" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
опыты и эксперименты по биологии на тему
Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Опыт полезен не только учителям биологии, но и другим учителям предметникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ilyazova_t.v.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ МАХРИНСКАЯ ООШ №18
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ПО ТЕМЕ:
«Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности.»
Ильязова Тамара Владимировна
учитель биологии и химии
с.Махра 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Условия возникновения опыта.
2. Актуальность и перспективность.
3. Ведущая педагогическая идея.
4. Теоретическая база опыта
5. Новизна опыта.
6. Технология опыта.
7. Результативность опыта.
8. Адресная направленность.
9. Литература.
10. Приложение.
«Знания - это дети удивления и любопытства».
Луи де Бройль (франц. физик-теоретик)
Условия возникновения опыта.
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, я думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. По требованиям ФГОС второго поколения учебная деятельность является деятельностью по самообразованию и саморазвитию.
В стандарте основного общего образования по биологии указано, что
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.[1 Сайт: www.uchkopilka.ru]
Достижение этих целей возможно лишь при высоком уровне мотивации учащихся. Формированию положительной мотивации изучения биологии , по моему глубокому убеждению, способствует технология проблемного обучения.
Актуальность и перспективность.
В своей педагогической практике мне пришлось столкнуться с такими противоречиями:
1) между разнородностью состава учащихся по уровню обучаемости, состоянию физического здоровья и усредненным подходом к их обучению и воспитанию;
2) между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно – познавательную деятельность и управлять ею;
3) между повышением эффективности обучения, качества знаний учащихся и потерей интереса к предмету.
4) между трудностями усвоения учебного материала у учеников и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включением учащихся в активный познавательный процесс.
5) концентрическая система Н.И. Сонина, которую я применяю при обучении биологии поставила передо мной вопросы: «Как уйти от дублирования материала, изучавшегося ранее?» Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего, наличие новизны в учебном материале. Как внести новизну в учебный материал?» Ведь нередко тема урока биологии уже знакома учащимся из курса окружающего мира, из средств массовой информации, и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно.
Таким образом, встала проблема выбора технологии, позволяющей практически разрешить эти противоречия и создать адаптивную образовательную среду для развития личности каждого школьника.
Разрешить данные противоречия позволяет использование технологии проблемного обучения. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Поэтому я считаю что технология проблемного обучения на уроках биологии актуальна и является объективной необходимостью.
Современному обществу, все больше нужны образованные инициативные и предприимчивые люди. Люди могущие принимать решения с учетом возможных результатов и последствий как для себя, так для общества и страны.
Ведущая идея педагогического опыта.
Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие ученика посредством технологии проблемного обучения через тесную связь воспитания и обучения с окружающей повседневной жизнью. В своей педагогической деятельности я опираюсь на неразрывную связь с ней, на формирование единства знаний и умений, сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе.
Результативность.
Проблемный метод обучения не подменяет традиционные методы обучения, а дополняет их. Он может быть использован на любом этапе урока. Учащиеся активно включаются в решение проблем. Если на традиционном уроке внимательно слушают объяснение 70% учащихся, то при проблемном изложении – 100%.
Анализ результатов за 3 учебных года при 100% успеваемости показал динамику роста качества знаний до 65 %.
Использование проблемного метода обучения позволило повысить
успеваемость и качество знаний по биологии ( анализ годовых оценок)
Учебный год | Качество знаний ( %) | Результаты участия в олимпиадах, играх и конкурсах |
2012/2013 | 59,5 | ЧИП (участники)- 14учеников |
2013/2014 | 62,7 | ЧИП(участники) 19 учеников |
2014/2015 | 64 | Ноц «Эрудит» Международный дистанционный конкурс по биологии «Рептилии в загадках» -1 победитель , 4 участника. ЧИП-1 победитель на муниципальном уровне Участники- 27 учеников Социальная акция «Покормите птиц!» |
2015-2016 (1 полугодие | 65 | Международная олимпиада по биологии проекта «Инфоурок» - 4 победителя, 1 призер,12 участников |
В акции «Покормите птиц!» приняли участие:
-85% учеников школы
-12% родителей
100% учителей
Изготовлено и развешено 5 скворечников и 12 кормушек
Представлено более 50 творческих работ
Проведено более 20 викторин, более 10 подвижных игр, разучены
песни о птицах.
Отснят мультипликационный фильм по стихотворению З. Александровой «Новая столовая».
Проведено заключительное мероприятие с награждением победителей
и призеров «Праздник птиц».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как средство активизации учащихся на уроках иностранного языка.
В данной работе проблемное обучение рассматривается как средство активизации устной речевой деятельности на уроках иностранного языка....
Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...
Реферат на тему: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
Одна из серьезных проблем современной школы - нежелание большинства учащихся учиться. Такое состояние порождает ряд других не менее катастрофических проблем:• усиливается...
Педагогический проект «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»
Тема проекта: «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»Предметное или внепредметное направление...
Использование технологии проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на примере решения задач.
мастер-класс...
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...