Технологическая карта учебного занятия "Способы размножения растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок разработан на основе программы ФГОС для обучающихся 6 класссов. Целью урока является создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как важного процесса, происходящего в природе. Образовательный ресурсы, использованные при разработке урока автора В. В. Пасечника . Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 кл.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.- 207.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
Предмет | биология | |||
Класс | 6 | |||
Ф.И.О. учителя | Шарова Василина Александровна | |||
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ № 2 г. Советский, ХМАО- Югра | |||
Тема | Способы размножения растений | |||
Образовательные ресурсы | В. В. Пасечник . Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 кл.: учеб.дляобщеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.- 207. | |||
Образовательные интернет - ресурсы | drofa.ru school-collection.edu.ru | |||
Цель учебного занятия | Создание условий для развития представлений о различных способах размножения растений, роли размножения как важного процесса, происходящего в природе. | |||
Тип учебного занятия | Урок открытия новых знаний | |||
Форма проведения учебного занятия | Урок-исследование | |||
Термины и понятия | Гамета, зигота, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение, вегетативное размножение, спора, спорообразование, сперматозоид, яйцеклетка. | |||
Специфическое сопровождение | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, интернет - ресурсы. | |||
Наглядно – демонстрационный материал | Схема«Способы размножения растений» | |||
Методы и формы обучения | Основной: проблемно-поисковый Дополнительные: - словесные (беседа, диалог); - наглядные (работасрисунками, схемами, картинками на проекторе); - практические (составлениесхем, поискинформации); - дедуктивные (анализ, применениезнаний, обобщение) | |||
Планируемые результаты | ||||
Личностные достигаются в течении всего занятия | Предметные достигаются в течении всего занятия | |||
–формирование ответственного отношения к обучению, интеллектуальных умений; - формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям; - представление об основных моральных нормах поведения на уроке; - формирование этических чувств на основании анализа простых ситуаций; - понимание заданных критериев успешности учебной деятельности - умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий. | - определение значения процесса размножения как жизненно необходимого в жизни любого организма; - выявление существенных признаковотличия полового размножения от бесполого; - формирование представлений о значении процесса размножения в природев природе; - выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов; - выявление значимости процессов размножения групп растений. | |||
Метапредметные | ||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||
- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. - находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе; - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию; - устанавливать причинно-следственные связи - предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - осуществлять синтез, как составленное целого из частей; | –формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение. - формировать умения выражать свои мысли и идеи; - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой); - иметь представления о правилах общения в классе; - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п); | –формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта. - принимать учебную задачу.соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результаты своих действий; |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения(универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | (Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности) Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции. Готовы к уроку? Проверьте все необходимое для урока на ваших партах. – Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения. (Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока) | Отвечают на приветствие учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Фронтальная | Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности. Умеют самостоятельно подготовить рабочее место для занятий. Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация и пробное учебное действие (6-10 мин.) | Воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа, работа с учебником. | (Учитель создает условия для возникновения у учеников внутренней потребностивключения в учебную деятельность.Устанавливает тематические рамки) Начнем урок. Девизом нашего урока сегодня будут такие слова: « Мыслим объективно, работаем оперативно!» (слайд 2) Ребята! На предыдущих уроках вы изучили важные процессы, происходящие в растениях. Перечислите мне эти процессы?(фотосинтез, дыхание, передвижение води и питательных веществ, испарение воды листьями). Внимание на слайд.Вам необходимо назвать процессы, описанные на картинках. И найти лишнюю картинку.(слайд 3) (Самопроверка полученных ранее знаний) Перед вами различные утверждения. Вам необходимо проверить свои знания вот таким способом. У вас на столах карточки: зеленые, красные, желтые. Если вы согласны с утверждением, поднимаете «зеленую карточку», если не согласны «красную», если затрудняетесь ответить «желтую». (принцип «Светофора») (слайд 4) (Учитель формулирует проблему для постановки цели урока) (слайд 5) Если у растений происходят все изучаемые ранее процессы, значит, растение проходит все стадии жизнедеятельности. Какой важный процесс необходим растениям для распространения и расселения на земле? Что для этого необходимо? Какова цель нашего урока? Внимание на слайд (слайд 6) Какой процесс необходим для расселения этих живых организмов? | Определяют тему урока используя проблемно-поисковый метод; Участвуют в постановке познавательной цели урока. Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями, проверяют полученные ранее знания с помощью самопроверки. | Фронтально-индивидуальная | Познавательные: анализируют и дифференцируют полученные ранее знания, занимаются поиском необходимой информации, структурируют знания; анализируют текст и рисунки учебника. Регулятивные:самостоятельно определяют цель учебной деятельности; осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью; самопроверку,взаимопроверку и корректировку учебного задания.исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают учителя, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, формулируют собственные высказывания в рамках учебного диалога. |
3.Выявление места и причины затруднения
| Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | (Учитель предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления понятия процесса размножения. Его значения. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения) В процессе роста и развития растения накапливают различные питательные вещества, достигнув определенного возраста, приступают к размножению. Что такое размножение?
(слайд 7) Почемупроцесс размножения необходим в природе? Что произойдет, если организмы не будут размножаться? (Постановка проблемного вопроса) Давайте определим, какие существуют способы размножения растений? (схема)
(слайд 8) | Определяют понятие размножения как жизненно важного процесса для всех организмов в целом. Осуществляют сравнительную характеристику способов размножения , занимаются поиском причин различийосознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Делают вывод. Работают с текстом учебника, изучают различные способы размножения растений, отвечают на проблемный вопрос. Работают с наглядными материалами, занимаются проблемно-исследовательским методом. Самостоятельно пишут определения в тетрадь. | Фронтальная | Познавательные: Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы, производят информационный поиск; анализируют информацию с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнивают, устанавливают причинно - следственные связи, обобщают; выполняют знаково - символические действия (кодирование/ декодирование); занимаются построением речевого высказывания. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Корректируют свои знания. Коммуникативные: задаютвопросысцельюполучениянеобходимойдлярешенияпроблемыинформации, Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (7-8 мин) | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам. | (Учитель предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процесса размножения.Осуществляет коррекцию, организует обсуждение) Сейчас, вам необходимо, пользуясь учебником п.21, стр.118, дать определения понятиям, которые являются неотъемлемой частью процесса размножения? (Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процесса размножения и функций специализированных клеток.Осуществляет коррекцию, организует обсуждение) - Внимание на слайд! (слайд 9) Перед вами картинка споры, как специализированной клетки. Для каких растений характерен процесс спорообразования? Какое растение на рисунке? Спора- специализированная клетка. (спорами размножаются плауны, хвощи, папоротники) Что такое гамета? Для какого процесса характерны гаметы? Гамета-половая клетка (характерна для полового процесса) При половом процессе нужны специализированные клетки. Как они называются и какую функцию выполняют, мы познакомимся после динамической паузы. | Работа с учебником, работа с интерактивной доской, обсуждают задания Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; уважительное отношение к другому человеку, его мнению. | Индивидуально-групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, устанавливают причинно – следственные связи; Выполняют знаково – символические действия (кодирование/ декодирование); Личностные: осознают свои возможности в учении; способныадекватнорассуждатьопричинахсвоегоуспехаилинеуспехавучении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: корректируют свои знания. |
5.Динамическая пауза (1 мин) | Сейчас у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (слайд10) | Выполнят упражнения на расслабление мышц глаз, спины, кисти рук. | Регулятивные:Учатся переключаться на другой вид деятельности. | ||
6.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта (4-5 мин) | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам. | (Учитель организует работу групп для ответа на проблемный вопрос. Обсуждает с учащимися критерии оценивания выступления групп. Во время выступления группа демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры) Итак, для того, чтобы мы определили значение и функции половых клеток и что происходит после их слияния, предлагаю работу в группах (по 2 человека) Пользуясь учебником с.118, определите и запишите себе определения яйцеклетки, сперматозоида, зиготы? Найдите на слайде картинки изучаемых клеток. (слайд 9) Яйцеклетка - женская половая клетка Сперматозоид - мужская половая клетка Зигота –слияние мужской и женской половых клеток. Какой вы можете сделать вывод? Проверьте выполнение у своего соседа. Сформулируйте вывод о значении размножения в природе? Оцените свою работу над этим заданием, проставьте отметку. | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку по выработанным критериям. Делают вывод о строении специализированных клеток и их значении. Выполняют задание в парах и затем обсуждают. Отвечают на вопросы, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Корректируют свои знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; построение речевого высказывания. Участвуют в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | |
6.Закрепление (4-5 мин) 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 мин) 8.Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин) | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка изученного материала | (Подводит итог по решению основной задачи урока.Отмечает наиболее правильные и удачные решения у учащихся, предложивших наиболее верные ответы) Проверим свои знания.Выполните творческое задание? 1. Придумайте научно-популярный рассказ, в котором размножение играло бы важную роль. 2.Решите задачу. Помогут ли нам в экономии денег семейного бюджета знания этой темы? Интересно?! Для этого давайте порассуждаем. Скажите, сколько, стоит 1 кг зеленого лука? Обычно продают, его граммами 100 гр. по 20 руб. Вроде и недорого. В день семья из 3 человек съедает по 100 гр. Сколько денег уйдет на лук за 1 месяц и 9 месяцев? 30•20= 600 руб. в месяц, а за 9 месяцев 600•9= 5400 руб. Получается достаточно большая сумма. А ведь он так полезен нашему организму “Лук – от всех недуг”. Явная экономия для семьи. | Повторяют правильность выполнения работы. Заполняют таблицу. | Индивидуальная | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Моделируют и формулируют ответы. Коммуникативные: осуществляют взаимооценку. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин) | Заключительная беседа по вопросам | - Сегодня мы познакомились со способами размножения у растений. Давайте вернемся к началу урока. - Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?) - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое сейчас настроение? - Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. (Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке, используя технологию «Рефлексивная мишень». Обучающиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора «Моё настроение», «Моя деятельность», «Работа в группе», «Деятельность учителя», в которых отмечены параметры оценки. Мишень комментируется учителем.) - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? 2. Оценивает работу отдельных обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию Д/з: П. 21, прочитать. Выберите любое растение, опишите все возможные способы его размножения. Сделайте отчёт в виде рисунков. Вы сегодня молодцы поработали все от души! | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. | Индивидуальная | Личностные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность; понимают в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта по теме "Ткани растений" 5 класс ФГОС
Предложена разработка урока в рамках требований ФГОС. Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний...
Технологические карты по систематике цветковых растений
материал можно использовать при организации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии в 6 классе при изучении темы "Многообразие цветковых растений"...
Технологическая карта урока "Строение клетки растений". 5 класс
Данный материал содержит разработку урока о строении растительной клетки для учащихся 5 класса. Также он включает приложение с дополнительным материалом к уроку, который может использоваться в качеств...
Технологическая карта урока "Основы систематики растений"
Вашему вниманию представляю разработанную технологическую карту урока по федеральным госудврственным образовательным стандартам нового поколения. Технологическая карта урока разработана для обучающихс...
Технологическая карта урока « Вегетативное размножение»,6 класс УМК В.В. Пасечник
Технологическая карта урока « Вегетативное размножение»,6 класс УМК В.В. ПасечникЦели урока:Познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, показать р...
Технологическая карта к уроку размножение.
Технологическая карта к уроку размножение организмов и его значение. 6 класс....
Технологическая карта урока «Формы размножения организмов»
Занятие-практикум для учеников 6 класса. ...