ИММУНОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Гатаулина Елена Юсуповна

урок биологии 8 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл immunologiya_na_sluzhbe_zdorovya.docx49.3 КБ

Предварительный просмотр:

Гатаулина Е.Ю. 2015 г.

ИММУНОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС.

Цели:

сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека;

сформулировать понятия «вакцина» и «сыворотка»; история их открытия

рассмотреть схему классификации иммунитета;

представить понятия аллергия и тканевая совместимость в виде образа;

Задачи:

Обучающие:

учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки.

учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток.

учащиеся должны различать виды иммунитета и объяснять их значение.

учащиеся должны составить схему переливания крови и определить значение резус-фактора.

учащиеся должны составить модель «Современная наука иммунология и области ее применения».

Развивающие:

продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать  информацию.

способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.

Воспитывающие:

вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;

развивать творческие способности ,

воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: Комбинированный

Познавательные УУД:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Совершенствование  навыков работы с текстом учебника.

Личностные УУД:

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД:

умение организовывать выполнение заданий учителя.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Оборудование: учебник (Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс – М.: Дрофа, 2007), фломастеры разных цветов, листы бумаги формата А4(по количеству групп), инструктивные карты учащихся (приложение 1), презентация к уроку (приложение 2).  

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая(парная)

Деятельность учащихся: регламентированная, нерегламентированная.

Методы обучения: репродуктивные, творческие.

ХОД УРОКА

I.Орг.момент.

Здравствуйте , друзья мои.

Я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда внимание ваших умных глаз ,

Я знаю, каждый в классе гений , но без труда талант не впрок.

Возьмём же ручки и мелок и вместе проживём урок.

Согласны ?

Проверка готовности учащихся к уроку.

II.Актуализация знаний учащихся.

              1. Запись темы в тетрадь (приложение №2 ,слайд 1)

              2. Эпиграф урока (приложение №2 ,слайд 2)

  3. Фронтальное обсуждение темы,подведение учащихся к целепологанию урока.

III. Создание проблемной ситуации для обозначения целей урока.

С четырнадцатого до середины пятнадцатого века в мире случилось немало бедствий, но наиболее страшным из них была чума или «черная смерть».Чума  убивала людей в течение длительного времени, особенно в Европе. Она забрала с собой 30 миллионов жизней. Многие  в ту пору считали, что чума послана людям как Божье наказание за грехи. Это была неизлечимая болезнь, и не было лекарств, чтобы хотя бы облегчить страдания больных. «Черная смерть» получила свое название из-за её страшного проявления.  Патогенные бактерии распространялись через блох на крысах и других грызунах, а затем передавались людям, и болезнь быстро разрасталась в эпидемию. Типичным симптомом были черные пятна на теле больных. Вероятнее всего, люди очень страдали от боли. Не было никакой надежды на излечение. Большинство  погибало в течение 48 часов после инфицирования. Но  небольшое количество людей выжило. Почему человек устоял, не погиб как вид.(обсуждение в парах, затем фронтально).

IV. История развития науки. (творческое домашнее задание , приложение №3)

V. Фронтальная работа (по инструктивной карте урока ).

Откройте с. 94 § 19. Возьмите инструктивную карту (Приложение 1), прочитайте и выполните задание №1. На выполнение задания 7 минут.(таблица заполняется в карте)Проверка. Обратите внимание на доску (Приложение 2, слайд 3, слайд 4),

 Проверьте правильность выполнения задания.Можете исправить, или дополнить. 3 минуты.)

Прочитайте задание №2 (Приложение 1). Еще раз ознакомьтесь с классификацией иммунитета, обратите внимание, на чем она основана (Приложение 2, слайд 5), Работа по карточкам в парах.(обсуждение)

http://festival.1september.ru/articles/582285/img1.gif

Обратите внимание на связь данной классификации с понятиями «вакцина» и «сыворотка». На выполнение задания – 7 минут.

Физкультминутка( релаксация) (приложение №4)

VI. Работа по парам

Внимательно прочитайте задание №3 (Приложение 1). Обратите внимание на форму представления рассмотренного материала и на время выполнения задания.

Действовать строго согласно регламенту. На выполнение задания 5 минут. Учащиеся знакомятся с понятием «аллергия» и причинами тканевой несовместимости. На представление результатов задания учащимся отводится по 2 минуты.
Группы получают различные задания. 

Задание №4 Работа с ЦОР

ОМС « Переливание крови. Группа грови»  (Приложение 1) для I,

  1. http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Krov-cheloveka/005-Perelivanie-krovi.html

ОМС « Донор. Резус-фактор» задание №5 (Приложение 1) для II пары.

Прочитайте задания.

  1. http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Krov-cheloveka/006-Gruppy-krovi-1901-god-K.-Landshtejner.html
  2. http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Krov-cheloveka/008-Perelivanie-krovi-s-razlichnym-rezus-faktorom.html

Обратите внимание на правильность, точность и время выполнения задания. 
Результаты представляются на доске. Схемы, определения и модели проверяются Проверка схемы переливания крови и определений «донор», «реципиент», «резус-фактор» по образцу (
Приложение 2, слайд 5, слайд 7), ( использование интерактивной доски), а модели иммунологии обсуждаются фронтально и записываются в тетради.

  1. http://fcior.edu.ru/card/9548/gruppy-krovi-perelivanie-krovi-donorstvo-rezus-faktor.html
  1. Самостоятельная работа с учебником. Составление схемы переливания крови.

Схема переливания крови:

VII. Закрепление знаний.

Фронтальная беседа.

  1. Что вводят в организм лошади для выработки лечебной сыворотки?
  2. Что вводят ребенку, делая ему противодифтерийную прививку?
  3. Что такое трансплантация?
  4. Какие ученые открыли группы крови?
  5. Когда возникает резус-конфликт?
  6. Что необходимо учитывать при переливании крови?
  7. Что такое агглютинация? Когда она происходит?
  8. Выполнение практического модуля с использованием ОМС. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор

http://fcior.edu.ru/card/6512/gruppy-krovi-perelivanie-krovi-donorstvo-rezus-faktor.html

Этап рефлексии.

(Приложение 1, вопросы) В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки? Что такое аллергия и отчего при успешных операциях при пересадке органов все-таки часты случаи отторжения тканей? Что необходимо учитывать при переливании крови и кто является универсальным донором, а кто универсальным реципиентом? Что изучает наука иммунология и как она связана с проблемами сохранения нашего здоровья?

VIII. Домашнее задание.

§ 19, задание с.99. 
Подготовить доклады о проблемах профилактики СПИДа (индивидуальные задания (по желанию).

Литература:

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс – М.: Дрофа,2007.

А. Ройт, Дж. Бростофф, Д. Мейл Иммунология. – 2000.

Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М.: Педагогическое общество России, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Методическая разработка урока в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"

Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключит...

Урок - конференция в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"

Урок обобщения и систематизации знаний в форме конференции с применением информационной, здоровьесберегающей, технологии развития критического мышления, проблемное обучение...

Иммунология на службе здоровья

Тема урока. Иммунология на службе здоровья. Цели урока: Ознакомиться с основными этапами развития иммунологии, выучить сопутствующие теме урока понятия. Задачи урока: 1.    Оп...

Урок по анатомии "Иммунология на службе здоровья"

Урок по анатомии в 8 классе по технологии кейс - метода....

Открытый урок по биологии на тему "Иммунология на службе здоровья"

Открытый урок по биологии на тему "Иммунология на службе здоровья" проходил в 8 классе. По программе данный урок является 21 уроком и третьим в главе "Внутренняя среда организма". Цель уолка: создать ...