разработка урока "Пищеварение в ротовой полости и желудке"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Сидорец Юлия Анатольевна

Урок биологии в 8 классе по учебнику Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии.  Тема: «Пищеварение в ротовой полости и в желудке».

Автор: Сидорец Юлия Анатольевна,  учитель биологии БОУ СОШ №29 МО Динской район

Дата проведения:24.12.2016 г.

Класс: 8

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).

Технологическая карта изучения темы.

Урок ориентирован на реализацию образовательных стандартов среднего общего образования по биологии. Он нацелен на формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий:

  • критическое мышление;
  • технологическая и информационная грамотность;
  • навыки сотрудничества.

Цели: Сформировать знания  об особенностях пищеварения в ротовой полости и в желудке.

  • Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости, свойства ферментов слюны, доказывают вред никотина на пищеварение в ротовой полости.

  • Развивающая: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности процесса пищеварения в ротовой полости и в желудке. Объясняют условия протекания процесса пищеварения в ротовой полости. Развивают навыки работы с учебником и дополнительной литературой. Выделяют главное в прочитанном, объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать.

  • Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе групповой формы работы на уроке; проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью.

Планируемые результаты:

- предметные: знание о  процессах пищеварения в ротовой полости в желудке.

-метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.

- личностные: содействие к стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.

.

Ход урока

Этап / подэтап учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Начало урока:

1) Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Приготовьте ваши учебные принадлежности. Начинаем урок.

Приветствуют учителя

Коммуникативные УУД

2) Мотивационная актуализация, формулирование темы урока

Работа в парах – решение кроссворда

Разработка плана урока

Учитель: И.П. Павлов, знаменитый физиолог, писал (вывести на доске, самостоятельно прочитайте):

«Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки сырого материала».

Учитель: Как вы думаете, что имел в виду под «основной линией учреждений» и «боковыми химическими фабриками»?

Ученики: Пищеварительная система: пищеварительный тракт, пищеварительные железы.

Учитель: Что является первым органом пищеварительного тракта?

Ученики: Рот, ротовая полость.

Учитель: верно! Молодцы! Я предлагаю вам повторить ранее изученный материал и решить кроссворд. Работать вы будете в парах. На решение кроссворда у вас будет 3 минуты. Время пошло.

Вопросы:

  1. Секрет печени.
  2. Начальный отдел толстого кишечника.
  3. Из ротовой полости пища попадает в нее.
  4. Крахмал, сахар и целлюлоза.
  5. Прочная и твердая ткань зуба.
  6. Не дает задохнуться при проглатывании пищи.
  7. Заболевание зубов, сопровождаемое нарушением целостности эмали.

Учитель: Время истекло. Предлагаю сравнить ваши ответы с предложенными на доске.  Какое контрольное слово у вас получилось? (желудок).

Учитель: Скажите пожалуйста, что объединяет ротовую полость и желудок?

Ученик: Это органы пищеварения.

Учитель: Верно! И сегодня на нашем уроке речь пойдет именно о них.

Учитель:  Что мы уже знаем о пищеварении в ротовой полости и в желудке? Что нам предстоит узнать? (рисует на доске схему «Скелет рыбы», голова – «Пищеварение», хвост – «желудок, ротовая полость». Сверху дети вписывают что им уже известно о пищеварении в этих органах, а снизу – что предстоит узнать, или что узнают в процессе урока)

Учитель: Я предлагаю сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Записывает на доске.) А теперь давайте определимся с целью и задачами нашего урока.

Дети слушают изречение, анализируют,, отвечают на вопросы.

Дети работают над кроссвордом в парах, контрольное слово в кроссворде «птица»

Дети формулируют тему, ставят цель урока

Регулятивные УУД

Систематизируют ранее изученное, применяют на практике

Познавательные УУД

Развитие эстетического вкуса, умение слушать и воспринимать информацию

Регулятивные УУД

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Основная часть урока:

1) Работа в группах

Подведение итогов

Составьте тезисный план ответа, и ответьте по нему.

Группа 1. Расставьте обозначения на схеме «Строение ротовой полости» и объясните роль каждого ее органа в пищеварении.

http://biofile.ru/pic/sj-01-232.jpg

Группа 2. Расставьте обозначения на схеме «Строение желудка» и объясните роль каждого ее органа в пищеварении.

http://v.900igr.net:10/datai/okruzhajuschij-mir/Vnutrennee-stroenie-cheloveka/0013-009-ZHeludok-glavnoe-otdelenie-vnutrennej-kukhni.png

Группа 3. Используя дополнительные источники, ответить на вопрос «Пищеварение в ротовой полости»http://www.stockmedicalart.com/medicalartstudio/kfolio/images/stomach-anatomy.jpg

Группа 4. Используя дополнительные источники, ответить на вопрос «Пищеварение в желудке»

Группа 5. Используя дополнительные источники, составить схему «Состав слюны»

В итоге должна получиться примерно такая схема

3

Работают с учебником и дополнительной литературой, выступают с результатами своей работы

Регулятивные и коммуникативные: характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту, устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий, изучать и описывать особенности внешнего строения птиц, объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц.

2) Закрепление

Работа по карточкам индивидуально с взаимопроверкой по эталону

Упражнение «С точностью до…» (определить о чем говорят эти цифры?)

1л (слюны вырабатывается у человека в сутки)

32 (зуба у взрослого человека)

99% (воды содержится в слюне)

3 л (максимальная вместимость желудка)

3-6 часов (пища может находиться в желудке)

Игра «Крестики-нолики» (если время останется)

Вопросы:

1.        Какова роль ферментов в пищеварении?

Ответ: ускорение процесса расщепления веществ

2.        Какие вещества расщепляются ферментом слюны – птиалином?

Ответ: углеводы.

3.        Какие вещества расщепляет фермент желудочного сока пепсин?

Ответ: белки

4.        Назовите пищеварительный сок, который имеет очень высокую кислотность:

Ответ:  желудочный сок

5.        Сколько пар слюнных желёз участвует в пищеварении?

Ответ: 3

6.        Расщепление, какого вещества начинается в полости рта?

Ответ: крахмал

7.        В какой среде наиболее активны ферменты желудочного сока?

Ответ: кислая.

8.        Какое значение для переваривания пищи в желудке имеет обстановка, сервировка стола, оформление пищи?

Ответ: выработка пищеварительных соков, подготовка организма к принятию пищи.

9.  Почему нельзя одновременно кушать и говорить?

Ответ: можно подавиться

Упражнение «Найди лишнее»

  1. Расщепление, измельчение, всасывание.
  2. Желудочные железы, ворсинки, складки.
  3. Желчь, амилаза, лизоцим.

Учитель: К какому органу пищеварения имеют отношение эти «лишние» слова?

Ученик: Тонкий кишечник.

Учитель: Верно! Но об этом мы поговорим на следующем уроке. (возвращаемся к рыбе).

Учащиеся выполняют письменную работу,

осуществляют взаимопроверку  на основе выполненных письменных работ

Регулятивные: самоконтроль, адекватная оценка своих знаний

Заключительная часть урока:

1) Рефлексия

 (подведение итогов урока)

Учитель подводит итоги урока

Выставление оценок.

Используя прием «Инсерт» давайте определим эффективность нашей работы на уроке. Для этого применяются следующие обозначения (они пишутся на доске, дети пытаются определить для себя, к какой категории они отнесут полученные знания):

«!» - это мне известно;

 «+»- это для меня ново;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения? Как вы считаете,  удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи?

Сообщают, что нового они узнали на уроке и что им понравилось

Личностные и коммуникативные:оценка полученных знаний, анализ проделеланной работы, умение высказывать свои мысли

2) Информация о домашнем задании

Параграф 32, найти ответы на возникшие сегодня вопросы.

Дополнительно для любознательных ответить на вопрос «Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит вниз головой?»

Записывают Д/З  в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"

План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

методическая разработка урока в 8 классе "Пищеварение в ротовой полости""

Данный урок является вводным при изучении темы "Пищеварение в организме Человека". Урок разработан с применением современных требований по формированию УУД. К уроку прилагается презентация....

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

Разработка урока "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс

В разработке представлен конспект урока + презентация....

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"

Методическая разработка по теме "Пищеварение в ротовой полости и желудке"....