разработка урока "Пищеварение в ротовой полости и желудке"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок биологии в 8 классе по учебнику Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pishchevarenie_v_rotovoy_polosti_i_v_zheludke_sidorets_29.docx | 336.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии. Тема: «Пищеварение в ротовой полости и в желудке».
Автор: Сидорец Юлия Анатольевна, учитель биологии БОУ СОШ №29 МО Динской район
Дата проведения:24.12.2016 г.
Класс: 8
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).
Технологическая карта изучения темы.
Урок ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего общего образования по биологии. Он нацелен на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий:
- критическое мышление;
- технологическая и информационная грамотность;
- навыки сотрудничества.
Цели: Сформировать знания об особенностях пищеварения в ротовой полости и в желудке.
- Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости, свойства ферментов слюны, доказывают вред никотина на пищеварение в ротовой полости.
- Развивающая: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности процесса пищеварения в ротовой полости и в желудке. Объясняют условия протекания процесса пищеварения в ротовой полости. Развивают навыки работы с учебником и дополнительной литературой. Выделяют главное в прочитанном, объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать.
- Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью.
Планируемые результаты:
- предметные: знание о процессах пищеварения в ротовой полости в желудке.
-метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.
- личностные: содействие к стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.
.
Ход урока
Этап / подэтап учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Начало урока: | |||
1) Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок. | Приветствуют учителя | Коммуникативные УУД |
2) Мотивационная актуализация, формулирование темы урока Работа в парах – решение кроссворда Разработка плана урока | Учитель: И.П. Павлов, знаменитый физиолог, писал (вывести на доске, самостоятельно прочитайте): «Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки сырого материала». Учитель: Как вы думаете, что имел в виду под «основной линией учреждений» и «боковыми химическими фабриками»? Ученики: Пищеварительная система: пищеварительный тракт, пищеварительные железы. Учитель: Что является первым органом пищеварительного тракта? Ученики: Рот, ротовая полость. Учитель: верно! Молодцы! Я предлагаю вам повторить ранее изученный материал и решить кроссворд. Работать вы будете в парах. На решение кроссворда у вас будет 3 минуты. Время пошло. Вопросы:
Учитель: Время истекло. Предлагаю сравнить ваши ответы с предложенными на доске. Какое контрольное слово у вас получилось? (желудок). Учитель: Скажите пожалуйста, что объединяет ротовую полость и желудок? Ученик: Это органы пищеварения. Учитель: Верно! И сегодня на нашем уроке речь пойдет именно о них. Учитель: Что мы уже знаем о пищеварении в ротовой полости и в желудке? Что нам предстоит узнать? (рисует на доске схему «Скелет рыбы», голова – «Пищеварение», хвост – «желудок, ротовая полость». Сверху дети вписывают что им уже известно о пищеварении в этих органах, а снизу – что предстоит узнать, или что узнают в процессе урока) Учитель: Я предлагаю сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Записывает на доске.) А теперь давайте определимся с целью и задачами нашего урока. | Дети слушают изречение, анализируют,, отвечают на вопросы. Дети работают над кроссвордом в парах, контрольное слово в кроссворде «птица» Дети формулируют тему, ставят цель урока | Регулятивные УУД Систематизируют ранее изученное, применяют на практике Познавательные УУД Развитие эстетического вкуса, умение слушать и воспринимать информацию Регулятивные УУД контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Основная часть урока: | |||
1) Работа в группах Подведение итогов | Составьте тезисный план ответа, и ответьте по нему. Группа 1. Расставьте обозначения на схеме «Строение ротовой полости» и объясните роль каждого ее органа в пищеварении. Группа 2. Расставьте обозначения на схеме «Строение желудка» и объясните роль каждого ее органа в пищеварении. Группа 3. Используя дополнительные источники, ответить на вопрос «Пищеварение в ротовой полости» Группа 4. Используя дополнительные источники, ответить на вопрос «Пищеварение в желудке» Группа 5. Используя дополнительные источники, составить схему «Состав слюны» В итоге должна получиться примерно такая схема | Работают с учебником и дополнительной литературой, выступают с результатами своей работы | Регулятивные и коммуникативные: характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту, устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий, изучать и описывать особенности внешнего строения птиц, объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц. |
2) Закрепление Работа по карточкам индивидуально с взаимопроверкой по эталону | Упражнение «С точностью до…» (определить о чем говорят эти цифры?) 1л (слюны вырабатывается у человека в сутки) 32 (зуба у взрослого человека) 99% (воды содержится в слюне) 3 л (максимальная вместимость желудка) 3-6 часов (пища может находиться в желудке) Игра «Крестики-нолики» (если время останется) Вопросы: 1. Какова роль ферментов в пищеварении? Ответ: ускорение процесса расщепления веществ 2. Какие вещества расщепляются ферментом слюны – птиалином? Ответ: углеводы. 3. Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин? Ответ: белки 4. Назовите пищеварительный сок, который имеет очень высокую кислотность: Ответ: желудочный сок 5. Сколько пар слюнных желёз участвует в пищеварении? Ответ: 3 6. Расщепление, какого вещества начинается в полости рта? Ответ: крахмал 7. В какой среде наиболее активны ферменты желудочного сока? Ответ: кислая. 8. Какое значение для переваривания пищи в желудке имеет обстановка, сервировка стола, оформление пищи? Ответ: выработка пищеварительных соков, подготовка организма к принятию пищи. 9. Почему нельзя одновременно кушать и говорить? Ответ: можно подавиться Упражнение «Найди лишнее»
Учитель: К какому органу пищеварения имеют отношение эти «лишние» слова? Ученик: Тонкий кишечник. Учитель: Верно! Но об этом мы поговорим на следующем уроке. (возвращаемся к рыбе). | Учащиеся выполняют письменную работу, осуществляют взаимопроверку на основе выполненных письменных работ | Регулятивные: самоконтроль, адекватная оценка своих знаний |
Заключительная часть урока: | |||
1) Рефлексия (подведение итогов урока) | Учитель подводит итоги урока Выставление оценок. Используя прием «Инсерт» давайте определим эффективность нашей работы на уроке. Для этого применяются следующие обозначения (они пишутся на доске, дети пытаются определить для себя, к какой категории они отнесут полученные знания): «!» - это мне известно; «+»- это для меня ново; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы. Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения? Как вы считаете, удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи? | Сообщают, что нового они узнали на уроке и что им понравилось | Личностные и коммуникативные:оценка полученных знаний, анализ проделеланной работы, умение высказывать свои мысли |
2) Информация о домашнем задании | Параграф 32, найти ответы на возникшие сегодня вопросы. Дополнительно для любознательных ответить на вопрос «Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой?» | Записывают Д/З в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"
План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
методическая разработка урока в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости""
Данный урок является вводным при изучении темы "Пищеварение в организме Человека". Урок разработан с применением современных требований по формированию УУД. К уроку прилагается презентация....
Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)
Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...
Разработка урока "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс
В разработке представлен конспект урока + презентация....
Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"
Методическая разработка по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"....