Разработка урока для 5 класса по теме "Решение задач на проценты"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Шандренкова Елена Валентиновна

 Урок разработан к учебнику под редакцией Виленкина Н.Я. Урок обобщения и систематизации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass._zadachi_na_protsenty.docx47.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Решение задач на проценты.

Класс: 5.

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний по теме «Задачи на проценты».

Предметный результат: умение решать основные типы задач на проценты; уметь использовать в реальной ситуации понятие процента.

Метапредметный результат: выполнять действия по алгоритму; преобразовывать реальную ситуацию в учебно-познавательную.

Личностный результат: формирование операционного типа мышления.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: доска, задания для выполнения на уроке, карточки самооценивания, задания для домашней работы.

Материал:Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений -М.: Мнемозина, 2016.

Формирование УУД:

Личностные: мотивация учения;  формирование готовности к самообразованию, внимательность; формирование позитивной самооценки.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности; оценивание собственной деятельности на уроке.

Познавательные: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя; закреплять  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизировать знания по теме «Проценты». Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь оформлять свои мысли в письменной  форме, слушать и понимать речь других, выполнять взаимопроверку.

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Работают в парах над поставленными задачами.

20

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

6. Этап закрепления изученного материала

Обеспечение закрепления полученных навыков

Организует решение задач из учебника и взаимопроверку.

Решают задачи,  работают в парах над текстовой задачей, обсуждают подходы для решения задачи, выполняют краткую запись по условию задачи, выполняют взаимопроверку в парах.

5

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарии к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

3

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

2. Актуализация знаний

Устный счет: 

0,13        1,09          0,8           0,45           0,006

43%        18%        40%          77%            112%

Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями.

Давайте вспомним основные задачи на проценты.

а) как найти процент от числа;

Найдите:  48% от 250

Решение: 48% = 0,48

                250  0,48 =120

б) как найти число по проценту;

Найдите: число, 8% которого равны 12.

Решение: 8% = 0,08

                12 : 0,08 =150.

в) как найти процентное соотношение чисел.

Сколько процентов составляет 150 от 600?

Решение: 150 : 600  100% = 25%.

Учащиеся устно выполняют задания.

3. Этап изучения нового материала

Рассмотрим следующую задачу:

Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?

- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.

- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

 

Кроме того, полученные знания на уроках математики,  помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии  (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзаменов.  

Сегодня вы будете работать в роли продавцов; в роли классного руководителя и завуча школы; в роли бухгалтера.

Тема нашего урока: Решение задач на проценты.

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Учащиеся предлагают свои решения.

Отвечают на поставленный вопрос  (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.

Этап первичного осмысления и закрепления знаний

- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.

1. Классный руководитель – завуч школы.

1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на «4» и «5».Какой процент учащихся закончили четверть на «4» и «5»? Ответ округлить до десятых.

2) 12 учеников посещают спортивные секции, 16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на два заранее определенных товара  и вычисляют стоимость покупки.

Товар                                                           Скидка на данный товар:

Шуба - 38 500 рублей                                             14 %

Сапоги – 7 800 рублей                                           10%

Шапка - 2 200 рублей                                                  8 %

Спортивный костюм - 3 200 рублей                   11 %

Кроссовки – 1 850 рублей.                                            5 %

3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Ответ к задаче:

1) 67,9%

2) 42,9% учеников посещают спортивные секции, 57,1% учеников посещают различные кружки.

Ответ к задаче:

Шуба            5 390                           33 110 Сапоги          780                           7 020

Шапка           176                           2 024

Спортивный

костюм           352                         2 848  

Кроссовки     92,5                        1 757,5

 Ответ к задаче: 

Заработная плата 22 950 рублей,

премия 10 327,5 рублей,

общая сумма 33 277,5 рублей,

налог 4 326,08 рублей.

Сумма, которую получит сотрудник

28 951,42 рубля.

Физкультминутка

5. Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем все бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Этап закрепления изученного материала

Организует решение задач из учебника и взаимопроверку.

Решают задачи,  работают в парах над текстовой задачей, обсуждают подходы для решения задачи, выполняют краткую запись по условию задачи, выполняют взаимопроверку в парах.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу,  обсуждают правильность решения задач.

Рефлексия

Подводит  итоги работы класса.

Какова была тема урока?

Какие цели и задачи ставили?

Каким способом решали поставленные  задачи?

Учащиеся подводят итоги своей работы, используя листок самооценки.

Информация о домашнем задании

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Решите следующую задачу:

В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8

Плата за детский сад за 1 ребенка

6

Покупка продуктов

23

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23

В копилку

40

Задания: 

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу)  - 60 000 рублей.

На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче;

На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче.

На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может  встретиться в жизни.

Учащиеся записывают в дневники задание.

Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Система оценивания:

http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpghttp://vk.com/images/blank.gif--справился с задачей без затруднений,

http://cs614927.vk.me/v614927127/113a/q8b81d5twJA.jpg--справился с задачей, но возникали трудности,

http://cs614927.vk.me/v614927127/1148/MGGb8fT8Law.jpg--не справился с задачей.

№ задания

Задание

Оценка

1

Устный счет

2

Классный руководитель – завуч школы.

1)                                                                       2)                                                                                          

3

Продавец - покупатель.

4

Бухгалтер – сотрудник фирмы.

5

Итого: ваша оценка за урок

 

Если у вас: 5- http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg  - ставим оценку «5».

Если у вас:4-http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg-ставим оценку «4».

Если у вас:3-http://cs614927.vk.me/v614927127/1141/i1XzCQOo9EI.jpg-ставим оценку «3».

Домашнее задание

Задача: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры,  семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8%

Плата за детский сад за 1 ребенка

6%

Покупка продуктов

23%

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов, если есть необходимость и т.д.)

23%

В копилку

40%

Задания: 

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу  - 60 000 рублей.

Задачи для работы в классе

1. Классный руководитель – завуч школы.

1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на «4» и «5».

Какой процент учащихся закончили четверть на «4» и «5»?

Ответ округлить до десятых процента.

2) 12 учеников посещают спортивные секции,

16 учеников посещают различные кружки.

Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?

2. Продавец - покупатель.

Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.

Товар:                                       скидка на данный товар

 Шуба - 38 500 рублей                                 14 %

Сапоги – 7 800 рублей                                10 %

Шапка - 2 200 рублей                                    8 %

Спортивный костюм - 3 200 рублей           11 %

Кроссовки – 1 850 рублей.                                  5 %

3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.

Ставка сотрудника – 13 500 рублей.

Доплата за совмещение обязанностей – 60 %

Доплата на транспорт  - 10%

Какова заработная плата сотрудника?

Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия.

И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Материалы для интерактивной доски для урока в 5 классе на тему "Задачи на проценты"

Материалы для интерактивной доски для урока математики (авторы учебника: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович) в 5 классе на тему "Задачи на проценты" в соответствии с ФГОС, используется системно-деятельностны...

Урок-повторение по теме «Решение задач на проценты» (9 класс)

Цели и задачи:·        повторить решение задач на проценты;·        развивать мышление, внимание, креативность;·...

План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на проценты"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАЗадачи на проценты 1.    ФИО (полностью)Маликова Тамара Федоровна2.    Место работыГосударственное бюджетное общеобразоват...

Открытый урок по теме "Основные типы задач на проценты" 5 класс

Проблема формирования умения решать задачи на проценты одна из важных тем в системе изучения задач в 5 -11 классах . Умение  учащихся использовать ранее изученный материал по темам "Обыкновенные ...

Технологическая карта урока 5 класс тема" Решение задач на проценты"

Прикладная  направленность в обучении способствует формированию у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для применения математики в других учебных дисциплинах. Учащиеся должны понять, чт...

Открытый урок для молодых педагогов района в 6 классе по теме "Задачи на проценты" (Виленкин Н.Я., ФГОС)

Урок математики в 6 классе по теме "Задачи на проценты" (Виленкин Н.Я., ФГОС)...