технологическая карта по теме "Ткани растений" 5 класс ФГОС
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Предложена разработка урока в рамках требований ФГОС. Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний о многообразии растительных клеток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_tkani_rasteniy.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Ткани растений»
Предмет: биология
Класс: 5а (ФГОС)
Учитель: Капустина З.С.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Тема урока | Ткани растений. |
Цель урока | Сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний о многообразии растительных клеток. |
Задачи урока | Образовательные: Изучить особенности тканей, расширить представления учеников о строении разных органов растений Развивающие: Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память. Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к растениям. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных органов растений, разнообразием клеток растительного организма и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении клеток растений, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль тканей в жизни растений. Метапредметные: Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов растений, определяя принадлежность разных типов клеток и органов растений; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение |
УУД | Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Основные понятия | Ткань, основная, покровная, механическая, проводящая, образовательная ткани. |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Ресурсы | УМК: Биология 5 класс, линия жизни В.В. Пасечник; интернет ресурсы, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Презентация учителя. |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. | ||
2. Актуализация (мобилизация) знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости | ||
Проверка настроения «В некотором Царстве…». 1)Фронтальная беседа по вопросам: А)Что такое «Клетка» как понятие в биологии? Что такое «Ткань» как понятие в быту и в биологии? Б)В чем сходство и различие в строении клеток кожицы лука и листа элодеи? | Вспоминают, проговаривают определение. Называют клетки, изученные на предыдущих уроках и особенности их строения. | Личностные УУД Познавательные УДД Целеполагание Использование знаково-символических средств |
2. Проверка выполнения домашнего задания | ||
Проверка Д/З – А)Индивидуальные задания по карточкам Б) Проверка знаний по терминологии В) Фронтальная проверка знаний (красная –синяя карточка) Активизация познавательной деятельности. 3) Вопрос к классу: Почему клетки разных органов растений имеют разное строение? Что общего в их строении? 4) Минута удивления- Презентация «Какие удивительные органы растений……» Какую цель поставим перед собой? Зачем нам эти знания? | Учащиеся отвечают на задания, помещенные на карточках. Учащиеся класса комментируют ответы, дополняют. Игра «ДА-НЕТ» (красные-синие и карточки) На Да-красная На НЕТ -синяя 1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод) 2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар) 3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал) 4.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные) 5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры) 6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические) 7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки) 9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто) 10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень) Имеют общий план строения, состоят из клеток. Высказывают предположения | Построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Учет разных мнений Познавательные УДД Подведение под понятие Аналогия, обобщение Установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Аргументация своего мнения и позиции Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций Эмоциональный настрой на тему |
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | ||
1) Задание № 1Работа в паре: Работа с учебником по рис. 44 (стр. 69) Ответив на вопрос «В чем сходство и различие клеток растений?», учащиеся самостоятельно составляют определение понятия «ткань». | Примерный рассказ: клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |
Выделяют 5 основных типов тканей: образовательная, основная, проводящая, покровная, механическая. 2) Вопрос к классу: Что является структурной и функциональной единицей всего живого? Давайте вспомним строение растительной клетки. (работа ученика с интерактивным рисунком). | Учащиеся отвечают, что клетка – это единица строения и жизнедеятельности растительного организма. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структуирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Контроль Коррекция |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | ||
Задание № 2 Заполнить таблицу «Строение и функции тканей растений» | Заполнение таблицы «Строение тканей растений», проверка выполненного задания. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структуирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Контроль Коррекция |
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | ||
Проверка усвоения составленной схемы
| Ученику необходимо выделить особенности строения ткани и соответствие выполняемой функции.
| Познавательные УДД Анализ, синтез, аналогия Подведение под понятие Построение логической цепи рассуждений, доказательств Регулятивные УУД Контроль Оценка Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
8. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | ||
8) Работа в паре, фронтальная беседа, самопроверка | Игра «Ты-мне, я – тебе». Учащиеся задают вопросы по изученной теме. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |
9. Домашнее задание. | ||
Домашнее задание (комментирование учителем) | Параграф 10, творческое задание –написать мини-сочинение «Путешествие внутри растения». | |
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке | ||
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников | Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....
Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС
Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...
Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)
Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...
Технологические карты уроков обществознания 5 класс ФГОС Боголюбов 2013 г
Подробный материал для уроков обществознания...
Технологическая карта по математике 5 класс ФГОС
Урок по математике 5 класс по учебнику Е.А. Бунимович...
технологическая карта урока в 3 классе ФГОС
Разработка урока для 3 класса ФГОС...
Технологическая карта урока в 5 классе (ФГОС). Уравнение. Решение задач
Технологическая карта урока математики, лист самооценки и презентация к уроку...