Технологическая карта урока "Строение клетки растений". 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме
Данный материал содержит разработку урока о строении растительной клетки для учащихся 5 класса. Также он включает приложение с дополнительным материалом к уроку, который может использоваться в качестве раздаточного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._stroenie_kletok_rasteniy._5_klass.docx | 31.5 КБ |
stroenie_rastitelnoy_kletki_uchitel._5_klass.docx | 852.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
- Ф.И.О. учителя – Завгородняя Светлана Юрьевна
- О.У. – МБОУ «ЧСШ «№1»
- Предмет – Биология
- Класс – 5
- Тема урока – «Строение растительной клетки»
- Цель: изучение строение клеток растений.
- Задачи:
- Образовательные:
- познакомить обучающихся со строением растительной клетки;
- выяснить, какие органоиды входят в состав клетки растений, определить их функции;
- показать взаимосвязь строения пластид в растительной клетке и их функций.
- Развивающие:
- развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
- развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
- развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
- Воспитательные:
- формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
- развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
- продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.
- Планируемые образовательные результаты:
- предметные – формирование целостных представлений о растительной клетке; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности растительной клетки; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;
- метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
- личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
- УУД:
- Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
- Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
- Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
- Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
- Основные понятия: эукариоты, мембрана, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл.
- Тип урока: комбинированный урок.
- План изучения нового материала:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия (подведение итогов урока).
- Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.
Предварительный просмотр:
СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ
- Растение состоит из клеток. Клетки отличаются по размерам, строению, функциям. Некоторые клетки можно увидеть невооружённым глазом.
Рисунок 1. Мякоть грейпфрута
- Строение клетки
Элодея канадская - водное цветковое растение - чаще всего используется для первоначального знакомства с клетками. Это растение завезено в Европу аквариумистами, но, распространившись в открытых водоёмах, стало причиной их катастрофического зарастания.
Рисунок 2. Зарастающее озеро в Польше, оккупированное элодеей
Вопрос: Почему в Америке элодея ведёт себя не столь агрессивно?
Ответ: В Америке обитает много существ, питающихся элодеей, а в Европе они не живут.
Рисунок 3. Элодея канадская и её клетки
В световой микроскоп обычно видны лишь немногие органоиды (части) клеток элодеи: клеточная стенка, цитоплазма и хлоропласты.
Рисунок 4. Клетки элодеи канадской
Реже удаётся рассмотреть ядро и вакуоли.
- Органоиды клетки
Рисунок 5. Органоиды растительной клетки
1 - ядро,
2 - вакуоль,
3 - цитоплазма,
4 - хлоропласт
- Клеточная стенка – прозрачная, твёрдая оболочка из целлюлозы (клетчатки).
Вопрос: Каковы основные функции клеточной стенки?
Ответ: Защитная, опорная (поддержание формы).
Вопрос: Что плохого в наличии клеточной стенки?
Ответ: Затрудняет обмен веществ, избыточный вес.
Вопрос: У какого царства живых существ в клетках отсутствует клеточная стенка и с чем это связано?
Ответ: У животных, поскольку они подвижны.
Из-за высокого содержания целлюлозы растения используются в целлюлозно-бумажной промышленности для изготовления картона и бумаги.
- Цитоплазма – полужидкое, слизистое вещество, заполняющее клетку.
Основные функции: опорная (поддержание формы клетки за счёт давления цитоплазмы) и транспортная (перенос веществ внутри клетки).
Для выполнения транспортной функции цитоплазма находится в постоянном движении.
- Ядро – органоид округлой формы, окружённый оболочкой.
Основные функции: содержит наследственную информацию клетки и регулирует процессы в ней.
- Вакуоль – полость в клетке, окруженная оболочкой, заполненная клеточным соком (раствором органических и минеральных веществ в воде)
Основные функции: запасная и опорная (поддержание формы клетки за счёт давления жидкости).
У молодых клеток вакуоли мелкие. У старых клеток, как правило, одна вакуоль занимает почти весь объём клетки, а цитоплазма и все органоиды занимают тонкий пристеночный слой.
- Пластиды – мембранные пузырьки, часто содержат пигменты. Среди пластид выделяют хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.
Рисунок 6. Пластиды в растительной клетке
Хлоропласты – содержат зелёный пигмент – хлорофилл.
Основная функция: фотосинтез (использование энергии солнечного света для образования органических веществ из углекислого газа и воды).
Лейкопласты – бесцветные пластиды (не содержат пигментов).
Основная функция: запасная (запасание зёрен крахмала, капель масла).
Хромопласты – содержат пигменты красного, оранжевого, жёлтого и фиолетового цвета.
Основная функция: окраска различных органов растений.
Рисунок 7. Зёрна крахмала в лейкопластах клубня картофеля.
Рисунок 8. Разные пигменты в хромопластах различных частей растений
В одной клетке одновременно могут быть пластиды только одной группы. Однако, лейкопласты могут превращаться в хлоропласты и хромопласты.
Хлоропласты тоже могут превращаться в хромопласты или лейкопласты. Таким образом, например, зелёные плоды при созревании становятся красными.
- Запасные вещества (включения)
Основные запасные вещества растительной клетки: крахмал, белок, жир
Зёрна крахмала накапливаются в лейкопластах (см. выше).
Зёрна белка накапливаются в цитоплазме или в вакуолях.
Капли жира накапливаются в цитоплазме.
Лабораторная работа №4
Строение клетки листа элодеи
Цель: рассмотреть строение клетки листа элодеи.
Материалы и оборудование: школьный микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, растения элодеи.
Ход работы
- Возьмите листочек элодеи, положите его на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом. Положите препарат на предметный столик.
- Рассмотрите клетки листа. Обратите внимание на окраску пластид. Какие это пластиды? (Рисунок 3)
- Зарисуйте и подпишите увиденные вами части клеток. (Рисунок 4)
- Заполните таблицу «Строение клетки листа элодеи», обозначив знаком «+» те органоиды, которые вы увидели в клетке элодеи.
Строение клетки листа элодеи
Органоиды растительной клетки | Какие органоиды есть в клетке элодеи |
Ядро | |
Клеточная оболочка | |
Цитоплазма | |
Хлоропласты |
- Сделайте вывод о строении клеток элодеи.
ЗАДАНИЕ 1. Заполните таблицу «Строение растительной клетки»
Органоиды растительной клетки | Строение | Функции |
Клеточная стенка | ||
Цитоплазма | ||
Ядро | ||
Вакуоль | ||
Пластиды | ||
Включения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 6 классе по биологии "Размножение растений"
Технологическая карта урока рассматривает более подробно методическая структуру урока (методы обучения, формы деятельности, методические приемы, средства обучения, способы организации деяте...
Технологическая карта урока «Голосеменные растения» 5 класс
p { margin-bottom: 0.21cm; } Введение в биологию, 5 класс, Плешаков А.А.Урок по курсу «Введение в биологию» на тему «Голосеменные растения» построен в соответствии с программой базового уровня из...
Технологическая карта урока "Ткани растений" 5 класс
Подробное описание этапов урока на тему "Ткани растений" в 5 классе...
технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник
Представлена технологическая карта урока по ФГОС по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....
Технологическая карта урока "Семенные растения" 5 класс
В данном материале представлена технологическая карта урока "Семенные растения" для проведения в 5 классе. Урок проведен с использованием активных методов обучения, ИК технололгий...
Технологическая карта урока в 9 классе "Химическая организация клетки"
Урок в 9 классе по теме "Химическая организация клетки" по учебнику Пономаревой И.Н.В технологической карте отображены все основные этапы урока....
Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"
Технологическая карта по биологии 5 класс "Характеристика царства Растения"...