Практико-ориентированный проект как способ активизации творческой познавательной деятельности на уроках биологии.
статья по биологии по теме

Александровская Светлана Александровна

Практико-ориентированный проект как способ активизации творческой познавательной деятельности на уроках биологии. Автор статьи Хайруллина Светлана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _docx_statya.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект как способ активизации творческой познавательной деятельности на уроках биологии.

Автор статьи Хайруллина Светлана Александровна

Данный тип проекта я активно использую в своей работе при изучении курса биологии растений (6 класс) и биологии человека (8 класс). Именно эти направления содержат большое количество разработок лабораторно-практических занятий. Часть из них является обязательным программным компонентом. Для того чтобы более глубоко изучить ту или иную тему, приобрести новые навыки и умения, а также осветить разные ее познавательные аспекты, для комплексного выполнения лабораторно-практических работ мною была предложена групповая форма практико-ориентировочного типа проекта. Для воплощения этой идеи мы подбираем из книги по практикуму те инструкции к лабораторным работам, которые в наибольшей мере соответствуют социальным интересам учащихся.

Анализ влияния данного типа проекта на повышение творческой познавательной активности можно провести на примере учащихся 8 «М» (математического) класса.

Изначально я не ставила перед собой цель узнать отношение учащихся к биологии в целом, как учебного предмета. Объяснить это можно тем, что каждый курс предмета имеет совершенно разную информационную направленность, способы её подачи, хотя в целом все направления, изучаемые нами в период обучения в школе, имеют общие связующие звенья, так как речь идет о живых

организмах.

В 8 классе формирование отношения к предмету, приобретает уже более отчетливые формы, так как изучены курсы биологии растений и животных. Но дети проявляют совершенно разный интерес к изучению этих трех направлений.

Я провела анкетирование и проанализировала познавательный интерес 8 «М» класса к биологии, как к предмету, прослеживая одновременно три направления курса: ботанику, зоологию, анатомию.

Результаты распределились следующим образом:

20% учащихся отдали предпочтение курсу ботаники. Основным мотивом стало использование изучаемых растений для пищевых, лечебных целей, а также удовлетворение эстетических потребностей, т.е. прослеживается мотив непосредственной связи влияния растений на свой организм.

30% учащихся отдали первенство зоологии. Ведущий мотив — это изучение образа жизни разных животных, особенностей поведения в различные периоды (брачный, забота о потомстве) и возможность провести может быть еще не совсем осознанную параллель с разными поведенческими ситуациями в человеческом сообществе, т.е. опять идет прослеживание социальной мотивации.

50% школьников в наибольшей степени заинтересованы в изучении о собственного организма, так как видят в этом знании возможность осуществлять контроль за своим развитием и самочувствием.

Социально-личностный мотив прослеживается при изучении всех трех направлений биологии. И вполне естественно, что наибольшего пика он достиг именно при изучении строения и функций собственного организма.

Так как развитие творческой познавательной активности тесно связанно с формированием учебного интереса к предмету, то мною был предложен еще ряд вопросов по данному направлению.

  1. На вопрос, зависит ли повышение вашего интереса к предмету от изучения новой темы, я получила следующий ответ - у   50% учащихся класса возникает интерес на новизну.
  2. На   вопрос,   зависти   ли   интерес   к   предмету   от   изучения   конкретной информации, которую вы можете применить к пониманию развития или контроля своего организма -- 85% учащихся дали положительный ответ, т.е. высказали ситуативный учебный интерес.
  3. На  вопрос,   повышается  ли   ваш  интерес   к  предмету  при     изучении   и
    закреплении конкретных понятий, точной научной информации, и этапов развития
    и функциональных особенностей организмов -
    30% учащихся отметили стойкий
    учебно-познавательный    интерес,    основной    мотивацией    которого    является
    направленность на будущую оценку.

4. У 4% учащихся интерес к предмету отсутствует и в принципе безразлична выполняемая работа. Они предпочитают ограничиться выполнением привычных действий и дать стандартный ответ, что бы получить оценку.

Для того, чтобы поддерживать развитее творческой познавательной активности учащихся, я решила ввести в систему проектную деятельность в 8-М классе и предложила ребятам в течение года выполнить ряд мини-проектов по изучаемым темам, используя в качестве вопросов и руководства к действию учебное пособие по выполнению лабораторно-практических работ В.В. Пасечника «Школьный практикум по биологии человека». Темы, по которым осуществляются подобные разработки, представлены в следующем порядке:

  1. Органы чувств и восприятие.
  2. Система опоры и движения.
  3. Кровообращение.
  4. Дыхание.
  5. Обменные процессы организма.
  6. Высшая нервная деятельность.

Работа проводиться как в рамках всего класса, так и с привлечением одной или нескольких групп учащихся.

Примером практико-ориентированного проекта может стать описание работы над созданием мини-проектов по теме «Опорно-двигательная система организма».

1.        Определение темы и её основных вопросов (подтем).

Тема: «Опорно-двигательная система организма» Основные вопросы исследования:

  1. Определение    гармоничности    физического    развития    школьников    по антропометрическим данным.
  2. Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул.
  3. Пропорции телосложения.
  4. Правильная осанка.
  5. Определение наличия плоскостопия.
  6. Координация движений.
  7. Оценка гибкости тела.
  8. Определение степени развития мускулатуры.

2.        Постановка целей и задач проекта:

  1. Образовательные цели и задачи. Сформировать представление о видах нарушений при формировании опорно-двигательной системы
  2. Воспитательные  цели  и задачи.     Информация,  изложенная в данном проекте, должна заставить ребят задуматься над проблемами своего организма и

направить на поиски решений по предотвращению этих проблем. Кроме того, работа над проектом -- это воспитание способности толерантного отношения друг к другу, умения выслушать чужое мнение и принятия общего решения.

3) Развивающие цели и задачи. Формирование умения самостоятельно находить и обрабатывать информацию, делать выводы, оформлять работу, готовить представлять презентацию.

Анализ результатов психологического исследования показал, что большая часть класса (16 человек) являются обладателями холерического или сангвинического типа темперамента. Большинству из них трудно сконцентрировать внимание в течение долгого промежутка времени, однако это не мешает им точно выполнять инструкции учителя. Ведущим учебным мотивом является прагматичная выгода, т.е. стремление учиться хорошо, так как это обеспечивает успешность будущей карьеры.

3. Формирование рабочих групп и распределение тем исследования.

Учащиеся данного класса обладают высокой степенью активности, уверенности в себе, склонны принимать решения быстро и самостоятельно. Исходя из этого, класс был разделен мною на пять групп (по 4 человека). При распределении групп и заданий я не только брала во внимание особенности темперамента и психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося, но и по возможности корректно учла пожелания самих участников проекта. Все получили по две инструкции к лабораторно-практическому занятию. Вопросы, которые были предложены для исследования, тесно соприкасались по своему содержанию и должны были совместно с работами других учащихся представить общую цепочку информации, подкрепленную отчетом о результатах практической деятельности. Для воплощения поставленных целей и задач наиболее подходящей явилась групповая работа и средний срок для реализации проекта. Поэтому инструкции были выданы на втором уроке темы, поскольку уже состоялся общий обзор изучаемых вопросов. В данном случае мною было применено комбинированное руководство проектом. Такая необходимость возникла в связи с особенностями подбора некоторых групп.

4. Разработка и выполнение проекта.

Характеристика работы первого типа сложившихся групп:

Участники способны выполнить работу под гибким контролем, постоянно советуются по возникшим в ходе деятельности вопросам и шаг за шагом, постепенно выстраивают картину будущего результата. В зависимости от этапа проекта происходит смена лидеров и исполнителей.

Характеристика работы второго типа сложившихся групп:

Участники этой группы пытаются обозначить свое лидерство тем, что, перебросив преднамеренно основную часть работы на более ответственного товарища,

пытаются дождаться итоговый результат, благополучно пребывая «в тени». В этом случае помог достаточно жесткий и целенаправленный контроль. Я, как координатор, поставила себе в обязанность постоянно напоминать ребятам о необходимости выполнения работы и более часто тщательно проверять каждый пункт действий, а в случае необходимости оказать непосредственную помощь в оформлении работы.

Характеристика работы третьего типа сложившихся групп:

Участники этой группы работали под девизом: «Мы все знаем сами, сами умеем и сами сделаем». Я изначально не стала вмешиваться ни в планирование, ни в ход работы, а также приняла решение не навязывать свое мнение при оформлении результатов.

Проект был представлен непосредственно перед открытым уроком и наряду с массой положительных моментов, касающихся оформления, этапов выполнения работы, содержал совершенно абсурдные выводы по исследуемому вопросу.

В ненавязчивой форме я указала учащимся на их ошибку и предложила просмотреть одну из оформленных работ и презентаций. Ошибки были благополучно исправлены, проект получил свое завершение, но его представление состоялось только на следующем уроке. К такому решению участники группы пришли самостоятельно, признав тем самым, что им все-таки есть чему поучиться.

Особенно ответственно ребята подошли к выполнению практической части проекта.

В процессе организации учащиеся 8 «М» проявили недюжие коммуникативные способности и самостоятельность, поскольку без моего участия сумели договориться с учителем физкультуры и медицинским работником школы о предоставлении им времени и помощи для проведения исследовательской работы по интересующим их вопросам.

Все замеры параметров роста, веса, мышечной силы проводились в медицинском кабинете школы, а определение гибкости осуществлялось в спортивном зале, под непосредственным наблюдением учителя физкультуры Лимоновой Н.П.

Работа над проектом в данном классе показала, что ученики чувствуют себя комфортно, без проявления тревожности. Большинство отличаются умением владеть своим поведением в различных ситуациях и способностью самостоятельно управлять своими действиями. Работа над проектом еще более повысила в классе уровень групповой сплоченности.

5.   Описание и оформление результатов работы.

В процессе оформления данной работы учащиеся в полной мере использовали свои творческие способности. При этом использовались индивидуальная и групповая форма организации учебной деятельности.

Ученики данного класса часто испытывают в учебной деятельности потребность новых ощущений, поэтому теряют интерес при монотонной работе.

У большей части класса в основном преобладает деятельность левого полушария, отвечающего за науки математического и естественного цикла. Для них характерна конкретность мышления, логичность, умение воспринимать и творчески структурировать материал в виде таблиц, схем и диаграмм.

Поэтому, кроме соблюдения основных требований к оформлению (тема, цель, этапы, выводы) был использован творческий подход. Представление каждого этапа роботы сопровождалось иллюстративным материалом, фотографиями, картинками, таблицами и диаграммами.

Во всех выполненных мини-проектах прослеживается тщательная подготовка, подробное изучение материала. При написании выводов использовались интересные факты, которые излагались живым и понятным языком. Заключительным этапом стала подготовка компьютерной презентации каждого мини-проекта, где творческая активность проявилась в последовательности иллюстративного оформления материала.

6. Презентация и защита проекта.

Этот этап осуществлялся на уроке, который по форме представил собой конференцию и являлся предшествующим заключительному занятию темы, являясь логическим завершением ранее изученных вопросов.

На этапе представления исследовательских работы ведущими методами явились репродуктивный и частично продуктивный метод, т.е. применение знаний по отношению к себе. Выступление учащихся сопровождалось компьютерной презентацией каждого мини-проекта.

На вопрос, повышается ли ваш интерес к предмету при выполнении мини-проектов - у 70% учащихся ответ был положительным, так как в данном случае работа выходит за рамки стандартной ситуации. Они могут не только закрепить полученные ране знания, но и получить новые умения и навыки в процессе разработки проекта, проявить свои учебные и организаторские способности в совершенно новой ситуации, т.е., основным мотивом в данном случае является творческий и личностный подход.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение наглядности как средство активизации творческой познавательной деятельности учащихся на уроках математики

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечи...

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Эвристическое обучение как способ активизации познавательной деятельности на уроках биологии.

В данной статье изложена суть этой технологии, как она способствует повышению интересу обучающихся на уроках....

Методические рекомендации по использованию метода проектов как способа активизации учебно-познавательной деятельности и повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данном  методическом  пособии собран богатый теоретический и практический материал по использованию метода проектов в процессе обучения иностранному языку,  составлены методические ре...

Применение наглядности как средство активизации творческой познавательной деятельности учащихся на уроках музыки

Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации...