Урок - конференция в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме

Рикунова Наталья Евгеньевна

Урок обобщения и систематизации знаний в форме конференции с применением информационной, здоровьесберегающей, технологии развития критического мышления, проблемное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_v_8_klasse_po_teme.doc756 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока в 8 классе по теме:

  «Иммунология на службе здоровья»

(урок обобщения и систематизации знаний в форме конференции)

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Внутренняя среда организма»; показать достижения современной науки.

Задачи урока:        

  • Продолжить формирование понятий: внутренняя среда, иммунитет, инфекционные заболевания;
  • Раскрыть проблемы современной иммунологии и показать её достижения;
  • Развивать умение анализировать и формулировать вопросы;
  • Развивать умение работать с научно-популярной литературой;
  • Воспитывать бережное отношение к своему организму и формирование необходимости вести здоровый образ жизни;

Планируемые результаты:

Уметь раскрывать понятие о внутренней среде организма, понимать взаимосвязь крови, лимфы и межтканевой жидкости, приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме, знать способы поддержания собственного иммунитета и современные достижения в области иммунологии.

Оборудование:

1)Учебник 8 класс.  Колесов В.В. и др. Биология. Человек. М., Дрофа, 2007

2)интерактивная доска – ИД,

3) Уроки Кирилла и Мефодия. 8 класс. Человек  – диск,  

4) слайд задания для контроля знаний,

5) презентации детей – специалистов,

6) карточки с вопросительными словами для «толстых» и «тонких» вопросов, 7) листки для записи вопросов журналистами,

8) бейджики с названиями специалистов и журналистов,

9) презентация учителя: «Обобщение»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа с наглядностью (презентациями учащихся).

Применяемые технологии: информационные, здоровьесберегающие (на примере способах укрепления собственного иммунитета), прием технологии развития критического мышления- «толстые» и «тонкие» вопросы, проблемное обучение, конференция.

Содержание урока:

 

  1. Актуализация имеющихся знаний (по 2 вариантам) с последующей проверкой с использованием ИД (при проверке меняются вариантами)   

- Мы с вами находимся в конференц-зале и участникам конференции необходимо пройти тестирование для допуска на конференцию. Подпишите выданные вам задания.

Вам необходимо найти соответствие между понятиями (под цифрами) и определениями или функциями (под буквами), записав ответ под таблицей.

1 вариант – нечётные задания, 2 вариант – чётные. (Я – распределяю специалистов по вариантам, так как они сидят отдельно).  

На выполнение задания – 5 минут.

1 вариант – нечётные задания

2 вариант – чётные

Установите соответствие между понятиями (левый столбик таблицы) и определениями (правый столбик):

1. И.И.Мечников

А) гуморальная теория иммунитета

2. Пауль Эрлих

Б) фагоцитарная теория иммунитета

3. Эритроциты

В) свёртываемость крови

4. Лейкоциты

Г) защита

5. Тромбоциты

Д) перенос газов

6. Естественный врождённый иммунитет

Е) после болезни

7. Естественный приобретённый

Ж) после сыворотки

8. Искусственный активный

З) после вакцины

9. Искусственный пассивный

И) от матери

10. Специфический

К) выделяется В-лимфоцитами

11. Неспецифический

Л) на все микроорганизмы

12. Антитело

М) на определённые микроорганизмы

Поменяйтесь вариантами и по образцу проверьте работу (слайд с образцом

1 вариант: 1-Б, 3-Д,  5-В, 7-Е, 9-Ж, 11 – Л

2 вариант: 2-А, 4-Г, 6-И, 8-З, 10-М, 12-К

Критерии:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки = «3»

       

  1. Обобщение и систематизация

- Неслучайно мы начинаем нашу конференцию со слов великого французского микробиолога Луи Пастера. Сегодня в ходе конференции вы убедитесь, на примере труда великих учёных, что эти слова справедливы. И за Успехом стоят тысячи спасённых человеческих жизней.

- Тема конференции: «Иммунология на службе здоровья». 

- Запишите её в тетрадь.

- На конференции присутствуют специалисты:

  1. Врач – терапевт: Бодруг Даниэлла
  2. Врачи – иммунологи: Жорина Виктория и Белевитина Ирина
  3. Аллерголог: Сыромятникова Софья
  4. Хирурги: Воронин Максим и Борилкевич Ася

 Журналисты разных СМИ: журнала «Здоровье», «Ай, болит!», газеты «Аргументы и факты».

-Отметьте в тетради основные проблемы конференции.

Слайд: Основные проблемы конференции следующие:

  • Так ли серьёзны инфекционные заболевания? (статистика и результаты тестирования среди населения)
  • Методы получения искусственного иммунитета. Делать или нет прививку от гриппа?
  • Кто стоял у истоков иммунологии как науки?
  • Аллергия – что это?
  • Совместимость тканей и органов.
  • Использование и хранение стволовых клеток.

После выступления специалистов по каждой из проблем, журналисты будут иметь возможность задать вопросы. Вопросы записывайте на листках. У каждого журналиста есть карточка с вопросительными словами для «толстых» и «тонких» вопросов, которые можно использовать.

Материал для журналистов

«ТОЛСТЫЕ» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему…?

Кто?

Почему Вы думаете…?

Когда?

В чём различие…?

Могло ли…?

Предположите, что будет, если…?

Верно ли…?

Что, если…?

Согласны ли Вы…?

Выступления специалистов (план), после каждого выступления – вопросы журналистов.

  1. Врач – терапевт.  ПРЕЗЕНТАЦИЯ

                   

  • статистика по Миру, России, Санкт-Петербурга по ОРЗ и ОРВИ, гриппу, ВИЧ-инфекции;
  • результаты тестирования среди подростков
  1. Врач – иммунолог. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

                                                                           

  • метод «прививки», вклад Эдварда Дженнера и Луи Пастера
  • пример создания антидифтерийной сыворотки – рассказ по рисунку уч. 48, с.95
  • делать или нет прививку от гриппа?
  1. Врач – иммунолог. Диск. Движением лейкоцитов вокруг раковой клетки.
  • Что изучает иммунология, кто её основатели
  • Современные достижения

4) Врач – аллерголог. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

                                 

  • Что такое аллергия?
  • Как возникает?
  • Как проявляется?
  • Как избежать?
  • Какова первая помощь?
  1. Хирург. СЛАЙД ДЛЯ ИД – ГРУППЫ КРОВИ
  • Проблема совместимости тканей и органов (группы крови, резус – фактор)

  1. Хирург. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  • Проблема стволовых клеток

- К какому источнику вы посоветуете обратиться, чтобы углубить познания по той или иной проблеме?

Ответы на вопросы журналистов

  1. Выводы по уроку

- Нашей конференцией мы закончили изучение темы: «Внутренняя среда организма»

- Что относится к этому понятию?

-Каким образом взаимодействуют эти три жидкости?

- Как связана данная тема с опорно-двигательной системой?

- Можно ли утверждать, что иммунитет – один из механизмов поддержания гомеостаза?

- Что необходимо делать, чтобы поддерживать и укреплять свой иммунитет?

- Что можно отнести к достижениям иммунологии? (возврат к слайду – ПРОБЛЕМЫ КОНФЕРЕНЦИИ)

  1. Выставление отметок учащимя - специалистам и активным учащимся - журналистам

Учащиеся - Журналисты сдают  листки с вопросами.

  1. Домашнее задание
  • П.19, выпишите в тетрадь выводы по уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Методическая разработка урока в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"

Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключит...

Материалы для урока-конференции на тему "Литература за здоровый образ жизни"

Материал может быть использован для внеклассного чтения в 9-10 классах или для проектной деятельности. В материал входит коспект урока, презентация, музыкальное сопровождение....

Урок по анатомии "Иммунология на службе здоровья"

Урок по анатомии в 8 классе по технологии кейс - метода....

открытый урок по теме Иммунология на службе здоровью

Данный материал может быть использован для проведения урока в 8 классе...

технологическая карта урока по теме "Иммунология на службе здоровья"

технологическая карта урока по теме "Иммунология на службе здоровья"...