Технологическая карта урока "Основы систематики растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Вашему вниманию представляю разработанную технологическую карту урока по федеральным госудврственным образовательным стандартам нового поколения. Технологическая карта урока разработана для обучающихся 6 класса по теме "Основы систематики растений" ., гланой целью которого является содействие формированию знаний об осовах систематики растений, изучение основных систематических групп растений, распознанвание классов растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_3.docx | 44.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | биология | |||
Класс | 6 | |||
Ф.И.О. учителя | Шарова Василина Александровна | |||
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ № 2 г. Советский, ХМАО- Югра | |||
Тема | Основы систематики растений | |||
Образовательные ресурсы | В. В. Пасечник . Биология. Многообразие покрытосеменных растений.6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.- 207. | |||
Образовательные интернет - ресурсы | drofa.ru school-collection.edu.ru | |||
Цель учебного занятия | Содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольных и двудольных растений. | |||
Основные задачи: | образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, развивающие: научить анализировать, делать выводы, работать с учебником; развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать. воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся. | |||
Тип учебного занятия | Урок открытия новых знаний | |||
Форма проведения учебного занятия | Урок-исследование | |||
Термины и понятия | Систематика растений, род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, класс однодольные, класс двудольные | |||
Специфическое сопровождение | Интерактивная доска, мультимедийный проектор | |||
Наглядно – демонстрационный материал | Гербарии растений однодольных, двудольных, картинки покрытосеменных растений, макет строения цветка. | |||
Методы и формы обучения | Основной: проблемно-поисковый Дополнительные: - словесные (беседа, диалог); - наглядные (работа с рисунками, схемами, картинками на проекторе); - практические (составление схем, поиск информации); - дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) | |||
Планируемые результаты | ||||
Личностные достигаются в течении всего занятия | Предметные достигаются в течении всего занятия | |||
- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям; - представление об основных моральных нормах поведения на уроке; - понимание заданных критериев успешности учебной деятельности - умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий. | - определение значения систематики растений как процесса классификации растений видовому разнообразию - выявление признаков классов двудольных и однодольных растений как представителей покрытосеменных; - выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов | |||
Метапредметные | ||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||
- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. - находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе; - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию; - устанавливать причинно-следственные связи - предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - осуществлять синтез, как составленное целого из частей; | –формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение. - формировать умения выражать свои мысли и идеи; - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой); - иметь представления о правилах общения в классе; - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п); | –формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта. - принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результаты своих действий; |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения(универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | (Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности) Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции. Готовы к уроку? Проверьте все необходимое для урока на ваших партах. – Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения. (Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока) | Отвечают на приветствие учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Фронтальная | Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности. Умеют самостоятельно подготовить рабочее место для занятий. Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2.Актуализация и пробное учебное действие (6-10 мин.) | Воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Беседа, работа с учебником. | (Учитель создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки) Девизом нашего урока сегодня будут такие слова: «Мыслим объективно, работаем оперативно!» (слайд 1) Ребята! Напомните мне пожалуйста, какие процессы жизнедеятельности растений мы уже изучили? (способы размножения растений) Назовите, какие способы размножения вы знаете? (половой, бесполый, спорами) Для того, чтобы нам подвести итог изучения способов размножения различных групп растений, давайте произведем самоконтроль. Внимание на слайд! (слайд 2) У вас на партах лежат рисунки «солца» и «облака». Вам необходимо поднять «солнце» если ответ правильный, «облако», если не правильный ответ. Таким способом мы проверим ваши знания по пройдённым темам. (Самопроверка полученных ранее знаний) Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо ознакомиться с определенной информацией. Внимание на слайд. (слайд3) Существует огромное разнообразие растений, все они великолепны и уникальны. Мир растений разнообразен. (постановка проблемы) Как вы думаете, какова численность всех растений на земле? ( 500 тыс.в.) По каким признакам растения могут различаться между собой? (обучающиеся отвечают на вопрос, тем самым определяют тему урока) (размерам, срокам жизни, внешнему строению, местообитанию) (Учитель формулирует проблему для постановки цели урока) Как же разобраться во всем этом разнообразии? По каким критериям мы можем это сделать? (распределить, т.е. систематизировать, дети записывают тему урока) (слайд 5)Какова цель нашего урока? (дети сами определяют цель). | Определяют тему урока используя проблемно-поисковый метод; Участвуют в постановке познавательной цели урока. Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями, проверяют полученные ранее знания с помощью самопроверки. | Фронтально-индивидуальная | Познавательные: анализируют и дифференцируют полученные ранее знания, занимаются поиском необходимой информации, структурируют знания; анализируют текст и рисунки учебника. Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности; осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают учителя, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, формулируют собственные высказывания в рамках учебного диалога. |
3.Выявление места и причины затруднения
| Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | (Учитель предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления понятия систематики растений, их классификации, видовому разнообразию. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения) Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: мышь, сова, зебра, роза, , сосна обезьяна, белый гриб. Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы ? (дети отвечают) Конечно, все эти организмы отличаются, чтобы выявить отличие нужно их классифицировать. Сегодня нам предстоит узнать по каким признакам можно классифицировать растения? Для того чтобы разобраться в огромном разнообразии растений на Земле необходимо разбить их на группы, то есть систематизировать. (Записываем определения в тетрадь) Систематика – это наука о классификации растений. Классификация – это объединение организмов в группы по степени их родства. (слайд 7) Особую роль в развитии науки систематики сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней (1707-1778) – основоположник систематики растений. (слайд 8) Для чего он это сделал? (проблемный вопрос) (Чтобы систематизировать растения по степени родства) | Определяют понятие систематика растений, классификация растений. Занимаются поиском причин различий осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Делают вывод. Работают с текстом учебника, изучают классификацию растений по видовому разнообразию, отвечают на проблемный вопрос. Работают с наглядными материалами, занимаются проблемно-исследовательским методом. Самостоятельно пишут определения в тетрадь. | Фронтальная | Познавательные: Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы, производят информационный поиск; анализируют информацию с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнивают, устанавливают причинно - следственные связи, обобщают; выполняют знаково - символические действия (кодирование/ декодирование); занимаются построением речевого высказывания. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Корректируют свои знания. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (7-8 мин) | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам. | (Учитель предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления признаков растений по систематическим категориям. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение) Основной единицей систематики растений является вид. К одному виду относят родственные между собой растения по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей. (Н-р: ива ломкая, ива белая ) Линней ввел в науку бинарные (двойные) названия: первое слово – существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное – отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе. (слайд 11 ) На разных языках одни и те же растения называют по-разному, поэтому ввели латинские названия – они понятны ботаникам всего мира (слайд11) Следует различать понятия «вид» и «сорт» Найдите в учебнике, по каким признакам «вид» отличается от сорта? П.26, стр. 150 (работа с учебником) Записываем определение что такое сорт. Сорт – группа растений одного вида, обладающих определенными признаками и свойствами, созданные человеком для хозяйственной деятельности. Назовите примеры сорта растений? (н-р: антоновка, белый налив) Итак, мы определили понятие вид и сорт. Давайте сейчас определим какие систематические категории существуют? (слайд 13) | Работа с учебником, работа с интерактивной доской, обсуждают задания Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; уважительное отношение к другому человеку, его мнению. | Индивидуально-групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, устанавливают причинно – следственные связи; Выполняют знаково – символические действия (кодирование/ декодирование); Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: корректируют свои знания. |
5.Динамическая пауза (1 мин) | Сейчас у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (слайд14) | Выполнят упражнения на расслабление мышц глаз, спины, кисти рук. | Регулятивные: Учатся переключаться на другой вид деятельности. | ||
6.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта (4-5 мин) | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам. | (Учитель организует работу детей для ответа на проблемный вопрос. Обсуждает с учащимися критерии. Логическое мышление детей, анализ ответов) Итак, мы определили понятие вид и сорт. Давайте сейчас определим какие систематические категории существуют? (слайд 13)
(Обучающиеся отвечают на вопрос, обосновывают свои ответы вопросы Осуществляет коррекцию, организует обсуждение) Дайте систематику вида: тополь белый. Учебник с.150-151, объясните? (1 человек) Сегодня и на последующих уроках, мы будем изучать систематику покрытосемянных растений. Немного об истории возникновения (слайд15) Назовите признаки покрытосеменных растений? (слайд 16,17). На какие 2 класса делятся покрытосеменные растения? (дети называют: 1-дольн. и 2-дольн.) Всего существует 250 тыс. видов покрытосеменных растений (слайд 18), причем 2-дольных 80%, однодольных всего 20% (слайд 19) По каким признакам можно отличить эти 2 класса? (слайд 20) Пользуясь учебником, определите признаки этих двух классов? (с.151-152) (самостоятельно ищут) (обсуждение слайд 21) Есть похожие классы по внешнему строению, но отличающиеся по виду. Какие это виды? (слайд 22) Свойства покрытосеменных растений П. растения отличатся по признакам семейств (строение цветка и плода). (слайд 23) | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, осуществляют оценку по выработанным критериям. Делают вывод о систематических категориях. Отвечают на вопросы, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Корректируют свои знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; построение речевого высказывания. Участвуют в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. | |
6.Закрепление (4-5 мин) 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 мин) 8.Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин) | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка изученного материала | (Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения у учащихся, предложивших наиболее верные ответы) Итак, вы изучили признаки и свойства покрытосеменных растений. Узнали как их систематизировать и классифицировать. Задание: Подумайте и решите? *Можно ли использовать гербарий засушенных растений без корневой системы для того, чтобы определить, к какому классу это растение относится? *Можно определить к какому семейству относится данное растение, если оно ещё не цветёт и не образовало плодов? (обучающиеся дают ответы на вопросы, рассуждают, делают выводы) (слайд 24) | Развивают логическое мышление исходя из поставленного вопроса, рассматривают гербарий. Делают выводы. | Индивидуальная | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Моделируют и формулируют ответы. Коммуникативные: осуществляют взаимооценку. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин) | Заключительная беседа по вопросам | - Сегодня вы познакомились с наукой систематикой и научились классифицировать растения по группам и видовому родству. Давайте вернемся к началу урока. - Что нового вы узнали? Где вы можете применить полученные знания? (в каких областях своей жизни?) - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое сейчас настроение? (слайд 25) - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. (Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке) 2. Оценивает работу отдельных обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию. Д/з: П. 26, прочитать. Ответить на вопросы в конце параграфа.(слайд 26) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. | Индивидуальная | Личностные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность; понимают в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты по систематике цветковых растений
материал можно использовать при организации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии в 6 классе при изучении темы "Многообразие цветковых растений"...
Технологическая карта урока "Многообразие растений"
Технологическая карта урока "Многообразие растений" (окружающий мир)...
Технологическая карта урока «Голосеменные растения» 5 класс
p { margin-bottom: 0.21cm; } Введение в биологию, 5 класс, Плешаков А.А.Урок по курсу «Введение в биологию» на тему «Голосеменные растения» построен в соответствии с программой базового уровня из...
технологическая карта урока "Голосеменные растения"
технологическая карта урока "Голосеменные растения"...
Технологическая карта урока «Ткани растений»
Технологическая карта урока «Ткани растений»...
Технологическая карта урока "Дыхание растений"
Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания...
Технологическая карта урока "Систематика растений"
Целью данного урока является: содействие формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольны...