конспект урока Вегетативное размножение покрытосеменных растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Жукова Елена Андреевна

конспект урока Вегетативное размножение покрытосеменных растений, учебник Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»,

§ 43 (по учебнику В.В. Пасечнику)

Тема: «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»

I. Цель: Познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, показать роль вегетативного размножения растений в природе.

II. Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование понятия — размножение;
  2. Изучить основные способы вегетативного размножения,

Развивающие

  1. Формировать практические умения и навыки по размножению растений с помощью вегетативных органов.

Воспитательные

  1. Воспитывать бережное отношение к растениям.

III. Основные понятия:  вегетативное размножение, черенок, размножение ползучими побегами, размножение корневищами, размножение клубнями, размножение луковицами, размножение листьями, размножение корневыми отпрысками, размножение выводковыми почками; значение вегетативного размножения в природе.

IV. Методы обучения: 

  1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ;
  2. Наглядные: натуральные объекты, изобразительные пособия;
  3. Практические: практическая работа

V. Оборудование: Таблицы по вегетативному размножению, карточки, комнатные растения (традесканция, хлорофитум, сансевьера, сенполия, бегония, дримиопсис, плющ, эхиверия, бальзамин), секаторы, вода, стаканчики, вермикулит.

VI. Литература:

  1. Для учителя:
  1. Основная:
  1. Калинина, А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Парфилова, Л.Д. Биология: 6 кл.: Тематическое и поурочное планирование: к учебнику «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002»: Метод. пособие. / Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 126, [2] с.
  3. Парфилова, Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: К учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» / Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 126, [2] с.: ил. – (Серия «Учебно-методический комплекс»)
  4. Пасечник, В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 272 с.: ил.
  1. Дополнительная:
  1. Верзилин Н.М., Казакова О.В., Короткова Л.С. Биология. Учеб. пособ. для учащихся заочн. шк. и для самообразования. / Н.М. Верзилин. – М., «Просвещение», 1966.
  2. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. Отв. ред. М.В. Горленко. М., «Мысль», 1978. – 365 с.; 28 л. ил. (Справочник-определитель географа и путишественника).
  3. Жизнь растений. В 6-ти т. Гл ред. Чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Федоров. Т. 3. Водоросли. Лишайники. Под ред. Проф. М.М. Голохлебова. М., «Просвещение», 1977. – 487 с. с ил.; 28 л. ил.
  4. Заяц, Р.Г. и др. Пособие по биологии для абитуриентов / Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. – 6-е изд., стереотип. – Мн.: Выш. шк., 1999. – 510  с.
  5. Комарицкий, Н.А. и др. Ботаника (систематика растений), изд. 7-е, перераб. М., «Просвещение», 1975. – 608 с. с ил.
  6. Хессаен, Д.Г. Все о комнатных растениях. Изд. 2-е испр. – М.: Кладезь-Букс.2004. – 256с. илл.
  1. Для ученика
  1. Основная:
  1. Пасечник, В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 272 с.: ил.
  2. Пасечник, В.В. Биология: бактерии, грибы, растения:. 6 кл.: рабочая тетрадь / В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. – 11-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 79, [1] с.: ил.
  1. Дополнительная:
  1. Хессаен, Д.Г. Все о комнатных растениях. Изд. 2-е испр. – М.: Кладезь-Букс.2004. – 256с. илл.

VII. Тип урока: урок изучения нового материала

VIII. План урока: Урок рассчитан на 45 минут.

  1. Организационный момент (3–4 мин.)
  2. Переход к изучению нового материала, актуализация знаний (3–4 мин.)
  3. Изучение нового материала (20 мин.)
  4. Закрепление изученного материала практическая работа (15 мин.)
  5. Домашнее задание (1-2 мин.)
  6. Итог урока (2 мин.)

IX. Ход урока:

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный момент

Отметить отсутствующих

Здравствуйте! Садитесь.

Есть ли, в классе отсутствует?

Ученики садятся на места.

Отчет дежурного командира.

Инструктаж по ТБ

Знакомит с инструкцией по ТБ (см.приложение 1)

Заполняют журнал 1 ступени

Раздача распечаток

Раздает распечатки для заполнения таблицы и проведения практической работы.

Получают распечатки на руки

2. Проверка домашнего задания.

  1. сдача д/з:

Сдайте пожалуйста листочки с ответами на вопросы к § 42 Размножение голосемянных растений

Учащиеся сдают листочки с ответами.

3. Переход к изучению нового материала.

Актуализация знаний.

  1. На прошлых уроках мы с вами познакомились с понятием размножение, давайте вспомним его.

  1. А теперь перечислите пожалуйста основные виды размножения.

  1. Размножение — одно из обязательных свойств любого живого организма. Размножение заключается в увеличении числа особей.
  2. У растений различают бесполое и половое размножение. Бесполое размножение подразделяют на собственно бесполое, или спорообразование, и вегетативное.

4. Переход к изучению нового материала

Рассказ

1 на какие группы разделены органы растений в зависимости от выполняемых ими функций?

2 бывает и так что растения размножаются вегетативными частями.

Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу параллельно с тем как я буду рассказывать и демонстрировать виды вегетативного размножения, в виду того, что не все я смогу продемонстрировать в классных условиях часть я объясню при помощи таблиц (см. приложение)

3 чаще всего растения размножаются черенками. черенок – это отрезок любого вегетативного органа растения. Давайте запишем понятие в тетрадь. Способность многих растений легко образовывать приданные корни на побегах широко используют в садоводстве и цветоводстве. Стеблевыми черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают смородину, розу, тополь, у и многие другие деревья и кустарники Для этого зной, до распускания почек, однолетние одревесневшие черенки длиной 25—30 см сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках вырастут придаточные корни, года черенки выкапывают и сажают на постоянное место, стеблевыми черенками размножают также многолетние декоративные растения, например флоксы, многие комнатные растения: бальзамин, колеус, пеларгонию и др.

Демонстрация размножения стеблевым черенком на комнатном растении бальзамин

3б. Корневыми черенками размножаются только те растения, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки.

На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги. Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые, декоративных растений.

3в.Некоторые виды комнатных растений — бегонию рекс, сансевьеру, сенполию  размножают листовыми черенками или частью листа Листья сажают во влажный песок, и на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. В природе листьями размножается сердечник луговой.

Демонстрация размножения листовым черенком и частью листа на комнатном растении бегония и сенполия.

 Размножение ползучими побегами. Летом от материнского растения земляники отрастает несколько ползучих побегов — усов, в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками. Так же размножаются клюква, живучка, луговой чай и др.

Демонстрация размножения ползучим побегом на комнатном растении плющ

Размножение отводками. Смородину, крыжовник, калину, яблони можно размножать отводками, т. е. пригнуть весной молодой побег так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от материнского растения и посадить на постоянное место.

Демонстрация размножения отводками на комнатном растении хлорофитум

3е. Размножение подземными видоизмененными побегами. Корневищами размножаются такие злостные сорняки, как пырей, сныть, тысячелистник, подмаренник.

Корневищами размножают многие ценные декоративные растения: ирисы, нивяник, ландыши, астры многолетние. Клубнями размножают картофель, топинамбур. Когда клубней недостаточно, можно размножать ценные сорта части клубня, глазками, почками, ростками и верхушками клубней — это тоже вегетативное размножение побегами. Луковицами размножают лук, тюльпаны, нарциссы, лилии. луковица может образовать несколько маленьких луко-1ек-деток

Демонстрация размножения видоизмененными побегами на комнатном растении дремиопсис

3з. Размножение прививкой. В естественных условиях принт встречаются очень редко. Например, происходит срастание соприкасающихся ветвей рядом растущих деревьев  Прививку черенком производят весной, пока не тронулись ост почки. Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Место прививки туго обвязывают мочалом или лентой из полиэтиленовой пленки, а срез пенька замазывают варом. Если прививка сделана правильно, произойдет срастание подвоя с привоем и почки привоя начнут распускаться.

Если прививка сделана правильно, через 2—3 недели подвой срастется с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьется побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2—3 года побег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.

Обратите внимание на рисунок 149,150 на стр 188,189 учебника

 Размножение культурой тканей. Сравнительно недавно начали выращивать растения из клеток образовательной ткани, помещенных в особую питательную среду. Такой способ размножения растений называют культурой тканей Размножение культурой тканей. Сравнительно недавно начали выращивать растения из клеток образовательной ткани, помещенных в особую питательную среду. Такой способ размножения растений называют культурой тканей Используя культуру тканей, можно получить большое количество посадочного материала в любое время года.

Очень важно, что получаемый посадочный материал  заражен никакими болезнетворными микроорганизмами.

Обратите внимание на рисунок 151 на стр 190 учебника

4. Значение вегетативного размножения в природе. Благодаря вегетативному размножению многие растения быстро расселяются, захватывая новые территории.

Кроме того, в некоторых случаях семенное размножение бывает затруднено. Например, земляника или сныть, растущие в тени, практически не цветут и не образуют плодов и семян. В таких условиях они размножаются в основном вегетативно.

Важную роль вегетативное размножение играет в распространении таких растений, как ландыш, майник, живучка и многих других.

1 вегитативные и генеративные.

2Ученики внимательно слушают и наблюдают за демонстрацией приемов вегетативного размножения. Параллельно заполняют таблицу, находя соответствие между коринками. (см. приложение 2, 3)

5. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа учащихся  практическая работа «черенкование комнатных растений»

Возьмите карточки и размножите предложенное вам растение.

Раздача карточек учащимся с алгоритмом выполнения (см. приложение 5)

Выполнение практической работы по алгоритму

6. Домашнее задание.

  1. На дом § 43, устно ответить на вопросы стр 190,
  2. Тетрадь на печатной основе стр 60, задания № 154, 155, 157

Ученики записывают домашнее задание в дневник

7. Итоги урока.

Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.

Ученики слушают учителя, подают дневники.

8 дополнительное задание

Внеурочная деятельность

Ребята вы можете пронаблюдать за развитием ваших черенков.

XI. Внешний вид доски: 

вегетативное размножение,

размножение:

  • ползучими побегами,
  • корневищами,
  • клубнями,
  • луковицами,
  • листьями,
  • корневыми отпрысками,
  •  выводковыми почками;

число          

Тема: Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Таблицы (см. приложение 4)

§ 43, устно ответить на вопросы стр 190,

Тетрадь на печатной основе стр 60, задания № 154-157


XII. Приложение:

Приложение 1

Согласовано:

Председатель ПК МОУ ЦППРК

_______________ Н.М.Мишанова

№ ___ «____»____________ 200__г.

Утверждаю:

Директор МОУ ЦППРК

____________ С.В. Потапчук

«___»_____________ 200__г.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ

И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению лабораторных и практических работ по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. Опасные производственные факторы.

  • химические ожоги при работе с химическими реактивами;
  • термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками и нагревании жидкостей;
  • порезы и уколы рук при неаккуратном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;
  • отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

1.3. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

1.4. После окончания лабораторных и практических работ тщательно вымыть руки с мылом.

2. Требования безопасности перед началом работ

2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.

2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.

2.3. Проверить исправность оборудования, инструмента целостность лабораторной посуды.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Точно выполнять указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно ни каких работ.

3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.

3.3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.

3.4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.

3.6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.

3.7. При использовании растворов кислот и щелочей наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу и одежду.

3.8. При работе с твердыми химическими реактивами не брать их защищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).

3.9. Во избежание отравлений и аллергических реакций не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При разливе жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю), не убирать самостоятельно.


Приложение 2

Рисунок видов вегетативного размножения для заполнения


Приложение 3

Таблица для заполнения учащимися

Способ размножения

Описание

Примеры растений

№ рисунка

Размножение ползучими побегами

На растении образуются удлиненные побеги, стелющиеся вдоль земли. В местах соприкосновения с землей образуются придаточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным

Земляника, клевер, луговой чай, будра плющевидная, вероника лекарственная, клюква

Размножение корневищами

На корневищах (видоизмененных побегах) из почек образуются молодые побеги. Через некоторое время корневища между растениями могут разрушаться

Пырей ползучий, ландыш, ветреница, черника, брусника, ирис, нивяник, майник,сныть

Размножение клубнями

Клубни отделяются от столонов. Из верхушечной и боковых почек развиваются надземные побеги, на которых образуются придаточные корни

Картофель, топинамбур, чистяк

Размножение луковицами

Из боковых почек на материнской луковице (видоизмененном побеге) образуются «детки» — дочерние луковицы

Дикий лук, тюльпан, гиацинт

Размножение корневыми отпрысками

На корнях некоторых растений могут образовываться почки, из которых вырастают побеги — корневые отпрыски

Сирень, осина, вишня, бодяк, осот, кипрей

Размножение

побеговыми

черенками

От взрослого растения отрезают черенок с 3—4 листьями или почками. Черенки ставят в емкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое время на черенках образуются придаточные корни

Традесканция,

герань,

смородина

Размножение отводками

Нижние ветки растения прижимают к земле, пришпиливают деревянными шпильками и присыпают почвой. Через некоторое время на отводке образуются придаточные корни. Ветку отрезают от материнского куста и пересаживают

Крыжовник, смородина, калина, флоксы

Размножение

листовыми

черенками

Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные почки и придаточные корни

Бегония, сенполия (узамбарская фиала), сансевьера

Размножение прививкой (Трансплан -тация)

Почку-глазок или черенок культурного растения (привой) сращивают со стеблем дичка (подвоем)

Плодовые деревья

Размножение

культурой

ткани

Небольшие кусочки тканей растения (лучше всего взять образовательную ткань) или отдельные клетки помещают в стерильные условия на особую питательную среду и создают благоприятные условия температуры, влажности, освещенности. Через некоторое время из отдельных клеток образуются маленькие зачатки молодых растений

Растения, размножение которых таким дорогим и трудоемким способом оправдано экономически, (редкие, особо ценные растения, размножение которых иным способом невозможно)

        


Приложение № 4

Таблицы для демонстрации


Приложение 5

Практическая работа № 2

Вегетативное размножение растений

Цель: научится размножать комнатное растение Хлорофитум

Оборудование: секатор, вода, вермикулит, стаканчики, комнатное растение: хлорофитум.

Ход работы:

Вывод:

Практическая работа № 2

Вегетативное размножение растений

Цель: научится размножать комнатное растение бегония

Оборудование: секатор, вода, вермикулит, стаканчики, комнатное растение: бегония.

Ход работы:

Вывод:

Практическая работа № 2

Вегетативное размножение растений

Цель: научится размножать комнатное растение плющ

Оборудование: секатор, вода, вермикулит, стаканчики, комнатное растение: плющ.

Ход работы:

Вывод:

Практическая работа № 2

Вегетативное размножение растений

Цель: научится размножать комнатное растение эхиверию

Оборудование: секатор, вода, вермикулит, стаканчики, комнатное растение: эхеверия.

Ход работы:

Вывод:

Практическая работа № 2

Вегетативное размножение растений

Цель: научится размножать комнатное растение сенполию

Оборудование: секатор, вода, вермикулит, стаканчики, комнатное растение: сенполия.

Ход работы:

Вывод:

Практическая работа № 2

Вегетативное размножение растений

Цель: научится размножать комнатное растение бальзамин

Оборудование: секатор, вода, вермикулит, стаканчики, комнатное растение: бальзамин.

Ход работы:

Вывод:

Практическая работа № 2

Вегетативное размножение растений

Цель: научится размножать комнатное растение дримиопсис

Оборудование: секатор, вода, вермикулит, стаканчики, комнатное растение: дримиопсис.

Ход работы:

Вывод:

Практическая работа № 2

Вегетативное размножение растений

Цель: научится размножать комнатное растение сансевьера

Оборудование: секатор, вода, вермикулит, стаканчики, комнатное растение: сансевьера.

Ход работы:

Вывод:

Практическая работа № 2

Вегетативное размножение растений

Цель: научится размножать комнатное растение традесканция

Оборудование: секатор, вода, вермикулит, стаканчики, комнатное растение: традесканция.

Ход работы:

Вывод:


Приложение 6

Материалы в помощь для проведения практической работы


Приложение 7

Задания для домашней работы по рабочей тетради.(154,155,157)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: " Вегетативное размножение"

В конспекте представлены разные виды вегетативного размножения. Обучающие знакомятся  со способами размножения комнатных  растений....

конспект урока "Строение семени покрытосеменных растений"

урок по строению семян однодольных и двудольных растений, включающий лабораторную работу Цель урока: Изучить строение семян однодольных и двудольных растений на примере семян фасоли и пшен...

План- конспект урока "Вегетативное размножение растений", 6 класс, с использованием возможностей ресурсов сети Интернет (ресурсов образовательных сайтов)

Представленный урок по теме "Вегетативное размножение растений» составлен в соответствии с УМК Сфера.Учебно-методическое обеспечение – учебник Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Биология  Живой ор...

Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема  урока:  Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель  и задачи занятия: создан...

"Вегетативное размножение покрытосеменных растений"

Урок разработан по проблемной технологии. Используются приемы личностных учебных действий: мотивация, создание проблемной ситуации,  выдвижение гипотезы, обмен информацией, выводы, рефлексия. Зак...

Конспект урока "Вегетативное размножение растений"

Конспект урока биологии в 6 классе по теме "Вегетативное размножение растений" составлен в соответствии с УМК под редакцией Пономарёвой...

План-конспект урока "Половое размножение покрытосеменных растений"

Разработка урока для 6 класса. Представлена работа в группах. В ходе урока отвечают у доски все обучающиеся класса....