План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Левинская Татьяна Валерьевна

План – конспект урока биологии 5 класс

по теме

«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока биологии 5 класс

по теме

«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»

  1. Цель урока: создать условия для формирования понимания значения питательных веществ в жизни человека и других живых организмов; для формирования знаний о возможности получения энергии из пищи
  • Образовательная: Выяснить какие органические вещества запасают живые организмы и их  необходимость для процессов жизнедеятельности
  • Воспитательная: Необходимость подвижного образа жизни, занятий спортом и физкультурой, показать зависимость организма зародыша человека от организма матери, профилактика вредных привычек
  • Развивающая: Развивать умения логически мыслить, выделять главное, делать выводы, работать с учебником

Формирование УУД:

2.1. Личностные: Развивать у учащихся самостоятельность в учебной деятельности; способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к растениям и животным; способствовать формированию   логического мышления при установлении взаимосвязей между питательными веществами и энергией жизни.

2.2.Метапредметные:1 регулятивные: умения логически мыслить, анализировать информацию и делать по данной информации выводы;

  2. познавательные: развивать творческие способности, извлечение учащимися необходимой информации их текста, рисунков, презентации учителя

3. коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, умение работать в парах, группах

2.3.Предметные: формировать у учащихся знания о том, что запас питательных веществ необходим живым организмам для перенесения неблагоприятных условий, для развития зародыша, для роста и развития живых организмов.

Оборудование: Презентация  к уроку, технологические карты

Ход урока:

  1. Орг. Момент
  2. Повторение – работа по заданиям технологической карты в парах и группах:

Задание 1 . Вставьте в текст пропущенные слова, внесите ответы в таблицу

Текст для первой группы

Растения и животные  сходны тем, что они……(А)  и…….(Б).

Питаются они……….(В) веществами, которые обеспечивают их…..(Г).

Тратят  они ее на……(Д).

Выбор ответов:

  1. Органические
  2. Питаются
  3. Рост, развитие, движение..
  4. Энергией
  5. Двигаются

А

Б

В

Г

Д

2

5

1

4

3

Текст для второй группы

Растения в отличие от животных сами образуют……(А), в процессе…..(Б). Поэтому движение у них …….(В). А животные питаются……(Г) органическими веществами и двигаются они……(Д).

Выбор ответов:

  1. Фотосинтез
  2. Ограниченное
  3. Активно
  4. Готовыми
  5. Органические

А

Б

В

Г

Д

5

1

2

4

3

Самооценка выполнения задания

3 балла– без ошибок

2балл – 1 ошибка

1 балл – 2 ошибки

О баллов – 3 и более ошибок

Задание 2 . Найдите и подчеркните в тексте ключевое слово, которое отражает смысл вашего текста.

Ответ

1 группа – сходны

2группа - отличаются

Самооценка выполнения задания

2 балла – слово выделили правильно

0 баллов - слово выделили  неправильно

Вопрос для устного обсуждения

  1. Какой можно сделать вывод, если растения и животные похожи?
  2. Какой можно сделать вывод, если растения и животные различаются?

Оценка за правильный устный ответ (вывод) – 3балла

Задание  3. Найдите правильно составленную пищевую цепь, обведите цифру,  под которой она находится

1.Заяц →клевер→ медведь→ блоха

2.Клевер←заяц←медведь←блоха

3.Клевер→заяц→медведь→блоха

Самооценка выполнения задания:

2 балла - №3

 1 балл - №2

0 баллов - №1

Вопрос для устного  обсуждения

  1. Объясните,  почему цепочки под № 1,2 неправильные, а под № 3 – правильная?
  2. Определите тип взаимоотношений между организмами, кто от кого получает органические вещества?
  3. Чем органические вещества обеспечивают живой организм. На что он может потратить энергию?

Максимальная оценка – 3 балла

  1. Новая тема

ФОРМУЛИРОВКА  ПРОБЛЕМЫ : « Что происходит с органическими веществами, если в данный момент их организм не использует для получения энергии?»

Отгадай загадки

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

 Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берёт,

 Грозно может зареветь

 Косолапый зверь.. ..(медведь)

В белом инее берёзы.

Спят ежи, медведи спят.

Но хотя пришли морозы,

Снегири зарёй горят.

О каком времени года идет речь? Что происходит в жизни медведя и многолетних растений зимой? Почему они не погибают зимой?

Задание 4.  Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Текст  для первой группы

Спячка, или зимний сон, — это важное защитное «приспособление» организма теплокровных животных, таких как медведи, еноты, барсуки, хомяки, сурки для перенесения неблагоприятных кормовых и климатических условий. Основным смыслом спячки является сохранение энергии в период неблагоприятных естественных условий: отсутствие корма и морозы.

Наступление зимних холодов влечет за собой недостаток кормов, пища и вода становятся труднодоступными, а это может привести к гибели животного. Медведи приспособились выживать в холода, впадая в спячку на несколько месяцев.

К спячке медведь готовится основательно, ему нужно обязательно накопить много жира (до 30 — 40% от своего веса), которым понемногу он будет питаться всю зиму. Для того чтобы насобирать необходимое количество жира на зиму (приблизительно 50 кг), медведю нужно много еды. В этот период он съедает до 700 кг ягод или около 500 кг кедровых орехов, не считая другие корма.

Вес засыпающего медведя достигает до 180 кг, но за время зимнего сна зверь теряет до 80 кг.

Текст  для второй группы  группы

Все лето деревья с  усердием запасают в  стволах и ветках крахмал.  Соки дерева постепенно густеют.  К  первым холодам клетки деревьев плотно набиты крахмальными зернами. Крохотные "амбарчики" прямо ломятся от этого добра.
Запасы питания на зиму приготовлены.
Там,  где  зимы  теплее,  крахмал так всю зиму и остается крахмалом. Где морозы  пожестче,  крахмал  заменяется  сахаром.  Создав запасы питания,  дерево готово выдержать морозы в 10-12 градусов. А первые морозы закаляют его,  делают еще выносливей: сок дерева еще больше густеет, крахмал переходит в сахар.
Движение соков замедляется, почти останавливается.
Дерево словно бы засыпает.
Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

  

Вопросы к тексту:

  1. Озаглавьте текст
  2. Почему не погибают  медведь  и деревья во время зимнего сна, ведь они не питаются?
  3. Какие вещества у них запасаются?
  4. С какой целью они запасают эти органические вещества?

Начинаем записывать вывод в тетрадь

Вывод:

Живые организмы запасают органические вещества:

  1. Чтобы перенести неблагоприятные для жизни условия

Задание 5

Работа с учебником стр.151 рис.161

  1. Сравните картинки слева и справа. Чем они отличаются?
  2. Что происходит, если человек мало двигается?
  3. Дайте инструкцию человеку для борьбы  лишним весом.

Физминутка.

На уроке мы мало двигается, поэтому, чтобы не накапливался жир, проведем разминку

Три медведя шли домой: (дети идут как медведи) 

Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх) 

Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед) 

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки) 

Очень маленький он был, 

С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

 Задание 6  Работа в группах

  1. Группа   Работа с учебником стр.152 рис.162
  2. Группа   Работа с учебником стр.152 рис.163
  3. Группа   Работа с учебником стр.153 рис.164

Ответьте на вопрос:

Что объединяет в строении или в процессах жизнедеятельности изображенные организмы? Напишите ключевое слово, объединяющее изображенные объекты

Ответы групп (ключевое слово)

1 группа – зародыш, питательные вещества

  1.  группа – развитие
  2. группа – рост

Оценка  выполнения задания – 2 балла за правильный ответ

                                                          0 баллов – ответ неверный

Устные ответы

1группа – На рисунке у пшеницы, в икре, яйце есть зародыш и питательные        вещества, которые необходимы для его развития

2 группа – На рисунке показано развитие растения, животного и человека, для этого тоже необходимы питательные вещества

3группа -  На рисунке показан рост кита.  В основе роста лежит процесс деления клеток. Для их деления необходима энергия, источником которой являются питательные вещества.

Задание 7

Найдите в тексте и прочитайте  стр.152 как клетки делятся (чтение текста)

Продолжение записи вывода

  1. Для развития зародыша
  2. Для развития и роста, в основе которого – деление клеток

5. Решение проблемы : « Что происходит с органическими веществами, если в    данный момент их организм не использует для получения энергии?»

6. Формулировка темы урока учащимися исходя из проблемы урока.

   (Для чего живые организмы запасают органические вещества)

7.Выводы по уроку (рефлексия учащихся)

8. Подведение итогов, оценка деятельности учащихся на уроке

Перевод баллов левой колонки  в оценку:

8-9баллов – оценка 5

6-7 баллов –  оценка 4

4-5 баллов – оценка 3

Меньше 4 баллов – оценка 2

9. Домашнее задание :&44, эксперимент с картофелем.

Разрежьте клубень картофеля  пополам. Каждую половинку попробуйте на вкус. Одну из половинок вынесите на мороз на 1 час. На следующий день, снова попробуйте на вкус обе половинки. Запишите результаты эксперимента в тетрадь, сделайте вывод.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 1 . Вставьте в текст пропущенные слова, внесите ответы в таблицу

Слайд 2

Задание 1 . Вставьте в текст пропущенные слова, внесите ответы в таблицу

Слайд 3

Самооценка выполнения задания №1 3 балла – без ошибок 2балл – 1 ошибка 1 балл – 2 ошибки 0 баллов – 3 и более ошибок

Слайд 4

Задание 2 . Найдите и подчеркните в тексте ключевое слово, которое отражает смысл вашего текста . 2 балла – слово выделили правильно; 0 баллов - слово выделили неправильно

Слайд 5

Задание 3. Найдите правильно составленную пищевую цепь, обведите цифру, под которой она находится 1.Заяц →клевер→ медведь→ блоха 2.Клевер←заяц←медведь←блоха 3.Клевер→заяц→медведь→ блоха

Слайд 6

2 балла - №3; 1балл - №2 0 баллов - № 1,

Слайд 7

Перевод баллов левой колонки в оценку: 6 -7баллов – оценка 5 4 -5 баллов – оценка 4 3 балла – оценка 3 Меньше 3 баллов – оценка 2

Слайд 8

Цепь питания Вопрос для устного обсуждения Объясните, почему цепочки под № 1,2 неправильные, а под № 3 – правильная? Определите тип взаимоотношений между организмами, кто от кого получает органические вещества? Чем органические вещества обеспечивают живой организм. На что он может потратить энергию? Максимальная оценка – 3 балла

Слайд 9

Отгадай загадки Он мохнатый, он большой, Спит в берлоге он зимой, Летом ягоды жуёт, Дикий мед у пчел берёт, Грозно может зареветь Косолапый зверь.. . В белом инее берёзы. Спят ежи, медведи спят. Но хотя пришли морозы, Снегири зарёй горят. О каком времени года идет речь? Что происходит в жизни медведя и многолетних растений зимой? Почему они не погибают зимой?

Слайд 10

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Слайд 11

ПРОБЛЕМА «Из чего извлекает энергию живой организм, если он не питается?»

Слайд 12

Задание 4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: Вопросы к тексту: Озаглавьте текст Почему не погибают медведи, деревья во время зимнего сна, ведь они не питаются? Какие вещества у них запасаются? С какой целью они запасают эти органические вещества?

Слайд 13

Домашнее задание & 2 4 , эксперимент с картофелем. Разрежьте клубень картофеля пополам. Каждую половинку попробуйте на вкус. Одну из половинок вынесите на мороз на 1 час. На следующий день, снова попробуйте на вкус обе половинки. Запишите результаты эксперимента в тетрадь, сделайте вывод.

Слайд 14

Задание 5 Сравните картинки слева и справа. Чем они отличаются ? Что происходит, если человек мало двигается? Дайте инструкцию человеку для борьбы лишним весом. Работа с учебником стр.151 рис.161

Слайд 15

Физминутка . Три медведя шли домой: Папа был большой-большой, Мама с ним - поменьше ростом, А сыночек просто крошка, Очень маленький он был, С погремушками ходил .

Слайд 16

Задание 6 Работа в группах Группа Работа с учебником стр.152 рис.162 Группа Работа с учебником стр.152 рис.163 Группа Работа с учебником стр.153 рис.164 Ответьте на вопрос: Что объединяет в строении или в процессах жизнедеятельности изображенные организмы? Напишите ключевое слово, объединяющее изображенные объекты

Слайд 19

Задание 7 Найдите в тексте и прочитайте стр.152 как клетки делятся

Слайд 20

Решение проблемы «Из чего извлекает энергию живой организм, если он не питается?»

Слайд 21

Ф ормулировка темы урока

Слайд 22

Выводы по уроку

Слайд 23

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зачем живые организмы запасают питательные вещества?

презентация сопровождение к уроку природоведения в 5 классе по программе Пономаревой...

План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото

Фильм ,с сопровождающим рассказом  учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...

План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.

Приступая к  изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....

План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"

План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...

Природоведение 5 класс. Тема:Зачем живые организмы запасают питательные вещества? (презентация)

Природоведение 5 класс. Тема:Зачем живые организмы запасают питательные вещества? (презентация)...

Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"...

УГА - 2017 План - конспект урока. Биология. 8 кл. Тема "Пищеварение"

Урок для обучающихся 8 кл. Линия Н.И. Сонина. Предмет. Биология. Тема "Пищеварение". Лабораторная работа по теме "Действие желудочного сока на белок"...