" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
опыты и эксперименты по биологии на тему

Ильязова Тамара Владимировна

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и  внеурочной деятельности"  Опыт полезен не только учителям биологии, но и другим учителям предметникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_ilyazova_t.v.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ МАХРИНСКАЯ  ООШ  №18

ОБОБЩЕНИЕ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА

 ПО ТЕМЕ:

       «Использование метода проблемного обучения как    средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и внеурочной    деятельности.»

                           Ильязова Тамара Владимировна

учитель биологии и химии

                           

с.Махра  2016

                                 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Условия возникновения опыта.

2. Актуальность и перспективность.

3. Ведущая педагогическая идея.

4. Теоретическая база опыта

5. Новизна опыта.

6. Технология опыта.

7. Результативность опыта.

8. Адресная направленность.

9. Литература.

10. Приложение.

                                 

                                       

                                        «Знания - это дети удивления и любопытства».

                                                    Луи де Бройль (франц. физик-теоретик)

  Условия возникновения опыта.

         Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, я думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. По требованиям ФГОС второго поколения учебная  деятельность является деятельностью по самообразованию и саморазвитию.

В стандарте основного общего образования по биологии указано, что

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.[1 Сайт: www.uchkopilka.ru]

Достижение этих целей   возможно лишь при высоком уровне мотивации учащихся.  Формированию положительной мотивации   изучения биологии , по моему глубокому убеждению, способствует  технология проблемного обучения.

Актуальность и перспективность.

В своей педагогической практике мне пришлось столкнуться с такими противоречиями:

1) между разнородностью состава учащихся по уровню обучаемости, состоянию   физического здоровья и усредненным подходом к их обучению и воспитанию;

2) между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно – познавательную деятельность и управлять ею;

3) между повышением эффективности обучения, качества знаний учащихся и потерей интереса к предмету.

 4) между трудностями усвоения учебного материала у учеников и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включением учащихся в активный познавательный процесс.

5) концентрическая система Н.И. Сонина, которую я применяю при обучении биологии поставила передо мной   вопросы: «Как уйти от дублирования материала, изучавшегося ранее?»  Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего, наличие новизны в учебном материале.  Как внести новизну в учебный материал?» Ведь нередко тема урока биологии уже знакома учащимся из курса окружающего мира, из средств массовой информации, и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно.

        Таким образом, встала проблема выбора технологии, позволяющей практически разрешить эти противоречия и создать адаптивную образовательную среду для развития личности каждого школьника.

 Разрешить данные противоречия позволяет использование технологии проблемного обучения. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Поэтому я считаю что технология проблемного обучения на уроках биологии актуальна и   является объективной необходимостью.

Современному обществу, все больше   нужны образованные инициативные и  предприимчивые люди. Люди могущие принимать   решения с учетом   возможных результатов и последствий как для себя, так   для общества и  страны.

Ведущая идея педагогического опыта.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие ученика посредством технологии проблемного обучения через тесную связь воспитания и обучения с окружающей повседневной жизнью. В своей педагогической деятельности я опираюсь на неразрывную связь с ней, на формирование единства знаний и умений, сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе.

Результативность.

Проблемный метод обучения не подменяет традиционные методы обучения, а дополняет их. Он может быть использован на любом этапе урока. Учащиеся активно включаются в решение проблем. Если на традиционном уроке внимательно слушают объяснение 70% учащихся, то при проблемном изложении – 100%.    

Анализ результатов за 3 учебных года при 100% успеваемости  показал динамику роста   качества знаний  до   65 %.                                                                                    

Использование проблемного метода обучения позволило повысить

успеваемость и качество знаний по биологии ( анализ годовых оценок)

Учебный год

Качество знаний ( %)

Результаты участия  в олимпиадах, играх и конкурсах

2012/2013

59,5

ЧИП (участники)- 14учеников

2013/2014

62,7

ЧИП(участники)  19 учеников

2014/2015

64

Ноц «Эрудит»  Международный дистанционный конкурс по биологии «Рептилии в загадках» -1 победитель , 4 участника.

ЧИП-1 победитель на муниципальном уровне

Участники- 27 учеников

Социальная акция «Покормите птиц!»

2015-2016

(1 полугодие

65

Международная олимпиада по биологии проекта «Инфоурок» - 4 победителя, 1 призер,12 участников

В акции  «Покормите птиц!» приняли участие:

-85% учеников школы

-12% родителей

100% учителей

Изготовлено и развешено 5 скворечников и 12 кормушек

Представлено более 50 творческих работ

Проведено более 20 викторин, более 10 подвижных игр, разучены

песни о птицах.

Отснят мультипликационный фильм по стихотворению З. Александровой «Новая столовая».

Проведено  заключительное мероприятие с награждением победителей

и призеров «Праздник птиц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как средство активизации учащихся на уроках иностранного языка.

В данной работе проблемное обучение рассматривается как средство активизации устной речевой деятельности на уроках  иностранного языка....

Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...

Реферат на тему: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

Одна из серьезных проблем современной школы - нежелание большинства учащихся учиться. Такое состояние порождает ряд других не менее катастрофических проблем:•      усиливается...

Педагогический проект «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»

Тема проекта: «Использование информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательного интереса младших школьников во внеурочное время»Предметное или внепредметное направление...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

      Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...