конспект урока "Строение и размножение рептилий"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Чердакова Арина Валерьевна

Методическая разработка для проведения урока биологии в 7 классе. Возможно использование в классах с углубленным изучением предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stroenie_i_razmnozhenie_reptiliy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности внутреннего строения и происхождения пресмыкающихся»

Тип урока: урок когнитивного типа

Вид урока:  урок-исследование

Цель урока:  исследование  основных особенностей строения рептилий.

Учащиеся должны
-
знать: внутреннее строение и физиологические особенности рептилий

- уметь: - анализировать представленный учебный и материал;

                исследовать адаптивные приспособления рептилий к условиям

                обитания;

               - работать самостоятельно и в группах;

               - обосновывать принадлежность рептилий к амниотам.

-убедиться: что особенности строения и размножения пресмыкающихся – результат эволюционных процессов.

Основная идея урока

Изучение основных особенностей строения и поведения рептилий позволяет комплексно оценить их значение в природе и жизни человека

Основные понятия урока

Анамнии

Амниоты

Зародышевые оболочки

Внутреннее оплодотворение

Регенерация

Адаптация

Способы реализации поставленных задач:

Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности, методы исследования:

- «ИНСЕРТ» (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления);

- прием сопоставления, доказательства, анализа, обобщения;

- кластер;

-

Методы и приемы организации самостоятельной деятельности:

- работа с первоисточником (материалы из энциклопедии школьника);

- работа с раздаточным материалом (схемы, рисунки, влажные препараты, модели);

- составление анаграмм;

- оценка деятельности одноклассника;

Дидактические средства и материалы:

  1. Научные статьи
  2. Тесты с дифференцированными заданиями
  3. Инструктивная карта учащегося
  4. Раздаточный дидактический материал (на группу)

5. Кодоскоп и кодопленки, маркеры (на группу)

План урока

№п\п

Этапы урока

Хронометраж

1.

Стадия вызова

    5 мин.

2.

Стадия осмысления

    25 мин.

3.

Рефлексивно-оценочный этап

    10 мин

4.

Домашнее задание

    3 мин.

5.

Итог урока

    2 мин.

                 45 мин.

1.  Организационный момент

        -Доброе утро, ребята! Мы продолжаем работу «Клуба юных исследователей».

2. Постановка цели и задач урока

-Сегодня мы с вами направляемся в экспедицию для изучения особенностей строения рептилий. Нам помогут ваши знания из области географии и экологии, а также наблюдательность и внимание, умение работать сообща и использовать научные факты для аргументирования своей точки зрения.

3. Этап актуализации знаний.

- У болота повстречав тритона, мы теперь не спрашиваем, кто он? Мы прекрасно знаем земноводных: у зародыша нет оболочек водных.

Давайте проверим свои знания об анамниях.

Ребята разгадывают анаграмму с названиями отрядов и представителей рыб и земноводных ,  в выделенной графе по вертикали читают название группы  - «Анамнии»:

                           лаука

                                   НЬКОУ

                                        ТРЯЛИМАИЕ

                              МАДАЛНАРСА

                                   ГЕНОЗИБЕ

                                     ИРОНТТ

                                ПУГИП

         

Задания для анаграммы:

  1. Хрящевая рыба (акула);
  2. Костистая рыба (окунь);
  3. Кистеперая рыба (латимерия);
  4. Гигантское хвостатое земноводное (саламандра);
  5. Отряд амфибий (Безногие);
  6. Хвостатое земноводное (тритон);
  7. живородящая аквариумная рыбка (гуппи).

Школьники работают с тестовыми заданиями 1. 2 и 3 уровня сложности, оценка результатов производится по специальной дифференцированной шкале. Работы выполняются на листах с копировальной бумагой, во время самопроверки ученики сравнивают результаты.

4.Создание проблемной ситуации

- Сотрудники нашей исследовательской группы увидели позвоночное животное с вытянутой формой тела, но пока не могут определить, кто это: змея или ящерица. По каким признакам они могут сделать своё заключение?

( Рассмотреть строение покровов, и, если необходимо, изучить строение органов дыхания и кровообращения).

5.Исследование внутреннего строения рептилий

Просмотр фрагмента видеофильма об особенностях строения и размножения рептилий, обсуждение.

        Школьники работают в исследовательских группах, изучая следующие вопросы:

  1. Строение скелета рептилий
  2. Функционирование дыхательной системы
  3. Пищеварительную систему
  4. Нервную систему и органы чувств
  5. Особенности размножения

Каждая группа выявляет особенности строения и функционирования органов и систем, определяя значение появившихся признаков :

 Усложнение организации

Упрощение организации

     Приспособление (адаптация) к условиям среды обитания

     

    Для работы используются фрагменты научных и научно-популярных статей из энциклопедий и журналов, словари, модели строения головного мозга рыбы, лягушки и ящерицы, влажные препараты, схемы кровообращения амфибий и рептилий, таблицы «Внутреннее строение ящерицы», рисунки строения легких ящерицы.   

 

     Ребята  оформляют схему строения на кодопленке, обозначая усложнения организации рептилий и адаптации,  и комментируют у     доски. Аналитическая группа обобщает данные и делает вывод  об усложнении организации рептилий по сравнению с амфибиями.

6. Подведение итогов исследования

Аналитическая группа учащихся оценивает работу каждой исследовательской группы в отдельности и всей экспедиции в целом, подводя итоги.

Для обобщения знаний учащиеся заполняют соответствующие графы в таблице

 Сравнительная характеристика строения рыб, амфибий и рептилий

              Признаки

Рыбы и земноводные

       Рептилии

1. Покровы

2. Опорно-двигательная система

3. Пищеварительная система

4. Дыхательная система

5. Кровеносная система

6. Нервная система

7. оплодотворение

8. Среда для развития зародыша

9. Тип развития

10. Строение яйца и зародыша

-Птицы все и звери – амниоты, подскажи нам, ящерица, кто ты?

Ребята разгадывают анаграмму и вписывают пропущенное слово в схему:

                                               Анаграмма

                                печхарае

                                  мзяе

                         нциатереве  

                            ряцищае

                                доликокр

                                  тыпиц

                                зыгырун

Задания для анаграммы:

  1. Рептилия с панцирем (черепаха);
  2. Рептилия с прозрачными веками (змея);
  3. Безногая ящерица (веретеница);
  4. Рептилия отряда Чешуйчатые (ящерица);
  5. Рептилии, обитающие в воде (крокодил);
  6. Класс животных с перьями (птицы);
  7. Отряд грызущих млекопитающих (Грызуны)

АМНИОТЫ

       

        ????????                                 Птицы                               Звери

                                           Высшие позвоночные

Ребята делают вывод об интенсивности обменных процессов у рептилий.

-Где могут быть использованы сведения, полученные нашей научно-исследовательской группой? (они важны для зоологов, медиков, помогают понять значение пресмыкающихся в природе и жизни человека)

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Нарисуйте на кружке бумаги свое настроение на уроке и оцените свою исследовательскую деятельность в ходе работы нашей экспедиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: " Вегетативное размножение"

В конспекте представлены разные виды вегетативного размножения. Обучающие знакомятся  со способами размножения комнатных  растений....

План- конспект урока "Вегетативное размножение растений", 6 класс, с использованием возможностей ресурсов сети Интернет (ресурсов образовательных сайтов)

Представленный урок по теме "Вегетативное размножение растений» составлен в соответствии с УМК Сфера.Учебно-методическое обеспечение – учебник Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Биология  Живой ор...

конспект урока Вегетативное размножение покрытосеменных растений

конспект урока Вегетативное размножение покрытосеменных растений, учебник Пасечника...

Конспект обобщающего урока "Размножение организмов"

Обобщающий урок для учащихся 9 класса содержит ссылки на интерактивный материал. Возраст 13-15 лет  характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во ...

Конспект урока по теме "Рептилии"

Конспект урока на тему " Пресмыкающиеся или Рептилии"...

Конспект урока "Вегетативное размножение растений"

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Вегетативное размножение растений" составлен в соответствии с УМК под редакцией Пономарёвой...

Конспект урока "Способы размножения животных. Оплодотворение."

Цель урока: создать условия для открытия учащимися знаний о способах размножения, о видах оплодотворения и об их биологической роли в природе...