урок по теме: Иммунология на службе здоровья.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 8 классе
Тема урока: «Иммунология на службе здоровья»
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний в знакомой и новой
учебной ситуациях.
Цели по содержанию:
познакомить с наукой иммунология и вкладом ученых в ее развитие; изучить историю изобретения вакцин и лечебных сывороток и их роль в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний;
сформулировать рекомендации, которые необходимо соблюдать во время болезни и для повышения иммунитета. Развивать творческое мышление через самостоятельную работу с источниками информации и решение творческих задач.
Ход урока
Для понимания нового материала необходимо вспомнить основные понятия.
1.Плазма
2.Лейкоциты
3.Т-лимфоциты
4. В-лимфоциты
5. Иммунная система
6. Инфекционные болезни
7. Иммунитет
8. Антитела
9. Антиген
Выделить ключевое слово / иммунитет/
Составим его характеристику / синквейн/
1.Иммунитет
2.Неспецифический, специфический
3.Наследуется, вырабатывается, защищает
4.Состояние специфической защиты организма
5. ЗАЩИТА
Проблема. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. От чумы опустошались города и селения. Всюду был запах трупов, жизнь замирала на улицах и площадях, можно было увидеть только могильщиков. Чума могла продолжаться 50 лет и унести 100 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа, от нее погибли еще больше людей, чем от чумы. Например, в 18 веке в Западной Европе от оспы погибли 400 тыс людей Особой приметой тогда считалось: оспенные рубцы на лице .Эпидемия холеры тоже принесла немало жертв. В России до 1917 года за 59 лет заболело 5,6 млн. людей и половина из них умерли. Причинами появления этих болезней стали микроорганизма: бактерии и вирусы. Являлись они неожиданно, тихо, без шума, нападали без предупреждения, разили без промаха и сеяли смерть. Почему такие последствия возникали в то время? /Не было средств защиты от болезнетворных болезней/
ІІ. Изучение нового материала.
1.Поговорим про иммунологию. Чем занимается эта наука? Какие методы и направления в науке? Какая задача встанет перед иммунологией с появлением микроорганизмов и вирусов, перед которыми бессильна иммунная система человека? Какие достижения имеет?
/записать тему урока/
Что же такое «Иммунология» - это наука, занимающаяся изучением иммунитета. (записать)
Это наука считается молодой. Хотя корни ее лежат в глубокой древности - китайцы, чтобы предупредить заболевание чумой, вдыхали нюхательный табак, в состав которого был добавлены высушенные и измельченные корочки оспяных струпьев Иммунология- наука об иммунитете, возникла в 19 веке, в основе лежат профилактика и лечение инфекционных заболеваний. В развитие науки огромный вклад внесли ученые всего мира и колоссальный опыт, накопленный человечеством во время эпидемий различных опасных болезней.
Сообщения уч-ся: вклад ученых
2.Основные разделы и методы иммунологии.
На современном этапе иммунология имеет разделы:/Слайд/
Иммунохимия
Иммуногенетика
Сравнительная иммунология
Клиническая иммунология
3.А методы какие:
вакцинация
лечение препаратами антител
иммунодиагностика
Что же такое вакцина, прививка? / Работа с учебником стр.94-95/ Вакцина – это препарат из ослабленных или мертвых микроорганизмов. Прививка- это процедура введения вакцины./Слайд/ Что такое лечебная сыворотка? / Работа с учебником стр 95 рис 48 задание на стр.99/ Лечебная сыворотка- это препарат с готовыми антителами. Слайд Какие же виды иммунитета можно выделить? В чем сущность естественного и искусственного иммунитета? /Схема/Слайд
4.Решение познавательной задачи. Найти ошибки в тексте. Определить о каком иммунитете идет речь. Задание в режиме ЕГЭ Слайд
Задание: прочтите текст. Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? Если есть, то в чем они заключаются?
1.В пробирку с микробами - возбудителями дифтерии ввели сыворотку человека, переболевшего этой же болезнью. 2.Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. З.Это происходит потому, что в сыворотке содержатся лейкоциты, которые выделяют защитные вещества, обезвреживающие микроорганизмы. 4.Также в сыворотке крови человека, перенесшего дифтерию, был иммунитет против этой болезни, (вместо лейкоциты - антитела; В последнем предложении вырабатывается иммунитет в организме человека)
Задание: прочтите текст. В сельской местности, где разводят скот, земля заражена микробами столбняка. При любой, даже незначительной травме, если рана загрязнена землей, необходимо введение противостолбнячной сыворотки. Ответьте на вопросы:
1.Что содержит сыворотка: ослабленные микробы столбняка или защитные антитела, уничтожающие яд этих микробов?
2.Почему противостолбнячную вакцину можно вводить только здоровым людям, не получившим травмы?
3.Что содержит вакцина: ослабленные микробы столбняка или антитела, уничтожающие яд столбняка?
4.Человеку недавно сделали прививку против дифтерита, ввели вакцину. Предохранит ли она его от столбняка? Нет
К сожалению, в мир пришел СПИД. Вирус СПИДа выделен, врага знают в лицо, однако защиты от него нет. Почему?
Иммунология- наука об иммунитете. Каким образом иммунология стоит на службе здоровья? (Создание
вакцин и сывороток предохраняющих человека от инфекционных болезней)
В настоящее время выпускают вакцины:
1.Классические вакцины Дженнера и Пастера
2.Химические вакцины- препараты, основу которых составляют отдельные компоненты возбудителей /антигены/
3.Синтетические вакцины - в них входит не весь антиген, а только активный участок антигена.
Требования к вакцинам - создавать длительный иммунитет и безопасность применения. Созданы вакцины и сыворотки, решена проблема с оспой, бешенством, столбняком, и другими болезнями, но одна из важнейших проблем современной иммунологии – создание иммунитета к раковым клеткам и к СПИД
В распоряжении медицины находится огромный арсенал средств борьбы с инфекционными заболеваниями, и он растет с каждым годом. Но каковы бы не были эти средства – основное собственная устойчивость организма к инфекциям и ее надо повышать.
Закрепление. Проверка домашнего задания. Прочитайте свои рекомендации, которые могут повысить иммунитет. А теперь сформулируем общие правила. Слайд
1.Закаливание
2.Соблюдение правил личной гигиены
3.Полноценное питание
4.Четкий распорядок дня.
5.Активный образ жизни
Рефлексия:
пригодятся эти знания вам
Каждый человек должен следить за своим здоровьем, укреплять иммунитет.
Домашнее задание §17-19,раб.тетрадь №75-78
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
Методическая разработка урока в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключит...
Урок - конференция в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"
Урок обобщения и систематизации знаний в форме конференции с применением информационной, здоровьесберегающей, технологии развития критического мышления, проблемное обучение...
Урок по анатомии "Иммунология на службе здоровья"
Урок по анатомии в 8 классе по технологии кейс - метода....
Открытый урок по биологии на тему "Иммунология на службе здоровья"
Открытый урок по биологии на тему "Иммунология на службе здоровья" проходил в 8 классе. По программе данный урок является 21 уроком и третьим в главе "Внутренняя среда организма". Цель уолка: создать ...
открытый урок по теме Иммунология на службе здоровью
Данный материал может быть использован для проведения урока в 8 классе...
технологическая карта урока по теме "Иммунология на службе здоровья"
технологическая карта урока по теме "Иммунология на службе здоровья"...