Конспект урока по биологии в 9 классе "Доказательства эволюционного происхождения человека"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе
с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающих технологий
Тема урока: «Доказательства эволюционного происхождения человека».
Цель: Создать условия для формирования у учащихся основ целостного восприятия органической природы человека.
Задачи: 1. Создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о происхождении человека.
2. Подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции.
3. Развивать способность критически рассматривать факты, теории.
4. Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, информационными текстами, рисунками, видеоинформацией.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
– презентация «Доказательства эволюционного происхождения человека»
– раздаточный материал
– мультимедийный проектор и мультимедийная доска
–учебник: Биология 9 класс: И.Н. Пономорёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мифы и легенды о происхождении человека Бог Зевс вылепил людей из глины, а богиня Афина вдохнула в них жизнь
Для турков человечество родилось на черной горе. В пещере образовалась яма, напоминающая человеческое тело, струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина, согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через девять месяцев из пещеры вышел первый человек: АЙ-АТАМ, которого зовут отцом Луны.
Ученые о происхождении человека Карл Линней Ж.-Б. Ламарк Чарльз Дарвин
Антропогенез - (“ anthropos ” - человек и “genesis” – происхождение, возникновение ) процесс эволюционного происхождения и развития вида в процессе формирования общества
Доказательства антропогенеза Сравнительно-анатомические и физиологические Эмбриологические П алеонтологические
Рудименты Рудиментарные органы – это органы, утратившие в филогенезе свое значение и функцию и остающиеся у организмов в виде недоразвитых образований
Атавизмы Атавистический орган – это орган (или структура), показывающий «возврат к предкам», в норме не встречающийся у современных форм.
Сходство человека и человекообразных обезьян . Признак Проявление сходства Внешнее строение Крупные размеры, длинные конечности, широкие плечи, сходная форма ушной раковины, выступающий нос, шерсть без подшерстка, мимика, ногти. Скелет Одинаковые отделы, кости, 12-13 пар ребер. Кровь 4 группы крови, Биохимические процессы Сходство белковых молекул, взаимозаменяемость гормонов, общие болезни и паразиты. Хромосомы Сходное число, размер и форма хромосом (46 – 48)
Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных Систематическая категория Признаки, доставшиеся человеку от таксонов Рисунок Тип Хордовые В эмбриогенезе закладываются хорда, нервная трубка, кишечник. Подтип Позвоночные Внутренний скелет (позвоночник), замкнутая кровеносная система, нервная система образована головным и спинным мозгом, нервами и нервными узлами.
Класс Млекопитающие Есть диафрагма, легкие состоят из альвеол, имеют постоянную температуру тела, 4-х камерное сердце, кожа с потовыми железами, зубы дифференцируются на коренные, клыки, резцы, три слуховые косточки в среднем ухе, ушная раковина, волосяной покров. Подкласс Плацентарные Плод вынашивается в матке, где есть плацента – детское место, и детеныш выкармливается молоком, которое вырабатывается в молочных железах матери.
Отряд Приматы Пятипалая конечность, на пальцах ногти, большой палец противопоставлен остальным. Семейство Гоминиды До 90% одинаковых генов, болезней, отсутствие хвоста, группы крови, способность к обучению.
Род Человек ( Homo) Отличия: Развитый головной мозг, речь, прямохождение , хватательные функции только у рук, ноги выполняют опорную функцию, есть свод стопы, изгибы позвоночника. Homo sapiens Человек разумный C оциальная эволюция
Палеонтологические доказательства
Движущие силы антропогенеза биологические социальные Сущность (тело) развивается под влиянием генетической программы, передающейся по наследству Сущность (психика ) развивается под влиянием среды и общества в которых человек живет
Распределите качества: рост, воспитанность, объем мозга, чувство долга, способность к творчеству, объем грудной клетки, цвет глаз, умение общаться и жить в коллективе, строение кисти руки, цвет кожи, образованность, вес, способность уважать других людей. Движущие силы антропогенеза Биологические факторы Социальные факторы
Проверь себя Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует об: 1) одинаковом уровне организации 2) их конвергентном сходстве 3) их родстве и общем плане строения 4) их происхождении от разных предков
2. Происхождение человека, становление его как вида - 1) онтогенез 2) филогенез 3) антропогенез 4) микроэволюция
3. Отличие человека от млекопитающих животных проявляется: 1) в наличии молочных желёз 2) в наличии хорды у эмбрионов 3) в том, что клетки не имеют оболочек 4) в наличии абстрактного мышления
4. Признаки сходства человека с млекопитающими животными : 1) прямохождение , речь , наличие наружного уха 2) волосяной покров, выкармливание детенышей молоком, наличие диафрагмы 3) теплокровность , наличие двух сигнальных систем, двухкамерное сердце 4) наличие рудиментов и атавизмов, сходство строения зародышей, трехкамерное сердце
5. Т рудовая деятельность, речь, мышление, сыгравших большую роль в развитии предков человека, относят к факторам эволюции 1) биологическим; 2) социальным; 3) антропогенным; 4) абиотическим
1. 3) 2. 3) 3. 4) 4. 2) 5. 2)
Домашнее задание ! - § 45, таблица в тетради, решить тест №1, написать оду человеку. !? - § 45, таблица в тетради, решить тест №2, ответить на вопрос: Может ли сейчас эволюция приматов привести к появлению человека? ? - § 45, таблица в тетради, решить тест №3.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по биологии в 9 классе
с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающих технологий
Тема урока: «Доказательства эволюционного происхождения человека».
Цель: Создать условия для формирования у учащихся основ целостного восприятия органической природы человека.
Задачи: 1. Создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о происхождении человека.
2. Подвести к выводу, что человек сформировался под воздействием биологических и социальных факторов эволюции.
3. Развивать способность критически рассматривать факты, теории.
4. Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, информационными текстами, рисунками, видеоинформацией.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
– презентация «Доказательства эволюционного происхождения человека»
– раздаточный материал
– мультимедийный проектор и мультимедийная доска
–учебник: Биология 9 класс: И.Н. Пономорёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Мотивация учебной деятельности.
Учитель: В начале нашего урока я хочу вам предложить посмотреть видеофильм.
(Просмотр видеофильма «От кого произошел человек»)
Вы наверняка заметили, что у учащихся нашей школы, в основном, имеются две точки зрения на вопрос о происхождении человека. А какова ваша точка зрения?
Можете ли вы аргументировать свой ответ (доказать, что человек имеет животное происхождение)? Значит, сегодня на уроке мы будем … (искать доказательства животного (эволюционного) происхождения человека).
- Изучение нового материала
Есть версия, что на заре цивилизации
Вдруг человек возник благодаря мутации
И трудно нам сейчас поверить,
Что дикому подобен он был зверю:
Охотясь по-животному был сильным,
Волосяной покров имел обильный.
На полусогнутых ногах передвигался,
А мозг в объеме малом оставался.
И назывался тот умелый человек
Никак иначе, а дриопитек…
Одно поколение людей сменялось другим, человек развивался, эволюционировал. И постепенно…
Мозг увеличился, и изменилась у него походка,
О том свидетельствуют многие находки.
И homosapiensom человека стали называть
Чтоб стройность той теории придать.
Да – это версия одна из многих…
В научности нельзя ей отказать
И если есть загадки в мирозданье
Возможно, вам и предстоит их разгадать
(«Эволюция человека» Банацкая Ю.А.)
В прошлые эпохи у людей разных стран существовали свои точки зрения на происхождение человека. На уроках истории в 5 классе вы говорили о том, что в древнем Египте верили, что бог Хнум вылепил первого человека из глины на гончарном круге (учебник, стр.167, рис.60). В Древней Греции считали, что бог Зевс вылепил людей из глины, а Афина вдохнула в них жизнь (слайд 2). Для турков человечество родилось на черной горе. В пещере образовалась яма, напоминающая человеческое тело, струи дождя увлекли за собой глину и наполнили форму. Глина, согреваемая солнцем, оставалась в форме девять месяцев. А через девять месяцев из пещеры вышел первый человек: Ай-Там, которого зовут отцом Луны (слайд 3).
На сегодняшний день даже церковь не отрицает животного происхождения человека, но путь к этому был очень тернистым. Карл Линней в своей классификации впервые поместил человека в одну группу с приматами (слайд 4). Ж.Б. Ламарк также утверждал, что человек произошел от обезьяны. Современная антропология опирается на идеи Ч. Дарвина, хотя он и не мог вскрыть ведущего фактора антропогенеза и специфики эволюции человека. Антропогенез (слайд 5).
Сейчас наука располагает достаточным количеством доказательств животного происхождения человека, самыми главными являются сравнительно-анатомические и физиологические доказательства, эмбриологические и палеонтологические (слайд 6).
Вопрос: Какие науки играют ведущую роль в поиске доказательств происхождения человека? (на доске)
(Анатомия – наука о внешнем и внутреннем строении
Физиология – наука о функциях отдельных органов или организма в целом
Эмбриология – наука, изучающая развитие зародышей
Палеонтология – наука об ископаемых останках организмов, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания...
Сейчас вы, используя информационные тексты, учебник на стр.168, раздаточный материал, рисунки и слады презентации, будете заполнять таблицу «Доказательства эволюционного происхождения человека»
Сравнительно-анатомические и физиологические | эмбриологические | палеонтологические |
|
| Находки останков предков человека |
Слайды презентации:
- сравнительно-анатомические доказательства: рудименты и атавизмы (слайды 7 – 9); сходство с др. представителями хордовых (слайд 10 – 14).
- эмбриологические доказательства (слайд 15).
Немало – девять месяцев, и все же
Срок обозрим, ведь тут и года нет,
А сын во мне за это время прожил
Десятки тысяч, сотни тысяч лет.
Всех видов жизни мерил он обличья:
Нес панцирь, плавниками обрастал,
Лез в чешую, рядился в перья птичьи,
Таился, полз и плавал, и летал.
А я жила, как все считала сроки,
И много раз, пока недели шли,
Мне вспоминались школьные уроки
О древе жизни, юности Земли…
- палеонтологические доказательства (слайд 16).
- Физкультминутка. Fatboy Slim «Evolution of men». Используя полученные знания, представьте за 1 минуту процесс онтогенеза человека.
Учитель: На уроках обществознания и биологии в 8 классе вы говорили о том, что человек имеет отличительные биологические признаки.
- Закрепление
Задание: используя полученные знания, запишите в тетрадь эти признаки человека
- Прямохождение
- Подвижная кисть
- Изменения в строении черепа
- Развитие головного мозга
- Изменение значения органов чувств
- Влияние питания на строение пищеварительной системы
- Уменьшение количества рождаемых детенышей и увеличение времени на заботу о потомстве).
Человек – существо биосоциальное, в последние несколько тысяч лет социальная (общественная) сущность человека преобладает. И еще Ф. Энгельс, известный немецкий философ в своей работе «Роль труда в процессе становления человека» особую роль уделял труду как социальному фактору.
Слайд 17
Особенно глубокие качественные отличия человека от антропоидов заключаются в поведении и социальном (общественном) образе жизни людей. Специфической особенностью человека является его сознание, целенаправленное создание и применение орудий труда. С их помощью человек, изменяя условия существования, производит то, что ему необходимо для жизни. Так он ослабляет влияние внешней среды на организм и, следовательно, уменьшает воздействие естественного отбора. В этом отражаются отличительные социальные свойства вида Человек разумный.
Вопрос: Каковы же признаки, характерные для человека как социального существа?
Распределите качества: слайд 18.
- Рефлексия. Используя текст, определите биологические и социальные качества человека.
Решите тест.
У вас на партах лежат таблички со значками: !, ?, !?
Поднимите, пожалуйста, табличку со значком !, если вы сегодня очень хорошо поняли изученный на уроке материал. Табличку !?, если у вас остались вопросы по изученному материалу. И табличку ?, если вы не поняли тему сегодняшнего урока.
- Домашнее задание.
! - § 45, таблица в тетради, решить тест №1, написать оду человеку.
!? - § 45, таблица в тетради, решить тест №2, ответить на вопрос: Может ли сейчас эволюция приматов привести к появлению человека?
? - § 45, таблица в тетради, решить тест №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 9 классе "Происхождение человека"
Урок биологии в 9 классе "Происхождение человека"( урок-эссе)...
Урок биологии в 11 классе Происхождение человека"
Урок содержит материал, который поможет ученикам подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии...
Презентация к уроку биологии в 9 классе "Происхождение человека"
Данная презентация поможет провести урок по этой теме в занимательной форме, тем самым вызовет интерес как к самой теме урока, так и к предмету в целом. Здесь много различных фото по теме, представлен...
Конспект урока "Доказательство эволюционного происхождения человека"
Конспект урока "Доказательство эволюционного происходения человека" составлен для учащихся 9 класса, по УМК И.Н.Пономаревой...
Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"
Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"...
Эволюционное происхождение человека
Урок на тему эволюционное происхождение человека...