Эволюционное происхождение человека
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Урок на тему эволюционное происхождение человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsionnoe_proishozhdenie_cheloveka_.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Эволюционное происхождение человека
ЦЕЛИ |
|
1.Образовательные 2.Развивающие 3. Воспитательные | - содействовать систематизации и обобщению знаний учащихся об эволюции; о несостоятельности древних представлений о происхождении человека; доказательствах происхождения его от животных; о движущих силах эволюции человека.. - продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания. - способствовать формированию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, правильного отношения к окружающему миру; формирование у них понимания единства живой природы и своего места в ней, воспитание умения работать в коллективе |
Метод: репродуктивные (рассказ, эвристическая беседа), частично-поисковые (работа с книжным материалом).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
Формируемые УУД:
Личностные:
- Проявление мотивации к обучению и познанию, устойчивых познавательных интересов;
- Понимание эстетических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам в области изучения происхождения человека.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Развитие умения систематизировать информацию из различных источников, анализировать и оценивать её.
Познавательные:
- Развитие умения сравнивать биологические объекты, выделять черты их сходства и различия.
Коммуникативные:
- Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться, приходить к общему мнению; задавать вопросы.
Предметные:
- Систематизированное представление о происхождении человека – от древних представлений до его объяснения современной наукой;
- Характеристика черт сходства и различия человека и человекообразных обезьян;
- Умение объяснять роль социальной среды в процессе становления вида Человек разумный.
Структурно-логическая схема урока
Основные части урока | Методы и методические приёмы | Пособия | Время |
1.Орг.момент 2. Контроль знаний 3. Изучение нового материала 4. Закрепление изученного материала 5. Домашнее задание | Словесный Устный опрос Сообщение учащихся Объяснительный рассказ Самостоятельная работа Инструктаж | 3' 5' 25' 10' 2' |
Содержание урока:
2.Контроль знаний: Рассказать у доски: о становлении отряда приматов, биологических особенностях приматов, о процессе эволюции приматов. Актуализация знаний: Слайд 1: Мы откуда появились? Звезд далеких порожденье? Или все ж планете нашей Мы обязаны рожденьем? Наделил душой создатель? Или разум как зарница, Вспыхнул в теле наших предков? Как могли мы появиться?! Скрыто тайной все навеки… Но откуда не взялись б мы Раз, возникнув человеком, Надо, чтоб мы им остались. Э. Дарвин Какова тема нашего урока (формулирование темы учащимися)? Слайд 2: «Эволюционное происхождение человека». Сформулируйте цель сегодняшнего урока? ВО: обобщить знания об эволюции человека; показать отличительные особенности человека; раскрыть движущие силы эволюции человека. - Какие задачи для достижения цели вы можете поставить перед собой? ВО: доказать происхождение человека от животных; выявить роль биологических и социальных факторов, их взаимодействии на разных стадиях антропогенеза. - Какое практическое значение имеет данная тема, для чего ее необходимо изучать? ВО: Для того чтобы знать своё происхождение и не терять связи с живой природой, чтобы знать, как наука объясняет вопрос о происхождении человека, ведь в обычной жизни мы чаще сталкиваемся с религиозной точкой зрения. Чтобы относиться к животным не с позиции «царя природы», а на равных, выяснить, правду ли говорят, что человек произошёл от обезьяны. А существуют ли другие точки зрения? Чтобы выполнить задания по данной теме при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. 3.Изучение нового материала: На прошлом уроке мы с вами уже говорили о том, что существует огромное множество гипотез о происхождении человека. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с теориями антропогенеза. Слайд 3: Постановка проблемы. В настоящее время существует много точек зрения на происхождение человека. Верно ли, что человек возник в ходе эволюции? Официально существуют две основные теории происхождения человека – религиозная, согласно которой нас сотворил Бог по своему образу и подобию, и теория Дарвина, предполагающая, что мы произошли от обезьяны. Однако существуют и другие гипотезы и теории. Версия с пришельцами – одна из самых старых альтернативных версий, имеющая множество вариаций на любой вкус, начиная от «они создали нас, чтобы развеять свою бесконечную скуку» и заканчивая «мы – бракованная версия высшего разума». Кроме того, существует предположение, что пришельцы совершили на Земле вынужденную посадку, и мы – лишь их потомки. Но в целом все вариации сводятся к тому, что человек – плод труда какой-то внеземной цивилизации. Еще в древнейшие времена люди по-своему пытались объяснить вопрос появления человека, их точки зрения нашли отражения в легендах и мифах. - По желанию учащихся – сообщение «Легенды о происхождении человека». Потомки рукокрылых. Говорят, что когда-то на Земле жили существа, сочетающие в себе черты человека и птицы, похожие на гарпий из древних мифов. | ответ по дом.заданию чтение со слайда запись темы в тетрадь отвечают на поставленные вопросы сообщения уч-ся (при отсутствии – рассказ) |
Как конкретно они эволюционировали в человека – неизвестно. Заметим здесь, что зафиксированы свидетельства очевидцев, утверждающих, что полулюди-полуптицы до сих пор существуют. Андрогины. Существует старинная греческая легенда о том, как первоначально боги сотворили расу людей, имевших и мужские, и женские признаки. Но эти создания были слишком сильны и посягали на власть богов. Тогда Зевс решил разрезать андрогинов надвое, чтобы ослабить их. Согласно преданию, теперь мы обречены на то, чтобы всю жизнь искать свою «вторую половинку», что, кстати, недалеко от истины. Люди-гиганты. Мысль о том, что наши предки были великанами, высказывалась давно. Есть легенда, согласно которой раньше ангелы спускались на землю, брали себе человеческих дочерей, и от таких связей появилось племя гигантов. Ну а со временем их потомки измельчали и стали похожи на современного человека. Слайд 4: В настоящее время многочисленные находки свидетельствуют о происхождении человека от животных. Слайд 5: Рассмотрим основные группы доказательства происхождения человека от животных. А сейчас проведём групповую работу (работа с рисунками – подготовка к ОГЭ). Группа 1. Эмбриологические доказательства. Какие общебиологические законы выполняются? (работа с рисунками). ВО: Выполняется закон К.Бэра «На ранних стадиях развития зародыши разных классов позвоночных животных сходны, а затем отклоняются в своем развитии друг от друга». Выполняется биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля «Онтогенез — есть краткое и быстрое повторение филогенеза». - Назовите признаки животных у зародыша человека. ВО: Жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, развит хвост, большой палец ноги короче других пальцев и расположен под углом, как у обезьяны, мозг состоит из пяти отделов – мозговых пузырей и напоминает мозг рыбы). Группа 2. Сравнительно-анатомические Рудиментарные органы - органы, утратившие свое значение. Примеры: отросток слепой кишки - аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок на ушной раковине, копчиковые позвонки(остатки скелета хвоста); волосяной покров на голове пятимесячного зародыша; ушные мышцы позволяющие человеку шевелить ушами. Атавизмы – появление у человека признаков далеких предков, но утраченные в ходе эволюции. Примеры: сильное оволосение всего тела; многососковость, рождение ребенка с хвостом. Группа 3. Доказательства цитогенетические. Какие цитогенетические доказательства происхождения человека от животных вы можете привести? У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе. Гомология ДНК человека и человекообразных обезьян составляет более 95%, человека и гиббона — 76%. Ответы групп: один выступающий от группы. Слайд 6: Эмбриологические доказательства. Слайд 7: Сравнительно-анатомические доказательства. Слайд 8: А теперь давайте выявим особенности строения человека, заполнив таблицу. Слайд 9: Человек разумный имеет биосоциальную природу, поэтому на его эволюцию влияют как биологические факторы, так и социальные. Биологические факторы – наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, а также мутационный процесс, изоляция – применимы к эволюции человека. | время около 5 минут |
Под их влиянием в процессе биологической эволюции произошли морфологические изменения обезьяноподобного предка – антропоморфозы. Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. Это привело к освобождению руки от функций передвижения. Рука начинает использоваться для осуществления разнообразных функций – хватания, удержания, бросания. Не менее важными предпосылками антропогенеза были особенности биологии предков человека: стадный образ жизни, увеличение объема головного мозга по отношению к общим пропорциям тела, бинокулярное зрение. К социальным факторам антропогенеза можно отнести трудовую деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления. Социальные факторы стали играть ведущую роль в антропогенезе. Однако жизнь каждого индивидуума подчиняется биологическим законам: сохраняются мутации как источник генотипической изменчивости, действует стабилизирующий отбор, устраняя резкие отклонения от нормы. На первых этапах эволюции человека главенствующую роль играли биологические факторы, а на последних – социальные. Труд, речь, сознание самым тесным образом связаны друг с другом, В процессе труда происходило сплочение членов общества и быстрое развитие способа общения между ними, в качестве которого выступает речь. 4.Закрепление знаний: Самостоятельная работа: Выполните задание 1, 5 в рабочей тетради стр. 106 – 107. 5.Задание на дом: п. 44, зад. 2, 3, 6 в рабочей тетради |
Источники информации:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Происхождение человека"
Презентация для урока природоведения 5 класс по теме: "Происхождение человека"...
Урок по теме " Происхождение человека", 11 класс
Применяемые технологии: - групповые технологии - личностно -ориентированное обучение - проблемное обучение...
конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."
Обучающая цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель: формировать умения доказывать свои взгл...
Конспект урока "Доказательство эволюционного происхождения человека"
Конспект урока "Доказательство эволюционного происходения человека" составлен для учащихся 9 класса, по УМК И.Н.Пономаревой...
Конспект урока по биологии в 9 классе "Доказательства эволюционного происхождения человека"
Конспект открытого урока по биологии в 9 классес использованием технологии проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающих технологийТема урока: «Доказательства эволюционного происхождения человека».Це...
Обобщающий урок по темам: «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции», «Происхождение человека (антропогенез)».
Тесты для обобщающего урока в 9 классе...
Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека»
Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека» Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания о роли ...