Эвристическое обучение как способ активизации познавательной деятельности на уроках биологии.
статья по теме

Малюга Оксана Владимировна

В данной статье изложена суть этой технологии, как она способствует повышению интересу обучающихся на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эвристическое обучение как способ активизации познавательной деятельности на уроках биологии.

Жизнь учит нас, что нет неспособных учеников: каждый человек талантлив от природы но, не выявив, и не развив детскую одаренность, мы, как следствие теряем талантливых взрослых. Каждый учитель это понимает, принимает и делает все возможное для формирования и развития творческих способностей обучающихся через применение эффективных педагогических технологий.

Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет  учителям использовать огромное количество разнообразных методик обучения. Выбор её и применение способствует эффективному познанию мира для школьников. За свой 22 летний педагогический труд я использовала разнообразные методики и формы работы.

Самой популярной инновационной методикой обучения, которую я применяю на своих уроках, является эвристическое обучение. В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу».

Эвристическое обучение – это обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

Эвристическое обучение-это маленькое открытие, совершенное учеником, это процесс активизирующий познавательную и творческую активность.

Ученик не получает от учителя готовые знания, а сам должен овладеть знаниями о предмете, явлении или процессе. – методом проб и ошибок, но подвести его к проблеме должен учитель.

В результате ответы могут быть самые разнообразные: правильные и неправильные, логичные и не логичные, но надо понимать, что и цель эвристического обучения - не получение конкретных знаний, а творческая самореализация учащихся.

И только после этого ученик с помощью учителя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области и уже совсем по-другому переосмысливает его.

Конечная цель эвристического обучения — не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере.

Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них:

  • личностное целеполагание ученика;
  • выбор индивидуальной образовательной траектории;
  • метапредметные основы содержание образования;
  • продуктивность обучения;
  • первичность образовательной продукции учащегося;
  • ситуативность обучения;
  • образовательная рефлексия.

Апробирование этой методики началось с того, что в 2008 году мои ученики активно приняли участие в эвристической олимпиаде «Эйдос» по биологии. Все участники были в восторге от предлагаемых онлайн-заданий. Им понравилось придумывать необычные пути решения, сочинять стихи, рисовать , создавать модели и проводить рефлексию. В 2010 году я прошла дистанционные курсы « Эйдос» « Введение в дистанционное обучение», которые дали мне возможность работать с обучающимися в направлении эвристического обучения. На протяжении нескольких лет мои ученики участвовали в эвристической олимпиаде «Эйдос»,  лауреатом стала Снегирёва Дарья ( седьмое место из 10).

Хотелось бы поделиться опытом по проведению "Мозгового штурма" в 9-11 классах на уроках биологии. Я перед изучением новой темы активизирую знания, которые у учащихся уже имеются. Мозговой штурм – стратегия, которая помогает моим ученикам выдвигать многообразие идей по новой теме. Если это использовать в системе, то ученики перестают бояться упреков и критики. Вначале прошу учеников предложить как можно больше идей по данной теме, и предлагаю включать неожиданные и необычные мысли,  которые следуют из предыдущих обсуждений. Записываю все предложения учеников на общем листе или доске так, чтобы они могли их видеть. После того как идеи будут собраны, предлагаю всем участникам учебного процесса разделиться  на группы. Группы могут делить идеи на те, с которыми уже можно работать и те, о которых нужно дополнительно почитать. Следующие вопросы помогают мне в проведении обсуждения: Что мы уже знаем по этой теме? О чем нам говорит этот список? Можем ли мы узнать обо всех этих идеях за время, отведенное для выполнения задания? Какие идеи из списка кажутся нам самыми значимыми?

А использование этих методов эвристического обучения интересны обучающимся 5-8 классов. Метод "Если бы..." Из названия уже понятна суть. Метод помогает учащимся сделать свое маленькое открытие. Например, « Если бы люди жили в водной среде обитания, то как бы изменилось  их строение и жизнедеятельность?». Метод агглютинации - необходимо соединить несоединимые в реальности качества, свойства и изобразить объект. Например, можно предложить ученикам нарисовать поющую сосну и танцующий гриб. Метод придумывания – создание чего-то нового, несуществующего, замещение одних качеств другими. Создание рисунка Земноводного с качествами рыб и т.д.

Благодаря использованию методов эвристического обучения активизировалась работа школьников на уроках биологии и повысился интерес к предмету. Таким образом, смело можно говорить о том, что технология эвристического  обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению.

1. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учебное пособие для студентов вузов/ И. П. Подласый. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2006. – 365с.

2. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. - Москва, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым ...

Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.

Наличие познавательного интереса определяет качество усвоения знаний и способов деятельности.Предлагаю два урока,где я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся....

Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики: как сделать так, чтоб ребенок захотел учиться? В современных условиях сама социальная динамика ди...

Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности на уроках математики.

Сегодня уже очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сф...

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Модульное обучение как способ активизации познавательной деятельности ученика

Отчет  по работе над темой по самообразованию "Модульное обучение на уроках биологии"...