Конспект обобщающего урока "Размножение организмов"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Обобщающий урок для учащихся 9 класса содержит ссылки на интерактивный материал. Возраст 13-15 лет характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать лозунгу: "Критикуешь - сделай лучше!", ставя подростка зачастую в безвыходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с учителями и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmnozhenie_organizmov.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Размножение организмов»
Характеристика учащихся 7 класса
Возраст12-14 лет характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать лозунгу: "Критикуешь - сделай лучше!", ставя подростка зачастую в безвыходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с учителями и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его действий.
Цель урока: обобщить знания по теме «Размножение организмов».
Структура урока
№ этапа | Название этапа | Время, мин |
1 | Организационный момент | 5 |
2 | Мотивирование | 2 |
3 | Обобщение знаний | 28 |
4 | Подведение итогов | 5 |
Организационная структура урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Этап 1. Организационный момент. Цель: проверить готовность учащихся. Этап 2. Мотивирование. Цель: заинтересовать учащихся, подвести к теме урока. Этап 3. Обобщение знаний по теме «размножение организмов». Цель: обобщить знания о размножении и развитии организмов. Этап 4. Подведение итогов. Домашнее задание. | Приветствие, проверка присутствия и готовности учащихся к уроку. На этом уроке, мы с вами, ребята, повторим последнюю изученную нами тему «Размножение и развитие организмов». (Слайд 1) Это одна из наиболее важных тем курса общей биологии. Знания, полученные при изучении этой темы значимы как для здоровья человека, так и для здоровья его потомков. Работать мы будем устно, а так же выполнять задания на листе учета знаний. Вопросы: Что такое размножение? Каково его значение для природы? Какие существуют формы и способы размножения? Демонстрируется 3 слайд. Назовите типы и способы размножения изображённых на слайде организмов Бесполое размножение - очень эффективный процесс. В благоприятных условиях численность вида может быстро увеличиться. Но обеспечит ли бесполое размножение разнообразие особей? Чем же характеризуется половое размножение? Ученики выполняют 1 задание на листах учета знаний « Дописать предложения». (Слайд 4, 5, 6)
После выполнения задания, ученики обмениваются зачетными листами с соседями по парте и проверяют правильность выполнения задания. Слайд 7. В основе роста, развития, размножения лежит деление клеток. Давайте вспомним, какие мы знаем типы деления клеток? Слайд 8. Какова роль митоза в жизни организма? Ученики выполняют задание 2. Назвать фазы митоза по их описанию. (Слайд 9) Какова роль мейоза в жизни клетки? (Слайд 10) Давайте вспомним: В чём особенности протекания мейоза? Сейчас мы с вами зайдём на ссылку (Слайд 11), указанную на экране и один из вас выполнит задание:-расположите иллюстрации фаз мейоза и описание к ним в правильной последовательности. Ссылка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004e1-1000-4ddd-b63c-1d0046bc4332/185.swf Назовите особенности образования женских и мужских гамет (Слайд 12). (Ученики устно называют особенности овогенеза и сперматогенеза) Ученики выполняют письменно задание 3 и 4 (Слайд 13,14) После оплодотворения, когда сливаются ядра половых клеток и восстанавливается диплоидный набор хромосом, начинается развитие нового организма - онтогенез. На какие периоды делится онтогенез? Демонстрируется слайд 15. Ученики вспоминают три основных этапа эмбрионального периода: дробление, гаструляцию, первичный органогенез. Демонстрируется слайд 16. Какое развитие называют постэмбриональным? Что такое прямое и непрямое постэмбриональное развитие? Назовите типы развития организмов, указанных на слайде. Демонстрируется слайд 17. Сообщение учащихся о влиянии окружающей среды на онтогенез организма. Мы повторили самые основные понятия темы. Внимательно смотрим на доску и выполняем тестовые задания. (Демонстрируются слайды 18-23.) А 1.Вегетативное размножение ландыша происходит с помощью: А 3.Клетки гаструлы: А 4. Из энтодермы образуются: Задача
После завершения работы ученики, сидящие на одной парте, обмениваются зачетными листами и проверяют друг друга. (Демонстрируется слайд 24 с ответами.) Рефлексия. Ученикам предлагается отметить на листах учета знаний, понравился ли им урок, был ли он полезным. Учитель подводит итоги урока, выставляет отметки за устные ответы, собирает зачетные листы Домашнее задание. Повторить § 30-34 стр 140-164. | Учащиеся готовятся к работе на уроке. Предполагаемые ответы учащихся: Размножение – это воспроизведение себе подобных. Размножение обеспечивает непрерывность и преемственность жизни. Различают бесполое и половое размножение. (Бесполое: амёба (деление одноклеточных);гидра (почкование); морская звезда (фрагментация); малина (вегетативное размножение-корнями). Половое: ласточка, моллюска, собаки) Каждый организм при бесполом размножении идентичен материнскому Половое размножение имеет большое эволюционное преимущество. Генотип потомков возникает путем комбинации генов родителей. Это приводит к разнообразию особей, новые сочетания генов могут быть более удачными и повысить приспособленность организмов. 1) размножение 2) вегетативное размножение 3)почкование 4) гаметогенез 5)зигота 6) оплодотворение 7) партеногенез 8)двойное оплодотворение митоз и мейоз. Нормальное функционирование многоклеточного организма невозможно без сохранения одинакового генетического набора генетического материала в бесчисленных клеточных поколениях. Митоз обеспечивает эмбриональное развитие, рост, восстановление тканей и органов после травм, физиологическую регенерацию. Сущность мейоза состоит в том, что каждая половая клетка получает одинарный – гаплоидный набор хромосом. Вместе с тем, мейоз – это стадия, во время которой создаются новые комбинации генов путем сочетания разных материнских и отцовских хромосом. Перекомбинация наследственных задатков возникает, кроме того и в результате кроссинговера. Слияние половых клеток – оплодотворение – приводит к образованию зиготы и восстановлению диплоидного набора хромосом. (Два последовательных деления, конъюгация, кроссинговер, редукционное деление, образование клеток с гаплоидным набором хромосом. Один из детей выходит к доске, выполняет задание, а остальные ему помогают. Гаметогенез – это последовательный процесс, который обеспечивает размножение, рост и созревание половых клеток в мужском организме (сперматогенез) и женском (овогенез). Гаметогенез протекает в половых железах - сперматогенез в семенниках у мужчин, а овогенез в яичниках у женщин. В результате гаметогенеза в организме женщины образуются женские половые клетки - яйцеклетки, а у мужчин - мужские половые клетки сперматозоиды. Именно процесс гаметогенез (сперматогенез, овогенез) дает возможность мужчине и женщине возможность воспроизведения потомства. Выполняют задания. Эмбриональный период и постэмбриональный период. Дробление — ряд последовательных митотических делений оплодотворенного или инициированного к развитию яйца. Гаструляция (впячивание) В ходе гаструляции клетки зародыша практически не делятся и не растут. Происходит активное передвижение клеточных масс (морфогенетические движения). В результате гаструляции формируются зародышевые листки (пласты клеток). Гаструляция приводит к образованию зародыша, называемого гаструлой. Первичный органогенез — процесс образования комплекса осевых органов. Постэмбриональное развитие начинается с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до наступления полового созревания. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определенным сроком или длиться в течение всей жизни. Различают 2 основных типа постэмбрионального развития: -прямое развитие -развитие с превращением, или метаморфозом (непрямое развитие) Прямое постэмбриональное развитие - тип развития, при котором родившийся организм отличается от взрослого меньшими размерами и недоразвитием органов. При развитии с метаморфозом из яйца появляется личинка, порой внешне совершенно не похожая и даже отличающаяся по ряду анатомических признаков от взрослой особи. Например: При приеме беременной женщиной алкогольных напитков, алкоголь быстро проходит через плацентарный барьер и поступает к плоду. Когда мать пьет, пьет и ребенок. Ребенок подвергается действию алкоголя в большей степени и более длительное время, поскольку амниотическая жидкость является своеобразным резервуаром. Мозг и центральная нервная система еще не родившегося ребенка очень чувствительны и могут быть повреждены на любых сроках беременности Однако, первый триместр, когда закладываются и формируются все органы и системы, очевидно, самый уязвимый период, в течение которого могут развиться отклонения от нормы. Алкоголь может поражать растущую клетку, уменьшать их общее количество и нарушать взаимодействие между ними по мере их размножения, влияя на ход развития частей плода, формирующихся в момент вредного воздействия. Алкоголь негативно влияет на развитие и функционирование мозговой ткани и других органов и систем, что отражается на образе мыслей, поведении, познавательных способностях и внешнем облике ребенка и взрослого. Поскольку развитие и формирование ребенка продолжается и после рождения, малыш может пострадать от алкоголя и при грудном кормлении. А 1 - 3 А 2 -3 А3 -2 А 4 -3 А 5-3 Ответ:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс
Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся....
план-конспект урока "Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи"
Краткий план-конспект урока показывает основную идею. Урок представляет творческие отчёты групп по ранее заданной теме. Обучающимся было предложено представить материал на тему "взаимосвязи организмов...
Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани...
Конспект урока Живые организмы в суровых условиях Антарктиды
Бинарный урок биология- география. Урок открытия новых знаний....
План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"
План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"...
Конспект занятия "Закаливание организма - путь к здоровью и долголетию"
Конспект занятия к программе ЗОЖ по внеурочной деятельности....
Конспект урока " «Необычные организмы – Вирусы»
1. Вирусы – самые мелкие и многочисленные биологические формы.2. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле.3. Вирусы постоянно мутируют:– для лечения трудно создавать ...