презентация и конспект урока "Этапы происхождения человека" 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. урок по данной теме должен быть построен так, чтобы не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым , главное чтобы оно было аргументированно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_evolyutsii_cheloveka_10_klass.zip | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
УМК: под редакцией Пономарёвой И.Н.
Тема: Этапы происхождения человека.
Задачи: Создать условия для выявления происхождения человека, особенностей организма человека, связанных с прямохождением, для выявления движущих сил и этапов эволюции человека; развивать понятия «антропогенез», определить место человека как вида в системе органического мира; развивать умения выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой, развивать умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор школьников, осуществлять экологическое и нравственное воспитание учащихся.
Оборудование: таблицы «Приматы», «Доказательства родства человека с человекообразными обезьянами», «Предшественники человека (австралопитековые)», «Ископаемые люди», модели палеонтологических находок «Происхождение человека», иллюстрации с изображением орудий труда, изготовленных на разных этапах антропогенеза, представителей рас, электронные учебники по УМК Пономарёва, Сонина, мультимедийный проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация (Приложение 1)
I. Контроль знаний:
1.Индивидуальная проверка д/з (слайд 1)
Iвариант
Установите соответствие между движущими силами эволюции и результатами эволюции:
А - движущие силы эволюции.
Б - результат эволюции.
Признаки:
1.Приспособленность к среде обитания.
2.Наследственная изменчивость.
3.Борьба за существование.
4.Естественный отбор.
5.Многообразие видов.
6.Изоляция.
7.Повышение и усложнение организации.
IIвариант
Установите соответствие между причинами и способами видообразования:
А – географическое (аллопатрическое)
Б – экологическое (симпатрическое)
Причины:
1.Расширение ареала;
2.Стабильность ареала;
3.Разделение ареала различными преградами;
4.Многообразие изменчивости особей внутри ареала;
5.Многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала.
2. Работа с терминами
Вид
Популяция
Микроэволюция
3. Определи способ видообразования (по иллюстрации). Почему так решили?(слайд 2)
4. Определи путь видообразования (по иллюстрации). Почему так решили? (слайд 3)
Вывод: В результате наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора появилось великое многообразие живых организмов на земле.
II. Изучение нового материала
1.Введение в тему урока (слайд 4)
- Как прекрасна, Земля
И на ней человек... С.Есенин
(рассуждение учителя о земле, жизни на ней, венце творения)
- Как появился человек?
2.Теории происхождения Человека разумного (слайд 5,6)
(заслушивание мнений учащихся)
- эволюционная
- божественная
- эволюция в воде
- пришельцы из космоса
3.Положение человека в системе животного мира. (слайд 7)
4.Результаты биологической эволюции
(просмотр фрагмента фильма «Эволюция человека» по электронному учебнику по УМК Сонин с целью выявления анатомических изменений тела человека) (слайд 8,9)
- S-образный позвоночник
- Широко раскрытые кости таза, сросшиеся с крестцом
- Грудная клетка расширина по бокам, но сужина в спинно-брющном направлении
- Удлинение нижних и укорочение верхних конечностей
- На стопе – свод, крупная пяточная кость
- Кисть более подвижна, она орган исследования, труда
- В черепе затылочное отверстие смещено к зади и низу
- Исчезает надбровный валик
- Мозговой отдел становится больше лицевого
- Появляется подбородочный выступ
- Увеличение больших полушарий головного мозга
- Орган зрения – дневного типа, укорачивается но, становится подвижной верхняя губа
- Изменились зубы, укорачивается аппендикс
- Рождение одного детёныша, который долго растят и воспитывают.
5. Антропогенез (самостоятельная работа с текстом учебника и информационными ресурсами, заполнение таблицы) (слайд 10)
Краткая характеристика этапов антропогенеза
Этапы антропогенеза | Время жизни | Объём мозга | Особенности строения | Особенности образа жизни |
австралопитек | ||||
Человек умелый | ||||
Человек прямоходячий | ||||
Неандерталец | ||||
Кроманьёнец |
- В каком направлении шла эволюция человека?
(усложнения поведения, увеличение объёма мозга)
III. Первичное закрепление изученного материала
- Решение биологических задач (слайд 11-14)
Задача №1
В системе органического мира человек стоит на его вершине. Объясните, почему человека относят к классу млекопитающих, отряду приматов. Почему человека не выделяют в особое царство?
Задача №2
Иногда у человека появляются атавизмы - признаки, свойственные его предкам. Используя знания по генетике, объясните причины появления у человека атавизмов. О чём они свидетельствуют?
Задача №3
Важнейшие отличительные особенности в строении человека связаны с его прямохождением. Под влиянием каких факторов возникло прямохождение? Какое это оказало влияние на дальнейшую эволюцию человека?
Задача №4
Почему человек сумел выжить в эпоху великого оледенения, а многие млекопитающие погибли? Могли ли только движущие силы эволюции привести к появлению человека разумного? Почему?
VI. Домашнее задание (слайд 15)
Учебник - 10: § 43 до слов важнейшим пониманием… стр.173
Индивидуальное задание «Роль огня в антропогенезе»
V. Рефлексия (слайд 16)
Продолжи фразу:
Я уверен, что… .
Так как считаю, что … .
IV.Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока для 5 класса "Употребление глагола "to be".
Презентация и конспект к уроку"Употребление глагола "to be", личных и притяжательных местоимений" по УМК О.В.Афанасьевой для 5 класса...
Презентация: "Опорные конспекты в таблицах" 8 класс
Вашему вниманию представлена презентация опорных конспектов в таблицах для 8 класса...
Презентация и конспект урока в 4 классе. "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..."
Презентация и конспект. Урок музыки с использованием современных компьютерных технологий в 4 классе. "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..." (по программе Сергеева, Критская)...
Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"
Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....
презентация и конспект урока математики 5 класс (Виленкин) "Буквенная запись свойств сложения и вычитания"
архив содержит презентацию и подробный конспект урока . презентация построена с помощью триггеров и гиперссылок . В презентации присутствует физкультминутка....
Презентация "Натуральные волокна животного происхождения", 6 класс
Презентация к уроку ФГОС "гнатуральные волокна животного происхождения" для 6 класса....
презентация и конспект урока природоведения 5 класс по теме "Образование и разнообразие почв"
Подробный конспект и хорощая презентация к уроку приробоведения в 5 классе на тему "Образование и разнообразие почв"....