемость гормонов, общие болезни и паразиты. Хромосомы Сходное число, размер и форма хромосом (46 – 48)

Слайд 11

Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных Систематическая категория Признаки, доставшиеся человеку от таксонов Рисунок Тип Хордовые В эмбриогенезе закладываются хорда, нервная трубка, кишечник. Подтип Позвоночные Внутренний скелет (позвоночник), замкнутая кровеносная система, нервная система образована головным и спинным мозгом, нервами и нервными узлами.

Слайд 12

Класс Млекопитающие Есть диафрагма, легкие состоят из альвеол, имеют постоянную температуру тела, 4-х камерное сердце, кожа с потовыми железами, зубы дифференцируются на коренные, клыки, резцы, три слуховые косточки в среднем ухе, ушная раковина, волосяной покров. Подкласс Плацентарные Плод вынашивается в матке, где есть плацента – детское место, и детеныш выкармливается молоком, которое вырабатывается в молочных железах матери.

Слайд 13

Отряд Приматы Пятипалая конечность, на пальцах ногти, большой палец противопоставлен остальным. Семейство Гоминиды До 90% одинаковых генов, болезней, отсутствие хвоста, группы крови, способность к обучению.

Слайд 14

Род Человек ( Homo) Отличия: Развитый головной мозг, речь, прямохождение , хватательные функции только у рук, ноги выполняют опорную функцию, есть свод стопы, изгибы позвоночника. Homo sapiens Человек разумный C оциальная эволюция

Слайд 16

Палеонтологические доказательства

Слайд 17

Движущие силы антропогенеза биологические социальные Сущность (тело) развивается под влиянием генетической программы, передающейся по наследству Сущность (психика ) развивается под влиянием среды и общества в которых человек живет

Слайд 18

Распределите качества: рост, воспитанность, объем мозга, чувство долга, способность к творчеству, объем грудной клетки, цвет глаз, умение общаться и жить в коллективе, строение кисти руки, цвет кожи, образованность, вес, способность уважать других людей. Движущие силы антропогенеза Биологические факторы Социальные факторы

Слайд 19

Проверь себя Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об: 1) одинаковом уровне организации 2) их конвергентном сходстве 3) их родстве и общем плане строения 4) их происхождении от разных предков

Слайд 20

2. Происхождение человека, становление его как вида - 1) онтогенез 2) филогенез 3) антропогенез 4) микроэволюция

Слайд 21

3. Отличие человека от млекопитающих животных проявляется: 1) в наличии молочных желёз 2) в наличии хорды у эмбрионов 3) в том, что клетки не имеют оболочек 4) в наличии абстрактного мышления

Слайд 22

4. Признаки сходства человека с млекопитающими животными : 1) прямохождение , речь , наличие наружного уха 2) волосяной покров, выкармливание детенышей молоком, наличие диафрагмы 3) теплокровность , наличие двух сигнальных систем, двухкамерное сердце 4) наличие рудиментов и атавизмов, сходство строения зародышей, трехкамерное сердце

Слайд 23

5. Т рудовая деятельность, речь, мышление, сыгравших большую роль в развитии предков человека, относят к факторам эволюции 1) биологическим; 2) социальным; 3) антропогенным; 4) абиотическим

Слайд 24

1. 3) 2. 3) 3. 4) 4. 2) 5. 2)

Слайд 25

Домашнее задание ! - § 45, таблица в тетради, решить тест №1, написать оду человеку. !? - § 45, таблица в тетради, решить тест №2, ответить на вопрос: Может ли сейчас эволюция приматов привести к появлению человека? ? - § 45, таблица в тетради, решить тест №3.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по биологии в 9 классе

с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающих технологий

Тема урока: «Доказательства эволюционного происхождения человека».

Цель: Создать условия для формирования у учащихся основ целостного восприятия органической природы человека.

Задачи: 1. Создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о происхождении человека.

2. Подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции.

3. Развивать способность критически рассматривать факты, теории.

4. Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, информационными текстами, рисунками, видеоинформацией.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: 

– презентация «Доказательства эволюционного происхождения человека»

– раздаточный материал

– мультимедийный проектор и мультимедийная доска

–учебник: Биология 9 класс: И.Н. Пономорёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: В начале нашего урока я хочу вам предложить посмотреть видеофильм.

(Просмотр видеофильма «От кого произошел человек»)

Вы наверняка заметили, что у учащихся нашей школы, в основном, имеются две точки зрения на вопрос о происхождении человека. А какова ваша точка зрения?

Можете ли вы аргументировать свой ответ (доказать, что человек имеет животное происхождение)? Значит, сегодня на уроке мы будем … (искать доказательства животного (эволюционного) происхождения человека).

  1. Изучение нового материала

Есть версия, что на заре цивилизации

Вдруг человек возник благодаря мутации

И трудно нам сейчас поверить,

Что дикому подобен он был зверю:

Охотясь по-животному был сильным,

Волосяной покров имел обильный.

На полусогнутых ногах передвигался,

А мозг в объеме малом оставался.

И назывался тот умелый человек

Никак иначе, а дриопитек…

Одно поколение людей сменялось другим, человек развивался, эволюционировал. И постепенно…

Мозг увеличился, и изменилась у него походка,

О том свидетельствуют многие находки.

И homosapiensom человека стали называть

Чтоб стройность той теории придать.

Да – это версия одна из многих…

В научности нельзя ей отказать

И если есть загадки в мирозданье

Возможно, вам и предстоит их разгадать

                                                        («Эволюция человека» Банацкая Ю.А.)

В прошлые эпохи у людей разных стран существовали свои точки зрения на происхождение человека. На уроках истории в 5 классе вы говорили о том, что в древнем Египте верили, что бог Хнум вылепил первого человека из глины на гончарном круге (учебник, стр.167, рис.60). В Древней Греции считали, что бог Зевс вылепил людей из глины, а Афина вдохнула в них жизнь (слайд 2). Для турков человечество родилось на черной горе. В пещере образовалась яма, напоминающая человеческое тело, струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина, согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через девять месяцев из пещеры вышел первый человек: Ай-Там, которого зовут отцом Луны (слайд 3).

На сегодняшний день даже церковь не отрицает животного происхождения человека, но путь к этому был очень тернистым. Карл Линней в своей классификации впервые поместил человека в одну группу с приматами (слайд 4). Ж.Б. Ламарк также утверждал, что человек произошел от обезьяны. Современная антропология опирается на идеи Ч. Дарвина, хотя он и не мог вскрыть ведущего фактора антропогенеза и специфики эволюции человека. Антропогенез (слайд 5).

Сейчас наука располагает достаточным количеством доказательств животного происхождения человека, самыми главными являются сравнительно-анатомические и физиологические доказательства, эмбриологические и палеонтологические (слайд 6).

Вопрос: Какие науки играют ведущую роль в поиске доказательств происхождения человека?                         (на доске)

(Анатомия – наука о внешнем и внутреннем строении

Физиология – наука о функциях отдельных органов или организма в целом

Эмбриология – наука, изучающая развитие зародышей

Палеонтология – наука об ископаемых останках организмов, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания...

Сейчас вы, используя информационные тексты, учебник на стр.168, раздаточный материал, рисунки и слады презентации, будете заполнять таблицу «Доказательства эволюционного происхождения человека»

Сравнительно-анатомические и физиологические

эмбриологические

палеонтологические

  1. Сходство во внешнем строении
  2. Сходство в строении скелета
  3. Одинаковые органы и системы органов (наличие диафрагмы, млечные железы, ушные раковины)
  4. Рудименты и атавизмы
  5. 4 группы крови
  6. Сходство  биохимических процессов
  7. Сходство генов
  8. Сходные болезни
  1. Жаберные щели
  2. Хвостовой отдел позвоночника
  3. Сходство в строении головного мозга

Находки останков предков человека

Слайды презентации:

- сравнительно-анатомические доказательства: рудименты и атавизмы (слайды 7 – 9); сходство с др. представителями хордовых (слайд 10 – 14).

- эмбриологические доказательства (слайд 15).

Немало – девять месяцев, и все же

 Срок обозрим, ведь тут и года нет,

 А сын во мне за это время прожил

 Десятки тысяч, сотни тысяч лет.

 Всех видов жизни мерил он обличья:

 Нес панцирь, плавниками обрастал,

 Лез в чешую, рядился в перья птичьи,

 Таился, полз и плавал, и летал.

 А я жила, как все считала сроки,

 И много раз, пока недели шли,

 Мне вспоминались школьные уроки

 О древе жизни, юности Земли…

- палеонтологические доказательства (слайд 16).

  1. Физкультминутка. Fatboy Slim «Evolution of men». Используя полученные знания, представьте за 1 минуту процесс онтогенеза человека.

Учитель: На уроках обществознания и биологии в 8 классе вы говорили о том, что человек имеет отличительные биологические признаки.

  1. Закрепление

Задание: используя полученные знания, запишите в тетрадь эти признаки человека

  1. Прямохождение
  2. Подвижная кисть
  3. Изменения в строении черепа
  4. Развитие головного мозга
  5. Изменение значения органов чувств
  6. Влияние питания на строение пищеварительной системы
  7. Уменьшение количества рождаемых детенышей и увеличение времени на заботу о потомстве).

Человек – существо биосоциальное, в последние несколько тысяч лет социальная (общественная) сущность человека преобладает. И еще Ф. Энгельс, известный немецкий философ в своей работе «Роль труда в процессе становления человека» особую роль уделял труду как социальному фактору.

Слайд 17

Особенно глубокие качественные отличия человека от антропоидов заключаются в поведении и социальном (общественном) образе жизни людей. Специфической особенностью человека является его сознание, целенаправленное создание и применение орудий труда. С их помощью человек, изменяя условия существования, производит то, что ему необходимо для жизни. Так он ослабляет влияние внешней среды на организм и, следовательно, уменьшает воздействие естественного отбора. В этом отражаются отличительные социальные свойства вида Человек разумный.

Вопрос: Каковы же признаки, характерные для человека как социального существа?

Распределите качества: слайд 18.

  1. Рефлексия. Используя текст, определите биологические и социальные качества человека.

Решите тест.

У вас на партах лежат таблички со значками: !, ?, !?

Поднимите, пожалуйста, табличку со значком !, если вы сегодня очень хорошо поняли изученный на уроке материал. Табличку !?, если у вас остались вопросы по изученному материалу. И табличку ?, если вы не поняли тему сегодняшнего урока.

  1. Домашнее задание.

! - § 45, таблица в тетради, решить тест №1, написать оду человеку.

!? - § 45, таблица в тетради, решить тест №2, ответить на вопрос: Может ли сейчас эволюция приматов привести к появлению человека?

? - § 45, таблица в тетради, решить тест №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 9 классе "Происхождение человека"

Урок биологии в 9 классе "Происхождение человека"( урок-эссе)...

Урок биологии в 11 классе Происхождение человека"

Урок содержит материал, который поможет ученикам подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии...

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Происхождение человека"

Данная презентация поможет провести урок по этой теме в занимательной форме, тем самым вызовет интерес как к самой теме урока, так и к предмету в целом. Здесь много различных фото по теме, представлен...

Конспект урока "Доказательство эволюционного происхождения человека"

Конспект урока "Доказательство эволюционного происходения человека" составлен для учащихся 9 класса, по УМК И.Н.Пономаревой...

Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"

Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"...

Эволюционное происхождение человека

Урок на тему эволюционное происхождение человека...