Открытый урок по биологии на тему "Иммунология на службе здоровья"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Открытый урок по биологии на тему "Иммунология на службе здоровья" проходил в 8 классе. По программе данный урок является 21 уроком и третьим в главе "Внутренняя среда организма". Цель уолка: создать условия для формирования знаний об иммунологии. В ходе урока были использованы различные формы и методы обучения. Применены педагогические технологии: проблемного обучения, технология проектов, развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ. Тип урока-комбинированный. На уроке наблюдалась межпредметная связь с другими предметами: литературой, музыкой, искусством, историей, прослеживалась взаимосвязь с жизненными ситуациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_immunologiya.docx | 37.8 КБ |
immunologiya_na_sluzhbe_zdorovya2.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии в 8а классе
на тему: «Иммунология на службе здоровья»
Цель урока: создать условия для формирования знаний об иммунологии.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о защитной системе организма – иммунитете;
- формировать новые биологические понятия – о видах иммунитета, об их особенностях , о вакцине, сыворотке, аллергии, о способах переливания крови, о резус-факторе;
- показать пользу прививок.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память;
- формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного;
- способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий;
- убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов;
- продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек;
- убеждать в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация «Иммунология на службе здоровья», таблица «Кровь», электронный диск 1 С «Биология 8 класс», раздаточные карточки для проверки пройденного материала, портреты ученых.
Тип урока: комбинированный.
Методы: рассказ с элементами беседы, работа в парах, самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом, демонстрация презентации, сообщение учащегося, чтение учащимся отрывка из произведения А.С.Пушкина.
Используемые технологии: ИКТ, проблемного обучения, технология проектов, развивающего обучения, технология критического мышления.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- История изобретения вакцины.
- Естественный и искусственный иммунитет.
- Аллергия.
- Тканевая совместимость. Переливания крови.
- Резус – фактор.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку)
II. Актуализация знаний.
Ребята! С какой темой мы познакомились на последнем уроке?
- Фронтальная работа
- Назовите защитные барьеры организма.
- Что такое иммунитет? Виды иммунитета.
- Что входит в состав иммунной системы?
- Чем антитело отличается от антигена?
- Каково значение Т-лимфоцитов и Б -лимфоцитов.
- Индивидуальная работа.
Работа с карточками (Презентация, слайд 3-4)
Задание: Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
Вопросы | Ответы | |||||||
| я. Лимфа о. Плазма крови и. кровь г. Тромбоциты м. Лейкоциты н. Эритроциты. л. гемоглобин г. Тканевая жидкость у. фибриноген | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Я И Г | О | Л | О | Н | У | М | М | И |
- Взаимопроверка. (Презентация, слайд 5)
Критерии оценивания
- Оценка «5» - 10-11ответов;
- Оценка «4» - 8-9 ответов;
- Оценка «3» - 5-7 ответов;
- Оценка «2» - менее 4 ответов.
Полученное слово-иммунология
Назовите тему нашего урока (учащиеся отвечают).
Предположите цель урока (учащиеся отвечают).
- Работа в тетрадях (запись темы урока)
III. Изучение нового материала
Заветная мечта человека - не болеть. Осуществить ее помогает иммунитет. Он выступает уникальным защитником организма, беспрерывно заботясь о нем. В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки? Почему одни люди заболевают инфекционными болезнями, другие нет? И главный вопрос урока- Почему иммунология стоит на службе здоровья? Вот на эти и другие вопросы постараемся ответить в течение нашего урока.
Иммунология – наука об иммунитете. Ее вклад в медицину, животноводство и другие отрасли народного хозяйства огромен. (Презентация, слайд 6)
Совершим экскурс в историю. Люди во все времена страдали от инфекционных болезней. Послушаем отрывок из произведения А.С. Пушкина
Ученик:
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, –
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
(ученик читает отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”).
(Презентация, слайд 7)
О чём идёт речь в данном отрывке?
- возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.
Учитель: Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа. В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100млн. человек. Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в 1992-93 годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп. (Презентация, слайд 8)
1. История изобретения вакцин
Задание. При просмотре презентации об истории создания метода вакцинации и сообщений учеников записать фамилии ученых – основателей иммунологии.
Рассказ с демонстрацией получения прививки против натуральной оспы Э. Дженером.
Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749— 1823). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус черной оспы. К сожалению, Э. Дженнер никогда не пытался объяснить, почему вакцина вызывает иммунитет.
(Презентация, слайды 9-10 )
Продолжил дело Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822–1895). Он первый понял, что возбудителями болезней являются микробы, и обратил внимание на то, что человек, переболевший инфекционным заболеванием, в дальнейшем, как правило, становится к нему невосприимчив (приобретает иммунитет). Пастер предположил, что организм человека при первой встрече с микробами научается их распознавать и при повторной встрече сразу принимает меры к защите от болезни. Тогда, если удастся ослабить микроорганизмы настолько, что они будут вызывать заболевание человека лишь в легкой форме, человек, перенесший такую болезнь, окажется защищенным от микробов, вызывающих это заболевание. Опыты подтвердили эту мысль. Препараты из ослабленных микробов (или их ядов) стали называть вакцинами (от лат. vacca – корова) в память о первой вакцине, созданной Дженнером. Процедура введения вакцины получила название вакцинация, или прививка. После прививки иммунитет развивается в среднем в течение месяца. В настоящее время иммунологи создали вакцины от десятков опаснейших болезней и тем самым спасли миллионы жизней. (Презентация, слайд 11)
Большой вклад в изучение иммунитета внес русский ученый И. И. Мечников. В 1882 г. он открывает механизм клеточного иммунитета, за что в 1908 получает нобелевскую премию. С юных лет увлекался Илья Мечников биологией. Удивительно одаренный от природы, с выдающимися способностями, он в 14 лет поступил в Одесский университет и вскоре, проявив себя незаурядным исследователем, блестяще закончил его. В 18 лет Мечников напечатал первую научную работу, а в 22 года получил ученую степень магистра зоологии и звание доцента в Харьковском университете. Через год он защитил докторскую диссертацию. А гуморальный иммунитет открыл немецкий ученый Пауль Эрлих. (Презентация, слайд 12-13)
2. Постановка проблемы:
Самые страшные болезни лишали жизни одних и не поражали других. Человек заражается чаще, чем болеет, иными словами человек не всегда заболевает.
(Презентация, слайд )
3. Работа в группах
Группа № 1 Задание Прочитайте текст § 19 с.94-96. Найдите определения вакцина и сыворотка. Выпишите данные определения в тетрадь. Укажите особенности применения вакцин и сывороток для сохранения здоровья человека. Определите связь между понятиями вакцина, сыворотка и антитела. Заполните таблицу. Внимание! Время выполнения задания 5 минут.
Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки.
Признаки сравнения | Вакцина | Сыворотка |
Что содержит? | ослабленные микроорганизмы | готовые антитела |
Как организм получает антитела? | вырабатывает самостоятельно | в готовом виде |
Как быстро развивается иммунитет? | в течение длительного времени | в течение короткого времени |
Для чего применяют? | для профилактики | для лечения |
Группа № 2 Задание. Внимательно прочитайте § 19 на с.97 (статьи «Аллергия» и «Тканевая совместимость»). Попробуйте представить понятия аллергия и тканевая совместимость в любой из предложенных форм:
- рисунок;
- мини-сочинение;
- мини-сказка или стихотворение;
- плакат и др. Обратите внимание на связь понятий аллергия и тканевая совместимость с понятием иммунитет и здоровьем человека. Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты.
Группа № 3. Задание. Внимательно прочитайте § 19 на с.97-98 (статьи «Переливание крови» и «Резус-фактор»). Составьте схему переливания крови. Дайте определение резус-фактору и укажите его значение при переливании крови. Выпишите определения донор и реципиент. Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты
Группа № 4. Задание. Внимательно прочитайте § 19 на с.96 (статья «Естественный и искусственный иммунитет»). Изучите схему на стр 96. Ответьте на вопросы: 1. На какие виды подразделяют иммунитет? 2. На какие группы подразделяется естественный иммунитет? 3. На какие группы подразделяется искусственный иммунитет?
Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты.
Представления результатов групп (выступления групп)
По ходу выступлений групп учитель дополняет материал урока:
- Виды иммунитета(Презентация, слайд 15)
- Группы крови (Электронное приложение);
- Резус-фактор (Электронное приложение);
4.Беседа о факторах, которые могут быть причиной снижения или повреждения иммунитета.
- нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна);
- неправильное питание;
- стрессы;
- загрязненная окружающая среда;
- тяжелые физические и умственные нагрузки;
- частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощают иммунную систему.
- Факторы, повышающие иммунитет:
1.Закаливание
2.Соблюдение правил личной гигиены
3.Полноценное питание
- 4.Четкий распорядок дня.
- 5.Активный образ жизни
Выводы о значении иммунитета в поддержании здоровья человека.
- Изучением иммунитета занимается наука-иммунология;
- Изучение механизмов иммунитета позволило разработать предохранительные прививки вакцины и лечебные сыворотки;
- Изучение иммунных свойств организма позволило понять причины возникновения аллергии, преодолеть тканевую несовместимость, сделать безопасным переливание крови. (Презентация, слайд 16 )
IV. Закрепление знаний
Самостоятельная работа.
Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом
Способ приобретения 1) передается по наследству | Вид иммунитета А. Естественный Б.Искусственный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А | Б | А | А | Б |
(Презентация, слайд 17)
V. Рефлексия
1. Что нового вы узнали при изучении данной темы.
2. Предположите, как могут пригодиться эти знания в повседневной жизни.
VI. Домашнее задание:
- Изучить § 19;
- Повторить § 17-18;
- Подготовить сообщение о донорстве.
(Презентация, слайд 18)
Здоровье – это не просто дар, это ещё и постоянная работа над собой. Наградой же служит прекрасное самочувствие, отменное здоровье и интересная, активная жизнь! Крепкого вам иммунитета!
Электромагнитное излучение наибольшее влияние оказывает на иммунную, нервную, эндокринную и половую систему. Иммунная система уменьшает выброс в кровь специальных ферментов, выполняющих защитную функцию, происходит ослабление системы клеточного иммунитета.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Сформировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека; Сфомировать понятия вакцина и сыворотка; Составить сравнительную характеристику вакцины и сыворотки; Рассмотреть схему переливания крови.
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов Вопросы Ответы Что из перечисленного относится к внутренней среде организма? Что останется, если из крови удалить клетки? Как называется белок, придающий крови красный цвет ? Как называется жидкая часть крови? Красные безъядерные клетки крови. Белок, участвующий в свертывании крови Белые ядерные клетки крови. Борются с бактериями и инородными телами. Жидкая соединительная ткань я. Лимфа о. Плазма крови и. кровь г. Тромбоциты м. Лейкоциты н. Эритроциты. л. гемоглобин г. Тканевая жидкость у. фибриноген 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Критерии оценивания Оценка «5» - 10 -11ответов; Оценка «4» - 8 - 9 ответов; Оценка «3» - 5 - 7 ответов; Оценка «2» - менее 4 ответов; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 я и г о л о н у м м и
Иммуноло́гия — наука об иммунитете живых организмов, изучающая биологические механизмы самозащиты организма от любых чужеродных веществ. Иммунология — это наука о строении и закономерностях функционирования иммунной системы, её заболеваниях и способах иммунотерапии.
Ильянс Файзуллин «Король Чума» Питер Ван Лаер «Улица» Джованни Баттиста Тьеполо «Святая, спасающая город от чумы»
Чума- «черная смерть» (унесла жизни 100 млн.человек). Оспа- «черная оспа» (умерли 400 млн. человек). Холера- (зарегистрировано 6 эпидемий). Грипп – эпидемии являются причиной смерти сотен тысяч людей.
Эдуард Дженнер (1749-1823) Английский врач, впервые в мире сделал прививку от оспы
Получение вакцины натуральной оспы
Луи Пастер (1822-1895) Французский ученый, основоположник современной микробиологии и иммунологии.
Ученые - иммунологи И.И.Мечников Русский ученый открыл механизм клеточного иммунитета, за что в 1908 получил Нобелевскую премию. Разработал фагоцитарную теорию иммунитета.
Гуморальный иммунитет открыл немецкий ученый Пауль Эрлих Совместно с И.И.Мечниковым получил Нобелевскую премию!
И ммунитет Естественный Искусственный видовой наследственный приобретенный активный пассивный человек не болеет болезнями животных С молоком матери (пассивный) После болезни (активный) После вакцинации После введения лечебной сыворотки
Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки. Признаки сравнения Вакцина Сыворотка Что содержит? Как организм получает антитела? Как быстро развивается иммунитет? Для чего применяют? ослабленные готовые микроорганизмы антитела вырабатывает в готовом виде самостоятельно в течение в течение длительного короткого времени времени для профилактики для лечения
Факторы, способствующие снижению или повреждению иммунитета: нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики , недостаток сна); неправильное питание; стрессы; загрязненная окружающая среда; тяжелые физические и умственные нагрузки; частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощают иммунную систему.
Выводы: Изучением иммунитета занимается наука-иммунология; Изучение механизмов иммунитета позволило разработать предохранительные прививки вакцины и лечебные сыворотки; Изучение иммунных свойств организма позволило понять причины возникновения аллергии, преодолеть тканевую несовместимость, сделать безопасным переливание крови.
Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом Способ приобретения Вид иммунитета 1 передается по наследству 2 возникает под действием вакцины 3 формируется после перенесенной болезни 4 врожденный 5 возникает при введении лечебной сыворотки естественный А искусственный В
Домашнее задание Изучить § 19; Повторить § 17-18; Составить синквейн со словом иммунология; Подготовить сообщение о донорстве (по желанию)
Крепкого вам иммунитета!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни"
Заключительный урок по теме Health and body care в 6 классе по учебнику V И.Н. Верещагина и др. с презентацией...
Открытый урок Испанский язык 8 класс Тема: Здоровье
Данный урок является заключительным уроком по теме Здоровье и построен в форме ролевой игры ТОК – ШОУ ТЕЛЕАПТЕКА и представляет собой урок-дискуссию с элементами игры. Цель урока – обобщение и с...
Презентация к открытому уроку по музыке 6 класс "Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались.Авторская песня."
История авторской песни от Баяна до наших дней. Фотографии,тексты песен выдающихся российских бардов: Б.Окуджавы, В.Высоцкого, О.Митяева, А.Якушевой, Ю Визбора , А.Дольского, Ю.Кима и др. Репрод...
урок по теме: Иммунология на службе здоровья.
Урок в 8 классе...
Урок по анатомии "Иммунология на службе здоровья"
Урок по анатомии в 8 классе по технологии кейс - метода....
открытый урок по теме Иммунология на службе здоровью
Данный материал может быть использован для проведения урока в 8 классе...
технологическая карта урока по теме "Иммунология на службе здоровья"
технологическая карта урока по теме "Иммунология на службе здоровья"...