Урок - конференция в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний в форме конференции с применением информационной, здоровьесберегающей, технологии развития критического мышления, проблемное обучение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_v_8_klasse_po_teme.doc | 756 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 8 классе по теме:
«Иммунология на службе здоровья»
(урок обобщения и систематизации знаний в форме конференции)
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Внутренняя среда организма»; показать достижения современной науки.
Задачи урока:
- Продолжить формирование понятий: внутренняя среда, иммунитет, инфекционные заболевания;
- Раскрыть проблемы современной иммунологии и показать её достижения;
- Развивать умение анализировать и формулировать вопросы;
- Развивать умение работать с научно-популярной литературой;
- Воспитывать бережное отношение к своему организму и формирование необходимости вести здоровый образ жизни;
Планируемые результаты:
Уметь раскрывать понятие о внутренней среде организма, понимать взаимосвязь крови, лимфы и межтканевой жидкости, приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме, знать способы поддержания собственного иммунитета и современные достижения в области иммунологии.
Оборудование:
1)Учебник 8 класс. Колесов В.В. и др. Биология. Человек. М., Дрофа, 2007
2)интерактивная доска – ИД,
3) Уроки Кирилла и Мефодия. 8 класс. Человек – диск,
4) слайд задания для контроля знаний,
5) презентации детей – специалистов,
6) карточки с вопросительными словами для «толстых» и «тонких» вопросов, 7) листки для записи вопросов журналистами,
8) бейджики с названиями специалистов и журналистов,
9) презентация учителя: «Обобщение»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа с наглядностью (презентациями учащихся).
Применяемые технологии: информационные, здоровьесберегающие (на примере способах укрепления собственного иммунитета), прием технологии развития критического мышления- «толстые» и «тонкие» вопросы, проблемное обучение, конференция.
Содержание урока:
- Актуализация имеющихся знаний (по 2 вариантам) с последующей проверкой с использованием ИД (при проверке меняются вариантами)
- Мы с вами находимся в конференц-зале и участникам конференции необходимо пройти тестирование для допуска на конференцию. Подпишите выданные вам задания.
Вам необходимо найти соответствие между понятиями (под цифрами) и определениями или функциями (под буквами), записав ответ под таблицей.
1 вариант – нечётные задания, 2 вариант – чётные. (Я – распределяю специалистов по вариантам, так как они сидят отдельно).
На выполнение задания – 5 минут.
1 вариант – нечётные задания
2 вариант – чётные
Установите соответствие между понятиями (левый столбик таблицы) и определениями (правый столбик):
1. И.И.Мечников | А) гуморальная теория иммунитета |
2. Пауль Эрлих | Б) фагоцитарная теория иммунитета |
3. Эритроциты | В) свёртываемость крови |
4. Лейкоциты | Г) защита |
5. Тромбоциты | Д) перенос газов |
6. Естественный врождённый иммунитет | Е) после болезни |
7. Естественный приобретённый | Ж) после сыворотки |
8. Искусственный активный | З) после вакцины |
9. Искусственный пассивный | И) от матери |
10. Специфический | К) выделяется В-лимфоцитами |
11. Неспецифический | Л) на все микроорганизмы |
12. Антитело | М) на определённые микроорганизмы |
Поменяйтесь вариантами и по образцу проверьте работу (слайд с образцом
1 вариант: 1-Б, 3-Д, 5-В, 7-Е, 9-Ж, 11 – Л
2 вариант: 2-А, 4-Г, 6-И, 8-З, 10-М, 12-К
Критерии:
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки = «3»
- Обобщение и систематизация
- Неслучайно мы начинаем нашу конференцию со слов великого французского микробиолога Луи Пастера. Сегодня в ходе конференции вы убедитесь, на примере труда великих учёных, что эти слова справедливы. И за Успехом стоят тысячи спасённых человеческих жизней.
- Тема конференции: «Иммунология на службе здоровья».
- Запишите её в тетрадь.
- На конференции присутствуют специалисты:
- Врач – терапевт: Бодруг Даниэлла
- Врачи – иммунологи: Жорина Виктория и Белевитина Ирина
- Аллерголог: Сыромятникова Софья
- Хирурги: Воронин Максим и Борилкевич Ася
Журналисты разных СМИ: журнала «Здоровье», «Ай, болит!», газеты «Аргументы и факты».
-Отметьте в тетради основные проблемы конференции.
Слайд: Основные проблемы конференции следующие:
- Так ли серьёзны инфекционные заболевания? (статистика и результаты тестирования среди населения)
- Методы получения искусственного иммунитета. Делать или нет прививку от гриппа?
- Кто стоял у истоков иммунологии как науки?
- Аллергия – что это?
- Совместимость тканей и органов.
- Использование и хранение стволовых клеток.
После выступления специалистов по каждой из проблем, журналисты будут иметь возможность задать вопросы. Вопросы записывайте на листках. У каждого журналиста есть карточка с вопросительными словами для «толстых» и «тонких» вопросов, которые можно использовать.
Материал для журналистов
«ТОЛСТЫЕ» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните, почему…? | Кто? |
Почему Вы думаете…? | Когда? |
В чём различие…? | Могло ли…? |
Предположите, что будет, если…? | Верно ли…? |
Что, если…? | Согласны ли Вы…? |
Выступления специалистов (план), после каждого выступления – вопросы журналистов.
- Врач – терапевт. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- статистика по Миру, России, Санкт-Петербурга по ОРЗ и ОРВИ, гриппу, ВИЧ-инфекции;
- результаты тестирования среди подростков
- Врач – иммунолог. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- метод «прививки», вклад Эдварда Дженнера и Луи Пастера
- пример создания антидифтерийной сыворотки – рассказ по рисунку уч. 48, с.95
- делать или нет прививку от гриппа?
- Врач – иммунолог. Диск. Движением лейкоцитов вокруг раковой клетки.
- Что изучает иммунология, кто её основатели
- Современные достижения
4) Врач – аллерголог. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Что такое аллергия?
- Как возникает?
- Как проявляется?
- Как избежать?
- Какова первая помощь?
- Хирург. СЛАЙД ДЛЯ ИД – ГРУППЫ КРОВИ
- Проблема совместимости тканей и органов (группы крови, резус – фактор)
- Хирург. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Проблема стволовых клеток
- К какому источнику вы посоветуете обратиться, чтобы углубить познания по той или иной проблеме?
Ответы на вопросы журналистов
- Выводы по уроку
- Нашей конференцией мы закончили изучение темы: «Внутренняя среда организма»
- Что относится к этому понятию?
-Каким образом взаимодействуют эти три жидкости?
- Как связана данная тема с опорно-двигательной системой?
- Можно ли утверждать, что иммунитет – один из механизмов поддержания гомеостаза?
- Что необходимо делать, чтобы поддерживать и укреплять свой иммунитет?
- Что можно отнести к достижениям иммунологии? (возврат к слайду – ПРОБЛЕМЫ КОНФЕРЕНЦИИ)
- Выставление отметок учащимя - специалистам и активным учащимся - журналистам
Учащиеся - Журналисты сдают листки с вопросами.
- Домашнее задание
- П.19, выпишите в тетрадь выводы по уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
Методическая разработка урока в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключит...
урок по теме: Иммунология на службе здоровья.
Урок в 8 классе...
Материалы для урока-конференции на тему "Литература за здоровый образ жизни"
Материал может быть использован для внеклассного чтения в 9-10 классах или для проектной деятельности. В материал входит коспект урока, презентация, музыкальное сопровождение....
Урок по анатомии "Иммунология на службе здоровья"
Урок по анатомии в 8 классе по технологии кейс - метода....
открытый урок по теме Иммунология на службе здоровью
Данный материал может быть использован для проведения урока в 8 классе...
технологическая карта урока по теме "Иммунология на службе здоровья"
технологическая карта урока по теме "Иммунология на службе здоровья"...