Разработка урока биологии в 10 классе по теме: Решение генетических задач.
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Открытый урок биологии в рамках семинара ЗДУВР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_biologii_v_10.docx_seminar_vosstanovlen.docx | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Решение генетических задач".
Цель: закрепить умения решать генетические задачи. Отработать прием применения 1, 2, 3 закона Г. Менделя и закон Т. Моргана при решении задач. Повторить генетические термины.
Задачи:
образовательные: продолжить формирование знаний о полном, неполном доминировании, независимом наследовании признаков т.е 1 ,2, 3 законах Г. Менделя и сцепленном наследовании – законе Т. Моргана.
развивающие: продолжить формирование умения решать генетические задачи, навыков самостоятельной работы, умений анализировать, делать выводы, развитие творческого мышления, умения применять знания в практических целях.
воспитательные: формирование научного мировоззрения, нравственное воспитание.
Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы урока: беседа, частично-поисковые, проблемные, иллюстративные,
программирования.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с задачами, жетоны,
учебник, тетради.
Ход урока:
Слайд №1 ( Тема урока)
I.Организация класса.
Проверить готовность класса к работе
Слайд №2 (Задачи урока)
Слайд №3 (Девиз урока)
Девиз урока: "Если есть труд - значит будет и успех" II. Проверка домашней работы. (фронтальный опрос)
Слайд №4 (Ответим на вопросы)
Вопросы:
1.Что изучает генетика?
2. Что такое ген?
3. Где расположен ген ?
4. Что такое генотип?
5. Что такое фенотип?
6. Что влияет на формирование фенотипа?
7. Какие гены называются аллельными?
8. Какой признак называют доминантным?
9. Какой признак называют рецессивным?
10. Какой организм называют гомозиготным?
11. Какой организм называют гетерозиготными?
12. В чем различие моно- и дигибридного скрещивания?
13. Сформулируйте I закон Менделя?
14. Сформулируйте II закон Менделя?
15. Сформулируйте III закон Менделя? 16. Сформулируйте закон сцепленного наследования Т. Моргана? 17. В каких случаях наследование признаков идет независимо друг от друга? 18. В каких случаях наследование идет по закону сцепленного наследования?
III. Решение задач. Сообщение темы и целей урока. (записать тему в тетрадь) Слайд №5 (Задача №1) Задача №1 (устно)
Ген А определяет темный цвет волос, ген а - светлый. Определите фенотипы людей с генотипами: Аа, АА, аа. Свой ответ поясните.
Слайд №6 (Ответы к задаче №1)
Аа и АА – темный цвет волос; аа – светлый цвет волос.
Слайд №7 (Задача №2)
Задача №2 Рассмотрите рисунок и определите, по каким признакам различаются родительские формы гороха. 1)Почему данный вид скрещивания называют дигибридным? 2)Запишите генотипы родительских форм. 3)Какая форма и окраска семян доминирует у особей в первом поколении? 4)Сколько типов гамет образуют родительские формы? 5)Сколько типов гамет образуют гибриды первого поколения?
P ? X ?
F1 ?
Слайд №8 (Ответы к задаче №2)
- Данный вид скрещивания называют дигибридным, т.к. рассматриваются два признака: окраска и форма семян гороха.
- Р: ААВВ и аавв.
- В F1 доминирует желтая окраска и гладкая форма семян.
- Р образуют по одному типу гамет АВ и ав
- F2 образуют четыре типа гамет АВ , Ав , аВ , ав.
Слайд №9 (Задача № 3)
Задача №3
Рассмотрите рисунок. Проведите генотипический и фенотипический анализ потомства. Существует ли в данном случае зависимость наследования одного признака от другого?
ААВВ | ААВв | АаВВ | АаВв |
ААВв | ААвв | АаВв | Аавв |
АаВВ | АаВв | ааВВ | ааВв |
АаВв | Аавв | ааВв | аавв |
Слайд №10 (Решение задачи №3)
Анализ потомства по генотипу:
ААВВ -1; ААВв -2; АаВВ -2; АаВв -4; ААвв -1; Аавв -2; ааВВ -1; ааВв -2; аавв -1.
Анализ потомства по фенотипу:
Желт. Гладк. – 9; Желт. Морщ. -3; Зелен. Гладк. -3; Зелен. Морщ. -1.
Окраска семян: Желтых -12; Зеленых -4; => 3 : 1.
Форма семян: Гладких -12; Морщинистых -4; => 3 : 1
В данном случае зависимость наследования одного признака не влияет на другой, т.к. согласно анализа ращсепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков (III закон Г. Менделя).
Слайд №11 (Задача № 4)
Задача №4
У подсолнечника панцирность семянок доминирует над беспанцирностью, а полосатая окраска семянок над однотонной. Оба признака наследуются независимо. Скрестили гомозиготное растение с панцирными семянками однотонной окраски с гомозиготным растением, имеющим беспанцирные, полосатые семянки. В F1 было получено 20 растений. Растения F1 были опылены между собой и в F2 получено 336 семянок.
- Сколько разных типов гамет может образовать отцовское растение?
- Сколько растений F1 могут иметь панцирные полосатые семянки?
- Сколько разных типов гамет могут образовать растения F1?
- Сколько в F2 может быть беспанцирных семянок однотонной окраски?
- Сколько в F2 может быть панцирных полосатых семянок?
Слайд №12 (Решение задачи №4)
Дано: Решение: А – панцирные семянки; Р: ААвв х ааВВ
а – беспанцирные семянки;
В –полосатая окраска семянок; Гаметы: Ав аВ
в – однотонная окраска семянок. Оплодотворение
Р: ААвв х ааВВ. F1=20 р. АаВв
F1 = 20 растений.
F2 = 336 семянок. Р: АаВв х АаВв
Гаметы: АВ Ав аВ ав АВ Ав аВ ав
АВ | Ав | аВ | ав | |
АВ | ААВВ Панц. Пол. | ААВв Панц. Пол. | АаВВ Панц. Пол. | АаВв Панц. Пол. |
Ав | ААВв Панц. Пол. | ААвв Панц. Одн. | АаВв Панц. Пол. | Аавв Панц. Одн. |
аВ | АаВВ Панц. Пол. | АаВв Панц. Пол. | ааВВ Бесп. Пол. | ааВв Бесп. Пол. |
ав | АаВв Панц. Пол. | Аавв Панц. Одн. | ааВв Бесп. Пол. | Аавв Бесп. Одн. |
F2 =336с.
- Отцовское растение ааВВ может образовать один тип гамет: аВ .
- Растения F1 все 20 растений будут иметь панцирные полосатые семянки.
- Растения F1 АаВв могут образовать четыре типа гамет: АВ ; Ав ; аВ ; ав .
- В F2 может быть беспанцирных семянок однотонной окраски: 336 / 16 х 1 = 21.
- В F2 может быть панцирных полосатых семянок: 336 / 16 х 9 = 189.
Слайд №13 (Задача№5)
Задача №5
У дрозофилы ген окраски тела и ген длины крыльев локализованы в одной хромосоме и наследуются вместе. Расстояние между ними у самки 17 морганид. Причем у самцов между этими генами полное сцепление. Серая окраска тела доминирует над черной, а нормальные крылья над зачаточными. Какое потомство можно ожидать от дигетерозиготных самца и самки? Запишите генотипы и фенотипы.
Слайд №14 (Решение задачи №5)
Дано: Решение:
А- серая окраска тела; Р: АаСс х АаСс
а – черная окраска тела;
С – нормальные крылья; Гаметы: АС Ас аС ас АС ас
АС | Ас | аС | ас | |
АС | ААСС Сер. Норм. | ААСс Сер. Норм. | АаСС Сер. Норм. | АаСс Сер. Норм. |
ас | АаСс Сер. Норм. | Аасс Сер. Зачат. | ааСс Черн. Норм. | Аасс Черн. Зач. |
с – зачаточные крылья. F1:
А___С сцеплены , у самцов полностью, у самок расстояние
между ними = 17 морганид.
Р: АаСс х Аа Сс.
17% кроссоверных
83% некроссоверных
Анализ потомства по генотипу: Анализ потомства по фенотипу:
- ААСС – 1; 1) Серое тело, нормальные крылья – 5;
- ААСс – 1; 2) Серое тело, зачаточные крылья – 1;
- АаСс – 2 ; 3) Черное тело, нормальные крылья – 1;
- АаСС – 1; 4) Черное тело, зачаточные крылья – 1.
- Аасс - 1; % приходящийся на фенотип:
- ааСс - 1; 1) Серое тело, нормальные крылья –83/4х3=62,25% некрассоверных
- аасс – 1. и 17/4х2=8,5% крассоверных => 62,25%+8,5%=70,75%
2) Серое тело, зачаточные крылья –83/4х1=20,75%
3) Черное тело, нормальные крылья –17/4х1=4,25%
4) Черное тело, зачаточные крылья –17/4х1=4,25%
Слайд №15 (В сопровождении пения соловья)
IV. Физкультминутка.
Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте газа и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
Слайд №16 (Тестирование)
V.Тестирование . Вариант №1
1.Совокупность генов организма - это:
а) генофонд
б) генотип
в) геном
г) фенотипом
2.Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, называется:
а) генотипом
б) кариотипом
в) геном
г) геномом
3.Как называется третий закон Г. Менделя:
а) закон независимого наследования
б) закон расщепления признаков
в) закон единообразия гибридов первого поколения
г) закон сцепленного наследования.
4. Как называются особи, не дающие расщепления в потомстве:
а) особи, образующие два типа гамет
б) гетерозиготные
в) гомозиготные
г)гаплоидные
5.Проявление у гетерозиготного организма одного из аллельных генов называется:
а) дрейфом генов
б)полиплоидией
в)гомологией
г) доминированием
6. Гаметы, образуемые гомозиготными особями при моногибридном скрещивании:
а) А, а в) АА, аа
б) Аа, Аа г) АА, Аа
7. Соотношение фенотипов гибридов, полученных при дигибридном скрещивании, составляет:
а) 1 : 2 : 1 в) 9 : 3 : 3 : 1
б) 3 : 1 г) 1 : 1
8.Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом Аа равно:
а) 1 в) 4
б) 2 г) 6
9.Основной метод исследования закономерностей наследственности и изменчивости, примененный Менделем,- это:
а) статистический в) генеалогический
б) гибридологический г) биохимический
10. Основные закономерности наследственности и изменчивости впервые установил в 1865 году :
а) Т.Морган в) Ч.Дарвин
б) Г.Мендель г) Г. Де Фриз
Вариант № 2
1.Совокупность генов гаплоидного набора хромосом- это:
а) генофонд
б) генотип
в) геном
г) фенотип
2.Место положения гена в хромосоме:
а) геном
б) кариотипом
в) аллель
г)локус
3.Как называется первый закон Менделя:
а)Закон сцепленного наследования
б) закон расщепления признаков
в) неполное доминирование при промежуточном наследовании
г) закон единообразия гибридов первого поколения
4. Как называются особи, дающие расщепления в потомстве:
а) особи, образующие два типа гамет
б) гетерозиготные
в) гаплоидные
г) гомозиготные
5.Фенотип – это совокупность:
а) генов данной популяции или видов
б) генов организма
в) внешних и внутренних признаков организма
г) внутренних признаков организма
6. Гаметы, образуемые гомозиготными особями при дигибридном скрещивании:
а) АА, аа в) АВ, ав
б) Ав, Аа г) ВВ, аа
7. Соотношение генотипов гибридов, полученных при моногибридном скрещивании, составляет:
а) 1 : 2 : 1 в) 2 : 1
б) 3 : 1 г) 1 : 1
8.Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом АаВв равно:
а) 1 в) 4
б) 2 г) 6
9. Изменчивость- это свойство живых организмов:
а) приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
б) специфически реагировать на внешние раздражители
в) изменять строение, процессы жизнедеятельности согласно условиям внешней среды
г) передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям.
10. Закономерность сцепленного наследования была установлена:
а) Т.Морганом в) Ч.Дарвиным
б) Г.Менделем г) Г. Де Фризом
Слайд №17 ( проверка теста)
К л ю ч и. Вариант №1: 1б; 2в; 3а; 4в; 5г; 6а; 7в; 8б; 9б; 10б.
Вариант №2: 1в; 2г; 3г; 4б; 5в; 6в; 7а; 8в; 9а; 10а.
Оценка | Кол-во правильных ответов |
«5» | 9-10 |
«4» | 7-8 |
«3» | 5-6 |
«2» | < 5 |
VI. Домашнее задание.
Слайд №18 ( Домашнее задание)
(В конвертах индивидуально, учащиеся выбирают сами)
- Задача: Серый цвет шерсти кроликов доминирует над белым, короткий ворс над длинным. Скрестили гомозиготную белую короткошерстную самку с гомозиготным серым длинношерстным самцом. Определите фенотипы и генотипы первого и второго поколения?
- Составить задачу и решить: 1 ) на моногибридное скрещивание; 2) на дигибридное скрещивание.
Слайд №19 (Рефлексный анализ)
VII. Рефлексный анализ.
Слайд №20 ( Спасибо! Вы поработали на уроке замечательно! Молодцы! )
VIII. Подведение итогов. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные р...
Открытое занятие по биологии 10 класс на тему: “ Решение генетических задач” Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).
Конспект занятия: «Решение генетических задач» Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов генети...
Разработка урока в 8 классе на тему «Решение задач на определение количества информации»
Разработка урока в 8 классе на тему «Решение задач на определение количества информации»...
Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "Решение текстовых задач алгебраическим способом с помощью уравнения с двумя переменными.
Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: пополнение знаний учащихся о решении задач с помощью уравнений, научить подбирать арифметическое или алгебраическое решение задачи.Задачи:Отрабатывать знания...
Разработка урока для 5 класса по теме "Решение задач на проценты"
Урок разработан к учебнику под редакцией Виленкина Н.Я. Урок обобщения и систематизации знаний....
Мастер класс по теме "Решение генетических задач".
Мастер класс по теме "Решение генетических задач"....