Конспект урока по теме "Рептилии"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Конспект урока на тему " Пресмыкающиеся или Рептилии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_reptilii.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»
Тип урока: комбинированный.
Цель: выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающиеся, показать их многообразие.
Задачи:
1. Образовательные:
- развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации;
- раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни;
- сформировать представление о происхождении пресмыкающихся;
- сформировать знания о разнообразии пресмыкающихся, охране редких видов, значении в природе и жизни человека.
2. Развивающие:
- продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности организма к среде обитания;
- способствовать формированию умений выделять главное, обобщать знания, полученные из разных источников и правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
3. Воспитательные:
- расширение кругозора.
Оборудование:презентация, таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с классом Земноводные или Амфибии.Давайте вспомним отличительные особенности этого класса, ответив на следующие вопросы:
- Почему лягушек называют амфибиями, что означает это слово?
Амфибия в переводе с греческого означает «двоякоживущие»: на земле и в воде.
- В чем заключается польза жаб?
Жабы выходят на охоту ночью, когда птицы спят, и поедают вредителей растений.
- Лягушка хватает только движущуюся добычу. Почему?
Глаза лягушки не могут непрерывно двигаться, как наши глаза, поэтому неподвижные предметы для нее невидимы.
- Почему кожа лягушки покрыта не водой, а слизью?
Вода, содержащаяся в слизи, испаряется медленнее, чем чистая вода.
Теперь вам нужно выбрать правильные суждения из предложенных.
1. Амфибии обитают исключительно на суше.
2. Дышат амфибии легкими и кожей.
3. У земноводных один круг кровообращения.
4. Кожа голая, богата железами.
5. Земноводные имеют плавательный пузырь.
6. Предками земноводных были двоякодышащие рыбы.
7. Передний мозг амфибий больших размеров по сравнению с рыбами.
8. Непрямое развитие земноводных происходит с метаморфозом.
9. У земноводных имеется клоака.
Правильные суждения: 2, 4, 7, 8, 9.
III. Изучение нового материала проходит в форме фронтальной беседы
1) Вслед за влажным каменноугольным периодом, где господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода. Кто же смог выжить в таких условиях?
Речь пойдет об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:
- способными к гипнотическому взгляду (змеи);
- долгожителями (черепахи);
- ужасно кровожадными (крокодил);
- быстрыми и юркими (ящерицы);
- ужасно переменчивыми (хамелеон);
- а также стали символами медицины.
Легенда o Змее:
Образ змеи очень часто встречается в различных мифологических сюжетах.
Жезл, обвитый змеей, был атрибутом греческого бога-целителя Асклепия (у римлян — Эскулапа, который сам мог превращаться в змею и сделал это, когда необходимо было предотвратить эпидемию чумы в Риме).
А вот как змея стала символом медицины. Однажды, когда Асклепий сидел у постели больного, к нему подползла большая змея. Асклепий убил ее своим жезлом. Но вскоре вползла другая змея с пучком травы и натерла этой травой погибшую. Та ожила и обвила жезл целителя. Так Асклепий открыл траву бессмертия, а змея стала его священным животным и символом врачевания.
Кто же эти таинственные животные? (Пресмыкающиеся)
Я ставлю вам проблему, которую должны будете решить в течение: Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?
2) Пресмыкающиеся как настоящие наземные животные: общая характеристика, особенности строения, размножения и развития.
- Почему класс Пресмыкающиеся получил такое название?
Короткие конечности, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей и оно волочится по земле.
- Какие особенности внешнего строения пресмыкающихся позволяют им вести наземный образ жизни?
- Тело расчленено на голову, шею, туловище и хвост;
- Сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или костными пластинами, защищающими тело от высыхания;
- Рост происходит во время линьки;
- На концах пальцев имеются роговые пластинки – когти;
- Глаза защищены подвижными веками и мигательной перепонкой.
- Теперь рассмотрим внутреннее строение ящерицы. Какие усложнения в строении систем внутренних органов произошли у пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни?
Два первых шейных позвонка очень подвижны. Позвонки пояснично-грудного отдела несут ребра, часть которых соединена с грудиной, образуя грудную клетку. Пояса конечностей более прочно соединены с позвоночником.
- Дыхание только легочное. Легкие имеют ячеистое значение, появляются воздухоносные пути – трахея и бронхи.
- Трехкамерное сердце с неполной перегородкой, частично разделяющей кровь на артериальную и венозную.
- Тазовые почки, что способствует экономии воды.
- Появляются зачатки коры полушарий.
- Почему пресмыкающиеся могут размножаться на суше?
Оплодотворение внутреннее. Яйца покрыты кожистой оболочкой, предохраняющей от высыхания. Зародыш окружен водной оболочкой – амионом.
IV. Физминутка
Догадались – потянулись.
Подрастала – хвост растила, платье темное носила.
Подросла – зеленой стала, хвост на весла поменяла. (лягушка)
Догадались – повороты туловища
Покрупнее чем лягушка, пучеглазая подружка,
И, конечно, все слова заменяет словом «ква». (жаба)
Догадались – наклоны в сторону
Головастики спешат превратиться в … (лягушат)
Догадались – присели
Амазонку, Конго, Нил любит грозный … (крокодил)
Догадались –потянулись
Змея вся в пятнах как жираф зовется именем…. (удав)
Догадались – тихо сели
Их портрет довольно прост: к голове приделан хвост.
Вот и все. Ни лап, ни шеи, потому что это… (змеи)
- Класс Пресмыкающиеся включает следующие отряды:
Чешуйчатые. К этому отряду относятся ящерицы, которых насчитывается 2700 видов и змеи – 3000 видов.
Черепахи, количество видов которых насчитывается 300.
Крокодилы – 21 вид.
Клювоголовые – гаттерия.
VI. Закрепление
Головоломка.
Ответы на вопросы:
1. Какие отряды объединяет класс Пресмыкающиеся?
2. Приведите примеры представителей каждого отряда.
3. Как происходит дыхание у пресмыкающихся?
4. В связи с чем размножение и развитие пресмыкающихся считают более прогрессивным, чем у земноводных?
VI. Домашнее задание.
§25. Подготовить сообщение по теме: Интересные факты о пресмыкающихся.
Ребята. Вам понравился урок?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по теме "Богатырская тема в музыке"
1.план-конспект...
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
Итоговый урок по теме "Рептилии"
Материал для контроля знаний по теме: "Сравнительная характеристика в строении позвоночных"...
Итоговое занятие по теме "Рептилии"
Данный материал пригодится для узучения темы эволюция позвоночных (сравнение строения скелета земноводных и скелета пресмыкающихся)...
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, влажно-тепловая обработка» Тема урока: «Обработка накладного кармана, соединение его с изделием»
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, ...
ТЕСТ ПО ТЕМАМ "РЕПТИЛИИ, ЗЕМНОВОДНЫЕ, ПТИЦЫ" (прогр.В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. 7 кл)
Тест после прохождения темы "Птицы"...
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...