Открытое занятие по биологии 10 класс на тему: “ Решение генетических задач” Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Лукуткина Ольга Анатольевна

Конспект занятия: «Решение генетических задач»

 

 Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_genetiki_10kl_14.02.2014.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по биологии 10 класс
на тему: “ Решение генетических задач”

Конспект урока с использованием информационно- коммуникативных технологий (ИКТ).

 

Продолжительность: 45 минут.

 

Конспект занятия: «Решение генетических задач»

 Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов   генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

Задачи:

  • образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач, подготовку к ЕГЭ и поступлению в учебные заведения, связанные с биолого-химическим профилем.
  • развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;
  • воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах, взаимопроверке, самоконтроле, воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

 

Вид урока: семинар – практикум.

 

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

 

Форма организации деятельности учащихся - групповая.

 

Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания.

 

Структура урока: все задания подразделяются на четыре блока в соответствии с требованиями программы.

1. блок- решение задач на моногибридное скрещивание и анализирующее скрещивание.

2. блок – решение задач на дигибридное скрещивание.

3.блок – решение задач на сцепленное наследование.

4.блок – решение задач на сцепленное с полом наследование.

5 блок- решение задач на  группы крови.

1. Организационный момент.

1ый слайд – название темы: «Решение генетических задач»

2ой слайд – цели и задачи урока.

3ий слайд – высказывание Б. Васильева.

4-7 слайд- задачи и выводы урока.

 

Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща

Б.Васильев.

         Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Основы генетики». И сейчас наша с вами задача  вспомнить тему  и повторить.

1. Что изучает генетика?

     Ответ. Генетика изучает закономерности наследственности и  изменчивости организмов.

     2. Кто является основоположником науки генетики? (Г. Мендель.)

     3. Какое скрещивание называется моногибридным?

     Ответ. Скрещивание организмов, отличающихся одной парой признаков.

   4. Какое скрещивание называют дигибридным?

     Ответ. Дигибридное скрещивание – скрещивание по двум парам альтернативных признаков.

     5. Как читается закон Моргана.

     Ответ. Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно.

     6. Что такое половые хромосомы?

     Ответ. Половые хромосомы – хромосомы, по котором мужской и женский организмы отличаются друг от друга.

     7. В какой момент определяется пол организма?

     Ответ. Пол организма определяется в момент его оплодотворения

Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач.

Это занятие хочется начать словами Б.Васильева 

«Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».

2. Самостоятельная работа в группах:

Мы будем работать в группах. Для этого мы разделимся на 4 групп.      Каждая группа будет работать по своей теме,  постарайтесь дать ответ на  проблемный вопрос поставленные в задачах.

 Команда 1  по теме: « Решение задач на моногибридное скрещивание и анализирующее скрещивание»,

команда 2 : «Решение задач на дигибридное скрещивание».

команда 3: «Решение задач на сцепленное с полом наследование»

команда 4:  « Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов»

Напутственные слова на слайде.

Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них,
Или то, что сам ты знаешь, передай другим, 
Или то, чего не знаешь, от других возьми.  А. Анвари

 

Прежде чем приступить к работе, вспомните правила работы в группах.

4ый слайд – правила работы в группах:

Распределение ролей.

Умение слышать и слушать.

Активность.

Быть пунктуальным при выполнении заданий с временными рамками.

Конфиденциальность.

Право быть ведущим.

Каждый из вас делает записи по работе на тех же листочках, что у вас на столах, после каждого вопроса. После завершения обсуждения, будет проведен тест – контроль по теме.

3.Тест – контроль

После совместного обсуждения тем, проводится тест - контроль по теме. В течение 10 минут команда выполняет тестовое задание. После выполнения заданий группы обмениваются листочками и проверяют тесты. Идёт взаимопроверка.

Слайд 5- ответы на тестовые вопросы и критерии оценки.

4.Самостоятельные выводы к уроку.

После выставления оценок учащиеся делают самостоятельные выводы по уроку:

1.Первые попытки экспериментального решения проблем, связанных передачей признаков из поколения в поколение, предпринимались в 18 веке. Открыл закономерности наследования признаков Чешский ботаник  Грегор Мендель. Метод  получил название гибридиологический. Его законы применяются для решения генетических задач. Сегодня мы решали задачи на моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание. Научились применять его законы на практике при решении генетических задач.

2.Вспомнили применение закона Моргана при решении задач, как наследуются признаки сцепленные с полом, какие организмы являются гомогаметными и гетерогаметными.

3.Решение генетических задач позволяет нам не только лучше понять законы наследственности, но и постоянно тренировать мышление.

 

5.Заключение. Ребята, я вас благодарю за хорошую работу на уроке, желаю дальнейших успехов в учёбе. А теперь поблагодарим друг друга. Ребята начинают хлопать в ладоши, сначала начинает один к нему присоединяется третий и.т.д. в конце шквал аплодисментов.

Всем большое спасибо!

 

                                                                                 

Приложение 1            Здания и тесты к уроку прилагаются.

 

Задание №1 тема: «Моногибридное и анализирующее скрещивание»

Вы знаете, что полидактилия доминантный признак?

 Задача 1. В консультацию обратилась женщина, планирующая родить ребенка. У нее резус – отрицательный, а у мужа – положительный.

Определите, возможно ли рождение  резус-положительного ребенка, если мать мужа была резус-отрицательная

 Задача 2. Фермер собрал семена львиного зева с растений, имевших белые и красные цветки. Растения он выращивал на двух соседних клумбах. Какой цвет фермер должен указать на пакетиках с семенами, если известно, что признаку окраски цветков  львиного зева присуще явление неполного доминирования?

 Задача 3.  Розовая мечта.

Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она  решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки?

 

Задание №2 «Решение задач на  дигибридное скрещивание»

Не рыжий, вовсе я не рыжий

Задача 1.Женщина с карими глазами и рыжими волосами вышла замуж за мужчину с не рыжими волосами и голубыми глазами. Известно, что у отца женщины глаза были карие, а у матери- голубые, у обоих - рыжие волосы. У отца мужчины были не рыжие волосы и голубые глаза, у матери карие глаза и рыжие волосы. Какими являются генотипы всех указанных людей. Какими могут быть глаза и волосы  у детей этих супругов?

Задача 2. Молодой человек светловолосый и голубоглазый хочет жениться. У него две девушки: Анна и Светлана.

 Анна - темноволосая и кареглазая. Ее отец - светловолосый и голубоглазый, а мать темноволосая, кареглазая.

Светлана - светловолосая и голубоглазая. Ее родители оба темноволосые и кареглазые.

 Определите, на какой девушке нужно жениться юноше, чтобы у них родился ребенок, похожий на отца

 Задача 3. В брак вступают кареглазый мужчина – правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина – правша, отец которой был левшой.

 Какова вероятность того, что у этой пары родится ребенок – левша? (в %)

Задание №3 «Решение задач на сцепленное с полом наследование»

 Задача 1. Жалоба.

Время от времени в газеты приходят письма от женщин с жалобами на мужей, которые их упрекают за то, что вместо сыновей у них рождаются дочери. Справедливы ли их упреки?

 Задача 2. Жертва рекламы.

Рекламный ролик зубной пасты компании «Колгейт» красочно описывал чудодейственное свойство по отбеливанию зубов. Увидев ролик, Николай накупил зубной пасты и добросовестно чистил зубы два раза в день длительное время. Однако эффект отбеливания не проявлялся. Разозленный Николай подал иск в суд на компанию за шарлатанство. В ответ, чтобы себя защитить, компания обратилась в медико-генетическую консультацию. Почему?

 Задача 3. В консультацию обратились супруги, имеющие взрослого сына. Муж рано облысел. У жены густые волосы, но ее отец лысый.

Справка: ген раннего облысения - доминантный (в Y хромосоме).

Определите, какова вероятность раннего облысения сына этих супругов.

Задание №4 « Группы крови. Взаимодействие неаллельных генов»

Задача 1.Ошибка режиссера.

В фильме «Не валяй, дурака» у белой женщины, отец которой был негр, и белого мужчины родился черный ребенок. Возможно ли это?

Задача 2. Сотрудники телевизионной передачи «Жди меня» нашли по некоторым приметам семью потерявшегося много лет назад мальчика. Все очень рады встрече, но остаются некоторые сомнения в их родстве. Может ли судебно-медицинская экспертиза подтвердить родство, если известно, что у обоих родителей четвёртая группа крови, а у найденного мальчика -  первая?

Задача 3. Ситуация 1  

Женщина. Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Иванова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребеночек полностью на него похож, ну точная копия своего папочки.

Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.

Судья. Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова?

Женщина. Первая.

Судья. Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас, дамочка, какая?

Женщина. Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка тоже 4 группа.

Судья. Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу.

Учитель. Какое же решение вынесет суд?

Работа с тестами и их проверка.

      Учащиеся получают печатные листы с тестами (на выполнение тестов даётся 10 минут).

      1. Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:

      а) Морганом;               б) Мендель;            в) Мичуриным.

      2. Ген – это часть молекулы:

      а) белка;                      б) ДНК;                             в) АТФ    

      3. Количество альтернативных признаков при моногибридным скрещивании:

      а)1;                             б) 2;                                     в) 3.

      4. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются:

       а) гомозиготные;      б) гемизиготные;               в) гетерозиготные.

      5. Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называются:

       а) доминантными;        б) аллельными;              в) рецессивными.

      6. Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма – это:

      а) геном;                        б) фенотипом;                  в) генофонд.

      7. К анализирующему скрещиванию относятся скрещивание типа:

       а) Аа*Аа;                        б) Аа*аа;                           в) АА*Аа.

      8. Кроссинговером  называют:

      а) сближение гомологичных хромосом; б) тип хромосомной перестройки;  в) обмен участками гомологичных хромосом.

      9. Фенотип – это совокупность:

      а) генов организма; б) Генов данной популяции или вида; в) внешних и внутренних признаков организма.

      10. Женская гетерогаметность имеет место у:

      а) дрозофилы;                   б) человека;                в) птицы.

      11. Количество фенотипов при скрещивании АахАа в случае полного доминирования:

      а) 1;                      б) 2;                в) 3.

      12. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом ААВв:

      а) 4;                      б) 3;                в) 2.

      13. Дигетерозигота имеет генотип:

       а) АаВВ;             б) ААВв;          в) АаВв.

      14. Количество возможных генотипов при скрещивании типа Аа*Аа:

       а) 2;                     б) 3;                   в) 4.

Дополнительная задача

Цитогенетический анализ околоплодной жидкости у беременной женщины показал, что в 21-ой паре хромосом присутствует третья хромосома.

     Определите, к каким последствиям это приведёт. Дайте        

      рекомендации женщине

                  Даун
Даун1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием информационных – коммуникационных технологий в образовании.Тема: Искусство Гжели.

Предмет: Изобразительное искусство, урок – объяснение нового материала.Тема: Искусство Гжели.Продолжительность: 1 урок-45 минут.Класс: 5.Технологии: компьютер, проектор, экран....

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий «Animals» 3 класс

Комбинированный урок формирования лексико-фонетических, грамматических умений и навыков монологической речи....

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий «Breaking the ice»

Комбинированный урок формирования аудитивных, лексико-фонетических, грамматических умений и навыков монологической и диалогической речи....

Разработка урока биологии в 10 классе по теме: Решение генетических задач.

Открытый урок биологии в рамках семинара ЗДУВР....

Конспект урока с использованием информационной компьютерной технологии в 5-м классе по математике по теме «Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие)

Стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:создание на уроке ситуации занимательности, удивление;создание ситуации успеха. поощрение за успешное выполнение своих обязанностей, дополнение;опер...

Мастер класс по теме "Решение генетических задач".

Мастер класс по теме "Решение генетических задач"....