Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема «Электролитическая диссоциация».
Урок - практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные реакции для доказательства состава веществ и их
распознавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_-_praktikuma_po_tehnologii_mto.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме
«Решение экспериментальных задач»
Заичко Галина Николаевна, учитель химии ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062
Краткая аннотация В курсе неорганической химии (9класс) изучается тема
«Электролитическая диссоциация». Урок - практикум направлен
на совершенствование умений у обучающихся использовать
качественные реакции для доказательства состава веществ и их
распознавания.
Учебный предмет химия
Уровень образования
школьников учащиеся 9 класса
Форма учебной
работы классно - урочная
Цели:
Воспитывающие:
Создать условия для самостоятельной работы учащихся, совершенствования навыков при выполнении практической работы. Способствовать воспитанию интереса к предмету, установлению связей теоретического материала с жизнью.
Развивающие:
Создать условия для развития мыслительных операций - анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, а также способности к самоконтролю.
Обучающие:
Организовать деятельность учащихся на усвоение:
знаний – качественных реакций на катионы Н+, Ca2+, Na+, Ва2+, Cu2+, K+, Fe2+ и анионы
OH-, Cl-, SO42-, CO32-;
умений - экспериментально определять в растворах перечисленные катионы и анионы; составлять план решения задач по доказательству состава и распознаванию веществ; оформлять отчет о проведении практической работы;
навыков - составления ионных уравнений.
Тип урока: комбинированный
Метод: практическая работа
Оборудование
и реактивы: модули для учащихся, графопроектор с кодограммами,
видеофильм, растворы: гидроксида кальция, соляной кислоты,
хлорида бария, сульфата меди(II), индикаторов, нитрата серебра,
гидроксида натрия, карбоната натрия; растворы хлорида бария и
соляной кислоты в пронумерованных флаконах, пробирки,
учебник Г.Е. Рудзитиса и Е.Е. Фельдмана «Химия 9».
.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний, подготовка к учебно-познавательной деятельности:
Проводим фронтальную химическую разминку:
а) Какие реакции называют качественными?
б) Как доказать присутствие в растворе кислоты и щелочи?
в) Для каких из перечисленных катионов: Ca2+, Na+, Ва2+, Cu2+, K+, Fe2+, используют
качественные реакции образования осадков? Какие цвета имеют эти осадки?
Учитель проводит реакцию: Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓
г) Для каких из перечисленных анионов: OH-, Cl-, SO42-, CO32- используют
качественные реакции образования осадков? Какой цвет имеют эти осадки?
Учитель проводит реакцию: Ag+ + Cl- = AgCl↓
д) Для определения какого аниона используют качественную реакцию образования
газа?
Учитель проводит реакцию: 2H+ + CO32- = H2O + CO2↑
е) Как распознают катионы калия и натрия?
Учитель демонстрирует видеофрагмент «Окраска пламени солями щелочных и
щелочноземельных металлов»
Учитель кратко рассказывает о качественном анализе и его практическом применении.
3.Экспериментальная часть
Техника безопасности. Внимательно прочитайте следующие правила:
- Помните об осторожном обращении со стеклом!
- При работе с растворами кислот, щелочей и солей надо соблюдать осторожность! При попадании раствора на кожу или слизистые ткани надо промыть пораженное место большим количеством воды.
Учитель: дает учащимся инструкции по работе с модулем.
Учащиеся работают по модулю. Учитель оказывает помощь.
Модуль «Доказательство качественного состава
предложенного вещества. Распознавание веществ»
УЭ-0.
Цели изучения модуля.
Изучив материалы данного модуля, вы научитесь:
- Распознавать в растворах катионы Н+, Ca2+, Ва2+, Cu2+, Fe2+ и анионы OH-, Cl-, SO42-.
- Составлять план решения (по алгоритму) задач по доказательству состава и распознаванию веществ.
- Оформлять отчет о проведении практической работы.
УЭ-1. Входной контроль.
Цели: повторить, какие катионы и анионы появляются в водных растворах электролитов, названия неорганических веществ.
Задание: Выполните проверочную работу письменно в тетради:
Установите соответствие между названием вещества и правой частью
уравнения его электролитической диссоциации
Вещество Правая часть уравнения диссоциации
А. Хлорид бария 1. Fe2+ + 2NO3-
Б. Сульфат меди(II) 2. Ba2+ + 2Cl-
В. Нитрат железа(II) 3. Cu2+ + SO42-
Г. Карбонат натрия 4. Сa2+ + 2OH-
Д. Гидроксид кальция 5. 2Na+ + CO32-
УЭ-2. Доказательство качественного состава вещества
(1 вариант - хлорид бария, 2 вариант - сульфат меди(II)).
Цели: При выполнении данного УЭ вы научитесь работать с алгоритмом решения задачи по доказательству качественного состава вещества и оформлять экспериментальные результаты.
Задание 1: 1.Изучите текст.
2. Запишите в тетрадь:
- Уравнение электролитической диссоциации заданного вещества.
- Качественные реакции на катион и анион и их признаки.
Выданные вам вещества являются сильными электролитами. В растворе они находятся в диссоциированном виде. Доказать состав вещества – значит с помощью качественных реакций определить те катион и анион, которые находятся в его растворе. Если вы затрудняетесь в выборе качественных реакций, то можете обратиться к таблице 3 в учебнике Г.Е. Рудзитиса и Е.Е.Фельдмана «Химия 9», стр. 14-15.
Задание 2: Выполните лабораторный опыт «Качественные реакции на ионы»:
1. Помните о технике безопасности!
2. Изучите порядок работы:
Опыт.
1) Налейте две порции примерно по 0,5 мл выданного вам раствора в две чистые пробирки. Добавьте в первую пробирку несколько капель раствора реактива на катион, а во вторую – реактива на анион. Наблюдения запишите в тетрадь.
Задание 3. Запишите уравнения протекающих в пробирках реакций в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод и запишите в тетрадь: какие реактивы вы использовали для доказательства состава заданного вещества, назовите признаки реакций.
УЭ-3. Распознавание среди двух предложенных растворов кислоты и щелочи
Цели: При выполнении данного УЭ вы научитесь работать с алгоритмом решения задачи по распознаванию веществ в растворах и оформлять экспериментальные результаты.
Задание 1: 1.Изучите текст.
2. Запишите в тетрадь:
- Уравнения электролитической диссоциации заданных веществ.
- Качественные реакции на катионы и анионы и их признаки.
- Выберите порядок определения ионов, а значит и порядок добавления реактивов к распознаваемым растворам. Запишите в таблицу 1 в тетради.
Вам выданы растворы двух веществ – гидроксида кальция и соляной кислоты в пронумерованных, но не подписанных флаконах. Распознать вещества – значит определить номера флаконов, в которых находится каждое из них. Поскольку хлорид бария и сульфат меди(II) являются сильными электролитами, необходимо подобрать качественные реакции, а значит и реактивы на катионы и ионы, которые образуются в растворах при диссоциации этих веществ.
Задание 2: Выполните лабораторный опыт «Качественные реакции на ионы»:
1. Помните о технике безопасности!
2. Изучите порядок работы:
Опыт.
1) Налейте в чистую первую пробирку примерно по 0,5 мл раствора № 1, а во вторую - столько же раствора № 2. Добавьте в каждую несколько капель первого реактива. Наблюдения запишите в таблицу 1 в тетради. Сделайте вывод о том, какой ион в растворе вы смогли определить.
Таблица 1
Результаты опыта по распознаванию растворов кислоты и щелочи
Реактив, определяемый ион | Признаки качественной реакции | |
Образец № 1 | Образец № 2 | |
(Первый реактив) | ||
(Второй реактив) | ||
… | ||
Формула вещества |
2) Заново налейте в чистые пробирки исследуемые растворы и добавьте в каждую несколько капель второго реактива. Наблюдения запишите в таблицу. Сделайте вывод о том, какой ион в растворе вы смогли определить. Если вы распознали одно из веществ (выполнили качественные реакции на катион и анион), то запишите его формулу в последней строке таблицы 1. Больше опытов с этим веществом вы не проводите.
3) Налейте в чистую пробирку раствор вещества, в котором остались нераспознанные ионы. Выполните необходимые качественные реакции и запишите результаты в
таблицу 1.
Задание 3. Запишите уравнения всех проделанных реакций в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о соответствии номера флакона и названия вещества, которое в нем находится.
УЭ-4. Выходной контроль.
Цели: При выполнении данного УЭ вы определите уровень усвоения изученного материала.
Задание 1: 1.Выполните последовательно задания А и Б.
2. Если вы испытаете затруднения при выполнении задания, обратитесь к
записям в рабочей тетради, материалу учебника п. 2 и 3, воспользуйтесь
консультацией учителя.
3. Если вы не успеваете выполнить задания выходного контроля, можно
доработать их после уроков или при выполнении домашнего задания.
Задание А:
Раствор фенолфталеина (метилового оранжевого) добавили к растворам: а) гидроксида бария и б) серной кислоты. Какие признаки реакций вы ожидаете увидеть.
Задание Б:
Необходимо доказать состав сульфата железа(II).
Предложите соответствующие качественные реакции. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Самопроверка. В конце урока сравните ответы на задания выходного контроля с правильными, представленными на кодограмме. Отметьте правильно выполненные задания в тетради плюсом, неправильно выполненные – минусом.
Учитель производит подсчёт учеников, выполнивших верно 2 задания. Фамилии лучших учеников на данном этапе урока записываются на доске.
УЭ-5. Рефлексия.
Цель: Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке. Оцените, насколько вы смогли их достичь? Проанализируйте свою работу на уроке и закончите фразу:
На уроке я работал(а) ____________(хорошо, удовлетворительно, плохо).
Сдайте тетрадь на проверку.
С каким настроением вы уходите с урока? Нарисуйте. (Дети рисуют мордашку, характеризуя свое настроение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)
Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....
Методическая разработка урока по технологии на тему "Куклы-обереги" для 5-го класса
В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выпол...
Методическая разработка урока по математике по теме "Решение уравнений" 6 класс
Интегрированный урок по теме "Решение уравнений" 6 класс...
Методическая разработка урока математики в рамках темы " Две основные задачи на дроби." 6 класс
Данный урок математики проходит в рамках темы «Две основные задачи на дроби.» В рамках данного тематического блока обучающиеся вспомнят правило нахождения части от целого и нахождение целого по ...
Методическая разработка урока по геометрии по теме Решении задач по теме "Прямоугольник, ромб и квадрат" 8 класс
Основой для построения урока взята технология деятельностного подхода со следующими этапами урока: самоопределение к деятельности, организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задач...
Методическая разработка урока по алгебре по теме "Решение тригонометрических уравнений"
Цели урока: Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию...
Методическая разработка урока по алгебре по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств"
Форма урока: комбинированный урокТип урока: Урок повторного контроля знаний. Обобщение и закрепление пройденного материала. Цели урока:...